Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 334


Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 334 от 01 ноября 2007 года


Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

Вы можете разместить наши новости на Вашем сайте

Новости таможни:

Новый шеф ДВТУ усомнился в честности подчиненных ему таможенников

На пресс-конференции во Владивостоке и.о. начальника Дальневосточного таможенного управления Игорь Власенко заявил, что не верит официальной таможенной статистике, сообщает РИА PrimaMedia. По его словам, товарооборот увеличился на 30-50%, а выявление административных правонарушений всего на 9%.

- Получается, что на каждые 50 контейнеров выявляется всего одно нарушение. Я в это не верю, - заявил Игорь Власенко.- Значит, наши таможенники видимо сильно дружат с участниками внешнеэкономической деятельности.

Игорь Власенко отметил, что на своем новом посту в первую очередь он будет настаивать на ужесточении проверок и исполнении законодательства.

"При таком росте товарооборота и ленивый соберет таможенные сборы, а мы должны заботиться об исполнении таможенного законодательства" – заявил Игорь Власенко.

РИА PrimaMedia; 25.10.07

Глава ФТС не ждет от Агентства по госгранице быстрого решения проблем

Глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов не ожидает от нового Федерального агентства по обустройству госграницы быстрого решения накопившихся проблем.

"К сожалению, вряд ли это произойдет быстро. Руководитель агентства должен набрать команду, разобраться в ситуации. Наверное, более полугода уйдет на становление новой структуры. А проблемы на границах сложились даже не вчера. И требуют решений уже сегодня", - сказал глава ФТС в публикуемом в четверг интервью "Российской газете".

В среду стало известно, что премьер Виктор Зубков назначил руководителем Федерального агентства по обустройству госграницы Андрея Засыпкина, который ранее был гендиректором ОАО "Российская электроника".

Указ о создании нового агентства президент РФ подписал 13 октября.

Премьер-министр Виктор Зубков ранее сообщал, что в ведении агентства будет управление и распоряжение имуществом в пунктах пропуска, строительство и реконструкция всех объектов, связанных с охраной госграницы.

Отвечая на вопрос, появится ли все-таки на границе "одно окно", которое планировалось открыть еще в июле для ликвидации очередей и сокращения времени оформления грузов, глава ФТС сказал: "Если нет, то Виктор Алексеевич Зубков просто снимет некоторых руководителей. Будет персональная ответственность за неисполнение".

На границе планируется оставить из проверяющих только пограничников и таможенников.

"Я сам убедился, что 90-95% проблем, которые возникают на границе, в том числе и с очередями, зависят не только от таможенников, но и от тех ведомств, которые также "стоят на границе"... Да, к 1 июля 2007 года на границе должны были остаться две службы. Но как сидели на границе все ведомства, так и сидят. Можно сказать, что в этом виновата таможня? Я с этим категорически не соглашусь, потому что в процедуре согласований было задействовано несколько министерств и ведомств. И все, казалось бы, согласовали. Получилось как у классика: пуговицы пришиты намертво, а костюма нет", - говорит Бельянинов.

Он отметил, что недавно премьер Зубков на заседании погранкомиссии очень жестко спрашивал, почему так произошло. "На мою беду, я был на трибуне и отчитывался. И, в общем-то, справедливо получил свою долю критики. А также заодно за всех тех, кто в этом процессе принимал участие", - сказал глава ФТС.

На вопрос, как ему работалось с Михаилом Фрадковым и как складываются отношения с Виктором Зубковым, Бельянинов ответил, что с премьерами всегда работать легко. "С аппаратом трудно. Слишком большое количество согласований", - сказал он.

Отвечая на вопрос, правильным ли было решение переподчинить таможню от МЭРТ напрямую правительству, Бельянинов высказал мнение, что правильным.

"Это нам позволило прежде всего развязать кадровые узлы. У нас сотни сотрудников в "и.о." ходили, так как по регламенту без одобрения Минэкономразвития нельзя было назначать на руководящие должности. А нет ничего хуже, чем неуверенность коллектива, когда руководитель с такой приставкой ходит", - сказал глава ФТС.

Кроме того, по его словам, сейчас ФТС может выступать с законодательными инициативами, разрабатывать и вносить в правительство законопроекты. "Это очень важно, потому что таможенное законодательство должно развиваться, отвечать требованиям сегодняшнего дня. Мы знаем ситуацию изнутри. С министерских позиций не всегда видно то, что видят практики", - сказал Бельянинов.

РИА Новости; 25.10.07

Терминалы Санкт-Петербургской таможни выведут за пределы КАД

Первый центр таможенного оформления «Выборский» уже построен в Осиновой роще. Современный складской комплекс обошелся примерно в 30 миллионов долларов.

Всего же, по словам начальника СЗТУ Михаила Прокофьева, за КАДом планируется создать 4-5 таких складов. Это делается в рамках реорганизации структуры Санкт-Петербургской таможни.

30 октября Михаил Прокофьев примет участие в работе организационно-структурной комиссии при ФТС России, где будет рассматриваться вопрос о сокращении трех постов, в частности, на Богатырском проспекте и на Парнасе с созданием в Ручьях единого поста «Пискаревский».

Все эти преобразования направлены на вывод таможенных терминалов за пределы города, так как 14 постов Санкт-Петербургской таможни в настоящее время фактически расположены в зоне жилой застройки. Ожидающие своей очереди большегрузные автомашины, по словам Прокофьева, мешают жителям и создают сложности с автомобильным движением. Вообще новый руководитель СЗТУ готов проводить политику укрупнения терминалов и перераспределения кадров: «Пришло время больших современных центров таможенного оформления», - сказал он.

47 новостей; 25.10.07

Когда рассосутся пробки на границах

Ждать осталось недолго. Года два-три, когда Европейский союз будет готов повсеместно вводить систему предварительного декларирования, а отечественные таможенные посты модернизируют. Недавно назначенный начальник СЗТУ Михаил Прокофьев поделился с журналистами своими грандиозными планами.

Виновницей сложившейся ситуации на приграничных территориях начальник Северо-западного таможенного управления Михаил Прокофьев считает экономическую политику соседей. Впрочем, наши пункты пропуска пока тоже не очень готовы к современным логистическим схемам. Действительно, по словам Прокофьева, та же железная дорога работает только на 20 процентов от своей реальной мощности. Например, автомобили можно возить в специальных вагонах, а не в автопоездах, как это делается в большинстве случаев.

Не стоит забывать и о том, что импорт и транзит грузов – серьезная составляющая бюджета любого государства. Северо-запад России, к сожалению, пока недостаточно привлекателен для многих компаний, занимающихся международными перевозками. Финские и эстонские портовые терминалы пока оказываются более востребованными, зато потом весь этот товаропоток направляется к сухопутным границам России. На приграничных территориях соседи не спешат оборудовать площадки для отстоя техники. К примеру, финны на пункте Ваалимаа планируют построить новую площадку для грузовиков, ожидающих своей очереди, только в 2008 году. МАППы не справляются с возросшей нагрузкой, это, по меткому определению начальника, подобно тому, как если было бы нужно «провести слона, но вместо ворот есть только калитка».

Все претензии относительно того, что и отечественные таможенные терминалы являются «препоной» на пути скорейшего прохождения грузов, Михаил Прокофьев парирует просто: для соседей пропуск товаров – экспорт, а «для нас – импорт. И досмотр должен быть более тщательным». Случается, что документы на товар меняют на нейтральной территории. Из Финляндии выезжали дорогостоящие мониторы, а к русской границе приехали «банки с краской». Чтобы разобраться с такими грузами, требуется время.

Один из способов несколько ускорить процесс прохождения товаров через границу – установка информационно-досмотровых комплексов. ИДК позволяет «не проверять те машины, которые проверять не надо», - уверен Прокофьев. После «сканирования» грузовика только действительно «подозрительные» будут отправляться на полный осмотр.

В этом году на территории СЗТУ должны заработать 5 стационарных ИДК, три из них в непосредственной близости к Петербургу – на российско-финской границе и на Первом контейнерном терминале Балтийской таможни. На МАПП «Торфяновка» пока находится мобильный ИДК, но после установки стационарной системы его переместят в Светогорск. Всего же на Северо-Западе до конца года появится 7 мобильных комплексов. Однако широкое использование ИДК сможет решить вопрос с пропускной способностью таможни только на 5-10 процентов, уточнил Михаил Прокофьев.

Технические нововведения неминуемо потребуют и кадровой переориентации личного состава. Привлекать планируется не только силы из центрального аппарата, но и собственные резервы. ФТС России выделяет 5,5 тысяч сотрудников для пополнения штата региональных управлений. Часть из этих людей попадет и в СЗТУ, однако пока Прокофьев готов обходиться и собственными силами, поскольку «больших вливаний из центра мы не ждем». Усилят, в первую очередь, Выборгскую таможню. На все посты будут направлены по 30-40 человек. Чиновников от таможни больше не станет, заверил Михаил Юрьевич.

Уже 1 ноября по-новому будет работать и Балтийская таможня. Посты укрупнили, сотрудников перераспределили. Так, считает Прокофьев, намного эффективнее: «Прежняя структура себя не оправдала, в частности были сложности с подачей деклараций», - пояснил начальник СЗТУ. Ждем весь мир

Россия уже давно реализовала пилотные проекты в области применения предварительного и электронного декларирования, Европейский союз «догонит» нас только к 2009 году. «Нас это не устраивает, мы рассчитывали на более ранние сроки», - заявил Михаил Прокофьев.

Особенно беспокоит таможенников предварительная подача данных о грузах. Это позволяет значительно сократить сроки прохождения границы. Так на настоящий момент действуют только несколько финских компаний. В будущем все грузы будут делиться по «коэффициентам надежности» от первого до пятого уровня, в зависимости от объема имеющейся информации и наличия гарантий. По словам Михаила Прокофьева, в 2008 году пробовать новую систему будут только в 10 странах Европейского союза.

До эпохи высоких технологий на границе осталось ждать всего год.

Фонтанка.ру

Поступкам экс-начальника ДВТУ Бахшецяна можно найти оправдание

У главного таможенника Дальневосточного региона есть свой взгляд на коррупцию в подведомственных таможнях и на возбуждение уголовных дел в отношении коллег.

Как сообщает корреспондент РИА «Восток-Медиа», во время пресс-конференции, на которой оглашались для представителей СМИ итоги работы ДВТУ за 9 месяцев, на два вопроса в отношении возбужденных уголовных дел в отношении таможенников – Эрнеста Бахшецяна и сотрудников Находкинской таможни - и.о. начальника ДВТУ генерал-майор таможенной службы Игорь Власенко ответил прямо и без обиняков. «Что касается Эрнеста Бахшецяна, то у меня на этот счет есть свое мнение и озвучивать его не так-то просто. Знаю одно, если он что-то и делал, то не для собственного блага, это уж точно. Есть такое понятие, как индекс таможенной стоимости, так вот, когда Бахшецян пришел на эту должность, то этот показатель являл собой некую константу, из месяца в месяц он не увеличивался. С приходом Бахшецяна индекс стал резко расти, Бахшецян в значительной мере добился достоверного заявления товаров во время прохождения таможенных досмотров. Другой вопрос, какими методами он это делал. О них можно спорить - были ли они ошибочными или нет? Но суд должен во всех этих перипетиях разобраться».

В отношении Находкинских таможенников Игорь Власенко высказал диаметрально противоположное мнение: «Их рано или поздно, но все равно бы привлекли к уголовной ответственности. Вероятно, последние мероприятия были проведены с недостаточной щепетильностью в плане доказательной базы. Но то, что эти сотрудники смотрели не туда; то, что они находились по другую сторону «баррикад» - это очевидно».

Восток-Медиа; 26.10.07

Коррупция среди дальневосточных таможенников

За 9 месяцев текущего года в таможенных органах ДВТУ возбуждено 50 уголовных дел в отношении 40 должностных лиц, что на 17 дел больше, чем за аналогичный период прошлого года. И запятнало себя на 15 человек больше. Как сообщает корреспондент РИА «Восток-Медиа», эти цифры огласил на пресс-конференции и.о. начальника ДВТУ генерал-майор таможенной службы Игорь Власенко. «Почти 90 процентов дел было возбуждено по фактам нарушений, выявленных собственными силами безопасности, - отметил главный таможенник дальневосточного региона. В остальных случаях дела возбуждались иными правоохранительными органами».

Лидерами на криминальном поприще оказались Находкинские таможенники (19 уголовных дел в отношении 15 должностных лиц) и Сахалинские таможенники (16 уголовных дел в отношении 9 должностных лиц). В отношении 7 должностных лиц Владивостокской таможни было заведено 6 уголовных дел. По одному уголовному делу было возбуждено в ДВТУ, на Камчатской, Хабаровской и Хасанской таможнях. Уголовные дела заводились на сотрудников таможенных служб за мошенничество, нанесение имущественного ущерба, контрабанду, злоупотребление должностными полномочиями, взятку, служебный подлог, халатность и подделку документов.

За 9 месяцев 2007 года должностными лицами таможенных органов допущено 264 нарушения служебной дисциплины, на долю грубых нарушения приходится 6, 4 процента. За совершение однократного грубого нарушения служебной дисциплины со службы из таможенных органов по отрицательным мотивам уволено три должностных лица – в Находкинской, Камчатской и Уссурийской таможнях.

Восток-Медиа; 26.10.07

Калининградская таможня созрела для реорганизации

«Нынешняя структура областных таможенных органов объективно нуждается в реорганизации, но окончательный вариант ее реформирования еще не проработан. Как передает корреспондент ИА «Росбалт», об этом заявил сегодня на пресс-конференции замначальника Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) по региону полковник Владимир Кулешов.

По его словам, этот вопрос уже поднимался в Санкт-Петербурге, однако, каких-либо распорядительных документов о судьбе региональной таможни не приходило, а на уровне ФТС России эта проблема не рассматривалась. «Вариантов реформирования региональной таможни много, но все они должны учитывать специфику работы в условиях Особой экономической зоны,- считает Кулешов.- Они настолько уникальны, что требуют индивидуального подхода в решении многих вопросов, в том числе на уровне СЗТУ и ФТС».

При этом главная задача реформы, по его мнению, заключается в оптимизации сил и средств таможенных органов региона, в результате чего должны быть найдены дополнительные кадры для работы на таможенных постах, где ее объемы постоянно растут.

Калининград сегодня; 25.10.07

Особое место в своей деятельности ФТС России отводит совершенствованию законодательства в сфере интеллектуальной собственности

В 2007г. количество возбужденных Федеральной таможенной службой (ФТС) дел об административных правонарушениях в области защиты прав интеллектуальной собственности увеличилось. По данным ФТС, если в 2006 году было возбуждено всего 1600 дел об административных правонарушениях, то к концу 1 полугодия 2007 года насчитывалось уже 950 таких дел. Об этом заместитель руководителя ФТС России Леонид Шорников сообщил 24 октября на практической конференции «Таможня и бизнес. Права интеллектуальной собственности», подтверждая данные об эффективности работы подразделений российских таможенных органов в области защиты прав интеллектуальной собственности.

По данным пресс-службы таможенного ведомства, в последнее время правообладатели, российские и зарубежные эксперты оценивают работу таможенных органов в России по выявлению контрафактных товаров как по-настоящему успешную.

Решающую роль в защите торгового оборота от «атаки» импортных пиратских товаров действующее российское законодательство сегодня отводит правообладателю, говорится в сообщении пресс-службы ФТС, так как именно с его инициативы начинается механизм включения товарного знака в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. На сегодняшний день в Реестре содержится 950 товарных знаков, 50% из которых - товарные знаки отечественных правообладателей.

В ближайшем будущем ожидается, что российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности приобретет систематизированную форму и синхронизирует отдельные нормы с положениями международного законодательства. В частности, с 4 декабря 2007г. в силу вступает Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и ведению Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

Кроме того, уже с начала 2008г. планируется внесение поправок в Таможенный кодекс РФ, согласно которым представители таможенных органов получат дополнительные полномочия: право приостанавливать по подозрению в контрафактности выпуск любых импортных товаров, если их бренд зарегистрирован в Роспатенте, в так называемом режиме «ex officio». Таможенные службы Евросоюза уже давно используют этот механизм, говорится в пресс-релизе.

Начало 2008г. также ознаменуется введением в действие 4 части Гражданского кодекса РФ, который расширит защиту обладателей исключительных прав и усилит гражданско-правовую ответственность нарушителей.

В рамках этих мероприятий в июле 2007г между ФТС России и Роспатентом было заключено Соглашение, предоставляющее таможенной службе России право получать доступ к информационным базам товарных знаков и знакам обслуживания Роспатента в режиме on-line.

Информационный портал ОПОРЫ РОССИИ opora.ru 26.10.07

Очереди – вина соседей

Виновницей сложившейся ситуации на приграничных территориях начальник российского Северо-западного таможенного управления Михаил Прокофьев считает экономическую политику соседних стран – Эстонии, Латвии и Финляндии.

По словам Прокофьева, та же железная дорога работает только на 20 процентов от своей реальной мощности. Например, автомобили можно возить в специальных вагонах, а не в автопоездах, как это делается в большинстве случаев, сообщает 47news.

Северо-запад России, к сожалению, пока недостаточно привлекателен для многих компаний, занимающихся международными перевозками. Финские и эстонские портовые терминалы пока оказываются более востребованными, зато потом весь этот товаропоток направляется к сухопутным границам России, считает Прокофьев.

По его словам, на приграничных территориях соседи не спешат оборудовать площадки для отстоя техники. К примеру, финны на пункте Ваалимаа планируют построить новую площадку для грузовиков, ожидающих своей очереди, только в 2008 году.

Пограничные пункты не справляются с возросшей нагрузкой, это, по меткому определению начальника, подобно тому, как если было бы нужно «провести слона, но вместо ворот есть только калитка».

Все претензии относительно того, что и российские таможенные терминалы являются «препоной» на пути скорейшего прохождения грузов, Михаил Прокофьев парирует просто: для соседей пропуск товаров – экспорт, а «для нас – импорт. И досмотр должен быть более тщательным».

«Случается, что документы на товар меняют на нейтральной территории. Из Финляндии выезжали дорогостоящие мониторы, а к русской границе приехали «банки с краской». Чтобы разобраться с такими грузами, требуется время», - говорит Прокофьев.

Один из способов несколько ускорить процесс прохождения товаров через границу – установка информационно-досмотровых комплексов (ИДК).

«Это позволяет не проверять те машины, которые проверять не надо», - уверен Прокофьев. После «сканирования» грузовика только действительно «подозрительные» будут отправляться на полный осмотр.

В этом году на территории Северо-западного таможенного управления должны заработать 5 стационарных ИДК, три из них в непосредственной близости к Петербургу – на российско-финской границе и на Первом контейнерном терминале Балтийской таможни.

Postimees; 28.10.07

Главный таможенник России против НДС

Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов заявил что НДС – самый коррупционный налог

Налог на добавленную стоимость (НДС) является «наиболее коррупционным» налогом и его следует заменить, заявил на заседании общественно-консультативного совета по таможенной политике глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов.

По мнению Бельянинова, такой налог «коррупционен» не только в России, «он коррупционный, по сути, во всем мире», передает РИА Новости.

Ранее члены правительства говорили о возможной замене НДС налогом с продаж, напоминает Lenta.ru. Другой вариант реформы налогообложения заключается в снижении ставки НДС и отказе от схемы «входящего» НДС, когда в бюджет поступает сумма, равная разнице между налогом, уплаченным поставщику сырья и налогом, полученным от покупателя конечного продукта.

Zabinfo.RU; 30.10.07

Электронный комплекс разгрузит границу

Разгрузить границу поможет система электронного декларирования грузов. Многокилометровые очереди на таможенных пропускных пунктах являются давней проблемой как руководства Северо-западного таможенного управления, так и участников внешне-экономической деятельности.

По мнению нового начальника СЗТУ Михаила Прокофьева, частично улучшить ситуацию помогут информационно-досмотровые комплексы, хотя, по его же словам, ИДК могут увеличить пропускную способность таможни лишь на 5-10%. Участники ВЭД предлагают свои варианты решения проблемы.

В частности, с инициативой к руководству Федеральной таможенной службы (ФТС) обратился один из крупнейших таможенных брокеров России - компания «ХОРС», предложившая оборудовать в качестве эксперимента пограничный автомобильный переход на финско-российской границе (МАПП Торфяновка) системой электронного декларирования и сопровождения грузов.

О сути инициативы рассказал директор компании «ХОРС» Руслан Кисс.

- Что заставило вас писать письмо руководству таможни?

Прежде всего, общая существующая проблема – многокилометровые пробки из трейлеров на российских западных границах. Схожая ситуация сейчас на железной дороге, в морских портах. Огромные очереди у российских таможенных пунктов обсуждаются уже на международном уровне, к примеру, на недавней встрече президента РФ Владимира Путина с главой Финляндии Тарьей Халонен.

- В чем, по-вашему, главная причина гигантских очередей на российской границе? Может быть, таможня просто не справляется с растущим потоком импорта?

Импорт в Россию растет очень быстрыми темпами и это объективный факт. Но, прежде всего, дело в неэффективной системе работы российской таможни. Это признают все без исключения эксперты, как российские, так и зарубежные. Ведь у наших соседей очередей практически нет. Финны тратят на оформление одной фуры 38 секунд, а российские таможенники - больше 20 минут. Между тем, потери, которые несут участники внешнеэкономической деятельности, огромны: один час простоя фуры обходится российским компаниям в 150 евро.

- Как поможет решить эту проблему система электронного декларирования грузов?

В нашем предложении к ФТС нет ничего особенного, по системе электронного декларирования грузов работает весь цивилизованный мир. В настоящее время из-за отличий оформления грузов наши таможенники дублируют документы в бумажном варианте. Такой порядок не только тормозит процесс прохождения границы, но и является базой для коррупции среди среднего и низшего звена работников ФТС, позволяет процветать «серым» схемам, ликвидировать которые никак не удается, несмотря на все заявления руководства. Но это не единственная проблема.

Сейчас более 10% всех грузов после прохождения таможни бесследно пропадает на российских дорогах. Наша компания обратилась к руководству ФТС с предложением опробовать в тестовом режиме на МАПП «Торфяновка» систему электронного сопровождения грузов. Небольшое электронное устройство, кстати, российской разработки, на базе GSM-GPS устанавливается на любое транспортное средство (автофургон, контейнер, железнодорожный вагон). С его помощью можно будет следить за перемещением таможенных грузов через спутник в любое время.

На центральный пульт ФТС поступает информация о местоположении груза, а в случае отклонения от маршрута или попытки вскрыть запорные устройства сработает сигнал тревоги. Стоимость одного такого модуля около 200 долларов. Может быть, дороговато, но это позволит добиться почти гарантированной сохранности и централизованно получать информацию о движении всех таможенных грузов в режиме реального времени по всей стране. Всё это значительно снизит расходы логистических компаний по страхованию и хранению таможенных грузов. В перспективе такая электронная система сопровождения грузов, названная нами «Позиционирование», в масштабах всей страны может стать одним из главных клиентов создаваемой российской системы ГЛОНАСС.

- Вы считаете, если принять на вооружение эту систему, то все проблемы на таможне будут решены?

К сожалению, нет. Поэтому мы предложили ФТС также обсудить создание улавливающих тыловых терминалов для создания прозрачности перемещения и обеспечения сохранности грузов в портах, снижения затрат, связанных с хранением грузов в портах. Плюс так называемые разгрузочные терминалы вдоль границ, для ликвидации очередей на пограничных таможенных постах, создания прозрачной и понятной процедуры таможенного оформления и эффективного управления грузопотоками. В перспективе это приведет к созданию единой мультимодальной транспортной структуры на европейской части РФ, удовлетворяющей темпам современного развития экономики РФ.

- Поясните механизм работы тыловых терминалов и разгрузочных терминалов вдоль границ?

Это примерно то же самое, что перехватывающая автостоянка в городе, перегруженном автотранспортом. В Большом порту Санкт-Петербурга в месяц прибывает или убывает порядка 450 тыс. тонн различных грузов навалом и 140 тыс. контейнеров ежемесячно, территория порта с трудом позволяет перевалить такой объем, а грузопоток увеличивается. Порт работает из последних сил, снижается качество услуг.

Чтобы хоть как-то ускорить процес перевалки и разгрузить стивидорные мощности, порт идет на ужесточение условий: год назад контейнер бесплатно хранился 10 суток. Как правило, за это время удавалось провести таможенную очистку груза и вывезти его из порта. Сейчас порт предоставляет 5 суток бесплатного хранения, но если в течение 3 суток участник ВЭД не вывез контейнер с грузом, то бесплатные дни хранения обнуляются и уже с первых суток начисляется 40 долларов за сутки хранения, а с 9 дня все 80 долларов.

Вот на этом и построено наше предложение - разгрузить порт по принципу работы финских коллег, вынести хранение экспортно-импортных грузов с дорогой портовой территории на более дешевую. Чтобы груз привозился на причал в день отправки для дальнейшего таможенного оформления в день разгрузки судна. Сделав это еще 10 лет назад, финны снизили стоимость услуг по перевалке почти вдвое, в результате, даже на сегодняшний день, если везти груз из одной европейской точки до Москвы, например, через Санкт-Петербург и Финляндию одновременно, то через Финляндию получается и быстрее, и дешевле.

- Но, если последует положительный ответ, за чей счет будет происходить переоборудование таможенных переходов?

Сейчас организацией и обустройством границы занимается специально созданное для этого федеральное Агентство, Указ о создании которого президент РФ недавно подписал. Если переоборудование таможенных пунктов будет производиться за счет бизнеса, а впоследствии будет передано на баланс создаваемого Агентства, думаю, это всех устроит.

- Если все ваши предложения будут реализованы, что это даст государству в самое ближайшее время?

Как минимум, будет исполнено требование Президента РФ «о прекращении слияния в экстазе таможни и бизнеса», так как их взаимоотношения, благодаря современным технологиям, станут прозрачными и контролируемыми, независимо от того, на каком участке границы груз перемещается. Станут невозможными так называемые «серые схемы», резко снизится хищение грузов. Значительно уменьшатся расходы по обеспечению доставки грузов (страхование грузов, хранение таможенных грузов, банковские гарантии и прочие дополнительные финансовые инструменты), что, в свою очередь, скажется на цене товаров, в первую очередь, продовольствия.

- Есть ли подобные предложения от других компаний?

Лично я не слышал о таких предложениях, и тем более ни Минтранс, ни ФТС это сейчас не обсуждают. Но мы будем рады, если среди транспортных, складских, стивидорных, страховых компаний у нас появятся единомышленники. Самое парадоксальное, что года три назад в ФТС разрабатывалась система предварительного информирования, в которую наше предложение как нельзя лучше вписывается и в результате чего получается полноценный продукт контроля и управления.

- Руслан Юрьевич, сейчас все чаще можно слышать о частно-государственном партнерстве. Как Вы лично понимаете этот термин применительно к внешнеэкономической деятельности?

Я бы сформулировал это так: государство принимает законы, устанавливает понятные и прозрачные правила игры, предоставляя определенные права бизнесу и, разумеется, осуществляет контроль за исполнением этих законов. Чтобы самый обычный инспектор на таможенном посту понимал, что посажен государством на это место не для сбора дани, а оказания помощи участнику ВЭД в прохождении таможенной процедуры быстро и в соответствии с законом. Бизнес, в свою очередь, должен предлагать направление развития и помогать технологически. Не менее важный вклад бизнеса - это то, что принято называть предпринимательским талантом. Именно это сочетание может обеспечить прогресс и эффективное функционирование государственного управления на всей территории нашей страны.

Фонтанка.Ру; 29.10.07

Изменились ставки ввозных таможенных пошлин на поливинилхлоридные смолы и толуолдиизоцианаты

Внесены изменения в Таможенный тариф Российской Федерации(постановление Правительства РФ от 24.10.07 № 698. ...>>>) Ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров (руды и концентраты вольфрамовые, полистирол, полиэфиры простые прочие, полиэтилентерефталат).

В частичное изменение Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5341; 2007, N 4, ст. 517, 518, 530), утвердить прилагаемые ставки ввозных таможенных пошлин.

2929 10 100 0 - метилфенилендиизоцианаты (толуолдиизоцианаты) - 0%

3903 11 000 0- метилфенилендиизоцианаты вспенивающийся - 5%

3904 10 009 1 - пастообразующие поливинилхлоридные эмульсионные, микросуспензионные и поливинилхлоридэкстендер смолы с массой сульфатной золы не более 0,25% - 0%

VCH.RU; 30.10.07

В Россию стали завозить больше дорогих моделей мобильных телефонов

За 9 месяцев этого года импорт мобильных телефонов в РФ составил 27,95 млн штук – в 1,4 раза больше, чем в прошлом году. Общая стоимость возросла до $3,58 млрд.

Средняя стоимость одного телефонного аппарата, по данным ФТС, составляет около $128.

"Сказывается и повышенный спрос на имиджевые телефоны, и потребность в повышенной коммуникативности средств связи, сочетающей в себе функции различных технических устройств: факса, модема, компьютера, навигатора, фотокамеры и других", – цитирует РИА "Новости" пресс-службу ФТС.

Рост показателей можно было бы объяснить обелением рынка, но в ФТС считают, что основная легализация произошла в стране в 2006 году. Тогда ведомство предприняло ряд инициатив по контролю таможенной стоимости ввозимых товаров.

Лидерами импорта остаются мобильные телефоны марок Nokia (41% общего объема), Samsung (18%), LG (14%), Motorola (11%) и Sony Ericsson (10%).

dp.ru 30.10.07

Зимой на российско-финляндской границе ожидается транспортный коллапс

Зимой на российско-финляндской границе ожидается транспортный коллапс, сообщает финская газета «Kauppalehti», ссылаясь на исполнительного директора финского логистического объединения СКАЛ Ииро Лехтонена.

Он полагает, что очередь грузовиков на КПП «Ваалимаа – Торфяновка» может растянуться за зиму более чем на 100 километров при нынешних темпах роста объёма движения. Лехтонен характеризует надвигающуюся ситуацию как катастрофическую, если Россия не ускорит проход грузовиков через границу.

Сейчас пропускная способность российской таможни составляет примерно 700 грузовиков в сутки. В августе протяжённость очередей грузовиков в направлении КПП «Ваалимаа» составляла в среднем 22,5 километра.

vyborg-press.ru 31.10.07

Уголовное дело «по Бахшецяну» слушается без подсудимого

Во вторник во Фрунзенском районном суде Владивостока состоялось очередное заседание по уголовному делу в отношении бывшего руководителя Дальневосточной таможни Эрнеста Бахшецяна.

Как напоминает РИА «Восток-Медиа», 29 октября на судебное заседание не явился один из подсудимых - начальник отдела таможенного досмотра таможенного поста «Морской порт Восточный» Находкинской таможни Дмитрий Сусоев, который после бытовых побоев проходит лечение в стационаре города Находка. Прокуратура внесла ходатайство – дождаться выздоровления Сусоева и только тогда продолжить процесс. С этим не согласились ни подсудимые – Эрнест Бахшецян, первый заместитель начальника ДВТУ Александр Воробьев, старшие государственные таможенные инспекторы отдела таможенного досмотра Денис Петров и Евгений Проявко, специалист отдела маркетинга коммерческой фирмы Вадим Васич, – ни их адвокаты. Свое несогласие они мотивировали тем, что лечение и реабилитация могут затянуться на несколько месяцев, а затягивать процесс на неопределенное время - кощунственно и непростительно. Представителями адвокатуры, участвующими в процессе, было внесено предложение – пригласить на заседание представителя судебно-медицинской экспертизы, который бы мог дать картину лечения и определить приблизительность времени, необходимого для реабилитационного процесса Дмитрия Сусоева.

Как пояснила корреспонденту РИА «Восток-Медиа» адвокат Эрнеста Бахшецяна Наталия Беловцева, в ходе вчерашнего судебного заседания заслушать судмедэксперта не удалось, так как руководитель судебно-медицинской экспертизы сосался на нехватку кадров. Судья Павел Ветохин, председательствующий в процессе, принял решение - проводить дальнейшие слушания заочно, тем более что сам Сусоев и его адвокат согласны с таким положением дел.

После принятия решения по данному вопросу, судья приступил к чтению обвинительного заключения, которое содержит 200-250 листов. По Бахшецяну и Васичу обвинительное заключение содержится на 90 листах в отношении каждого, в отношении остальных подсудимых объем обвинения – от 5 до 15 страниц. Вчера судьей было зачитано 30 листов обвинения из общего объема. Все участники судебного процесса надеются, что к концу пятницы обвинительное заключение будет прочитано в полном объеме.

ВОСТОК-МЕДИА 31.10.07

Внесены изменения в сборник 1 решений и разъяснений по классификации товаров

Распоряжением ФТС РФ 253-р от 25.07.07. внесены изменения в сборник 1 решений и разъяснений по классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров в соответствии с указанными в нем кодами ТН ВЭД России и разъяснениями, приведенный в распоряжении ФТС РФ от 20.12.2006 N 459-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров".

Сборник дополнен пунктами 58 - 66: "Брелки (брелоки)", "Лифтовое оборудование", "Автоматическая швейная машина", "Устройства, считывающие штрих-код или считывающие информацию с дебетовых, кредитных и аналогичных карточек", "Бытовые электронагревательные приборы для приготовления кофе или чая", "Суда морского и смешанного типа плавания", "Пластмассовые вакуумные пробирки", "Спортивное игровое пневматическое оружие", "Карнавальные наборы, классифицируемые в товарной позиции 9505 ТН ВЭД России".

В новой редакции изложен пункт 40 "Грузовые автофургоны на базе микроавтобусов или легковых автомобилей".

VCH.RU 31.10.07

Молдавия возобновит поставки вина в Россию с 1 ноября

Молдавия возобновит поставки вина в Россию с 1 ноября. Об этом сообщил накануне генеральный директор государственного агропромышленного агентства «Молдова-вин» Валерий Миронеску.

Россия ввела запрет на поставки молдавской винодельческой продукции в марте 2006 года в связи с ее несоответствием требованиям безопасности. В ходе саммита СНГ в ноябре 2006 года президент России Владимир Путин и президент Молдавии Владимир Воронин договорились о возобновлении поставок молдавского вина в Россию.

1 ноября первая партия из 150 тысяч бутылок игристых вин, произведенных российско-молдавским комбинатом «Висмос», будет доставлена на российскую таможню для проверки.

«Только после этого они попадут к российским потребителям. Не сомневаюсь, что на Новый год они будут пить молдавское шампанское», - отметил Миронеску.

Напомним: глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко ранее пообещал, что контроль за качеством поставляемой молдавской продукции будет максимально жесткий.

«Мы выбрали для Молдавии самый драконовский режим, идя даже на нарушения закона, - заявил он. - Для них будет работать всего один таможенный терминал, и исследоваться будет абсолютно вся продукция. Любое мало-мальское отклонение от заявленных показателей качества и безопасности продукции будет пресекаться вплоть до полного запрета ввоза продукции на территорию России. Такая избирательность по отношению к молдавским винам будет продолжаться довольно долго, пока они не зарекомендуют себя как добросовестные поставщики, ввозящие на рынок безопасную продукцию устойчивого качества».

business-magazine.ru 31.10.07


Информация в прессе

Таможня у аппарата

Андрей Бельянинов возглавил Федеральную таможенную службу полтора года назад. Какие из намеченных им "в начале пути" вопросов удалось решить за это время, а что еще предстоит сделать? Об этом и многом другом корреспондент "РГ" беседует с руководителем ФТС России

Тысяча долларов не предел

Андрей Юрьевич, прежде всего поздравляем вас с профессиональным праздником - Днем таможенника Российской Федерации. И первый вопрос - полтора года назад, когда вы заняли пост руководителя Федеральной таможенной службы, помнится, говорили, что одна из главных задач - поднять престиж службы, повысить зарплату таможенника до тысячи долларов. Что удалось?

Андрей Бельянинов:

На самом деле полтора года только 12 ноября исполнится. Я считаю каждый день пребывания в этой должности. А каждый квартал и полгода, при подведении итогов, напоминаю себе высказывание древнего мудреца: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Главное, у нас есть ясность, что надо делать дальше. Правда, хотелось бы быстрее. Но российская бюрократия такова, что, например, решить вопрос об увеличении средней зарплаты таможенникам до уровня тысячи долларов в месяц удалось лишь совсем недавно. Только 25 сентября, с приходом нового премьер-министра подписано наконец постановление правительства, которое регламентирует выплату денежных средств сотрудникам ФТС и ФНС России, Росфинмониторинга. Это те службы, через которые реализуется экономическая политика государства.

РГ: Дальше будете планку поднимать?

Бельянинов: Думаю, что таможенники заслуживают большего. Это одна из ключевых для нашей экономики служба. И государева.

РГ: Когда люди получат первую большую зарплату?

Бельянинов: Уже стали получать. С октября стали выплачивать те суммы, которые были зарезервированы на счетах казначейства с января этого года. За 12 месяцев мы всю прибавку выплатим.

РГ: Но, говорят, увеличение зарплаты происходит за счет сокращения кадров.

Бельянинов: Хуже (шутка). Правительство увеличивает численность сотрудников таможни. И для этого есть все основания. Только появление особых экономических зон требует увеличения штатной численности на 3 тысячи человек. Всего сейчас на таможне трудится 69 тысяч человек. Добавлять штаты нам будут по мере того, как зоны начнут входить в строй. А кроме того, мы комплектуем сейчас экипажи новых инспекционно-досмотровых комплексов, расширяем службу таможенного постаудита. Здесь тоже нужны люди.

Мы действительно сократили за ненадобностью, ввиду незначительных товарных потоков, несколько региональных таможен на южном направлении. Сейчас будем менять структуру Калининградской таможни. Займемся изменениями и в других зональных, региональных таможнях. У нас нет задачи сократить всех, например, на десять процентов. Это было бы, на мой взгляд, головотяпством. К каждому региону мы подходим индивидуально. И меня даже упрекают за излишнюю медлительность. Но здесь должен преобладать принцип: семь раз отмерь, один - отрежь.

Пуговицы есть, костюма нет

РГ: Чтобы ликвидировать очереди и сократить время оформления грузов, еще год назад планировалось открыть на границе к 1 июля 2007 года "одно окно", из проверяющих оставить только пограничников и таможенников. Судя по всему, этот замысел провалился?

Бельянинов: Идея грамотная. Во-первых, я сам убедился, что 90-95 процентов проблем, которые возникают на границе, в том числе и с очередями, зависят не только от таможенников, но и от тех ведомств, которые также "стоят на границе". Во-вторых, то, что решение правительства не выполнено, это проблема российской бюрократии. Да, к 1 июля 2007 года на границе должны были остаться две службы. Но как сидели на границе все ведомства, так и сидят. Можно сказать, что в этом виновата таможня? Я с этим категорически не соглашусь, потому что в процедуре согласований было задействовано несколько министерств и ведомств. И все, казалось бы, согласовали. Получилось как у классика: пуговицы пришиты намертво, а костюма нет. Недавно премьер-министр Виктор Зубков на погранкомиссии очень жестко спрашивал, почему так произошло. На мою беду, я был на трибуне и отчитывался. И, в общем-то, справедливо получил свою долю критики. А также заодно за всех тех, кто в этом процессе принимал участие.

РГ: Так откроется все-таки или нет "одно окно" на границе?

Бельянинов: Если нет, то Виктор Алексеевич Зубков просто снимет некоторых руководителей. Будет персональная ответственность за неисполнение.

РГ: Может быть, поможет переломить ситуацию новое Федеральное агентство по обустройству государственной границы?

Бельянинов: К сожалению, вряд ли это произойдет быстро. Руководитель агентства должен набрать команду, разобраться в ситуации. Наверное, более полугода уйдет на становление новой структуры. А проблемы на границах сложились даже не вчера. И требуют решений уже сегодня.

Как выкупить границу

РГ: Треть из четырехсот пунктов пропуска отданы в частные руки. Их надо выкупать государству?

Бельянинов: То, что некоторые пункты пропуска принадлежат частным лицам, то здесь я не вижу особых проблем. В действительности стопроцентно частных переходов всего с десяток, и все расположены на Дальнем Востоке.

РГ: Откуда тогда взялась цифра 6 миллиардов долларов, которую называли в минэкономразвития, для выкупа объектов таможенной инфраструктуры на границе?

Бельянинов: Начнем с того, что в прошлом году нам так и не дали на это денег. На самом деле за эту сумму можно было бы выкупить площади под таможенные пункты в аэропортах, в морских портах. Но нет еще многих законов, например, все еще "на выходе" закон о морских портах, где предусматриваются границы портов. Почему это важно? Возьмем город Ростов-на-Дону, там длина порта - шестнадцать километров. Могут появиться еще две-три частные компании, которые пристроятся к портовой стенке, и длина порта увеличится до 20 километров. И что, так и будем бежать за частником до устья Дона? Я, конечно, утрирую, но пока в реальности дело обстоит именно так. Где нам строить пост или выкупать для него место? Пока нет закона о портах, нам, таможенникам, там говорить, к сожалению, не с кем. В порту нет одного хозяина. Невозможно договориться с десятками владельцев причалов, портовых сооружений, стивидорных компаний. Так что выкуп - это важно, но не приоритетно. Общий порядок должен быть определен. И не случайно минтранс морскими портами сейчас всерьез озабочен.

РГ: Как вам работалось с Михаилом Фрадковым и как складываются отношения с Виктором Зубковым?

Бельянинов: С премьерами всегда работать легко. С аппаратом трудно. Слишком большое количество согласований. Да и законы Паркинсона действуют, доказано жизнью.

РГ: Спустя полтора года, как вы расцениваете решение перевести таможню из минэкономразвития в прямое подчинение правительства? Может, надо отыграть обратно?

Бельянинов: На мой взгляд, решение принято правильное. Это нам позволило прежде всего развязать кадровые узлы. У нас сотни сотрудников в "и.о." ходили, так как по регламенту без одобрения минэкономразвития нельзя было назначать на руководящие должности. А нет ничего хуже, чем неуверенность коллектива, когда руководитель с такой приставкой ходит. Мы сейчас можем выступать с законодательными инициативами, разрабатывать и вносить в правительство законопроекты. Это очень важно, потому что таможенное законодательство должно развиваться, отвечать требованиям сегодняшнего дня. Мы знаем ситуацию изнутри. С министерских позиций не всегда видно то, что видят практики.

Дальнобойная пробка

РГ: Каким образом ФТС намерена разгрузить 100-километровые "пробки" на автомобильных пунктах пропуска на северо-западном направлении возле Финляндии, Латвии, Литвы?

Бельянинов: Во-первых, 100-километровых пробок нет. Это был бы вообще коллапс. И даже те цифры, которые тоже звучат в прессе - 53 или 56 километров, - не совсем корректны. Читатели должны знать, что на протяжении всех этих километров машины не стоят "хвост в хвост". На этом отрезке сделаны площадки, на которых сосредоточены группы машин. Установлена очередность. Администрация и полиция сопредельных стран регулируют ситуацию, дозированно выпускают машины на трассу. Хотя, конечно, ситуация все равно удручающая. Например, на переходе Бурачки-Терехово скапливается по 1100-1200 машин. Мы делаем все необходимое для того, чтобы разрядить ситуацию, устанавливаем инспекционно-досмотровые комплексы, увеличиваем штатную численность сотрудников в этих пунктах пропуска, вводим упрощенную процедуру таможенного контроля. Например, через Светлогорск открыт "зеленый коридор" для автовозов.

Но здесь напрашивается вопрос к перевозчикам: "Если так тяжело стоять, почему везете грузы именно через эти автомобильные пункты пропуска?" Ведь есть другие. Они, может быть, расположены чуть дальше, но все равно по времени будет выигрыш. На мой взгляд, необходима перегруппировка потоков. Самое правильное решение - изменение вида транспорта. Сейчас, например, железная дорога активно включилась в конкурентную борьбу за перевозки. При таком грузопотоке это экономически выгодно. Недавно в Латвии запустили несколько экспериментальных грузовых поездов, чтобы ситуацию разрядить. Надо отдать должное и российским железнодорожникам, они тоже в это дело включились. Так что все наладится, но для этого нужно время.

РГ: Сколько? Два-три года?

Бельянинов: Мне кажется, что Владимир Иванович Якунин за два года рассчитывает гораздо больше проблем решить, чем просто "под завязку" загрузить железную дорогу.

Вообще, у нас основная грузовая трасса - Москва - Санкт-Петербург. Она не молчит ни днем, ни ночью. В любое время суток там пробки на протяжении 700 километров. Это только в Москву. Думаю, пора создавать другие транспортные и таможенные схемы на подступах к столице, то есть задействовать Тверскую, Новгородскую области, использовать транспортные развязки. Москва по большому счету - все равно распределитель. Она не потребляет все, что сюда везут. В минтрансе есть план создать так называемый "сухой порт", то есть строительство еще одного транспортного кольца вокруг столицы, которое будет проходить по соседним с Москвой областям.

Импорт за этот год вырос на 20 процентов. Но впереди еще самые беспокойные месяцы - ноябрь и декабрь. Вообще на проблему надо комплексно смотреть. Сейчас на Новорижской дороге, в границах Московской области, ремонтируется сразу пять, казалось бы, новых мостовых переходов. Я спрашиваю у своего коллеги, замминистра транспорта: "Новые же трассы, всего 15 лет назад как построены". Он говорит, что нагрузки на мостовые переходы были предусмотрены в расчете прежних транспортных потоков. А сейчас они такие, что дорожники просто обязаны ремонтировать мостовые переходы.

РГ: Какая для таможни сейчас самая острая проблема?

Бельянинов: Проблема легальных поставок, которая во многом может быть решена предварительным электронным информированием - что, в каком количестве, когда, через какую границу повезут импортеры. И здесь важны взаимоотношения с нашими коллегами из других стран. Хочу сказать, что если бы не президент России, то мы бы к этой теме даже не подступились. На саммите ЕС в ноябре прошлого года Владимир Владимирович жестко поставил вопрос перед Евросоюзом о необходимости предварительного информирования. Хотя ему оппонировали, что должно быть коллективное мнение Евросоюза, только в таком случае отдельные страны могут вступить в переговоры с Россией. Тем не менее сейчас уже 10 европейских стран ведут с нами совместные пилотные проекты. Но теперь мы должны еще и говорить на одном языке. Я не имею в виду английский. У нас должны быть единые программные компьютерные продукты. А этот вопрос упирается, как правило, в лоббирование интересов национальных программистских компаний или производителей.

Скоро пойдет товарный поток по олимпийскому проекту. По национальным проектам таможня уже сталкивается с определенными сложностями. Когда начался ввоз медицинского оборудования в Пермь, в Астрахань, мы поняли, что надо срочно менять нормативную базу. Она устарела. И если строго настаивать на букве закона, то можно завалить любой национальный проект. Сейчас, думаю, ситуация разрядится - принято несколько правительственных документов. И проекты не будут завалены.

По закону госслужбы

РГ: Андрей Юрьевич, о какой проблеме мы вас еще не спросили, но она для вас очень важна?

Бельянинов: Дефицит квалифицированных сотрудников.

РГ: Кстати, Виктор Зубков, будучи руководителем Росфинмониторинга, сам ходил по лучшим вузам и агитировал к себе на работу финансовыми разведчиками студентов.

Бельянинов: Он свою задачу решил. Наверное, мне тоже надо ходить по институтам. Хотя у нас есть своя академия. Но выпуск пока не удовлетворяет тех потребностей, которые есть. Мы даже запланировали открытие еще одного филиала, в Екатеринбурге. Но есть общая, характерная для всех проблема. К сожалению, по закону о госслужбе, который хорошо бы в этом плане изменить, мы не вправе брать выпускников институтов - до этого они должны два года где-то поработать. А нам нужны и товароведы, и металловеды, и международники. Но ведь после того как два года выпускник проработает где-нибудь в коммерческой структуре, у него пропадает желание идти на госслужбу. Так что мы были правы, когда полтора года назад начали с того, что поставили задачу - поднять престиж таможенной службы и повысить зарплату сотрудникам. И кое-что нам удалось сделать. Надеюсь, теперь решать кадровые, да и другие вопросы будет легче.

"Российская газета"; 25.10.07


"Серый" обувной импорт грозит разорением легальных производителей

С 1 октября Федеральная таможенная служба (ФТС) установила новые цены "риска" для импортных подошв, каблуков, стелек, шнурков.

Таможенники считают, что прикрываясь этими копеечными обувными "запчастями", большинство импортеров на самом деле ввозят готовую обувь без уплаты соответствующих пошлин. Только в обувном секторе из-за контрабанды и "левых" схем бюджет ежегодно теряет около 1 миллиарда долларов.

А что делать в этой ситуации российским производителям недорогой обуви, которые "тачают" ее как раз из импортных "копеечных запчастей", поскольку своих фабрик по производству комплектующих в России нет. Это беда российских обувщиков. Поэтому "запчасти" ввозятся в Россию из-за границы. В том числе и из Китая. Но все, что из Китая и стран Юго- Восточной Азии, на таможне, как правило, подпадает под определение "товар риска" и облагается повышенной пошлиной. Обувщики нервно отреагировали на это решение, направив телеграмму в Федеральную таможенную службу.

Один из руководителей Российского союза кожевников и обувщиков Владимир Денисенко назвал такие действия "душительскими", поскольку дешевая обувь якобы выталкивается с рынка. 55-рублевые тапочки, считает он, в итоге могут подорожать до 250 рублей. По прогнозам обувщиков, аналогичная ситуация ждет "сборные" туфли, босоножки, зимние сапоги. А такую обувь покупают на каждый день почти 80 процентов граждан России. У таможни на этот счет своя точка зрения.

Китайская арифметика

Широкомасштабный обман импортеров вынуждает таможенников идти на крайние меры по защите рынка: помимо пошлин вводить и "контрольные" цены для товаров риска. Если, к примеру, цена контракта подозрительно занижена, то "уровень риска" товара поднимается в три, а то и в десять раз. Соответственно, увеличиваются общие таможенные платежи, которые должен выплатить импортер. Этот административный кнут под названием "корректировка таможенной стоимости "товаров риска" касается нескольких сотен групп товаров, которые ввозятся в Россию недоплатой налогов и пошлин, считают в ФТС. Готовая импортная обувь и импортные комплектующие - тоже в зоне особого риска. Только в "обувном" секторе из-за контрабанды и "левых" схем бюджет ежегодно теряет около 1 миллиарда долларов. По данным таможни, российские импортеры бессовестно занижали и до сих пор занижают реальную стоимость товаров в десятки раз. К примеру, импортные кожаные туфли декларируют в таможенной декларации по 1 и по 2 доллара, а в торговлю эти же туфли уже продают за 200-300 долларов, то есть с прибылью в 200 раз. Или ввозят через таможню готовые сапоги под видом стелек.

Ценовая ориентировка

С одной стороны, выход по борьбе со злоумышленниками вроде бы найден - в казну дополнительно поступают десятки миллионов рублей. С другой - добросовестный бизнес зачастую огульно зачисляется в контрабандисты или недобросовестные поставщики. И со стороны этих компаний растет поток апелляций и судебных разбирательств по поводу ценовых корректировок, которые таможенники сами и устанавливают. "Закрытые" приказы о корректировках таможенной стоимости "товаров риска" проходят под грифом "для служебного пользования" и обсуждению не подлежат. Как пояснил корреспонденту "РГ" высокопоставленный руководитель ФТС, "профиль риска это просто ориентировка таможенным органам на местах, на что обратить то или иное внимание при оформлении товара, а не на то, чтобы повышать или понижать пошлины". Вот только иной раз отдельные таможенники на местах настолько усердствуют, что субъективные корректировки-ориентировки в несколько раз превышают реальную стоимость продукции и контрактов.

В Национальном обувном союзе считают, что одними административными и силовыми методами вопрос борьбы с нелегальным ввозом не решить. Более того, делают неприятный вывод: корректировки таможенной стоимости "товаров риска" становятся ловушкой для коррупции.

Чтобы легализовать ввоз импортной обуви и одновременно помочь развитию обувных производств внутри России, по мнению генерального директора Национального обувного союза Натальи Демидовой, необходимо и дальше снижать импортные пошлины на обувь. А на обувные комплектующие - вообще их отменить.

Между тем в ФТС отвергли обвинения Союза кожевенников и обувщиков в том, что таможня своими руками душит отечественного производителя и лишает народ дешевой обуви за 200 рублей. Здесь считают, что только за счет ввезенного в Россию "уже очень большого количества технологичного оборудования для обувной отрасли" российские производители встают на ноги.

В ФТС напомнили, что на недавнем мартовском совместном заседании таможенников с бизнес-союзами обсуждался вопрос отмены пошлин на обувные комплектующие. И соответственно вывод этих товаров из зоны таможенного риска. Но решение об отмене пошлин принимает правительство. А до тех пор, пока оно не принято, таможня продолжит жестко контролировать и каблуки, и стельки.

компетентно

Сергей Шумилин, начальник отдела промышленной политики в легкой промышленности минпромэнерго:

- Таможенно-тарифный вопрос для российской обувной отрасли один из самых острых. Все, что ввозится для обувщиков, то есть комплектующие (заготовки верха и низа обуви), технологическое оборудование, должно иметь нулевой налог, чтобы таким образом стимулировать отечественное производство. Ну а пересмотр принятых решений по пошлинам и установление дополнительных требований к ним не содействуют улучшению ситуации. Действительно, получается парадокс. Только снизили пошлину на комплектующие для обуви до 5%, как почти сразу же было принято решение об установлении на них фиксированной цены, что фактически перечеркнуло меры по развитию мощностей у себя в стране и поддержке отечественного товаропроизводителя. В этом плане было бы разумно обратиться к опыту Евросоюза, который договорился с Китаем о совместном мониторинге китайского текстиля в Европу вплоть до конца 2008 года. Целью такой меры является не ограничение поставок текстиля из Китая в Европу, а отслеживание реального объема поставок. Организация подобного мониторинга в России позволила бы оценить реальные объемы и цены, а также реальное качество продукции. Только в этом случае у нас будет действительно прозрачная ситуация на кожевенно-обувном рынке.

А вот снижение тарифов на импортную обувь неприемлемо. Их, напротив, надо поднимать, потому что принцип "снятие пошлин - выход из тени" работает плохо.

Справка "РГ"

По данным минпром-энерго, в 2006 году российские граждане приобрели примерно 400-450 миллионов пар обуви в год, то есть по три пары на человека. Легальный импорт составил 102 миллиона пар. 200-250 миллионов пар были ввезены либо контрабандой, либо под видом дешевых товаров "прикрытия", либо произведены подпольно.


Российская газета; 30.10.07


- На Запад Терминале открылся новый Пост Ветеринарного и Фитосанитарного контроля

Нормативные документы

31.10.07Распоряжение ФТС РФ от 25.07.07. N253-р, О внесении изменений в распоряжение ФТС России от 20.12.2006 г. N 459-р
31.10.07Письмо ФТС РФ от 29.08.07 N05-15/32419, О возврате денежных средств, уплаченных при приобретении акцизных марок
31.10.07Письмо ФТС РФ от 30.08.07 N07-05-12/22411ф, О защите прав интеллектуальной собственности
31.10.07Письмо СЗТУ от 05.09.07 N07-02-12/22937ф, Об указании регистрационных кодов участников ВЭД в ГТД
31.10.07Письмо ФТС РФ от 10.09.07 N05-11/33810, О перечислении процентов за рассрочку платежа
31.10.07Письмо ФТС РФ от 11.09.07 N05-11/33942, Об уплате таможенных платежей при временном ввозе
31.10.07Письмо СЗТУ от 11.09.07 N07-01-18/23396ф, О применении ставки ввозной таможенной пошлины в размере 0%
31.10.07Письмо ФТС РФ от 27.09.07 N05-11/35965, О превышении максимальной суммы одновременно действующих банковских гарантий
31.10.07Письмо ФТС РФ от 04.10.07 N01-06/36771, О таможенном оформлении товаров,ввозимых для экспонирования на выставке "Интерполитех-2007"
31.10.07Телетайрограмма ФТС РФ от 12.10.07 NТФ-2050, О неприменении распоряжения ФТС России от 17.07.2007 N 242-р в отношении ООО "Балаковские минеральные удобрения"
31.10.07Распоряжение ФТС РФ от 10.10.07. N353-p, О внесении изменений в распоряжение ФТС России от 10 апреля 2007 г. № 109-р
31.10.07Приказ Россельхознадзор от 12.09.07. N183, О совершенствовании порядка оформления
31.10.07Приказ ФТС РФ от 16.10.07. N1271, Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Российской Федерации
30.10.07Приказ МЭРТ РФ от 11.09.07 N315, О внесении изменений в порядок, определяющий понятие "Промышленная сборка" и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов
30.10.07Приказ ФТС РФ от 10.10.07 N1250, О внесении изменений в приказ ФТС России от 3 августа 2006 г. n 724 "Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации"
30.10.07Приказ ФТС РФ от 22.10.07 N1301, О Новокаширском таможенном посте
30.10.07Приказ ФТС РФ от 22.10.07 N1300, О переименовании таможенных постов, расположенных в Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах
30.10.07Письмо ФТС РФ от 03.10.07. N06-73/36663, О пестицидах и агрохимикатах
30.10.07Приказ ФТС РФ от 15.10.07 N1269, О материальном стимулировании должностных лиц таможенных органов Российской Федерации за I и II кварталы 2007 года
30.10.07Приказ ФТС РФ от 16.10.07 N1273, О распределении бюджетных ассигнований таможенных органов на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
30.10.07Распоряжение ФТС РФ от 05.10.07 N347-р, Об освобождении от ввозной таможенной пошлины, НДС и таможенных сборов за таможенное оформление товаров, ввозимых ООО "АмРусТранс" для Министерства обороны Российской Федерации
30.10.07Распоряжение ФТС РФ от 16.10.07 N359-р, Об установлении специальной упрощенной процедуры таможенного оформления в отношении открытого акционерного общества "Белагромаш-Сервис"
30.10.07Письмо ФТС РФ от 11.10.07 N06-63/37877, О рассылке электронной версии перечня морских навигационных карт издательства Минобороны России для таможенных органов
30.10.07Письмо ФТС РФ от 03.09.07 N01-18/32852, О таможенном оформлении транспортных средств
30.10.07Распоряжение ЦАТ от 05.10.07 N58-р, О приеме к оформлению электронных копий ГТД в формате XML-документа
30.10.07Письмо ФТС РФ от 22.08.07 N06-73/31675, О введении временных ограничений на территории Республики Беларусь
29.10.07Постановление Правительство РФ от 24.10.07 N698, Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары
29.10.07Приказ ФТС РФ от 10.10.07 N1240, О проведении региональных совещаний
29.10.07Телетайрограмма ФТС РФ от 09.10.07 NТФ-2003, О постановлении Правительства РФ от 1 октября 2007 года № 628
29.10.07Распоряжение ФТС РФ от 16.10.07 N362-р, О внесении изменений в распоряжение ФТС России от 7 июня 2007 г. № 190-р
29.10.07Письмо ФТС РФ от 10.10.07 N08-444/37630, О федеральном законе Российской Федерации
29.10.07Письмо ФТС РФ от 02.10.07 N06-70/36511, Об аннулированных лицензиях Минэкономразвития России
29.10.07Письмо ФТС РФ от 08.10.07 N05-11/37153, Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций
26.10.07Приказ ФТС РФ от 25.09.07 N1190, Об утверждении Правил оформления квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению
26.10.07Приказ ФТС РФ от 16.10.07 N1277, О Реестре таможенных перевозчиков
26.10.07Распоряжение ФТС РФ от 09.10.07 N351-р, Об освобождении от НДС сырья и комплектующих изделий для производства оправ корригирующих очков и очков для коррекции зрения, ввозимых ОАО "КОМТЕЗ"
26.10.07Письмо ФТС РФ от 16.10.07 N01-06/38408, О перечислении сумм штрафов
26.10.07Телетайрограмма ФТС РФ от 17.10.07 NТФ-2082, О вступлении в силу с 12.11.2007 г. ПП РФ от 10.10.2007 г. № 660 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на пшеницу, меслин и ячмень, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе"
26.10.07Письмо ФТС РФ от 05.10.07 N06-68/37028, О внесении изменений в письмо ФТС России от 30.01.2006 N 06-68/2900
25.10.07Приказ ФТС РФ от 10.10.07 N1234, О внесении изменений в штатное расписание центрального аппарата ФТС России
25.10.07Распоряжение ФТС РФ от 05.10.07 N345-р, Об освобождении от ввозной таможенной пошлины, НДС и таможенных сборов за таможенное оформление товаров, ввозимых ООО "АмРусТранс" для Федерального космического агентства
25.10.07Письмо ФТС РФ от 08.10.07 N01-06/37142, О постановлении Правительства Российской Федерации от 1 октября 2007 г. № 628
25.10.07Письмо ФТС РФ от 08.10.07 N06-30/37192, О таможенном оформлении
25.10.07Письмо ФТС РФ от 10.10.07 N01-06/37726, О таможенном оформлении товаров

Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
Тел./факс: (495) 647-27-33.

В избранное