Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 255


Служба рассылок "Виртуальной таможни"

Выпуск # 255 от 16 марта 2006 года


Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

Новости таможни:

09.03.06 В Екатеринбурге прокатилась волна проверок компьютерных магазинов

Таможенники занялись контролем продавцов, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. Занялись компьютерными торговцами серьезно. Смотрят, есть ли нарушения таможенного законодательства при ввозе компьютерных комплектующих через границу.

Проверяют во входящих счетах-фактурах, правильно ли стоят номера грузовой таможенной декларации (ГТД), затем сверяют их с данными тех стран, откуда этот товар был завезен. Являются ли проверки продолжением политики по легализации рынка серых товаров или же проходят в рамках, пока устной, но уже заявленной 26 февраля Президентом РФ Владимиром Путиным на круглом столе в Нижнем Новгороде программы развития сферы ИТ – предмет сегодняшних размышлений представителей сферы высоких технологий.

статья полностью ...>>>

nakanune.ru 09.03.06

10.03.06 Система электронных лицевых счетов значительно облегчила учет и контроль

Амурская таможня – первая на Дальнем Востоке, где внедряются «электронные» счета участников внешнеэкономической деятельности.

Как сообщили PrimaMedia в пресс-службе Амурской таможни, на некоторое время таможня превратилась в своего рода опытно-экспериментальный центр по апробированию и внедрению в жизнь нового комплекса программных средств ведения лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности (КПС «Лицевые счета»). На данном этапе освоения данного программного продукта Амурская таможня является третьей таможней в Российской Федерации и единственной на Дальнем Востоке, где решено было установить КПС «Лицевые счета».

КПС "Лицевые счета" является обобщающим звеном технологической цепочки приема, контроля, обработки грузовых таможенных деклараций с выходом на статистическую отчетность и контроль платежей и позволяет получить единый массив достоверной информации для решения задач по пресечению незаконных внешнеторговых операций, формированию федерального бюджета и региональной статистики.

В тоже время, система КПС «Лицевые счета» входит в технологическую цепочку обработки, как наличных, так и безналичных платежей от участников внешнеэкономической деятельности.

Новая программа КПС «Лицевые счета» поможет решить проблему ведения лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности на бумажных носителях, и ряд других задач, ранее ощутимо усложняющих процесс работы должностных лиц структурных подразделений таможенных платежей таможенных органов.

Например:
- планирование поступления таможенных платежей;
- учет временных периодических и полных периодических деклараций (ВПД/ППД);
- формирование возвратов денежных средств плательщикам в различных вариантах;
- контроль за сроками уплаты периодических платежей и сумм задолженности и др.

Специально для освоения данного программного продукта на сервере Амурской таможни была установлена программа «ORACLE», позволяющая должностным лицам отдела таможенных платежей централизованно работать в информационной сети КПС «Лицевые счета».

Начальник службы эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения Дальневосточного таможенного управления – В. С. СОРОКИН лично курировал введение данного программного продукта в действие. В процессе работы он высоко оценил техническую подготовленность информационной и программной базы Амурской таможни, а также профессиональную грамотность и высокую квалификацию должностных лиц отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения Амурской таможни.

На данном этапе КПС «Лицевые счета» успешно установлен на сервере Амурской таможни и работает в опытно-тестовом режиме. От положительных результатов тестирования КПС «Лицевые счета» зависит дальнейшее использование данного программного продукта не только в таможнях Дальневосточного региона, но и в таможнях других регионов России.

РИА "PrimaMedia", Владивосток 10.03.06

10.03.06 Ростовская прокуратура занялась контрабандой

Прокуратура Ростовской области во взаимодействии с Южным таможенным управлением и правоохранительными органами Украины ликвидировала канал контрабанды товаров, действовавший в период с августа по октябрь 2005 года на территории области. «Органами прокуратуры возбуждены и расследуются 56 уголовных дел по фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере путем подлога документов и недостоверного декларирования товаров в Ростовской таможне», — сообщила старший помощник областного прокурора Елена Великова. Согласно материалам предварительного следствия, контрабандный товар поступал в адрес ООО «Гермес» г. Гуково Ростовской области. По предварительной оценке, стоимость перемещенных через таможенную границу России контрабандным способом товаров составляет свыше 70 млн рублей, а неуплаченные таможенные платежи — около 40 млн рублей. В настоящее время проводится проверка возможных фактов причастности к незаконному перемещению товаров должностных лиц Гуковского, Новошахтинского и Шахтинского таможенных постов Ростовской таможни.

«Интерфакс-Юг» 10.03.06

10.03.06 Потери бюджета России от контрабанды табака достигают $70-75 млн

С 2003 года по настоящее время таможенными органами выявлено 778 административных правонарушений в этой сфере.

Ежегодные потери российского бюджета от контрабанды табачных изделий и сырья для их производства, по оценкам экспертов, составляют 70-75 миллионов долларов, сообщает агентство «Прайм-ТАСС». «С 2003 года по настоящее время таможенными органами выявлено 778 административных правонарушений в этой сфере, взыскано штрафов на сумму более 1,5 миллиона рублей», - отметили в главном управлении по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ.

По данным ФТС, среди нарушений чаще всего фиксируются недекларирование товаров, предоставление недостоверных сведений о табачном сырье, оборудовании и материалах, используемых при производстве сигарет.

В связи с этим правоохранительные органы усиливают контроль над соблюдением законности при ввозе на таможенную территорию России продукции, используемой при производстве сигарет.



PrimaMedia 10.03.06

13.03.06 Лучшие коллективы таможенных органов

Приказом руководителя ФТС России А. Жерихова # 130 от 16 февраля 2006 года победителями конкурса на лучший коллектив таможенных органов Российской Федерации по итогам 2005 года признаны:

Лучший коллектив таможни высшей категории:

Центральная акцизная таможня.

Лучший коллектив таможни первой категории:
1-е место - Самарская таможня Приволжского таможенного управления,
2-е место - Екатеринбургская таможня Уральского таможенного управления,
3-е место - Ростовская таможня Южного таможенного управления

Лучший коллектив таможни второй категории:
1-е место - Туапсинская таможня Южного таможенного управления,
2-е место - Чувашская таможня Приволжского таможенного управления,
3-е место - Архангельская таможня Северо-Западного таможенного управления.

Лучший коллектив оперативной таможни:
1-е место - Уральская оперативнаятаможня Уральского таможенного управления.

Лучший коллектив таможенного поста в автомобильном пункте пропуска:
1-е место - Шебекинский таможенный пост Белгородской таможни Центрального таможенного управления,
2-е место - таможенный пост «МАПП Бугристое» Челябинской таможни Уральского таможенного управления,
3-е место - Красноярский таможенный пост Астраханской таможни Южного таможенного управления.

Лучший коллектив таможенного поста в отличном от автомобильного пункте пропуска:
1-е место - таможенный пост «Морской порт Приморск» Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления,
2-е место - Валуйский таможенный пост Белгородской таможни Центрального таможенного управления,
3-е место - таможенный пост «Морской порт Владивосток» Владивостокской таможни Дальневосточного таможенного управления.

Лучший коллектив внутреннего таможенного поста:
1-е место - таможенный пост «Автомобильный завод» Северо-Западной акцизной таможни Северо-Западного таможенного управления,
2-е место - таможенный пост «Челябинский электрометаллургический комбинат» Челябинской таможни Уральского таможенного управления,
3-е место - Есиповский таможенный пост Зеленоградской таможни Центрального таможенного управления.

Лучшим коллективом среди тыловых таможенных постов признан Калининградский тыловой таможенный пост Северо-Западного таможенного управления.

Названные коллективы таможенных органов награждены переходящими вымпелами и дипломами ФТС России, а также денежными премиями.

Журнал «Таможня»

14.03.06 Вслед за мобильными телефонами и бытовой техникой таможня собирается в атаку на "серый" импорт автомобильных запчастей

Как стало известно "Бизнесу", вслед за мобильными телефонами и бытовой техникой таможня собирается в атаку на "серый" импорт автомобильных запчастей. По оценкам участников рынка, сейчас на нем доминируют именно "серые" импортеры, на долю которых приходится более 70%, или $1,8 млрд. Эксперты предполагают, что если таможня возьмется за эту проблему всерьез, доля официальных импортеров может вырасти до 80-85%.

статья полностью ...>>>

Бизнес 14.03.06

14.03.06 ФТС намерена провести сверку сведений о разыскиваемых автотранспортных средствах с данными Госавтоинспекции

Федеральная таможенная служба РФ намерена провести сверку сведений, имеющихся в таможенных органах о разыскиваемых автотранспортных средствах, с данными территориальных подразделений Госавтоинспекции органов внутренних дел. Об этом говорится в распоряжении ФТС N 65-р ...>>> , подписанном главой ФТС Александром Жериховым.

Как отмечается в распоряжении, в период с 1995 г по настоящее время на таможенную территорию Российской Федерации ввезено большое количество автотранспортных средств без таможенного оформления и без уплаты /полной или частичной/ таможенных пошлин, налогов, которые продолжают находиться во владении и пользовании физических лиц.

По докладам из таможен более 8 тыс автотранспортных средств объявлено ими в розыск с использованием сил и средств территориальных подразделений Госавтоинспекции органов внутренних дел в связи с возбуждением уголовных дел, дел об административных правонарушениях /нарушениях таможенных правил/ либо с недекларированием и неуплатой таможенных пошлин, налогов.

При этом должностные лица таможни, как правило, ограничиваются лишь объявлением в розыск и не используют иных способов установления местонахождения автотранспортных средств и лиц, причастных к их противоправному ввозу на таможенную территорию РФ и ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов. Более того, в ряде таможен не ведется учет разыскиваемых автотранспортных средств, не налажено взаимодействие с территориальными подразделениями Госавтоинспекции органов внутренних дел по постановке в розыск, взаимному информированию и снятию с розыска.

Вместе с тем основной задачей учета разыскиваемых автотранспортных средств с использованием АИПС "Автопоиск" ГИАЦ МВД России является оперативное информационное обслуживание раскрытия и расследования преступлений. Действующий Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, иные законодательные акты России не предусматривают объявление в розыск автотранспортных средств в целях уплаты таможенных пошлин, налогов, изъятия или ареста в качестве предмета административного правонарушения.

Анализ результатов розыска показал крайне низкую его эффективность как меры по обеспечению уплаты лицами таможенных пошлин и налогов. Принимаемые в связи с розыском ограничительные меры в пользовании автотранспортными средствами зачастую нарушают права и законные интересы граждан, являющихся их добросовестными приобретателями.

В связи с этим глава ФТС обязал начальников таможен, кроме сверки сведения с Госавтоинспекцией, проверить на соответствие действующему законодательству РФ каждый факт нахождения автотранспортного средства в розыске и направить в территориальные подразделения Госавтоинспекции органов внутренних дел информацию о снятии или об оставлении в розыске конкретного автотранспортного средства с указанием основания для его розыска /только при наличии возбужденного уголовного дела/.

Также должны быть приняты исчерпывающие меры по установлению лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, и по взысканию с них таможенных пошлин, налогов в судебном порядке. В случае невозможности установления лиц, обеспечить взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров /автотранспортных средств/, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Обобщенные результаты работы должны быть представлены в ФТС до 15 мая 2006 г.

ПРАЙМ-ТАСС

14.03.06 Исполняющим обязанности начальника Брянской таможни назначен Михаил Петров

Приказом Федеральной антимонопольной службы объявлен приказ Минэкономразвития России о возложении на полковника таможенной службы Михаила Константиновича Петрова исполнения обязанностей начальника Брянской таможни, сообщает пресс-служба ведомства.

Перед коллективом Брянской таможни приказ огласил начальник Центрального таможенного управления, генерал-майор таможенной службы Юрий Рыбкин. 14 марта Петров приступил к исполнению своих обязанностей.

49-летний Михаил Константинович ранее занимал должность первого заместителя начальника Белгородской таможни по таможенному контролю. В таможенных органах работает с 1997 года. Имеет два высших образования. За добросовестное отношение к служебным обязанностям награжден медалью «За усердие» и нагрудным знаком «Отличник таможенной службы».

БРЯНСК.RU 14.03.06

15.03.06 ФТС отчиталась об аресте очередной контрабандной партии компьютерных комплектующих

Федеральная таможенная служба отчиталась об аресте очередной контрабандной партии компьютерных комплектующих. На этот раз был задержан гражданин России, пытавшийся провезти через Шереметьевскую таможню более трех тысяч процессоров Intel на общую сумму 10,245 млн руб. Однако этот публичный арест является лишь верхушкой айсберга. Как стало известно "Бизнесу", российские госорганы проводят сейчас масштабную акцию "обеления" компьютерного рынка с арестом складов крупных дистрибуторов. Но в отличие от ситуации с мобильным кризисом в этот раз силовики предпочитают "почистить" рынок тихо и без огласки.

статья полностью ...>>>

Бизнес 15.03.06


Информация в прессе

СУР: проверка практикой

В 2005 году появились первые результаты системной работы по внедрению в таможенную практику системы управления рисками (СУР), что качественным и количественным образом отразилось на таможенном администрировании. К примеру, с помощью СУР дополнительно удалось перечислить в государственный бюджет порядка 10,7 миллиарда рублей, возбуждено 3459 дел об административных правонарушениях. О том, как идет работа по выстраиванию новой для таможенных органов технологии, некоторых результатах ушедшего года и задачах на 2006-й и последующие годы, когда СУР заработает в полном объеме, рассказывает начальник отдела Главного управления таможенного контроля ФТС России Сергей ГРЕЧИШНИКОВ.

- Автоматизация выявления профилей риска на всех таможенных постах -одна из важнейших задач вашего подразделения. Когда это состоится?

- Вы не представляете, как порадовал меня этот вопрос. Еще два года назад практически никто в таможенной службе не знал, что бывают профили риска и их нужно автоматизировать. Приятно, что сейчас мы уже можем разговаривать на одном языке. Задача по автоматизации СУР - одна из самых серьезных. При этом надо уточнить, что речь идет о первом этапе автоматизации. Нам предстоит еще длинный путь в направлении его разработки и внедрения - до 2009 года, заданный проектом по модернизации информационных систем в рамках кредита Всемирного банка. Для того, чтобы таможенный инспектор не потонул в море бумажных носителей профилей риска, мы с коллегами из технических служб проделали большой комплекс работ в течение полутора лет и в настоящее время вышли на финишную прямую. Однако работа на этом не остановится. Далее нам придется переработать и переиздать уже изданные профили риска под новый формат, создать комплекс аналитических программных средств и так далее.

- А сколько сейчас издано и действует профилей риска?

- Всего их 307, из них действующих - 97. Первый шаг мы сделали - ввели все формализованные профили риска, то есть те, которые машина может выявить по автоматическим алгоритмам. Они составляют от общего числа около 30-35 процентов. При этом мы придумали, как перевести всю работу по выявлению профилей риска инспектором на общение с монитором, исключив изучение их бумажных носителей. Мы планируем, что с февраля текущего года бумажные носители профилей риска рассылаться уже не будут. До таможенного инспектора будет доводиться электронная библиотека со всеми действующими профилями риска. Те профили, которые нельзя формализовать в принципе, будут открыты для инспектора полностью. То есть машина будет сигнализировать ему о том, что есть некоторая рисковая ситуация, и, применяя собственный интеллект, инспектор поймет, нужно ли в конкретной ситуации применять профиль риска. Профили, подлежащие автоматическому выявлению, будут видны только в части сценария осуществления таможенного контроля по конкретной партии товаров.

- А нельзя все формализовать?

- Абсолютно все формализовать невозможно. Во-первых, в электронной копии Грузовой таможенной декларации (ГТД) присутствует не вся значимая информация, поэтому какой-то процент неформализованных профилей риска все-таки останется. Во-вторых, мы только сейчас приступили к разработке комплекса серьезных аналитических программных средств (в рамках проекта модернизации).

Необходимо пройти определенный путь качественного развития аналитической работы. Он известен, и об этом говорит опыт зрелых таможенных администраций мира - европейских и американской. Кстати, у них уходили десятилетия на этот путь, но у нас он должен быть короче, ведь мы можем пользоваться их опытом. Уже в ближайшее время мы надеемся перейти от анализа после выпуска товара на оперативный анализ до выпуска товара. Пока оперативность поступления информации с границы не позволяет нам делать это быстрее. Однако в будущем мы должны выйти именно на оперативный анализ, что позволит контролировать каждую партию товара.

А заключительная стадия - прогнозный анализ, когда серьезным образом поставленная аналитическая работа позволит нам прогнозировать ситуацию. Это неразрывным образом связано с введением в практику деятельности предварительного информирования. Например, в США и в ЕС принято волевое решение, что предварительная информация должна представляться за сутки до ввоза товаров. В противном случае транспортное средство с товаром будет длительное время простаивать в ожидании, пока информация не пройдет обработку по СУР. Мы тоже надеемся внести изменения в законодательство для работы в таком режиме. Это позволит существенным образом сузить область риска, область применения форм контроля и, соответственно, вывести большую часть товаров из-под ненужных таможенных формальностей. По нашей информации, в 2004 году американская таможенная служба издала 900 тысяч профилей риска и направила их в таможенные органы для исполнения. Это иллюстрация реализованного прогнозного анализа.

- Впечатляющая цифра! Это сколько же времени может понадобиться вам, чтобы выйти на такие результаты?

- Могу сказать, что мы знаем, как это сделать, и весь набор работ уже запланирован. В США профили риска прогнозные и они ориентированы на конкретный контейнер. Мы же находимся в самом начале пути. Так что, у нас пока большинство изданных профилей риска - большие, рамочные, тяжелые и негибкие общероссийские. РТУ и таможни должны посмотреть, как это работает, и «раскачаться» для создания региональных и зональных профилей риска. Для этого мы нарабатываем библиотеки таможенных знаний, целевых методик выявления рисков. В свою очередь, методики мы пытаемся оформить в виде цифровых алгоритмов и научить компьютер автоматически выявлять риски по всей стране. В будущем эта работа должна привести к тому, что акцент с общероссийских профилей риска будет перенесен на зональные профили риска, описывающие особенности действий конкретной таможни или таможенного поста. Для увеличения оперативности рассмотрения и издания срочных профилей риска в настоящее время проводится эксперимент в Центральном таможенном управлении (ЦТУ). Его цель - создание на базе региональных управлений региональных центров анализа и управления рисками, куда бы стекалась и обрабатывалась вся информация с последующим реагированием на конкретные партии. Первые результаты, в том числе и положительные, уже есть. Эффективность работы по таким профилям риска более 12 процентов, что превышает показатели большинства таможенных органов по эффективности таможенного контроля.

Напомню, что эксперимент начался в конце лета 2005 года, а в конце декабря этого же года по нашему докладу руководитель ФТС России его продлил. Эксперимент планируется завершить в ноябре 2006 года, а с 2007 года - выйти уже на нормально функционирующий региональный центр анализа и управления рисками ЦТУ.

- В каких региональных управлениях, в первую очередь, будут создаваться такие центры?

- Мы надеемся, что в ближайшее время аналогичный центр появится в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ). Там уже есть техника, набираются люди и составляются аналитические программы. На подходе и Южное таможенное управление (ЮТУ). То есть, в первую очередь, мы охватываем крупные региональные управления с наиболее сложной ситуацией, а конечная задача - создание центров во всех региональных управлениях. Кроме того, мы надеемся также в будущем создать целевые, оперативные отделы и в крупных таможнях с большим объемом товарооборота. Там велика вероятность недостоверного декларирования, следовательно, требуется объединение всех усилий в одном месте для комплексного воздействия на ситуацию.

В утвержденной правительством Концепции развития таможенных органов стоит задача создания Федерального центра анализа и управления рисками (его рабочее название - Операционный центр), куда должна стекаться вся информация из таможенных органов. В настоящее время наши методики насчитывают около 28 открытых и закрытых источников информации, и это не конечный предел. Мы должны научиться просеивать эту информацию через определенные фильтры и добывать из нее те зерна, которые позволят нам выявлять, в том числе нарушения законодательства. Не секрет, что российский бизнес стремится создавать именно такие устойчивые каналы, пользуясь несовершенством законодательства, коррупцией.

Особенно хотелось бы отметить, что ряд региональных управлений не спешит переходить на новые принципы организации таможенного контроля. Вместо системной комплексной аналитической работы и реализации ее результатов через издание профилей риска изобретаются «суррогаты» мер реагирования. Это ведет к отсутствию информации о региональных рисках в ФТС России. Следовательно, мы не можем увидеть региональные тенденции таможенных органов, межрегиональное перетекание товаропотоков и своевременно предпринять необходимые меры воздействия. То есть простое неисполнение либо недолжное исполнение установленной схемы взаимодействия таможенных органов при издании профилей риска, работа по старинке не позволяют достичь серьезных результатов уже сейчас.

Мы не знаем, какие проблемы стоят перед таможенными органами СТУ, ПТУ и ДВТУ. Остальные управления уже приступили к комплексному использованию СУР и у них, как следствие, лучшие результаты таможенного контроля. Лидирует здесь ЮТУ.

- В силу ряда объективных обстоятельств таможенные органы испытывают дефицит профессиональных кадров. Поэтому сразу же напрашивается вопрос: хватает ли специалистов для выполнения вашей части работы, а также смогут ли квалифицированно использовать вашу информацию на местах, в том числе и рядовой таможенный инспектор на посту?

- Конечно, имеются колоссальные проблемы, в основном по аналитикам и специалистам по разработке комплексных сценариев таможенного контроля. При этом все рецепты давно известны - это минимизация интеллектуальных затрат инспекторов на местах и организация аналитической работы всех таможенных органов. Наша система как раз и призвана обеспечить эффективный контроль ограниченными ресурсами, в том числе и кадровыми. То есть мы понимаем, что на местах могут быть проблемы с подготовленными кадрами, поэтому основную тяжесть интеллектуальной, аналитической и координационной работы пытаемся «оттянуть» наверх, на уровень центрального аппарата и региональных таможенных управлений. Именно они будут осуществлять анализ, формулируя и просеивая через себя предложения таможен и таможенных постов, отсекая непроработанные вопросы и добавляя свой интеллектуальный подход. Речь идет о трех направлениях анализа: стратегическом, тактическом и оперативном. Стратегический анализ заключается в умении увидеть региональные и мировые тенденции, а также сделать прогноз по поводу того, в какой области необходимо защищаться. Например, ситуация с птичьим гриппом позволяет именно на стратегическом уровне, осуществив анализ, разработать в упреждающем порядке меры контроля, и установить какие-то запреты или ограничения по ввозу мяса птицы из каких-то регионов. Тактический уровень анализа с последующей разработкой необходимых мер предполагает отслеживание региональных тенденций, к примеру, по структуре импорта и экспорта. Оперативный же уровень анализа - это конкретная партия товара. Вот таким образом мы и распределяем задачи, концентрируя специалистов в высших органах управления. Именно так организована работа во всех зрелых таможенных администрациях.

- Как в этом смысле выглядит работа инспектора на таможенном посту?

- Мы пытаемся дать инспектору конкретный сценарий действия, чтобы он не задумывался о том, что ему делать. То есть ему даются указания о применении того или иного комплекса мер по конкретной товарной партии. С одной стороны, мы доводим до инспектора меры борьбы, разработанные на базе всех исторических знаний таможенной службы, а с другой - предотвращаем превышение им своих полномочий. При этом у него есть около 35 «легких» административных мер воздействия по документальному или фактическому контролю, которые он может применять самостоятельно, в зависимости от ситуации. Применение «тяжелых» форм контроля мы дозируем, поскольку они напрямую влияют на время выпуска декларации, ведя к материальным и временным издержкам для участников ВЭД, увеличивая себестоимость продукции. Поэтому на интуитивный подход по фактическому контролю, то есть на проведение таможенного досмотра, мы даем квоту таможенным постам. Это означает, если инспектор что-то почувствовал, то он может через рапорт совершенно спокойно сам назначить «тяжелые» формы контроля. Также, когда это требуется, может быть назначена экспертиза, если идет речь о наркотиках или каких-то других тяжелых нарушениях. Но в целом, подчеркиваю, наша работа направлена на то, чтобы инспектор меньше задумывался. В первую очередь это обусловлено неоднородностью кадрового состава в разных таможенных органах.

- И все-таки, как в регионах обстоит дело с подготовкой кадров, в том числе и там, где вы собираетесь открывать центры?

- Передовым, с точки зрения функционирования регионального центра, на сегодня является ЦТУ. С точки зрения глубокой проработки выявления рисков в лидерах - ЮТУ. Однако следует учитывать то, что система пока очень молодая и есть много субъективных проблем, связанных, в том числе и с тем, что в регионах не всегда быстро можно найти людей, которые поведут за собой других. Например, только недавно, три месяца назад, появился начальник подразделения в Сибирском таможенном управлении (СТУ), а более года вообще никого не было. В Приволжье до сих пор нет руководителя. Сейчас на Урале начала активизироваться работа и мы надеемся, что уже в ближайшее время и этот регион заработает должным образом. Почему так важна личность руководителя? Да потому что эти подразделения сейчас ключевые, они занимаются перспективной работой, реализуя пилотный проект, а это всегда синяки и шишки. В целях достижения какого-либо эффекта требуется мощный административный ресурс. Поэтому если нет лидера, убедившего своего руководителя в важности этого проекта, то и результатов трудно достичь.

- В самом деле, вы осуществляете сейчас работу в чем-то непривычную для таможенника, привыкшего, в том числе, и к тотальному досмотру. Наверно, новаторские вещи не сразу находят понимание, в том числе, и у коллег?

- Наша тема для таможенной службы новая и очень сложная, так как включает в себя все компоненты менеджмента. Это и методология, и кадры, и информационно-технические аспекты. Мы впервые в таможенной практике нарабатываем методические материалы, постоянно их обновляем и рассылаем в таможенные органы. Сейчас их объем - более 80 мегабайт компьютерной памяти. Также они размещены на портале ФТС России. Однако мы понимаем, что информации много и не у всех есть время ее читать. Поэтому мы пытаемся максимально организовать учебный процесс и в регионах, и на уровне таможен. Много ездим сами, а также читаем лекции и проводим круглые столы на базе Института повышения квалификации в Российской таможенной академии.

Руководство отметило, что самым большим нашим достижением стало то, что СУР уже прочно интегрирована в таможенную систему. Ведь СУР - это своеобразная нервная система таможенного организма. Раньше ее не было, а потому нам не без труда пришлось прорастать, образно говоря, в ее отдельные сегменты, преодолевая известный российский менталитет, неприятие нового и сопротивление, в том числе и таможенников. Можно сказать, что в 2005 году мы проросли в систему с точки зрения методологии и первичной автоматизации процессов. Практически доработаны все применяемые программные средства. К июню 2006 года нам необходимо также охватить транзит товаров. Таким образом, мы вступаем в третью стадию внедрения СУР - переходную. У нас не более двух с половиной лет, чтобы, не ломая существующие наработанные связи, прийти к конечной цели эволюционно, а не революционно.

Действительно, мы внедряем в мозг инспектора совершенно несвойственные ранее вещи, к примеру, осознание того, что контроль должен быть выборочным, а не тотальным. Так, в новые показатели деятельности таможенной службы внедрено четыре показателя по СУР, в том числе показатели результативности фактического контроля. Мы хотим спрашивать за нерезультативную работу, чего раньше не было. Это базируется на том, что любой контроль направлен на достижение какого-то результата, и если его нет, а контроль проводился, возникают вопросы. Тем более, когда, экспертно зная ситуацию, мы уверены - нарушение законодательства было. В этих случаях заинтересоваться должны уже другие подразделения, в том числе и служба собственной безопасности, надзорные органы.

Основную тяжесть контроля необходимо перевести на этап контроля после выпуска товара, как в режиме документального контроля функциональными подразделениями таможен, так и в виде пост-аудита. Ведь при обычном стандартном режиме таможенного контроля инспектор может проверить, от силы, одну партию товара. Тогда как во время ревизии таможенный инспектор может в день проверить уже 200 партий товара, сверив данные ГТД и бухучета. Вот эффективность, которая при обычном режиме таможенного контроля и не снилась!

Поэтому мы утверждаем, что, формируя красный сектор таможенного контроля путем издания профилей риска, необходимо формировать и зеленый сектор контроля. То есть развязывать себе руки и выводить ненужные для досмотра партии товаров на пост-контроль и пост-аудит. При этом, конечно же, следует иметь в виду, что если у инспектора все-таки есть основания полагать, что в конкретном случае возможны правонарушения, то никто не запрещает ему осуществить досмотр. Не стоит забывать и того, что есть еще генератор случайных чисел, который просто обязательно поставит никому неизвестные отдельные партии товаров под фактический контроль. Поэтому, подчеркиваю, мы не говорим о бесконтрольности, мы говорим, что эффективнее проводить контроль по этим партиям после выпуска. Экспертные оценки показывают, что уже в этом году мы вполне можем выйти на 10-15 процентов партий товаров, которые будут контролироваться в зеленом секторе.

В то же время хочется отметить, что отдельные таможенные органы не понимают либо не желают понять, что основная цель формирования такого сектора - обеспечить возможность таможенному посту не проверять все партии товаров, а сосредоточиться только на рисковых партиях. Упрощение деятельности участников ВЭД - это косвенный результат. Однако зачастую на всех уровнях службы приводятся аргументы - эта организация недостойна упрощения, причем по надуманным предлогам. А заложник в этой ситуации - таможенный пост, которому придется и дальше впустую тратить время на проведение безрезультатных досмотров.

- В прошлом году вышел приказ # 409, который весьма активно обсуждался бизнесом и отдельные его положения порождали целые дискуссии. Как вы можете оценить его работоспособность?

- Оценивая его объективно, следует сказать, что существующая редакция приказа оказалась достаточно громоздкой и сложной в применении. К тому же мы формально внесли такие фильтры для отсева, которыми и себе связали руки. Скажем, у какого-то участника ВЭД, оформляющегося по зеленому коридору, нашли незадекларированную коробку с сувенирными журналами, о которых экспедитор просто не знал, а фирма-отправитель забыла его предупредить и просто положила их в грузовой отсек. Формально - это нарушение по «тяжелой» статье - 16.2 «недекларирование», а потому мы обязаны с учетом существующей редакции приказа этого участника ВЭД вывести на год из списка и контролировать по жесткой модели. Но при этом не учитывается, что этот участник ВЭД перемещает тысячи товарных партий в год и на посту знают, что досмотр ничего не даст.

- А удалось ли решить проблему с несовпадением юридического и фактического адресов участников ВЭД? Это требование для включения компании в перечень, судя по отзывам представителей бизнеса, вызывало большие нарекания.

- В самом деле, это нонсенс. Ведь за государственную регистрацию юридических лиц отвечает Федеральная налоговая служба. И если какой-то известный участник ВЭД с мировым брэндом спокойно отчитывается в той налоговой инспекции, в которой ему удобно или с которой он привык работать, и она к нему никаких претензий не имеет, то почему несовпадение юридического и фактического адресов становится «тормозом» для работы таможенных органов? Тем более, что свои адреса компании не скрывают и предоставляют их в таможенную инспекцию. Мое личное мнение - это неправильно. Мы доложили руководителю службы свои предложения и предложения региональных управлений по исключению этого допущения в перечень, и надеемся, что вопрос решится положительно.

- Многие участники ВЭД считают вопросы анкеты, прилагаемой к приказу # 409, излишними, затрагивающими коммерческую тайну, конфиденциальность. Что вы на этот счет думаете?

- Для того чтобы мы могли переместить осуществление контроля в режиме после выпуска, мы должны хорошо знать их деятельность. В этой ситуации - как на приеме у доктора или адвоката: либо рассказываете все и мы работаем, либо ничего - тогда работаем в режиме оперативного контроля. Что касается коммерческой тайны и конфиденциальности, то ведь вся информация, которая нам предоставляется и содержится в ГТД, проходит под грифом «конфиденциально». Анкету составляли профессионалы-аудиторы, которые прекрасно осведомлены, на какие параметры необходимо обращать внимание, чтобы убедиться в устойчивости или неустойчивости фирмы. Вопросы в анкете - это своеобразные датчики, с помощью которых мы оцениваем таможенную и коммерческую устойчивость участника ВЭД и осуществляем последующий мониторинг его деятельности. Ведь в конечном итоге, оформляя партии товаров по зеленому сектору, участник ВЭД минимизирует свои временные и материальные издержки, это ему выгодно. А мы должны позаботиться, чтобы эта информация не просочилась за стены службы. Когда мы были в Германии, то нам приводили в пример фирму «Икеа», которая экономит миллионы евро только на логистических cхемах без оперативного вмешательства таможни. Мало того, в Швеции идут еще дальше. Заключают специальный пакт о том, что клиент обязуется организовать работу по донесению до властей информации о недобросовестных соседях. Если ты хочешь упрощения, то дай что-то взамен.

- Вы думаете, что и у нас такая форма сотрудничества приживется?

- Во всяком случае, почти вся Европа так работает. Между прочим, до 90 процентов выявления правонарушений в Швеции идет по результатам именно этой информации. По сути, государство даже может и не иметь огромный штат оперативных сотрудников, они уже есть в бизнесе. В конце концов, если один играет честно и видит, что его сосед играет по другим правилам и у него образуются сверхприбыли, то это прямая конкурентная борьба.

Мы предполагаем, что во главе участников ВЭД, работающих на российском рынке и стремящихся к честной работе, в первую очередь, будут инвесторы и крупные транснациональные корпорации, думающие о своей репутации. Разве плохо, когда логистика будет отрегулирована таким образом, что товары пойдут непосредственно на склад получателя, а транзит и декларирование товаров будут проводиться в упрощенном порядке? Так что оказание таможенной услуги в виде сервиса - это не такое уж и отдаленное будущее. К 2009 году мы надеемся перейти на дистанционный удаленный сервис, максимально учитывающий добросовестность участника ВЭД. Если бизнес заинтересован в этом, то, безусловно, он должен делать шаги, которые бы способствовали упорядочению процедуры формирования перечней, и быть готовым пройти через горнило серьезных проверок.

Кстати, необходимо отметить, что в составе Рамочных стандартов безопасности и упрощения торговли ВТО, которые приняты сегодня большинством развитых стран, такая форма сотрудничества с бизнесом является основной.

- Вы нарисовали почти фантастическую картину будущего, в котором СУР играет главенствующую роль...

- На самом деле, система сама по себе просто инструмент. СУР нужно квалифицированно спланировать, подготовить и научить сотрудников пользоваться. От нее же ждут незамедлительного эффекта уже сейчас, как от какой-нибудь палочки-выручалочки. Нам требуется затратить еще очень много усилий и материальных средств, чтобы добиться видимых результатов. Ведь, изучая международный опыт, мы по крупицам собираем все лучшее и преломляем это с учетом российских реалий - менталитета населения, правового нигилизма, исторических и культурных особенностей. Важно, что в базовых позициях мы создаем модель, которая может быть легко встроена в европейские процессы. К такому же выводу пришли и эксперты из ЕС, проводившие сверку нашей работы по разработке и внедрению СУР с лучшей виртуальной моделью европейской СУР. В июне 2005 года мы получили официальный документ ЕС, содержащий эти выводы, а также рекомендации по составу и наполнению необходимых работ.

Просто нужно принять как аксиому -без новых принципов таможенного администрирования, таких, как электронное декларирование, предварительное информирование и СУР, мы навсегда отстанем от глобальных мировых процессов. Это показывают опыт зрелых таможенных администрации и новые угрозы времени.

Так, в Швеции комбинированное введение СУР, электронного декларирования и предварительного информирования позволило сократить таможенные органы в пять раз за 8 лет - с 10 тысяч до 2 тысяч человек. При этом их товарооборот схож с российским - 5 миллионов деклараций против почти 3 миллионов наших. И это на фоне наших 68 тысяч таможенников. Представляете, насколько эффективнее они работают и отбирают товары для досмотра - не более 5 процентов. Ограниченными ресурсами они достигают максимального эффекта. Причем 80 процентов деклараций по заданным параметрам компьютер просто отсеивает из-под контроля, а потому они сосредотачиваются на том, на чем необходимо, и смотрят только то, что нужно. Поэтому совершенно никто не стесняется того, что выявляются не все нарушения. Все закрыть невозможно, а потому такую задачу никто и не ставит. Например, будучи в Швеции я спросил в правоохранительном подразделении таможни, сколько наркотиков они выявляют, и мне ответили, что шесть процентов. И, представьте, их за это никто не «расстреливает»! Они примерно знают внутреннее потребление, а также, сколько ввозится и сколько производится наркотиков внутри страны, и на основе этого рассчитывают, сколько могут выявлять таможенные органы. То же самое относится и к досмотрам.

Мы тоже понимаем, что все выявить нельзя. Как и то, что нельзя эффективно работать без эффективного внутриведомственного взаимодействия. Мало того, необходимо выходить через правительство и МИД на другой уровень - межведомственную кооперацию и международную борьбу с нарушениями таможенного законодательства. - Если резюмировать, то какая работа запланирована у вас на 2006 год?

- Самое главное - это начало третьей, переходной, стадии разработки и внедрения СУР, а также выход на создание Центра анализа и управления рисками. Мы начинаем администрировать новые показатели эффективности деятельности таможенных органов и продолжаем отслеживать старые показатели. В традиционном ежегодном плане разработки и внедрения СУР будут содержаться все эти работы, а также отдельные целевые задачи. Это позволит нам обеспечить плановый переход к мировым стандартам, а мировые стандарты - это всего лишь несколько минут на выпуск и досмотр не более пяти процентов партий товаров.

Валентина ДУДКОВА
Журнал «Таможня»



- На Запад Терминале открылся новый Пост Ветеринарного и Фитосанитарного контроля
- Ищем Генерального директора Терминала для Московсого региона!

Уважаемые подписчики!
Мы будем Вам очень признательны, если Вы примете участие в нашем очередном опросе:
"Серый" импорт в результате активной борьбы с ним:
исчезнет "как класс"
как был так и останется
найдет другие формы существования
не знаю
Результаты

Заранее всем спасибо!
Принимайте участие в других наших опросах: http://www.vch.ru/vote/.

Нормативные документы

15.03.06 Телетайпограмма ФТС РФ от 10.03.06 NТФ-583, Об отмене телетайпограммы ФТС России от 03.03.2006 N ТФ-513 ...>>>
15.03.06 Приказ ФТС РФ 176 от 09.03.06 О признании утратившим силу приказа ГТК России от 16.04.1998 N 223...>>>
15.03.06 Приказ ФТС РФ 170 от 06.03.06 О ставке ввозной таможенной пошлины на некоторые виды мебельной фурнитуры и крепежной арматуры ...>>>
15.03.06 Письмо ФТС РФ 01-06/4107 от 09.02.06. О внесении в электронную копию ТПО дополнительных сведений...>>>
15.03.06 Письмо ФТС РФ 04-18/3865 от 07.02.06 Об усилении контроля ...>>>
15.03.06 Письмо ФТС РФ 06-68/3823 от 07.02.06 О внесении изменений в письмо ФТС России от 28.04.2005 # 06-65/13512...>>>
15.03.06 Приказ ФТС РФ 83 от 06.02.06. О мерах по усилению ведомственного контроля за производством дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам в таможенных органах ...>>>
15.03.06 Письмо ФТС РФ 06-68/3464 от 03.02.06. О внесении изменений в письмо ГТК России от 16.07.2004 # 07-58/26179 ...>>>
15.03.06 Письмо ФТС РФ 06-68/3463 от 03.02.06. О внесении изменений в письмо ГТК России от 29.06.2004 # 07-58/23878...>>>
15.03.06 Письмо Минфина РФ 03-03-04/1/130 от 20.02.06. О вопросе учета в целях налогообложения прибыли таможенных пошлин ...>>>
14.03.06 Письмо Россельхознадзора ФС-СД-2/239 от 18.01.06. О временных ограничениях на ввоз из Украины животноводческой продукции ...>>>
15.03.06 Письмо ФТС РФ 08-420/6213 от 27.02.06. О постановлении Правительства Российской Федерации ...>>>
15.03.06 Письмо ФТС РФ 01-06/4153 от 09.02.06. О направлении Обзора правоприменительной практики ...>>>
14.03.06 Письмо Минфина РФ 03-04-15/40 от 22.02.06. О документальном подтверждении правомерности применения ставки НДС в размере 0 процентов после 1 января 2006 года. ...>>>
14.03.06 Письмо ФТС РФ 06-73/6573 от 01.03.06. О направлении информации...>>>
14.03.06 Письмо ФТС РФ 01-06/6104 от 27.02.06. Об отмене тарифных изъятий из режима свободной торговли...>>>
14.03.06 Письмо ФТС РФ 01-06/5901 от 26.02.06 О перечислении денежных средств за выдачу акцизных марок ...>>>
14.03.06 Распоряжение ФТС РФ 65-р от 02.03.06. О розыске автотранспортных средств, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации ...>>>
14.03.06 Письмо ФТС РФ 06-73/3460 от 03.02.06. О направлении информации ...>>>
14.03.06 Письмо ФТС РФ 04-16/3644 от 06.02.06. О направлении информации ...>>>
14.03.06 Телетайпограмма ФТС РФ ТФ-348 от 14.02.06. Об отзыве лицензии ...>>>
14.03.06 Письмо СЗТУ 06-04-21/3483ф от 21.02.06. О мерах по обеспечению соблюдения требований законодательства при хранении этилового спирта ...>>>
14.03.06 Письмо СЗТУ 07-07-15/3716ф от 26.02.06 О ведении лицевых счетов физических лиц ...>>>
14.03.06 Письмо ФТС РФ 01-06/6472 от 01.03.06. О кодах бюджетной классификации ...>>>
14.03.06 Письмо ФТС РФ 17-22/5639 от 21.02.06. О направлении информации ...>>>
13.03.06 Письмо Минфина РФ 2954-АШ/Д05 от 07.03.06. О правоприменении отдельных положений постановлений Правительства Российской Федерации ...>>>
13.03.06 Приказ ФТС РФ 110 от 10.02.06. О внесении изменений в приказ ФТС России от 15.03.2005 # 198 ...>>>
13.03.06 Письмо ФТС РФ 01-06/3230 от 02.02.06. Об исполнении приказа ФТС России от 19.05.2005 N 460 "О совершенствовании работы с обращениями граждан" ...>>>
13.03.06 Письмо ФТС РФ 06-68/4231 от 09.02.06. Об изменении реквизитов представителя правообладателей-компаний "ADIDAS-SALOMON AG" И "ADIDAS INTERNATIONAL MARKETING В.V." ...>>>
13.03.06 Письмо СЗТУ 07-07-15/2830ф от 13.02.06. О возврате сумм обеспечения участникам ВЭД - членам группы единых лицевых счетов ...>>>
13.03.06 Письмо ФТС РФ 06-68/5109 от 16.02.06. О внесении изменений в письмо ФТС России от 09.12.2005 N 06-65/43561 ...>>>
13.03.06 Письмо ФТС РФ 04-20/3587 от 06.02.06. О кодах таможенных органов и их структурных подразделений ...>>>
13.03.06 Письмо ФТС РФ 17-22/5639 от 21.02.06. О направлении информации ...>>>
13.03.06 Распоряжение ФТС РФ 63-р от 01.03.06. Об установлении специальных упрощенных процедур в отношении ЗАО «Росгидромаш» ...>>>
13.03.06 Письмо ФТС РФ 01-06/6472 от 01.03.06. О кодах бюджетной классификации ...>>>
13.03.06 ...>>>
13.03.06 Приказ ФТС РФ 167 от 02.03.06. О присвоении ведомственных кодов ...>>>
13.03.06 Приказ ФТС РФ 167 от 02.03.06. О присвоении ведомственных кодов ...>>>
10.03.06 Телетайпограмма ФТС РФ ТФ-513 от 03.03.06. О вступлении в силу распоряжения Правительства РФ от 22.02.2006 N 234-р ...>>>
10.03.06 Телетайпограмма ФТС РФ ТФ-487 от 01.03.06. О применении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные комплектующие изделия для стиральных машин ...>>>
10.03.06 Письмо ФТС РФ 06-50/5823 от 22.02.06. О ставке ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец и сахар с вкусо-ароматическими или красящими добавками ...>>>
10.03.06 Приказ ЦТУ 61 от 28.02.06. Об отмене приказа Управления от 06.09.2002 N 515 ...>>>
10.03.06 Письмо ФТС РФ 06-63/3698 от 06.02.06. О представительствах ЗАО "Центр проектов развития промышленности" ...>>>
10.03.06 Распоряжение ФТС РФ 60-р от 26.02.06 Об освобождении от НДС товаров, ввозимых специализированным протезно-ортопедическим предприятием ЗАО «ПРОТЭКС-ЦЕНТР» ...>>>
10.03.06 Письмо ФТС РФ 15-151/6295 от 28.02.06. О порядке исчисления сроков рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в сфере таможенного дела ...>>>
09.03.06 Письмо ФТС РФ 15-134/461 от 13.01.06. О внесении изменений в КоАП РФ ...>>>
09.03.06 Приказ ФТС РФ 154 от 27.02.06 О внесении изменений в приказ ФТС России от 18.01.2006 # 25 ...>>>
09.03.06 Приказ ФТС РФ 161 от 01.03.06 О внесении изменений в ТН ВЭД России и о ставках ввозных таможенных пошлин на комплектующие изделия для стиральных машин ...>>>
09.03.06 Приказ ФТС РФ 160 от 01.03.06 О включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)...>>>
09.03.06 Приказ ФТС РФ 159 от 01.03.06 О внесении изменений в приказ ГТК России от 30.08.2004 # 847 ...>>>
09.03.06 Приказ ФТС РФ 165 от 02.03.06 Об исключении из Реестра таможенных перевозчиков ЗАО «ИНКАХРАН-АВТО» ...>>>
09.03.06 Приказ ФТС РФ 166 от 02.03.06 Об отзыве свидетельства ЗАО «Авиапредприятие «ТЕСИС» о включении в Реестр таможенных перевозчиков ...>>>
09.03.06 Письмо ФТС РФ 01-06/6679 от 02.03.06 О перевозках товаров по Транссибирской магистрали из портов Дальнего Востока ...>>>
09.03.06 Письмо СЗТУ 12-02-15/2000 от 01.02.06. О направлении обзора ...>>>
09.03.06 Письмо ФТС РФ 06-70/3699 от 06.02.06. О направлении информации ...>>>
09.03.06 Письмо ФТС РФ 06-68/3819 от 07.02.06. О товарном знаке "MONDORO" ...>>>
09.03.06 Письмо ФТС РФ 06-73/4379 от 10.02.06. О введении временных ограничений на ввоз продукции животного происхождения из Аргентины ...>>>

Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование


Вы можете разместить наши новости на Вашем сайте
"Виртуальная таможня": www.vch.ru
По вопросам рассылки: subscribe@vch.ru
Web-мастер: webmaster@vch.ru
Тел./факс: (095) 503-67-17.
Поддержка проекта - Корпорация ЕМСТС.


Теперь на своем мобильном телефоне Вы можете прочитать свежие анонсы для новостей таможни и ВЭД.
Адрес нашего сайта - wap.vch.ru.
Также Вы можете воспользоваться WAP-эмулятором

Отписка от расссылки: UNSUBSCRIBE
(просто отправьте пустое письмо с того адреса, с которого Вы подписаны).

В избранное