Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 139.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 139 от 2 октября 2003 года


СВХ "Запад Терминал"
СВХ Запад Терминал
СВХ "Запад Терминал" получил лицензию

Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

Новости таможни:

25.09.03 Таможня решила заработать на обязательном автостраховании

ГТК не дает страховщикам самостоятельно продавать полисы в местах пересечения границы и учредил своего страхового брокера, который за 10% комиссионных продает полисы лишь восьми компаний.

По закону об обязательном страховании автогражданской ответственности у каждого въезжающего в страну автомобилиста должен быть полис страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Его наличие на границе проверяют таможенные органы.

Но ГТК решил не ограничиваться проверкой и организовал продажу полисов в пунктах пропуска автотранспорта. Как следует из письма первого заместителя председателя ГТК Леонида Лозбенко, направленного 29 июля этого года начальникам таможен (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей"), ГУП "РОСТЭК" заключило агентские договоры со страховыми компаниями, имеющими лицензии на обязательную автогражданку. Лозбенко приказал таможенникам "исключить допуск и размещение страховых компаний в пунктах пропуска" и "обеспечить взаимодействие с "дочками" ГУП "РОСТЭК".

ГУП "РОСТЭК" учреждено Государственным таможенным комитетом в 1992 г. по постановлению правительства. У "РОСТЭКа" 180 филиалов, дочерних и аффилированных компаний на территории России и за рубежом. Основной бизнес этого ГУПа - оказание услуг в таможенной сфере.

Как рассказал представитель крупной страховой компании, "РОСТЭК" создал страхового брокера "РОСТЭК-Гарант" и тот теперь "просит с компаний вступительный взнос или авансовый платеж" от $50 000 до $100 000 за возможность продавать в пунктах пропуска автомобилей полисы ОСАГО, а его комиссионные составляют 10% от страховых взносов.

Директор "РОСТЭК-Гарант" Людмила Показаньева говорит, что сейчас ее компания продает полисы на 67 пунктах пропуска, а всего их около 200. Договоры на оказание услуг заключены с восемью компаниями из 146, имеющих лицензии на обязательное автострахование. Назвать их директор "РОСТЭКа" отказалась, но "Ведомостям" удалось выяснить названия семи из них - "Ингосстрах", "РОСНО", "МАКС", "РЕСО-Гарантия", "Росгосстрах", "АльфаСтрахование", "Согласие".

Показаньева признала, что "РОСТЭК-Гарант" берет комиссию за продажу полисов ОСАГО, но не назвала ее размер, а вопрос о "вступительном взносе" для страховщиков оставила без комментариев. Но информацию о требуемом взносе "на создание информационной системы" подтвердил и гендиректор компании, заключившей договор с "РОСТЭК-Гарантом".

При этом на некоторых таможнях даже отказываются признавать полисы страховщиков, не попавших в партнеры "РОСТЭКа". По данным Агентства страховых новостей, такие проблемы возникли у клиентов компании "Наста-Центр" на Астраханской таможне. В ответ на требование прекратить нарушение закона, филиал "Наста-Центр" получил отказ от заместителя начальника Астраханской таможни, который ссылается на письмо первого зампреда ГТК Леонида Лозбенко.

"Это нерыночные подходы. У ГТК, видимо, большое желание заработать", - говорит представитель страховой компании, не заключившей с брокером ГТК договор. "ГТК взял на себя слишком много - их цель контроль, а не продажи полисов", - считает другой страховщик. А крупные страховые компании предпочитают не комментировать свой "пограничный" бизнес. "Об этом не принято говорить. Зато, может, всякую мелочь на границу не пустят", - размышляет представитель одной из восьми компаний - партнеров "РОСТЭКа".

Однако президент Российского союза страховщиков Евгений Кургин уверен, что на таможне должны приниматься полисы всех компаний и все страховщики должны иметь возможность работать с брокером ГТК. А замминистра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Сергей Дудкин сказал "Ведомостям", что проблема требует изучения: "Надо смотреть документы и разбираться. У нас всегда вызывает вопросы появление брокера в любой сфере страхования, так как прозрачность системы снижается". В пресс-службе ГТК вчера не смогли прокомментировать ситуацию с проверкой и продажей полисов ОСАГО на границе.

Новости гуманитарных технологий 25.09.03

29.09.03 До одного дня могут сократиться задержки грузов при таможенном досмотре на границе с 1 января 2004 года

До одного дня могут сократиться задержки грузов при таможенном досмотре на границе с 1 января 2004 года. С начала будущего года, согласно новому таможенному кодексу, таможенники будут досматривать не весь экспортируемый и импортируемый товар, а только не более 8 процентов грузов. Вопросы и проблемы в работе таможни, связанные с введением нового кодекса, обсуждались в Нижневартовске на семинаре-совещании.

"Сейчас мы можем тянуть с оформлением грузов до 10 дней, - сказал журналистам первый заместитель начальника Уральского таможенного управления Вадим Мясников. С нового года нам предписано не задерживать товар более 3-х дней. Но мы надеемся, что будем успевать оформлять большую часть груза за 1 день".

Возможно, уже в начале 2004 года все таможенные посты на территории ХМАО будут оснащены специальными терминалами для мгновенной оплаты пошлины. Предполагается внедрение особой платежной системы. Будут выпущены пластиковые карты для электронных платежей, с помощью которых станет возможной моментальная оплата пошлины на таможенных терминалах.

По словам начальника отдела по работе с таможенными органами Алексея Коновалова, в скором времени с помощью такой карты оплатить транспортировку груза через границу можно будет на любой российской таможне. Сроки появления карты на территории ХМАО зависят от того, как быстро выпустят их региональные банки, и будут ли в них заинтересованы крупные предприятия.

НИЖНЕВАРТОВСК, 29 сентября. /"ФК-Новости"/

30.09.03 Таможенный кодекс: первый эксперимент

30 сентября 2003 года председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин посетил таможенный пост «Бородкинский» Центральной акцизной таможни, где проходит эксперимент по внедрению в практику работы поста отдельных положений нового Таможенного кодекса. Как известно, новый Таможенный кодекс вступает в силу 1 января 2004 года. Таможенная служба Российской Федерации активно готовится к этой дате. Пересматривается нормативно-правовая база, разрабатываются новые документы, направленные на упрощение и ускорение таможенных процедур, проходит обучение весь кадровый состав службы, внедряются новые информационные технологии.

В рамках подготовки к работе в условиях, предъявляемых новым ТК, было принято решение провести с 1 августа 2003 г. эксперимент, в ходе которого были бы отработаны некоторые процедуры, предусмотренные этим законом. В качестве базы для эксперимента выбран таможенный пост «Бородкинский», расположенный на территории таможенно-складского комплекса «Терминал Лесной», лидера на рынке комплексных логистических услуг. Участники эксперимента имеют возможность воспользоваться следующими возможностями, предоставляемыми новым кодексом: предварительным декларированим; выпуском товаров до подачи таможенной декларации; условным выпуском; оформлением товаров в соответствии с перечнем документов, указанных в ТК; выборочным досмотром. На терминале реализован принцип «одного окна», когда все процедуры осуществляет один таможенник (переход с пятиступенчатого на одноступенчатое оформление). Как и предусмотрено новым кодексом, товар не задерживается на срок более трех дней. На терминале внедряется и электронное декларирование, позволяющее завершить процедуру оформления за несколько минут.

Организаторами эксперимента помимо Центральной акцизной таможни стали «ТЭК Карго Транс» и ООО «Национальный таможенный брокер». Среди компаний, участвующих в эксперименте и первыми испытавшими преимущества, заложенные в новом Таможенном кодексе, - «Бевереджис энд трейдинг», «Казумян», «Макаровская торговая компания», «Одинцовская кондитерская фабрика», «Цептер Интернациональ», «Электролюкс», «Риттер Спорт Шоколад», «Реемтсма», «Никомед», «Нестле Фуд» и другие. Председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин заявил: «В этом году в нашей стране завершает существование система тотального таможенного контроля. Ключевым направлением в работе таможенных органов становится содействие внешней торговле. Как показывает эксперимент, проводимый на терминале «Лесной», работа по принципам, заложенным в новом Таможенном кодексе, означает для участников внешнеэкономической деятельности реальное облегчение и ускорение процесса таможенного оформления».

Пресс-служба ГТК России 30.09.03

30.09.03 ГТК России выступает за открытие спецсчетов НДС для фирм-экспортеров

Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил глава Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ Михаил Ванин, после посещения таможенного поста "Бародкинский", где проходит эксперимент по внедрению в работу отдельных положений нового Таможенного кодекса. По его словам, в настоящее время борьба с лже-экспортом и незаконным возмещением НДС при экспортных операциях ведется неэффективно. Он пояснил, что введение таких спецсчетов позволит усилить контроль государства за возвратом НДС экспортерам и избавиться от "фирм-однодневок", которые практикуют незаконный возврат НДС. "Если мы уйдем от фирм-однодневок, то это радикально оздоровит внешнюю торговлю", - сказал Михаил Ванин.

ИА "Альянс Медиа" 30/09/03

01.10.03 Таможня обещает склады

Эксперимент по применению нового кодекса переместится из Подмосковья в Петербург

В Санкт-Петербурге будет построено два склада временного хранения (СВХ), оборудованных самыми современными технологиями. Это позволит петербургским импортерам и экспортерам максимально сократить сроки оформления грузов.

Об этом вчера корреспонденту "ДП" сообщил председатель Государственного таможенного комитета России (ГТК) Михаил Ванин на презентации таможенного поста "Бородкинский" Центральной акцизной таможни, где проходит эксперимент по внедрению ряда норм нового Таможенного кодекса, который вступит в силу с 1 января 2004 г. Впрочем, как признался Михаил Ванин, настоящим полигоном для обкатки Таможенного кодекса стало именно Северо-Западное таможенное управление. Как заявил председатель ГТК, подобные СВХ будут построены на юге и севере КАД. "Для нормальной работы бизнеса в портах созданы все условия. ГТК будет следить, чтобы то же самое было и по наземным перевозкам", -- пообещал он. "Разговоры о создании таких складов действительно велись, но где конкретно они будут расположены -- пока не ясно", -- говорит ведущий специалист по ВЭД ООО "СТМ" Валерий Глыздов.

"Виртуальная таможня " по материалам газеты "Деловой Петербург" 01.10.03

01.10.03 Таможенники поменяют психологию

Вчера в Нижнем Новгороде прошло заседание консультативного совета Приволжского таможенного управления. Таможенники рассказали представителям предприятий - участников внешнеэкономической деятельности - о новой редакции Таможенного кодекса РФ, вступающей в силу с 1 января 2004 года. Кодекс призван ускорить и либерализировать таможенные процедуры. По словам начальника Приволжского таможенного управления Александра Вагина, его сотрудникам предстоит освоить новейшее оборудование и «поменять менталитет». Таможенники и предприниматели решили работать в тесном контакте.

Вчера консультативный совет Приволжского таможенного управления собрал представителей предприятий, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности. В их числе - ОАО АвтоВАЗ, ЗАО «Авиакомпания «Волга-Днепр», ОАО КамАЗ, ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ОАО «Ульяновский автомобильный завод» и др. Для начала руководство окружного таможенного управления решило отчитаться перед хозяйственниками о результатах своей работы. Выяснилось, что в апреле 2003 года шесть областных управлений, в том числе Нижегородское, проверялись Москвой по 26 направлениям и ни одно из них не вызвало претензий. Итоги внешнеэкономической деятельности в Приволжском федеральном округе за восемь месяцев текущего года также выглядят неплохо.

Ъ За восемь месяцев 2003 года внешнеторговый оборот в ПФО составил $12 млрд, в сравнении с тем же периодом 2002 года увеличившись на 17%. Сальдо внешнеторгового баланса является положительным - экспорт превышает импорт на $5,8 млрд. Львиную долю оборота дают шесть регионов, в том числе Нижегородская область (ее доля составляет 11%). С начала 2003 года таможенные операции принесли в казну 44 млрд руб., или 114% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Оперативная обстановка в округе, с точки зрения таможенников, за отчетный период почти не изменилась. В числе самых криминальных сфер называются торговля автотранспортом и товарами народного потребления. В 2003 году уже выявлено более 8 тыс. административных правонарушений и возбуждено 73 уголовных дела.

Дальнейших успехов таможенникам предстоит добиваться в совершенно новых для себя условиях - с 1 января 2004 года начинает действовать новая редакция Таможенного кодекса РФ. Начальник Приволжского таможенного управления генерал-лейтенант таможенной службы Александр Вагин сообщил, что изменения будут самыми серьезными и потребуют от его сотрудников радикальной перестройки. «Закон предусматривает разумный компромисс между бизнесом и государством, он направлен на развитие внешней торговли», - подчеркнул генерал-лейтенант Вагин. По словам главного таможенника, кодекс призван существенно ускорить и упростить прохождение таможенных процедур. Максимальный срок прохождения таможни сокращается с десяти до трех дней. Этому должен способствовать «принцип одного окна» для оформления документов и применение передовых информационных технологий. Переоснащению российской таможни помогает Всемирный банк реконструкции и развития, выделивший для закупки оборудования кредит в $100 млн. Господин Вагин рассказал практикам внешнеэкономических связей о некоторых упрощенных механизмах взаимодействия с таможней. В частности, станет возможной предварительная декларация грузов и их периодическая декларация (она актуальна для тех, кто регулярно возит товары через границу). Возникнет также форма неполной декларации, когда необходимая информация будет предоставляться декларантами в течение 45 дней.

Руководство Приволжского таможенного управления подчеркивает, что в порядке эксперимента на двенадцати таможнях ПФО уже внедрен особый порядок декларирования в отношении 80 предприятий. К примеру, Ульяновская таможня применяет декларирование с помощью электронной цифровой подписи. Плюсы, по словам Александра Вагина, уже очевидны. е е е е Приволжский округ, безусловно, является в этом смысле передовым. Однако руководство окружной таможни предвидит немалые трудности в своей работе по новым правилам. Обращаясь к хозяйственникам, господин Вагин сообщил: «Наш профессионализм высок. Мы вместе с вами выдержали трудные девяностые годы, когда от таможни требовался тотальный контроль. Но теперь психологию таможенников придется менять». Как раз смену менталитета таможня объявила своим приоритетом на ближайшие два года.

В свою очередь начальник службы таможенных доходов, генерал-майор таможенной службы Татьяна Голендеева сообщила, что «все еще сложнее, чем кажется». По ее данным, существует целый «околотаможенный бизнес» на занижении таможенной стоимости товаров и прочем. «Тех, кто обращается к услугам этого бизнеса, очень много. С ними надо держать ухо востро!» - заметила госпожа Голендеева. Сами участники внешнеэкономической деятельности также увидели в новых правилах игры немало подводных камней. Так, представитель АвтоВАЗа Валерий Родионов заявил, что бюрократия его не волнует, потому что она будет всегда: «Но в новом кодексе я ничего не понял, хотя в этой сфере давно кручусь». От имени автогиганта господин Родионов попросил Приволжскую таможню организовать специальные штабы во главе с заместителями руководителей таможен. «Это нужно на год-два. Мы же все нормативно-правовые акты должны через себя пропустить!» - заключил делегат от АвтоВАЗа.

В итоге таможенники и бизнесмены решили работать в тесном контакте. Ничего другого им не остается.

"Виртуальная таможня" по материалам "Коммерсант " 01.10.03

01.10.03 Со 2 октября ТН ВЭД будет применяться с учетом изменений.

Приказ ГТК РФ от 19.09.2003 N 1041 "О внесении изменений в ТН ВЭД России и о ставках ввозных таможенныхпошлин"<http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=14&action=show&id=2812>.

Со 2 октября 2003 года при осуществлении таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется с учетом изменений, внесенных в Таможенный тариф Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 27.08.2003 N525<http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=14&action=show&id=2613>, утвердившим новую классификацию кофе, жареного или нежареного, с кофеином или без кофеина.

На эти товары со 2 октября 2003 года применяются ставки ввозных таможенных пошлин, утвержденные указанным Постановлением.

"Виртуальная таможня " 01.10.03

01.10.03 Консультативный совет при ГТК совместно с участниками ВЭД рассмотрел вопрос о поправках в новый Таможенный кодекс

Новый Таможенный кодекс РФ вступает в силу с 1 января 2004 года. Кодекс абсолютно четко и строго устанавливает то, что может быть издано в развитие этого кодекса и в каких рамках это может происходить. Как отметил зампредседателя Государственного таможенного комитета РФ Юрий Азаров в ходе интернет-конференции, сегодня нормативных актов, регулирующих общие вопросы, а также индивидуальных нормативных актов (письма по конкретным ситуациям, распоряжения ГТК) около 10 000. Если речь вести о нормативных актах ГТК общего регулирования, то их где-то порядка 3 000. К 1 января 2004 года должно выйти 50 нормативных актов ГТК России, которые будут приняты во исполнение кодекса и 18 постановлений правительства РФ. «Мы рассчитываем, что к 2008 году мы выйдем максимум на 100 нормативных актов. Т.е. это абсолютно другая ситуация и другое состояние», - отметил Азаров.

Зампред ГТК также отметил, что планируется снять ряд существенных ограничений по доставке товаров. Максимальный срок таможенного оформления и выпуск товаров определен в новом ТК в 3 дня.

Вместе с тем Юрий Азаров не исключил, что с началом практического применения закона отдельные позиции нам придется поправлять. Он также проинформировал, что вчера состоялось заседание консультативного совета с участниками внешнеэкономической деятельности при ГТК России, где рассматривался вопрос о поправках. В ГТК поступили официальные решения и просьбы работать дальше над кодексом, не рассматривая вопрос о возможности переноса сроков его введения в действие.

Финмаркет 01.10.03


Интернет-конференция статс-секретаря - заместителя председателя ГТК РФ Азарова Юрия Федоровича.

30 сентября 2003 г. в 10:00 по московскому времени в Центре Информационных Технологий МГУ началась интернет-конференция статс-секретаря - заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации Азарова Юрия Федоровича.

Тема конференции: "Новый таможенный кодекс: особенности и перспективы".

Конференция проводится компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет" и журнала "Законодательство". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

Ведущая интернет-конференции - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

Ведущая: Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Каковы особенности применения нового Таможенного кодекса? В чем отличия нового Таможенного кодекса от Таможенного кодекса 1993 года? Освещению этих вопросов посвящена наша сегодняшняя интернет-конференция на тему: "Новый таможенный кодекс: особенности и перспективы". На эти и другие вопросы ответит статс-секретарь - заместитель председателя ГТК РФ Азаров Юрий Федорович.

Я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя - статс-секретаря - заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации Азарова Юрия Федоровича. В подготовке конференции приняла активное участие руководитель Пресс-службы ГТК России Ирина Ивановна Скибинская.

Конференция организована компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет" и журнала "Законодательства". Я рада представить директора компании "Гарант" Дмитрия Викторовича Першеева, директора компании "Гарант-Интернет" Алексея Евгеньевича Солдаткина, главного редактора журнала "Законодательство" Наталью Викторовну Ткаченко.

К началу конференции поступило около 100 вопросов. На наиболее интересные из них мы постараемся сегодня получить ответ. Одновременно будет осуществляться прямая аудиотрансляция конференции. Текст стенограммы будет размещен на сайте.

Ведущая: Мы начнем с блока вопросов, посвященных новому Таможенному кодексу РФ. Уважаемый Юрий Федорович! Что ждет участников ВЭД с вступлением в силу нового Таможенного кодекса? Вопрос задает Владимир из Москвы.

Азаров Ю.Ф.: Вопрос очень емкий и, пожалуй, самый главный для участников ВЭД. Что ждет российских и зарубежных участников ВЭД? Новый Таможенный кодекс РФ, который вступает в силу с 1 января 2004 года, построен таким образом, что он в наивысшей степени, исходя из российского действующего законодательства, соответствует международным стандартам. Для нас это было принципиально важно, ибо партнеры наших российских участников ВЭД - зарубежные партнеры, либо иностранные участники ВЭД, тем активнее будут работать с нашими российскими предпринимателями, чем больше будет соответствовать таможенное законодательство международным стандартам, в частности, Киотской конвенции, Еврокодексу и той мировой практике, которая на сегодня имеется.

Следующий момент, который я бы хотел отметить особо - это построение самого кодекса, построение его по принципу предельно прямого действия. Слово "предельно" я применяю не случайно, потому что невозможно закон такого уровня принять полностью прямого действия. Безусловно, часть положений Таможенного кодекса имеет ссылку на подготовку неких подзаконных актов на уровне Правительства РФ, Государственного таможенного комитета РФ (либо - как он назван в законе - орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела). Но при этом кодекс абсолютно четко и строго устанавливает то, что может быть издано в развитие этого кодекса и в каких рамках это может происходить. Т.е. я хочу подчеркнуть четкость и ясность этого закона и той нормативной базы, которую мы сейчас создаем. Сегодня нормативных актов, регулирующих общие вопросы, а также индивидуальных нормативных актов (письма по конкретным ситуациям, распоряжения ГТК) около 10 000. Если речь вести о нормативных актах ГТК общего регулирования, то их где-то порядка 3 000. Сейчас к 1 января 2004 года должно выйти 50 нормативных актов ГТК России, которые будут приняты во исполнение кодекса и 18 постановлений Правительства РФ. Мы рассчитываем, что к 2008 году мы выйдем максимум на 100 нормативных актов. Т.е. это абсолютно другая ситуация и другое состояние.

Еще один момент - прозрачность и упрощение таможенных процедур. Мы пошли по такому принципу построения Таможенного кодекса, когда участник ВЭД будет совершенно четко знать, на что он имеет право, что не имеет право требовать таможня. В свою очередь сотрудник таможенного органа тоже будет знать, что он вправе требовать и что не в праве. Упрощение таможенных процедур - главный девиз, который был провозглашен разработчиками Таможенного кодекса и который воплощен в его нормах. Задача - это ускорение оборота товара. Конечно, в сегодняшней ситуации мы уже не можем мириться с тем, что по закону товар должен оформляться 10 дней, а фактически он оформляется и месяц, и два. Соответственно, бизнес несет очень большие потери. Поэтому срок таможенного оформления и выпуск товаров определен в новом ТК 3 дня - это максимальный срок.

Ведущая: Спасибо за такой широкий обзор новшеств Таможенного кодекса. Несмотря на то, что в разработку и принятие Таможенного кодекса было вложено много сил, часть интернет-аудитории задает несколько каверзные вопросы.

Уважаемый Юрий Федорович, Таможенный кодекс еще не вступил в силу, а в прессе много информации, что к нему уже готовятся поправки. Этот кодекс принимали впопыхах или в чем корень такой изменчивости? Вопрос задает Дмитрий, г.Москва.

Азаров Ю.Ф.: В последнее время в прессе действительно много информации и материалов посвящено проблеме Таможенного кодекса. Что вполне естественно. Чем ближе 1 января 2004г., чем внимательнее его читает аудитория, участники внешнеэкономической деятельности, чем тщательнее его анализируют правительственные структуры, предпринимательские ассоциации, тем больше возникает вопросов.

Таможенный кодекс надо осмыслить. С ходу говорить, что он плохой, он там что-то чему-то не соответствует, я бы не рекомендовал. Я могу официально сегодня заявить, что высказываний о том, что Таможенный кодекс не доработан, что его вступление в силу надо перенести еще на полгода или год, остается все меньше и меньше. Мы встречаемся с теми, кто задает эти вопросы и на уровне Правительства, и на уровне контактов с участниками внешнеэкономической деятельности. Сегодня, наоборот, превалирует точка зрения о том, что Таможенный кодекс обязательно надо вводить в действие с 1 января 2004 года, так как это большой шаг вперед. Безусловно, закон такого уровня, столь сложный закон, не может быть идеальным. Мы его принимали очень долго, мы работали над ним очень тяжело. И ни для кого не секрет, что за последний год работы, может быть даже за полгода работы над этим законом ( только в Госдуме с ним работали полтора года), мы кардинально поменяли многие подходы, найдя вместе с бизнесом и депутатами Госдумы новые решения этих проблем. Мы пошли по пути предельного следования мировым стандартам. Это единственный ориентир для нас, который позволил нам создать довольно важный документ, важный закон, который должен на практике реально способствовать развитию бизнеса и внешней торговли.

Что касается поправок. Да, поправки, видимо, будут. С 1 января 2004 года, когда начнется практическое применение закона, я совершенно не отрицаю того и могу даже утверждать, что отдельные позиции нам придется поправлять. Но здесь самый главный судья - это практика. Вот по такому пути мы сейчас и пойдем. Я должен Вас проинформировать, что вчера состоялось заседание консультативного совета с участниками внешнеэкономической деятельности при ГТК России, где рассматривался вопрос о поправках. В ГТК поступили официальные решения и просьбы работать дальше над кодексом, не рассматривая вопрос о возможности переноса сроков его введения в действие. Мы тоже не видим в этом необходимости.

Ведущая: Для чего в новом Таможенном кодексе вводится понятие “внутренние налоги”, ведь ни в Налоговом, ни в “старом” Таможенном кодексе нет такого понятия? Вопрос задает Ксения из Москвы.

Азаров Ю.Ф.: Я хотел бы обратить внимание участников этой интернет-конференции на тот факт, что соотношение Таможенного кодекса и Налогового кодекса значительно изменилось. В Налоговый кодекс внесены изменения. Я могу обратить ваше внимание на то, что Налоговый кодекс во второй главе (ст.12, 13) раскрывает систему налогов и сборов, делит их на федеральные, региональные, местные и в их числе указывает таможенную пошлину и таможенные сборы. Понятие таможенной пошлины дано в статье 5 закона о Таможенном тарифе, а все вопросы, связанные с исчислением таможенной пошлины, порядком ее уплаты, возврата и т.п., отрегулированы теперь Таможенным кодексом. Понятие “внутренние налоги” введено для того, чтобы четко разделить понятия таможенная пошлина, таможенные платежи и внутренние налоги, которые мы собираем. Вот для этого введено понятие "внутренние налоги", то есть четко установлено, что таможенные органы взимают таможенную пошлину и в то же время к их компетенции относится взимание внутренних налогов в части НДС и акциза. Это все определено в Таможенном кодексе. Я хочу обратить ваше внимание на положение Таможенного кодекса, касающееся того, что товар выпускается в свободное обращение при условии уплаты таможенной пошлины и налогов. Это проходит через весь текст. Более того, в той главе, в тех разделах кодекса, которые регулируют порядок начисления, взимания таможенных платежей, понятия "таможенные пошлины", "налоги" идут через запятую. Понятия сведены в ТК для удобства пользования, чтобы эти понятия и их правовое регулирование не были разбросаны по нескольким законам.

Я хотел бы отметить, что нам в перспективе придется решить вопрос о соотношении Таможенного кодекса и закона о Таможенном тарифе. Все дело в том, что мы многие положения, касающееся страны происхождения, определения таможенной стоимости, перенесли из закона о Таможенном тарифе в Таможенный кодекс. Таким образом, сегодня получилась такая ситуация, когда эти положения есть и в законе о Таможенном тарифе, и они содержатся в Таможенном кодексе, но в силу того, что Таможенный кодекс является закон более позднего происхождения и более высокого уровня, то с 1 января 2004 годы будут действовать нормы ТК. Я считаю, что нам нужно вносить изменения сейчас и изъять эти все нормы из закона о Таможенном тарифе, чтобы не было на практике путаницы. Над этим мы сейчас работаем.

Ведущая: В развитие темы о Таможенном кодексе как об акте прямого действия и о большом количестве подзаконных нормативных актов Вам задано два вопроса. Вы частично на них уже отвечали, но, возможно, что-то захотите дополнить.

Регулирование таможенного дела в России на сегодняшний день основано на применении большого числа подзаконных нормативных актов. Как при принятии нового Таможенного кодекса РФ была учтена и решена эта проблема? Вопрос Татьяны Батыгиной из г.Москвы.

И здесь же вопрос, который задает Олег из г.Москвы. Насколько мне известно, ТК должен был стать законом прямого действия. Тем не менее, многие статьи «говорят» о том, что необходимо принятие подзаконных актов, и количество их будет велико. К чему все это приведет?

Азаров Ю.Ф.: Частично на этот вопрос я уже действительно ответил. Я не скажу, что количество подзаконных актов будет велико. Еще раз повторю, что сейчас у нас в работе реально находится около 50-ти нормативных актов, которые нужно издать ГТК в силу предписаний самого ТК, и обязательно их зарегистрировать в Минюсте. Кстати сказать, из них 20 нормативных актов, срок вступления в действие которых исчисляется 90 днями в силу закона. Поэтому мы должны завершить буквально сегодня-завтра их регистрацию в Минюсте с тем, чтобы успеть их опубликовать в «Российской газете», и чтобы они вступили в действие с 1 января. Сейчас мы интенсивно работаем над своими нормативными актами. Я должен сказать, что Минюст очень серьезно и внимательно относится к регистрации этих нормативных актов. Можно абсолютно уверенно сказать, что ничего лишнего, превышающего те права, которыми нас наделил ТК, мы сделать не сможем.

Второй момент, очень важный. До 1 января нам необходимо принять 18 постановлений Правительства. Но сегодня после тщательной проработки на уровне министерств и ведомств мы пришли к выводу о том, что несколько из этих нормативных актов принимать так спешно не следует. Мы их примем потом, когда уже начнется практическая работа. А вот, что касается 15-ти нормативных актов, которые должны быть разработаны и приняты Правительством до 1 января, то на сегодняшний день 7 нормативных актов мы уже отправили в Правительство, 8-й мы отправляем сегодня. Два нормативных акта - имеется в виду проекты постановлений Правительства - находятся сейчас на рассмотрении в Минюсте. Мы стараемся как можно быстрее и активнее эти вопросы вносить в Правительство для того, чтобы эти подзаконные акты раньше вышли из стен Правительства, и участники внешнеэкономической деятельности на них ориентировались. Эти постановления фундаментально ничего не меняют с точки зрения требований ТК, они их лишь дополняют и что-то в этом плане уточняют. Но опять же, я еще раз подчеркиваю, в силу предписания самого ТК.

Еще могу сказать, что нам необходимо рассмотреть несколько проектов законов. Это тоже очень важно. На первое место я бы поставил необходимость практически полного изменения 16-й главы КоАП. Именно полного изменения, ибо новый ТК провозгласил новые принципы и подходы. Он действительно, значительно либеральнее того ТК, который был принят в 93-м году. В новом ТК превалируют экономические рычаги по сравнению с теми административными рычагами, которые содержит ТК ныне действующий. Это очень важная задача, которую нам надо будет решить, в том числе и в КоАП. Сегодня многие нормы ТК построены таким образом, что у участников внешнеэкономической деятельности, есть некая обязанность. Этой обязанности, естественно, должна соответствовать ответственность. Так вот, часть обязанностей исполняется за счет экономических рычагов. В частности, я Вам могу привести такой пример. Допустим, по новому ТК срок подачи декларации исчисляется 15-ю днями. Но в новом ТК записано право участников внешнеэкономической деятельности подать мотивированное заявление в таможенный орган с обоснованием необходимости продления действия этой декларации и с объяснением, почему он не может ее сделать в этот срок. Следовательно, мы уже не можем ко всем подряд применять эту норму о сроке автоматически. У нас на сегодня, кстати, самое массовое нарушение таможенных правил, если брать ныне действующий КоАП: несвоевременная подача таможенной декларации, несвоевременное декларирование товара. По существу эта проблема во многом сегодня отпадает, потому что здесь сейчас действует уже совершенно другой рычаг.

Второй пример. Завершение сроков временного хранения. Сегодня совершенно другое построение. Если ныне срок хранения два месяца и все, то теперь два месяца, плюс к этому есть возможность подать мотивированное заявление о продлении еще на два месяца. И потом, раз этот товар не забирается из таможенного склада, не уплачиваются платежи, не заявляется таможенный режим, уже сам таможенный орган может этот товар реализовать, рассчитавшись со всеми, т.е. заплатив платежи за счет этих денег государству, заплатив издержки за хранение. Это другие рычаги и для этого не надо привлекать к ответственности и наказывать огромными штрафами с конфискацией и так далее, и так далее. Это совершенно другие подходы.

Ведущая: Следующий вопрос от Романовой Светланы из Москвы. Юрий Федорович, расскажите, пожалуйста, об изменениях в правовом регулировании околотаможенной сферы - в частности, о системе реестров, предусмотренной новым Таможенным кодексом, и ее отличии от лицензирования. До каких пор будут действовать ранее выданные лицензии?

Азаров Ю.Ф.: Ведение реестра участников ВЭД - совершенно новый подход, к которому мы пришли после долгих и тяжелых дебатов в Государственной Думе ФС РФ. Мы приняли решение отказаться от лицензирования. Исходя из того, что лицензирование - это достаточно трудоемкая процедура, влекущая за собой временные и большие материальные затраты. Поэтому мы пришли к выводу о том, что таможенный орган ведет реестры участников околотаможенной сферы. Речь идет о владельцах таможенных складов, складов временного хранения, перевозчиках, брокерах. Эти реестры ведутся в заявительном порядке.

В законе достаточно четко прописано, какие условия должны быть исполнены юридическим лицом, работающим в околотаможенной сфере и претендующим на введение его в реестр. Статья 140 Таможенного кодекса определяет, что условиями включения в реестр представителей таможенных брокеров являются наличие в штате заявителя не менее 2 специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат, наличие полностью сформированного первоначального уставного складочного капитала, уставного фонда, либо паевых взносов заявителя, обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего кодекса и наличие договора страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договора этими лицами. А дальше четко прописывается, что должно быть включено в заявление о введении в реестр и определяется обязанность таможенного органа рассмотреть это заявление в 15-дневный срок, вынести соответствующее решение и т.д. Т.е. сам закон детально регламентирует ведение этого реестра. Поэтому мы считаем, что введенная сейчас система - это система более облегченная, она носит заявительный характер, а не разрешительный, как это есть сегодня и как это подразумевает лицензирование. Выдача лицензии - это разрешение на деятельность, а введение в реестр - это принятие заявление о том, что он занимается этой деятельностью. Это совершенно разные вещи и разные подходы.

Ведущая: Уважаемый Юрий Федорович! Таможенный кодекс устанавливает правила, обеспечивающие соблюдение внешнеторгового законодательства при перемещении товаров через государственную границу. Вместе с тем, законопроект «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», внесенный Правительством РФ, еще только обсуждается в Государственной Думе. Не потребует ли принятие этого Федерального закона внесения изменений в новый Таможенный кодекс? Не будет ли расхождений в концепциях нового Кодекса и нового Федерального закона? Романова Светлана (г. Москва)

Азаров Ю.Ф.: Когда мы работали над Таможенным кодексом, то имели ввиду и тот проект закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, который уже был внесен к тому времени Правительством в Думу. То есть мы готовили проект Таможенного кодекса, уже исходя из тех основных идей и положений, которые были введены в этот закон. Т.е. как и в прошлый раз при принятии ТК, получилось все наоборот. Сначала был принят Таможенный кодекс 1993 г., а потом в 1994 г. закон о внешнеторговом регулировании, хотя он является для таможенного законодательства базовым. И точно так же получилось сейчас. Мы приняли Таможенный кодекс, а следом у нас идет закон о внешнеторговом регулировании. Поэтому мы тщательнейшим образом учитывали те идеи и требования, которые заложены в этом законе. Я бы еще один момент отметил в этом плане, что закон о внешнеторговой деятельности и Таможенный кодекс принимались через призму новых требований, в том числе и требований, связанных со вступлением России в ВТО. Это тоже очень важный момент, который надо учитывать. Эти два закона мы делали с очень серьезным учетом всех требований, поэтому я не вижу проблем и угрозы того, что мы будем вынуждены после принятия закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» вносить поправки в Таможенный кодекс. Это два закона, которые достаточно четко соответствуют друг другу.

Ведущая: Вопрос от Ирины из г.Санкт-Петербурга. Существуют суждения о том, что новый ТК не позволит развиваться отечественной легкой промышленности. Согласны ли Вы с этим утверждением?

Азаров Ю.Ф.: Я скажу, откуда возникает такое мнение. Это достаточно известная позиция. При принятии ТК у нас шел достаточно обстоятельный разговор о положении, связанным с ввозом товара физическими лицами. Ну, в частности, что человек может ввезти с собой либо в не сопровождаемом багаже. Я напомню, что ныне действующее законодательство ограничивает стоимость ввозимого товара беспошлинно 500 долларами. При обсуждении этого положения ТК депутаты задали вопрос: « Как же так получается, что сегодня можно вывозить без всяких ограничений до 10000 долларов, - в тот момент еще поменьше было, но сейчас уже до 10000 долларов, - а ввезти товара на 500 долларов?». Это не очень было понятно депутатам. И поэтому по их настоятельному требованию принято такое положение, что можно ввозить товар физическими лицами до 2000 долларов - 65 тыс. рублей. Хочу отметить, что это действительно может наносить ущерб нашей легкой промышленности. У нас есть проблемы, связанные с ввозом челноками - в основном это дальневосточная проблема - обуви и прочего ширпотреба, который, в общем-то, составляет достаточно значительную конкуренцию нашей легкой промышленности. Поэтому по настоятельному требованию представителей Правительства было решено предоставить Правительству право устанавливать пределы ввоза товаров. То есть Правительство может устанавливать количественные пределы. Но я могу Вам сказать, что на 2000 условных единиц, допустим, можно, в принципе, ввезти коммерческую партию сотовых телефонов. Поэтому Правительство, наверное, определит пределы возможного ввоза, допустим, тех же сотовых телефонов. Это общемировая практика и Вы хорошо знаете, что такие пределы ввозимых товаров, которые могут сказываться на внутриэкономической ситуации в любом государстве мира, ограничиваются. Мы с Вами тоже не можем много ввезти спиртного во Францию и так далее. Вот такая будет действовать схема. Я еще раз говорю, что в законе теперь определено, что можно с собой ввозить товаров до 65000 рублей.

Ведущая: Вопрос из Москвы от Светланы. Согласно положениям нового Таможенного кодекса, с 1 января 2004 года для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера компания должна предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 50 миллионов рублей. Не приведет ли это к монополизированию данного вида деятельности некоторыми крупнейшими таможенными брокерами, поскольку многие компании не смогут найти таких больших средств (или поручителя на указанную сумму)? Не могли бы Вы также более подробно рассказать о тех особых случаях, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования, которые будут установлены Государственным таможенным комитетом совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, поскольку в этой норме статьи 340 ТК РФ многие таможенные брокеры видят определенную надежду на свое дальнейшее существование? Спасибо.

Азаров Ю.Ф.: По порядку. Это один из важнейших вопросов, который сегодня стоит в плане введения в действие с 1 января 2004 года Таможенного кодекса и который задается участниками ВЭД, в частности работающими в околотаможенной сфере - владельцами складов временного хранения, таможенных складов, брокерами и таможенными перевозчиками. В данном случае законодатель пошел по пути двух установления совершенно жестких и твердых условий: это внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в обязательном порядке каждым из участников и страхованием ответственности перед третьими лицами. Первая позиция достаточно сложная и жесткая. Т.е. таможенный брокер, в частности, должен внести обеспечение в сумме 50 млн. руб. Да, это не все в состоянии осуществить. Но ведь никто и не говорит о том, что в новом правовом поле должны работать абсолютно все брокеры, в том числе те, которые занимаются нарушениями в части оформления по всяким серым, черным схемам. Таких схем у нас больше, чем надо. Надо иметь ввиду и другое. Почему-то все обращают внимание на эту отрицательную часть, а я бы хотел сказать и о позитивной части, которая определена новым кодексом.

Институт таможенных брокеров приобретает и новый статус. Речь идет о том, что таможенный брокер - это теперь и профессиональный посредник в отношениях между участниками ВЭД и таможенными органами, призванный выступать в роли финансового гаранта, я это подчеркиваю, или даже налогового агента по вопросам уплаты таможенных платежей. Таможенный брокер может выступать поручителем части уплаты таможенных платежей. Следовательно, он может приобрести очень большой спрос на эту услугу в силу того, что в Таможенном кодексе теперь прописаны упрощенные варианты. Прописана возможность выпуска товаров без прямой уплаты таможенных платежей, выпуск товаров, когда не хватает каких-то документов прямо влияющих, т.е. не имеющих запретительного характера. И мы тогда можем выпустить товар под поручительство таможенного брокера. Задача -запустить товар быстрее в оборот. Это генеральная линия. И здесь таможенный брокер в его новом качестве будет играть очень серьезную роль. Поэтому такой сильный, стабильный, заинтересованный в соблюдении требований таможенного законодательства таможенный брокер - это, с нашей точки зрения, гарант поступления платежей в бюджет.

Второй важный момент. Если раньше мы определяли и давали лицензию на деятельность российскую, региональную, местного значения, то теперь таможенный брокер будет работать на территории всей России, и главный принцип работы таможенного брокера -это заключение договора на его услугу. Т.е. он может заключить договор в любом регионе страны. Мы сейчас изучаем эту ситуацию, ведем своеобразный мониторинг в стране и по тем данным, которые мы на сегодня имеем, у нас в настоящее время выдана 541 лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (речь идет о всей стране). По результатам предварительного изучения не менее 1/3 таможенных брокеров готовы продолжить свой бизнес на новых условиях. Я хочу при этом обратить внимание на то, что Таможенный кодекс установил не только депозит. В принципе, по большому счету, никто не положит 50 млн. на депозит и не заморозит их под гарантию на 5 лет своей работы. Но это может быть и поручительство, и банковская гарантия, это может быть залог имущества.

Второй вопрос касается страхования. Да, действительно, одной из форм обеспечения уплаты таможенных платежей в законе названо страхование ответственности. В законе предписано отработать этот механизм ГТК совместно с Министерством финансов. В настоящее время идет работа в этой части. Мы пока не готовы выдавать какие-то готовые рекомендации. Это все находится в работе. Я думаю, что, скорее всего, мы эту работу не сможем закончить в этом году, а завершим в начале следующего года.

Ведущая: С каждым днем в прессе идут сообщения о выявлении недоработок в новом Таможенном кодексе, несоответствующие требованиям ВТО. Выявляются проблемы с ведением таможенной статистики, снижением таможенных платежей и т. д. Не будет ли отодвинуто вступление нового Таможенного кодекса на полгода или год? Игорь Кротов (г. Москва)

Азаров Ю.Ф.: Я практически на этот вопрос ответил. Мы работаем активнейшим образом, я вам назвал даже количество тех нормативных актов, которые мы должны принять. Они все, заверяю вас, уже в работе. У нас сегодня в Минюсте находятся 20 нормативных актов, я вам сказал уже, что 8 направлено в Правительство. У нас нет никаких сомнений в том, что мы будем готовы к 1 января начать работу по новому кодексу. Я хотел бы отметить другое.

Мы сейчас ведем большую работу по двум направлениям. Во-первых, нам нужно обязательно провести работу среди своего личного состава таможенных органов, которые до 1 января уже практически должны быть готовыми работать по-новому. Не с точки зрения административной силы и полномочия, что «я задержу, а дальше бегай вокруг меня», а с точки зрения того, что он должен применять те самые экономические рычаги, которые заложены в новом законе. Мы ведь теперь себя провозглашаем структурой, обслуживающей бизнес. Вот это главное. И вы сами понимаете, насколько сложно психологически перестроить менталитет сотрудника таможенного органа, который привык видеть в бизнесе подчиненного себе полностью. Поэтому здесь предстоит очень большая работа. И второе чем мы сейчас занимаемся, это работа с самим бизнесом. Мы должны изложить свои подходы ясно и понятно бизнесу и в свою очередь получить встречные вопросы, как мы их получаем сегодня на этой конференции, для того чтобы ориентироваться в тех проблемах, которые имеются у представителей наших предпринимательских структур. Это, пожалуй, для нас сейчас одно из самых главных направлений деятельности.

Ведущая: Следующий вопрос от Алисы Мелконян из г.Санкт-Петербурга. Что будет пониматься под порядком учета коммерческой документации, «…позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров», в соответствии с п.1 ст.68 ТК РФ? Будет ли это только требованием о ведении автоматизированной системы учета с доступом к ней таможенных органов или что-либо иное?

Азаров Ю.Ф.: Я сразу хочу сказать, что принятие 68-й статьи в ТК - это вообще большой прорыв. Речь идет об упрощенных вариантах процедуры таможенного оформления. То есть здесь заложена идея, когда добропорядочный участник внешнеэкономической деятельности, - а кто таковым является напрямую записано в этой статье, - он берет на себя обязательство предоставлять нам систему своего учета товаров, а мы, в свою очередь, берем на себя обязательство выпускать этот товар до совершения таможенного оформления, не держать его на складе, не требовать дополнительных документов.

В самом законе четко прописано, кто по новому ТК является таким добросовестным участником внешнеэкономической деятельности. Это то, что сегодня мы называем «белыми списками», и теперь это все четко определено непосредственно в самом законе. Речь идет об обязательствах участников внешнеэкономической деятельности предоставлять нам вести систему своего учета, речь идет о тех сведениях, которые должны соответствовать сведениям, предъявляемым при декларировании товара. Мы здесь не вторгаемся в бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет сам по себе отражает учет того товара, который поступает в эту фирму, и нам этого будет достаточно, а речь идет об учете других сопутствующих документов. Например, складской учет. Сейчас готов перечень этих сведений. Мы этот документ уже отправили в Министерство юстиции, и сейчас с ним идет работа. И после его выхода он будет опубликован. И у нас здесь все станет на место.

Я считаю, что это одна из самых важнейших статей ТК, которая нас приближает именно к цивилизованным формам работы с участниками ВЭД. И предлагает участнику внешнеэкономической деятельности заниматься не серыми схемами уклонения от таможенных платежей, занижения таможенной стоимости, а работать в открытую, работать под мгновенный выпуск товара, что называется «с колес». Я хочу обратить внимание, что 68-я статья ТК, в частности, для упрощенной системы таможенного оформления, определяет и направление товара непосредственно на склад этого участника внешнеэкономической деятельности. То есть его не надо размещать на складе временного хранения и вводить его тоже в определенные затраты и т. д. Главная задача - отдать быстрее товар, чтобы он был в обороте, чтобы он был в производстве, в торговле и так далее. Это очень важная норма.

Ведущая: В соответствии с какой процедурой таможенные органы предполагают осуществлять, согласно пункту 1 статьи 391 Таможенного кодекса, аресты и изъятия, ввезенных с существенными нарушениями таможенного законодательства товаров у лиц, приобретших эти товары?

Азаров Ю.Ф.: Эта норма имеет отношение только к юридическим лицам. Это первое.

Второе. Если говорить об аресте, изъятии ввезенных с существенными нарушениями таможенного законодательства товаров, то в Таможенном кодексе провозглашено, что не может находиться в обороте товар, если он не прошел таможенное оформление. Это строжайшее требование любого государства мира. То есть, ты сначала купи право на то, чтобы этот товар был в обороте в стране. Фактически это есть приобретение такого права - уплата пошлины и так далее, т. е. заплати пошлину и потом этот товар уже может работать на территории страны. Новый Таможенный кодекс совершенно четко определил, к какому товару и в каких случаях мы можем принимать такую превентивную меру. Речь идет не о переходе права собственности от участников внешней экономической деятельности к государству, мы не конфискуем этот товар. Но если мы обнаружим, что на товарах отсутствуют специальные акцизные марки, идентификационные знаки, либо отсутствуют коммерческие документы, устанавливающие сведения о выпуске товаров, либо нарушается таможенный режим, если товар был ввезен в режиме временного ввоза, а вдруг оказался проданным кому-то и оказался в свободном обращении, то вот только в этих случаях мы можем применить превентивную меру, касающуюся ареста, изъятия ввезенных товаров, но не лишения права собственности на этот товар. Я на это обращаю внимание. Это не значит, что мы будем сейчас отбирать все и реализовывать любой товар, какой мы только увидим и который не соответствует предъявляемым требованиям. Ничего подобного, мы просто должны приостановить его оборот, дальше разобраться, предложить уплатить таможенные платежи. И если он эти платежи оплатил, то мы позволяем ему дальше пользоваться этим товаром. Вот, собственно говоря, в этом заложен смысл.

Ведущая: Спасибо, за подробный ответ. Следующий вопрос. Каков будет подход таможенных органов к использованию их права (дискреционного полномочия) требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со ст.160 ТК (например, при использовании участников внешнеэкономической деятельности режима переработки на таможенной территории)?

Азаров Ю.Ф.: Этот вопрос возникает у многих. У таможни есть не обязанность, а право дискреционного полномочия требовать предоставления обеспечения уплаты, в частности, при режиме переработки на таможенной территории. Мы сейчас работаем над этой проблемой. Я должен сказать всем участникам нашей конференции о том, что таможня не стремится это право использовать сплошь и рядом. Мы можем это право применять, в частности, при переработке товаров. И это все будет пропущено обязательно через Минюст, через регистрацию, чтобы были понятны и прозрачны требования обеспечения уплаты платежей. Иначе вся переработка, особенно в легкой промышленности, может попасть под обеспечение уплаты таможенных платежей. Здесь, как нам представляется, можно выделить несколько аспектов.

Во-первых, общая установка самого кодекса, что этот участник ВЭД должен работать как минимум 5 лет добросовестно без нарушений. Это одна из важных позиций, и мы считаем необходимым ее применять. Когда у участника ВЭД есть ликвидные фонды, превышающие сумму платежей таможенных. Мы можем требовать обеспечения этого условия обязательно, когда речь идет об акцизных товарах. Закон предоставляет сегодня заявлять переработку не только самим переработчикам, кроме вывоза товара на гарантийный ремонт. Но если иметь в виду, что переработкой в России, как правило, занимаются стабильно, долговременно, это можно брать всю легкую промышленность, пищевую промышленность, тот же аллюминий. Это долговременная работа, это, как правило, сложившиеся фирмы, которые себя хорошо зарекомендовали. К таким добросовестным фирмам у нас не будет оснований реализовывать это наше право. Мы выступаем за то, чтобы как можно меньше издержек нес участник ВЭД. Но в то же время, если существует риск, то мы, конечно, этот риск будем обязательно перекрывать такими методами. Вот примерно такой идеологический подход. Документ этот пока не готов. Он находится в работе. Речь идет о положении, в частности, об использовании режима переработки на таможенной территории. Этот документ выйдет, и Вы с ним сами познакомитесь.

Ведущая: Конечно все вопросы, которые заданы и не заданы и касаются регулирования вводимого новым Таможенным кодексом, невозможно в рамках такой конференции охватить, и все-таки многие мы постарались затронуть.

Следующий блок вопросов, посвященный вступлению России в ВТО. Вы упоминали об этом процессе. Хотелось бы задать два вопроса, которые суммируют смысл этих вопросов.

Вопрос: Юрий Федорович, как вы считаете, новый таможенный кодекс будет способствовать процессу вступления России в ВТО? Почему эксперты утверждают, что наше таможенное законодательство настолько несовершенно и противоречит мировым стандартам, что ждать этого скоро не приходится. Спрашивает Ирина Максимовна из Москвы.

А Николай из Москвы тоже спрашивает: в какой степени учитывался ход переговоров присоединения России к ВТО при подготовке нового Таможенного кодекса. Учитывались ли запросы членов рабочей группы по присоединению?

Азаров Ю.Ф.: Я могу сказать, что ссылка на мнение «эксперты утверждают» - она, наверное, не самая правильная и объективная.

Ведь эксперты утверждают и другое - что наш Таможенный кодекс соответствует требованиям ВТО. И так считают большинство экспертов, в том числе тех экспертов, которые работают непосредственно с ВТО. Есть часть экспертов, которые в чем-то сомневаются. Я вам могу сказать, что принятие таможенного кодекса находилось под пристальнейшим вниманием экспертов ВТО. Как раз старый кодекс полностью или в большинстве своем не соответствует требованиям ВТО. Это я могу сказать совершенно однозначно. Нас, что называется, держат под рентгеновскими лучами. Просвечивают и просматривают каждый нормативный акт, который выходит из стен ГТК. Таможенный кодекс мы принимали и отрабатывали с участием экспертов многих зарубежных стран, назначенных и европейским сообществом, ЕЭС, - это, в частности, Миттенен. Этот крупнейший финский специалист, был одним из ведущих экспертов по нашему таможенному кодексу. Это были эксперты из самых разных государств по линии ВТО. У нас есть крупнейший эксперт, авторитетнейший на международной арене - это Всемирный банк, который только после того, как Дума проголосовала за этот кодекс, принял решение о выделении нам 140 млн. долл. кредита - это беспрецедентный кредит для таможенных служб мира на создание в России современной информационной системы в сфере таможенной службы. Я думаю, что это самый сильный аргумент против мнения тех отдельных экспертов, которых я, честно говоря, не знаю. У меня есть один из самых авторитетных наших экспертов, это Медведков Максим Юрьевич, который возглавляет этот переговорный процесс. Должен сказать, что мы с Максимом Юрьевичем работали самым плотным образом над Таможенным кодексом, и он неоднократно сам приходил в Думу, принимал участие в заседаниях в подкомитете и комитете по бюджету. Мы с ним консультировались по самым сложным вопросам. Поэтому, я считаю, наоборот, сейчас сделан огромный шаг вперед в части уточнения позиции России при вступлении в ВТО с принятием этого Таможенного кодекса.

Ведущая: Сама деятельность ГТК и таможенных органов также вызывает интерес у нашей Интернет-аудитории. На вопрос о приоритетах Вы уже ответили выше. Следующий вопрос задает Михаил Смирнов из г.Белгорода. Уважаемый Юрий Федорович, каким образом может измениться сама таможенная служба с введением в действие нового ТК? Насколько сегодняшние сотрудники таможенных органов подготовлены к работе в новых условиях деятельности?

Азаров Ю.Ф.: Мы должны добиться того, чтобы понимание ТК и практические шаги по его реализации были одинаковыми среди всех сотрудников таможенных органов. Кстати сказать, мы часто это подчеркиваем, что Россия уникальнейшая страна в мире, где таможенная служба работает на такой гигантской территории. И у нас, действительно, такое часто встречается, когда представители бизнеса на встречах задают и приводят примеры такие, когда толкование таможенного законодательства на Дальнем Востоке несколько иное, мягко говоря, чем это может быть на западе России. Или в Москве одно толкование, а в Калининграде другое. Вот этого мы должны сейчас избежать.

Мы сейчас ведем очень серьезную подготовку личного состава. Сотрудники таможенных органов в буквальном смысле слова штудируют сейчас ТК. Мы в сентябре уже провели первый раунд принятия зачетов по знанию таможенного законодательства. В октябре сотрудники таможенных органов, знающие достаточно детально Таможенный кодекс, выезжают во все наши региональные управления, мы проведем там расширенные заседания. Мы готовим как бы систему тренеров для того, чтобы они работали с сотрудниками. То есть сегодня перед нами стоит очень серьезная задача, как я уже вам сказал, - это переобучение личного состава, доведения до их сознания, что они должны с 1 января работать по другим правилам.

Уже сейчас ГТК принимает беспрецедентные шаги в этом плане, еще бы, наверное, полгода назад это был бы просто шок в стране, сегодня шока это не вызывает. Мы уже издали приказ # 828 и с 1 сентября его ввели в действие, где мы регламентировали жесточайшим образом до минут пересечения транспортом границы. То есть все действия таможни регламентированы в минутах. Сколько минут затратить на принятие документов, на заполнение необходимых документов, на досмотр транспорта. То есть мы сейчас уже сотрудников подводим к требованиям нынешнего ТК. Мы уже приняли несколько приказов, и один приказ уже введен в действие, а еще несколько находятся в Минюсте, в части изъятия ограничений по доставке товаров на определенные таможенные склады. То, что мы делаем сегодня в силу ныне действующего ТК, что, допустим, автомобильные шины только сюда нужно везти, а автомобильные масла только туда везти, мебель везти только на тот склад. Мы сейчас эту систему разрушаем.

Новый ТК, если Вы читали его, то вы, наверное, обратили внимание, - не дает уже права таможенным органам с 1 января права диктовать, куда доставить товар, диктовать маршрут, по которому везти этот товар, диктовать время, которое должно быть затрачено на этот путь. Это все будет осуществляться в заявительном порядке. Участник ВЭД, перевозчик, на основании документов перевозочных будет говорить: «Да, мой товар должен быть доставлен в Калугу, либо в Киров». Это не значит, что мы его заставим обязательно этот товар привезти в Москву. Это абсолютно новые подходы. У нас будет узкое право, прописанное самим законом, определять места подачи декларации на отдельные виды товаров. Это товары, которые имеют ограниченный оборот в стране, прежде всего, допустим, радиоактивные материалы или подакцизные товары. Либо те товары, по которым наиболее часты нарушения таможенных правил. То есть мы укажем места декларирования. Мы сейчас оставим в силе, допустим, положение о наличии в стране определенных постов и таможенных органов, где будут оформляться автомобили частных лиц. Потому что это сложная система. Мы будем обязательно указывать места таможенного оформления, допустим, электроники. Мы сейчас работаем над этим. Но, опять же, это не значит, что только сюда должен доставляться товар. Товар может прибыть в Владивосток, он может прибыть в Ростов, в Киров, куда угодно. Но в законе прописано, что мы в течение двух суток должны отправить документы, декларацию на этот товар в тот таможенный орган, который осуществляет его оформление. То есть мы не должны заставлять этот товар перемещать специально в Москву, только потому, что мы здесь указали место таможенного оформления. Для чего это делается? Это делается для того, чтобы по наиболее сложным товарам, где наибольший риск нарушения таможенных правил, он оформлялся, декларировался в одном месте. С этой точки зрения мы будем действовать, чтобы там был один порядок, одни условия определения таможенной стоимости, работали одни специалисты. Но их будет очень мало. Их можно посчитать по пальцам и все они будут пропускаться соответственно через Минюст. Поэтому совершенно другие подходы будут в части этой нашей деятельности в новых условиях.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, чем вызвано то, что за таможенными органами закреплены не свойственные им функции - правоохранительные и фискальные? Насколько я понимаю, это противоречит требованиям ВТО. Светлана (г. Москва)

Азаров Ю.Ф.: Абсолютно не противоречит, абсолютно. Все таможенные службы мира занимаются и фискальными, и правоохранительными функциями. Весь вопрос только в приоритетах. Посмотрите - американская таможенная служба в качестве приоритета имела обслуживание бизнеса, то, к чему мы сейчас стремимся. Это у них было главное. Сейчас ситуация в стране изменилась. И сегодня таможенная служба США оказалась в той новой структуре безопасности, которая создана после 11 сентября и является там одной из основных служб. То есть перед нею поставлена задача обеспечивать безопасность США в части террактов, ввоза опасных веществ и так далее. И точно так же и у нас - правоохранительная функция вышла на первый план. Это соответствует и Киотской конвенции, и Еврокодексу - все таможенные службы мира имеют и фискальную функцию, и правоохранительную функцию. Таможенная служба РФ - это правоохранительная служба, это прописано и в Таможенном кодексе. Мы сегодня являемся одной из основных служб, пополняющих бюджет, но это не лучший вариант. Естественно, фискальная часть должна будет понижаться, и мы уже сейчас прогнозируем, как это будет происходить. Кстати сказать, во многих странах мира фискальная часть не главная. Мы сейчас хотим сформировать такое таможенное законодательство, чтобы мы в ближайшие 5 лет вышли на позицию обслуживания бизнеса. Вот это стержневая задача для таможенной службы России.

Ведущая: Владимир Иванович из Орла спрашивает. Сколько сейчас сотрудников насчитывает таможенная служба в целом, и как это соотносится по численности с другими таможнями в мире?

Азаров Ю.Ф.: Наша таможенная служба насчитывает 68 тыс. сотрудников. Если говорить о мировой системе, то, насколько я знаю, индийская таможенная служба близка к нам. В США таможенная служба была около 20 тыс., но в связи с новыми задачами, которые перед ними появились, они сейчас увеличивают штат. Это достаточно гибкая система. 68 тыс. для такой гигантской страны как Россия, для открытых границ длиной более 6 тыс.км. с Казахстаном, Украиной, Грузией, Азербайджаном. Наша задача - пересмотреть структуру таможенных органов. Мы должны сейчас определиться со статусом таможенных постов. Таможенный пост должен приобрести гораздо большее значение в части завершения таможенного оформления. У нас поменяются приоритеты. Допустим, если сегодня принятие решения в таможенном органе предваряет согласование в вышестоящих инстанциях по многим вопросам и, в частности, по таможенной стоимости, за что нас очень здорово критикуют, и что значительно усложняет процедуру таможенного оформления, вернее, ее удлиняет, то требования нового Таможенного кодекса, где заложено три дня на выпуск товаров, не позволят применять такую схему. Мы должны будем переносить акцент на принятие окончательного решения непосредственно на таможенный орган. Поэтому здесь и будет, конечно, и функциональный значительный пересмотр. Это та задача, над которой мы работаем сегодня.

Ведущая: Юрий Федорович, если позволите, еще один короткий вопрос. Не могли бы Вы чуть-чуть более подробно рассказать о создании той информационной системы таможенных органов в рамках кредита Всемирного банка, о которой Вы сегодня упомянули. Какие там основные компоненты, будет ли это только приобретение, обновление компьютерного парка, или будут создаваться какие-то новые программные продукты?

Азаров Ю.Ф.: Я, к сожалению, не великий специалист в этой части. Здесь нужно связываться с нашими специалистами. Я могу сказать, что нас, действительно, ожидает серьезная революция в части информационных систем. Наша задача состоит в том, чтобы мы не только насытили парк современной компьютерной техникой, но и в том, чтобы мы через информационную систему увязали в один узел все таможенные органы страны. Неважно, где они находятся. Задача непростая, если иметь ввиду уровень развития связи. Но будет включаться и спутниковая система, и многое другое. То есть, мы должны работать в режиме он-лайн. Если прибыл товар, допустим, на пункт пропуска на Дальнем Востоке, то мы уже здесь должны знать, что это за груз, какая декларация, какие документы. И работать вот в таком режиме. У нас на сегодня эти системы уже отрабатываются. Мы, в частности, в режиме реального времени наблюдаем перемещение товаров, допустим, на пунктах пропуска с ЕЭС, это, прежде всего, я веду речь о границе с Финляндией. Автомобиль приходит, мы получаем все документы, пока этот автомобиль с товаром движется в Москву, и заранее прорабатываем что там, как. У нас существует система управления рисками, и по тому или иному товару автоматически высвечиваются те рисковые точки, на которые мы должны обратить внимание по прибытии товара. У нас очень важным является сопряженность наших информационных систем с информационными системами наших соседей. Вы обратите внимание на ту акцию, которая проведена буквально несколько дней назад со шведской и финской таможенными службами. Именно там впервые был применен метод прямого обмена информацией по прибытии товара. Когда товар прибывает на наш российский пункт пропуска, у нас уже есть весь пакет информации шведской либо финской таможенной службы. Товар тех фирм, которые мы отобрали для такой работы, отпускаем, пропускаем, что называется «с колес», не останавливая, практически. Это считанные минуты, когда мы убеждаемся, что это именно тот автомобиль, именно та фирма. И мы его напрямую засылаем на место прибытия. Вот это то, что в перспективе.

Еще очень важный момент. Нам, безусловно, нужны состыковки информационных правоохранительных систем со Всемирной таможенной организацией и с другими таможенными службами мира с тем, чтобы мы оперативно обменивались информацией.

Сейчас мощное развитие получила информационная система таможенных служб, и эта система, я думаю, позволит нам активнее работать с такими информационными системами, как «Гарант» и другими правовыми системами. Кстати, я должен сказать, что мы активно сотрудничаем с «Гарантом», у нас есть соглашение об информационно-правовом сотрудничестве. Мы оперативно передаем «Гаранту» наши нормативные акты. Мы пользуемся услугами «Гаранта». Нас в этой системе особенно удовлетворяет работа по судебной практике, и наши юристы, которые занимаются вопросами судебной практики, активно пользуются этой системой.

Ведущая: Спасибо, Юрий Федорович, за очень интересные ответы и за теплые слова в наш адрес, позвольте поблагодарить Вас и пожелать и Вам лично, и таможенной службе, и новому Таможенному кодексу всяческих успехов.

Азаров Ю.Ф.: Можно мне в порядке прямой рекламы еще один тезис высказать. Пользуйтесь сайтом ГТК России. Мы его сделали, кто из вас им пользовался, вы можете сейчас прийти к мнению, что это один из лучших на сегодня сайтов органа исполнительной власти РФ. И вы там тоже очень многое можете почерпнуть.

Ведущая: Хотелось бы поблагодарить также пресс-службу ГТК за участие в подготовке этой конференции. Спасибо Вам большое.

Азаров Ю.Ф.: Спасибо большое.


Уважаемые подписчики!
Мы будем Вам очень признательны, если Вы примете участие в нашем очередном опросе:
Как Вы считаете, сколько останется таможенных брокеров после введения нового таможенного кодекса:
10
20
50
100
Не знаю
Результаты

Заранее всем спасибо!
Принимайте участие в других наших опросах: http://www.vch.ru/vote/.

Нормативные документы

01.10.03 Телетайпограмма ГТК РФ от 05.09.03. NТФ-3694, Об отзыве письма ГТК РФ от 02.07.2003 N 01-06/26465 ...>>> [15:05:23]
01.10.03 Приказ ГТК РФ от 19.09.03. N1041, О внесении изменений в ТН ВЭД России и о ставках ввозных таможенных пошлин ...>>>[13:43:36]
30.09.03 Письмо ЦТУ от 24.09.03. N25-12/20719, О таможенном оформлении ввозимых товаров 84 и 85 групп TH ВЭД России ...>>>
30.09.03 Приказ ЦТУ от 18.09.03. N554, Об утверждении порядка эксплуатации таможенного подвижного поста радиационного контроля в таможенных органах центрального таможенного управления ...>>>
29.09.03 Приказ ГТК РФ от 17.09.03. N1030, О местах декларирования отдельных видов товаров В Москве и Московской области ...>>>
29.09.03 Приказ ГТК РФ от 17.09.03. N1028, О местах декларирования моторных масел ...>>>
29.09.03 Приказ ГТК РФ от 15.09.03. N1019, Об установлении таможенных органов для декларирования транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования ...>>>
29.09.03 Приказ ГТК РФ от 08.09.03. N998, Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости ...>>>
29.09.03 Приказ МЮТ от 02.09.03. N490, Об исключении из лицензии на учреждение СВХ Московско-Курского отделения ФГУП "МЖД" ...>>>
29.09.03 Телетайпограмма ГТК РФ от 08.09.03. NТФ-3723, О местах доставки ...>>>
29.09.03 Телетайпограмма ГТК РФ от 10.09.03. NТФ-3743, Об СВХ "Интертранс" ...>>>
29.09.03 Телетайпограмма ГТК РФ от 10.09.03. NТФ-3744, О СВХ "Каунафгипс" ...>>>
29.09.03 Приказ МВТ от 10.09.03 N442, О СВХ ООО "Интертранс" ...>>>
29.09.03 Приказ ГТК РФ от 15.09.03. N1007, О признании утратившим силу приказа ГТК России от 31.07.2001 N 743 ...>>>
29.09.03 Приказ МВТ от 10.09.03 N443, О создании временной зоны таможенного контроля ...>>>
29.09.03 Распоряжение ГТК РФ от 23.07.03 N400-р, Об отмене действия распоряжений ГТК России от 07.02.2003 N 51-Р, N 52-Р, N 53-Р, N 54-Р, N 55-Р ...>>>
26.09.03 Приказ ГТК РФ от 15.09.03. N1020, Об установлении таможенных органов для декларирования дипломатической почты и товаров, классифицируемых в группе 87 ТН ВЭД России ...>>>
26.09.03 Приказ ГТК РФ от 04.08.03. N845, О таможенном оформлени сжиженных углеводородных газов ...>>>
26.09.03 Письмо ЦТУ от 04.09.03 N52-23/19573, Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства ...>>>
26.09.03 МСТ Приказ от 08.09.03. N704, О таможенном оформлении товаров, перемещаемых физическими лицами ...>>>
25.09.03 Приказ ГТК РФ от 01.09.03. N947, Об утверждении форм документов ...>>>
25.09.03 Приказ МЮТ от 19.08.03. N458, О создании временной зоны таможенного контроля ...>>>
25.09.03 Приказ ГТК РФ от 08.09.03. N992, О внесении изменения в приказ ГТК РФ от 17.07.01. # 680 ...>>>

Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
Тел./факс: (095) 503-67-17.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное