Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Акционерное общество: вопросы корпоративного управления


Акционерное общество:
вопросы корпоративного управления

Информационная поддержка - журнал "Акционерное общество:
вопросы корпоративного управления" (www.sovetnik.orc.ru)

В рассылке публикуются избранные материалы журнала "Акционерное общество : вопросы корпоративного управления", анонсы следующих номеров, и многое другое.

Настоящий журнал задуман как практическое пособие, энциклопедия корпоративного управления. Мы не только поможем подготовить и провести общее собрание акционеров, организовать работу совета директоров, оформить принятие решения по сделке с заинтересованностью, но и предложим Вам типовые формы документов: положений, протоколов, писем. Мы расскажем Вам о типовых ошибках, о наиболее интересном положительном опыте, постараемся уберечь от корпоративного шантажа, а если такое все-таки случится - поможем выйти выход из неприятной ситуации. Мы своевременно проинформируем Вас о вновь выходящих нормативных актах и дадим комментарии к ним, напомним о действиях, которые необходимо совершать в тот или иной период времени. И, конечно же, ответим на любые Ваши вопросы из области корпоративного права.

Для того чтобы информация в рассылках и была максимально полезной для Вас - сообщайте, пожалуйста, о вопросах, которые Вас интересуют.(e-mail: olegandr@mail.ru).

Подписаться на новый журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления" можно на сайте журнала: www.sovetnik.orc.ru/subscript.htm и в издательстве журнала (тел. (495) 624 - 13 - 63).


Вышел в свет новый номер журнала "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления". Тема номера "Общее собрание акционеров".
С содержанием номеров журнала можно ознакомиться на сайте журнала. www.sovetnik.orc.ru/archive.htm



Выпуск 52.

КАУЛЕН Надежда Александровна,

вице-президента ООО Компания «Герма-Консалт»

КИСЕЛЕВА Александра Валерьевна,

юрист компании «Герма-Консалт»

 

Акционерное общество без совета директоров: проблемы управления

Создавая общество и участвуя в нем, акционеры рискуют вложенным в него капиталом. Именно акционеры являются хозяевами общества, поэтому они стремятся к созданию такой системы управления, которая эффективна и приемлема именно для них.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. (с изменениями[1]) позволяет собственникам выбирать самим систему органов управления.

Изложенная в законе система органов управления обществом выглядит следующим образом:

 

«Исполнительная власть»

 

 

Генеральный директор

Правление/дирекция

 

 

«Законодательная власть»

 

Общее собрание

Совет директоров

 

Контрольно-ревизионные функции

 

Ревизор/Ревизионная комиссия

 

 

 

Наличие таких органов как генеральный директор, общее собрание, ревизор/ревизионная комиссия в любом акционерном обществе обязательно, тогда как правление/дирекция и совет директоров образовываются по инициативе акционеров.

Создавать или не создавать совет директоров?

С одной стороны, собственники могут не принимать непосредственного и активного участия в управлении компанией, тогда общее руководство осуществляется советом директоров и единственной проблемой акционеров является подбор наилучших кандидатур и избрание оптимального состава совета директоров. Вопросы компетенции прописаны, процедура известна, порядок деятельности определен. Кроме того, наряду с уставом в обществе, как правило, утверждается также внутреннее положение о совете директоров, которое регламентирует деятельность этого органа более детально.

 

Если же непосредственное управление обществом осуществляется узким кругом собственников (и число акционеров менее 50), совет директоров может быть не предусмотрен уставом и тогда «законодательная власть» будет представлена только общим собранием. В этой ситуации вместе с упрощенными, на первый взгляд, процедурами управления компанией появляется ряд нюансов организационного характера. Ведь управление в акционерном обществе — это, прежде всего, установление компетенции того или иного органа (кто принимает решение) и процедуры принятия решения (как принимается решение).

Мы видим своей целью если не решить все вопросы управления, возникающие в акционерном обществе без совета директоров, то обозначить некоторые из них.

Рассмотрим некоторые из возможных проблем управления акционерным обществом при отсутствии совета директоров.

 

I. Проблемы разграничения компетенции органов управления в акционерном обществе, в котором отсутствует совет директоров

 

Прежде чем начать разговор о проблемах разграничения компетенции органов управления в акционерном обществе, в котором отсутствует совет директоров, необходимо четко обозначить, что такое компетенция.

Известно, что компетенция (лат. competentia) — это совокупность полномочий, прав и обязанностей органа международной организации, государственного органа, должностного лица, органа местного самоуправления, органов управления, а также лиц, выполняющих управленческие функции[2].

Однако Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. с изменениями (далее — Федеральный закон №208) понимает компетенцию более узко и включает в статью 65, посвященную компетенции совета директоров, лишь перечень вопросов, которые призван решать совет директоров[3]. Таким образом, права и обязанности совета директоров не включены в компетенцию. Например, право избрания/переизбрания председателя у совета директоров имеется, но не включено в компетенцию.

Решения, принятые органами управления вне рамок их компетенции, неправомерны, что влечет возможность их обжалования в судебном порядке. Споры о компетенции между органами, должностными лицами могут также быть предметом судебного разбирательства, поэтому очень важно правильно разграничить компетенцию в уставе компании.

 

Отсутствие такого органа, как совет директоров, восполняется согласно пункту 1 статьи 64 Федерального закона № 208 тем, что его функции в данном случае осуществляет общее собрание акционеров. Это означает, что все те вопросы, которые обычно решает совет директоров, может решать только общее собрание акционеров как высший орган управления общества. Логика законодателя в том, что совет директоров и общее собрание — органы «законодательной власти» общества, тогда как генеральный директор является исполнительным органом[4] и, соответственно, ему не могут быть переданы вопросы компетенции законодательных органов.

Казалось бы, законодатель постарался избежать вакуума в управлении обществом. Однако передача функций совета директоров, как мы выяснили, совсем не одно и то же, что передача всей совокупности полномочий, прав и обязанностей, составляющих компетенцию органа управления. Законом не названы функции совета директоров, в статье 65 Федерального закона № 208 указана лишь компетенция.

Зададимся вопросом: все ли функции совета директоров по руководству деятельностью общества переходят к компетенции общего собрания? Самое простое — это допустить, что функции совета директоров — это вопросы, которые он призван решать. Тогда с известной долей погрешности можно ставить знак равенства между компетенцией, установленной федеральным законом, и функциями, и передача функций в этом случае тождественна передаче вопросов компетенции.

 

Законодателю показалось недостаточным указания на то, что в случае отсутствия совета директоров его функции осуществляет общее собрание, и он отдельно выделяет такой важный вопрос компетенции (функцию) совета директоров, как созыв общего собрания. Статья 65 обязывает включить в устав общества указание об определенном лице или органе, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня. В этом случае вся ли компетенция совета директоров, установленная законом, по созыву общего собрания (как годового, так и внеочередного) переходит к названному уставом лицу или органу? Означает ли это, что лицо или орган, к компетенции которого относится данный вопрос, будет полномочен также решать вопросы, указанные в п. 7 ст. 53, в ст. 55, а также в пп. 2, 3, 4 п. 1 ст. 65? Например, совет директоров при отсутствии предложений акционеров по формированию повестки дня общего собрания или недостаточного количества кандидатов в органы управления вправе включать в повестку дня вопросы или кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению. Вправе ли указанное в уставе лицо или орган, осуществляя подготовку к собранию, совершать аналогичные действия? Вопрос спорный, потому что, как нам представляется из логики закона, суть передачи лишь вопросов, связанных с созывом общего собрания, заключается в том, чтобы лицу, указанному в уставе, передать только решение технических вопросов.

 

Как же все-таки выглядит компетенция общего собрания при отсутствии совета директоров? Согласно пп. 20 п. 1 ст. 48 общее собрание вправе рассматривать и принимать решения только по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом №208, т.е. перечень вопросов закрыт. В то же время вопросы компетенции (функции) совета директоров не ограничиваются законом и могут быть дополнены уставом (пп. 18 п. 1 ст. 65).

Отсюда возникают еще вопросы: влечет ли передача функций совета директоров общему собранию расширение списка вопросов и возможность общим собранием решать также вопросы, указанные в уставе? Можно ли говорить о том, что в отношении акционерных обществ, где отсутствует совет директоров, не действуют пп. 20 п. 1 и п. 3 ст. 48 (общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Федеральным законом №208) в силу другой нормы закона — пп. 18 п. 1 ст. 65? Исходя из того, что общее руководство деятельностью общества предполагает решение множества разнообразных вопросов, то, по-видимому, существование открытого перечня вопросов компетенции (функций) совета директоров вполне логично. Поэтому ответ может быть таким: переход функций по общему руководству деятельностью общества к общему собранию означает расширение вопросов компетенции (функций) общего собрания.

Окончание следует

 



[1] Изменения  в Федеральный закон  «Об акционерных обществах» внесены Федеральными законами от 07.08. 2001 г., 31.10.2002 г., 24.02.2004 г., 06.04.2004 г., 04.12.2004 г.

[2] Юридический энциклопедический словарь. Гл. ред. О.Е. Кутафин, М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002, С. 218.

[3] В связи с тем, что в Федеральном законе не дано понятия «совет директоров (наблюдательный совет) общества» и непонятно, какая разница между советом директоров и наблюдательным советом, мы будем упоминать лишь один термин — совет директоров.

[4] Пункт 2 ст. 69 ФЗ: «Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества».


    В выпуске использовались материалы из последних номеров журнала "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления".
    Подписаться на новый журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления" можно на сайте журнала: www.sovetnik.orc.ru/subscript.htm и в издательстве журнала (тел. (495) 624-13-63).


    В избранное