Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 22.10.2010


КонсультантПлюс Схемы корреспонденций счетов
Выпуск от 22.10.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Вакансии для НАЛОГОВЫХ ЮРИСТОВ в компании "Консультант Плюс" (Москва)

Вы - профессиональный юрист в сфере налогового права.

Вы опытны и успешны. Вы можете увлечь своей профессией. Вам есть чем поделиться с профессиональным обществом.
Мы предлагаем новые задачи.


Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации возмещение работнику расходов по найму жилья в командировке, если работник не представил документы, подтверждающие эти расходы?

В авансовом отчете работника указано, что расходы по найму жилья составили 700 руб. в сутки. Согласно командировочному удостоверению работник находился в месте командирования пять дней. В соответствии с положением о командировках (приложением к коллективному договору) расходы по найму жилого помещения, не подтвержденные документально, оплачиваются в размере 700 руб. в сутки. Цель командировки - организация сбыта изготовленной продукции.

Корреспонденция счетов:

Трудовые отношения

При направлении в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, расходы по найму жилого помещения. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 1, 2 ст. 168 Трудового кодекса РФ, п. п. 11, 14 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40, работникам организации выдаются под отчет денежные средства на командировочные расходы. Не позднее трех дней после возвращения из командировки работник организации должен представить Авансовый отчет (форма N АО-1) об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. К авансовому отчету прикладываются документы, подтверждающие расходы. В данном случае в авансовом отчете указаны расходы по найму жилья, но документов, подтверждающих расходы, работник не представил. Однако на основании утвержденного руководителем авансового отчета организация вправе признать данные расходы командировочными, поскольку возмещение документально неподтвержденных расходов по найму жилья во время командировки предусмотрено положением о командировках.

На дату утверждения авансового отчета расходы на командировку учитываются в данном случае в составе коммерческих расходов. Коммерческие расходы включаются в себестоимость продаж в период признания их расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7, 9, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Учет расчетов с работником, которому выданы денежные средства под отчет, осуществляется с использованием счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами". При признании расхода производится запись по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции с кредитом счета 71. Со счета 44 расходы списываются в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Налог на прибыль организаций

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются документально подтвержденные затраты организации. В данном случае возмещение расходов по найму жилого помещения работнику производится в соответствии с условиями положения о командировках, а сумма расходов отражена только в авансовом отчете без приложения подтверждающих документов. По мнению Минфина России, такие расходы по найму жилого помещения считаются документально неподтвержденными и не могут быть учтены в соответствии с п. 49 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 28.04.2010 N 03-03- 06/4/51).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ.

В данном случае сумма возмещения не превышает указанный максимальный размер, следовательно, у работника не возникает доходов, облагаемых НДФЛ.

Страховые взносы

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

В данном случае в соответствии с законодательством РФ организация установила в положении о командировках, что при непредставлении подтверждающих документов возмещению подлежат расходы по найму жилого помещения в размере 700 руб. Следовательно, организация не начисляет страховые взносы на сумму возмещения расходов по найму жилого помещения (п. 2 консультации специалиста Пенсионного фонда РФ Д.И. Покшана от 21.07.2010).

Применение ПБУ 18/02

Поскольку расходы по найму жилого помещения признаются только в бухгалтерском учете, то у организации возникает постоянная разница, которой соответствует постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
На дату выдачи денежных средств под отчет
Выданы работнику денежные средства под отчет <*> (700 x 5) 71 50-1 3 500 Распоряжение руководителя, Расходный кассовый ордер
На дату утверждения авансового отчета командированного работника
Отражены неподтвержденные расходы по найму жилого помещения 44 71 3 500 Авансовый отчет
Списаны расходы в себестоимость продаж текущего месяца (без учета иных расходов) 90-2 44 3 500 Бухгалтерская справка
Отражено ПНО (3500 x 20%) 99 68 700 Бухгалтерская справка-расчет

<*> В данной схеме не рассматриваются иные командировочные расходы и бухгалтерские записи приведены только на сумму расходов по найму жилого помещения.

2010-10-04 Е.В.Фещенко
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Как отражается в учете организации - нового арендатора приобретение прав и обязанностей по договору аренды нежилого помещения (перенаем), если организация возмещает прежнему арендатору денежные средства, перечисленные им арендодателю в качестве аванса?

С согласия арендодателя новый арендатор получил от прежнего арендатора по договору перенайма права аренды. Договорная стоимость перенайма помещения равна 177 000 руб. (в том числе НДС 27 000 руб.). Оставшийся срок действия договора аренды - три года. Стоимость помещения, полученного по договору перенайма, составляет 2 000 000 руб.

На момент перенайма арендная плата за шесть последних месяцев срока действия договора аренды в сумме 354 000 руб. (в том числе НДС 54 000 руб.) выплачена прежним арендатором арендодателю авансом. Указанную сумму новый арендатор возмещает прежнему арендатору. Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли организация определяет методом начисления.

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). В этом случае ответственным по договору аренды перед арендодателем становится новый арендатор (п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ) <*>.

Поскольку в результате перенайма организация выбывает из договора аренды, т.е. происходит замена арендатора в обязательстве, возникшем из договора аренды, то перенаем должен осуществляться с соблюдением норм гражданского законодательства об уступке права требования и переводе долга (Письма Минфина России от 14.07.2009 N 03-03-06/1/463, от 12.11.2006 N 03-03-04/1/782, УМНС России по г. Москве от 27.01.2004 N 26-12/5331, Постановление ФАС Московского округа от 21.05.2009 N КГ- А41/4112-09 по делу N А41-16653/08).

Это обусловлено тем, что право аренды, как право пользования имуществом, являющимся объектом аренды, всегда сопровождается определенными обязанностями в силу самого факта пользования имуществом. Эти обязанности вытекают из закона или договора и касаются порядка и условий пользования имуществом, его содержания и др. (п. 16 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66)).

Таким образом, при заключении договора перенайма к новому арендатору от прежнего арендатора переходят право пользования помещением и обязанность по уплате арендодателю оставшейся суммы арендной платы. Кроме того, в рассматриваемой ситуации при перенайме к новому арендатору переходят требования, возникшие в связи с выплатой арендодателю аванса. В связи с чем организация возмещает прежнему арендатору денежные средства, перечисленные им ранее арендодателю в качестве аванса. То есть сумма полученного от прежнего арендатора аванса засчитывается арендодателем в счет уплаты аванса новым арендатором.

Бухгалтерский учет

Плата за перенаем помещения в бухгалтерском учете организации - нового арендатора учитывается в составе расходов будущих периодов на дату государственной регистрации договора перенайма и отражается по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Данные расходы в течение оставшегося срока действия договора аренды списываются в расходы по обычным видам деятельности текущего периода (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. п. 5, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Таким образом, ежемесячно ! в течение оставшегося срока действия договора аренды в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета 97.

В результате перенайма, как сказано выше, к организации переходят требования прежнего арендатора, возникшие в связи с выплатой арендодателю аванса. При этом организация возмещает прежнему арендатору сумму, уплаченную им арендодателю в качестве аванса. В связи с этим в бухгалтерском учете организации отражаются дебиторская задолженность арендодателя и кредиторская задолженность перед прежним арендатором. При этом производится запись по дебету счета 76 (например, аналитический счет 76-а "Расчеты по авансам (предоплате) выданным") в корреспонденции с кредитом счета 76 (например, аналитический счет 76-п "Расчеты с прежним арендатором").

Помещение, полученное организацией - новым арендатором по договору перенайма, учитывается на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договоре перенайма (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкция по применению Плана счетов, Письмо Минфина России от 24.08.2004 N 03-03-01-04/1/8) <**>.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумму НДС, предъявленную прежним арендатором в составе платы за перенаем, организация имеет право принять к вычету после принятия на учет задолженности по внесению этой платы при наличии счета-фактуры прежнего арендатора (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 23.07.2009 N 3-1-11/531).

В рассматриваемой ситуации организация возмещает денежные средства прежнему арендатору, перечисленные им арендодателю в качестве аванса. При этом арендодатель сумму полученного от прежнего арендатора аванса засчитывает в счет уплаты аванса новым арендатором.

Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ суммы НДС, перечисленные арендодателю при оплате аренды авансом, принимаются к вычету. Для применения этого вычета необходимы: счет-фактура арендодателя на сумму аванса, документ о фактическом перечислении аванса, а также договор, предусматривающий такой порядок оплаты (п. 9 ст. 172 НК РФ). В данном случае у нового арендатора отсутствуют такие документы. Таким образом, даже при наличии счета-фактуры арендодателя оснований для применения налогового вычета у нового арендатора нет.

Налог на прибыль организаций

Плата за перенаем для целей налогообложения прибыли учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на последнее число отчетного периода равномерно в течение оставшегося срока действия договора аренды помещения (пп. 49 п. 1 ст. 264, абз. 2 п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, см. Письмо УМНС России по г. Москве N 26-12/5331).

Что касается возмещения прежнему арендатору денежных средств, перечисленных им арендодателю в качестве аванса, то такое возмещение не признается в составе расходов. Это обусловлено тем, что сумму полученного от прежнего арендатора аванса арендодатель засчитывает в счет уплаты аванса новым арендатором (п. 1 ст. 252, п. 14 ст. 270 НК РФ) <***>.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Плата за перенаем помещения признана в составе расходов будущих периодов (177 000 - 27 000) 97 76-п 150 000 Договор перенайма, Акт приемки-передачи помещения
Отражена сумма НДС, предъявленная прежним арендатором за перенаем 19 76-п 27 000 Счет-фактура
Принята к вычету сумма НДС, предъявленная прежним арендатором за перенаем 68 19 27 000 Счет-фактура
Отражена задолженность перед прежним арендатором по возмещению денежных средств, перечисленных им ранее арендодателю в качестве аванса 76-а 76-п 354 000 Договор перенайма
Перечислены прежнему арендатору денежные средства в счет возмещения аванса и плата за перенаем помещения (177 000 + 354 000) 76-п 51 531 000 Выписка банка по расчетному счету
Стоимость помещения, полученного по договору перенайма, отражена на забалансовом счете 001   2 000 000 Договор перенайма, Акт приемки-передачи помещения
Ежемесячная бухгалтерская запись в течение оставшегося срока действия договора аренды <**>
Часть платы за перенаем помещения признана в составе расходов текущего месяца (150 000 / 3 / 12) 20 (44 и др.) 97 4 167 Бухгалтерская справка-расчет

<*> Договор аренды помещения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений", п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Передача прав и обязанностей по договору аренды (перенаем), как и сам договор аренды, оформляется в соответствующей письменной форме и подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 164, п. п. 1, 2 ст. 389, п. 3 ст. 433, п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ). Регистрация договора перенайма производится по соглашению сторон (прежним и новым арендатором). В таблице проводок не приводятся бухгалтерские записи, связанные с уплатой государственной пошлины за регистрацию договора перенайма.

<**> В данной схеме не рассматриваются операции, связанные с начислением и уплатой арендной платы за пользование помещением, которые отражаются в общеустановленном порядке. При этом напомним, что в последние шесть месяцев срока действия договора аренды соответствующая часть аванса засчитывается в счет арендной платы за текущий месяц.

<***> Заметим, что арендная плата, в том числе за шесть последних месяцев оставшегося срока действия договора аренды, признается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в том отчетном (налоговом) периоде, к которому она относится (пп. 10 п. 1 ст. 264, п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

2010-10-04 Н.А.Якимкина
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

 Купить систему КонсультантПлюс

В справочной правовой системе КонсультантПлюс есть вся необходимая информация для бухгалтера и юриста. Благодаря постоянному обновлению информация в системе всегда актуальна.

Поэтому, приобретая систему КонсультантПлюс, вы экономите время, деньги и получаете надежного помощника.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни


В избранное