Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2012 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации" КС РФ не стал оценивать последствия
присоединения России. Предметом проверки стал международный протокол о присоединении России к ВТО. На момент рассмотрения запроса данный акт еще не прошел процедуру ратификации. Это позволило поднять вопрос о проверке его конституционности как международного договора, не вступившего в силу. По мнению заявителей, в отношении данного протокола не была соблюдена процедура ратификации. Кроме того, ВТО имеет неопределенный статус (не
ясно, является она межправительственной или межгосударственной организацией). Также заявители затронули вопрос о социально-экономических последствиях подобного присоединения. Отклоняя эти доводы, КС РФ напомнил, что в его компетенции находятся только вопросы права. Соответственно, он не оценивает политическую и экономическую целесообразность заключения того или иного международного договора. Тем не менее КС РФ отметил, что, присоединяясь к ВТО, государство получает дополнительные возможности
для легитимного выхода в международное правовое и экономическое пространство и доступ к средствам международно-правовой защиты. В случае ратификации протокола он станет основанием для применения в России Марракешского соглашения (об учреждении ВТО) и права данной организации в целом. При этом ни само соглашение, ни протокол не предполагают введения ограничений прав и свобод российских граждан и пересмотра основ конституционного строя. С точки
зрения российского права возможная характеристика ВТО как межгосударственного или межправительственного объединения не имеет значения для присоединения к нему. По порядку принятия данный протокол (на стадии его подписания и одобрения Правительством РФ) не противоречит конституционным предписаниям. В рамках ВТО предусмотрено создание органа по разрешению споров, решения которого обязательны для стран-участниц. Как отметил КС РФ, подобная возможность не может рассматриваться как ущемление
суверенитета, поскольку государство допускает подобное в отношении себя на условиях взаимности. Иные доводы заявителей основаны на ошибочном толковании положений указанных международных актов.
Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом
наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2012 г.) ВС РФ подготовил обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств. В обзоре обращается внимание на следующее. Относительно размера наркотических средств (крупный или особо крупный) из Списка I, утвержденного постановлением Правительства РФ, отмечено, что он определяется
исходя из общего количества смеси (в граммах), содержащихся в ней наркотических средств и нейтральных компонентов (мука, крахмал, табак, тальк и т. п.), а не из количества наркотического средства (в граммах) в смеси в чистом виде. В случае, когда лицо изготавливает наркотическое средство, заранее не приобретая для этого другие наркотики, в его действиях не содержится признак незаконного приобретения наркотического средства. Если лицо задержано
непосредственно при сборе растений, его действия подлежат квалификации как незаконное приобретение растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей. Обращается внимание, что умышленное создание лицом условий для совершения преступления, если оно не было доведено до конца по не зависящим от него обстоятельствам, является приготовлением к преступлению, а не покушением. Лицо, привлекаемое в качестве посредника к приобретению наркотических средств в рамках оперативно-розыскного
мероприятия, может быть подвергнуто уголовной ответственности. Условия: оно не было осведомлено о своем участии в оперативно-розыскном мероприятии и до его проведения имелась достоверная информация о том, что данное лицо приобретает наркотические средства. В судебной практике следует учитывать решения ЕСПЧ, который не запрещает ссылаться на доказательства, полученные в результате проведения операции под прикрытием. Однако использование
агентов под прикрытием должно быть ограничено. Сотрудники могут действовать тайно, но не заниматься подстрекательством. Что касается доказательств, то по уголовным делам в рассматриваемой сфере ими могут быть, в частности, заключения и показания экспертов, проводивших фоноскопические экспертизы образцов голосов лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.
Решение
Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2012 г. N ВАС-4065/12 Госзакупки: закон не запрещает объединять работы по проектированию и строительству в один предмет торгов. ВАС РФ счел незаконным одно из разъяснений, касающихся вопросов размещения госзаказов. Исходя из них, нельзя объединять в один предмет торгов работы по подготовке проектной документации и по организации строительства.
Этот вывод был сделан ФАС России со следующей аргументацией. Указанные работы выполняются в рамках разных товарных рынков. Лица, осуществляющие подготовку проектной документации и ведущие строительство, входят в состав разных видов саморегулируемых организаций. Кроме того, если в составе документации о торгах на строительство объекта нет проектной документации, то это означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта. Подобный факт, в свою очередь, лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение. Поэтому объединение названных видов работ в один предмет торгов приводит к ограничению количества участников размещения заказа, что является основанием для выдачи предписания. Между тем, как указал ВАС РФ, в законе нет подобных аналогичных положений. Таким образом, оспариваемый акт носит нормативный характер. По сути, он содержит в
себе положения, не предусмотренные законодательством. При этом он устанавливает условия, которые влекут правовые последствия, рассчитанные на многократное применение (в виде выдачи предписаний). Несмотря на это, данный акт не направлялся на регистрацию в Минюст России и не был опубликован, что является нарушением Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. С учетом этого подобные разъяснения признаются недействующими.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 2012 г. N ВАС-6820/12 Ежесуточная уплата сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования противоречит требованиям законодательства. Общество обратилось в ВАС РФ с заявлением к ФСТ России о признании недействующим отдельного пункта
Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте. Согласно оспариваемому пункту при подаче и уборке груженых и порожних вагонов по железнодорожным подъездным путям, принадлежащим железным дорогам, локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается сбор за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем. Как указывает заявитель, оспариваемый пункт в части, устанавливающей
ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, создает для него необоснованные расходные обязательства. ВАС РФ пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, пояснив следующее. Взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования
(железнодорожным подъездным путем) ни положениями Устава железнодорожного транспорта, ни иным действующим законодательством не предусматривается. ФСТ России при установлении тарифов, сборов, платы не может выйти за рамки положений, определенных действующим законодательством. Однако в рассматриваемом случае ответчик вышел за пределы полномочий, установленных законодательством. Установив сбор за подачу и уборку вагонов, ФСТ России включила в него и ежесуточную плату за пользование железнодорожным
путем необщего пользования. Исходя из изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят ФСТ России за пределами предоставленных ей полномочий, без учета баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей. В связи с этим оспариваемый пункт Правил признан недействующим.
Постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 692 "Об утверждении перечня товаров, в случае временного ввоза которых в качестве научных или коммерческих образцов завершение таможенной процедуры временного ввоза (допуска) не допускается помещением под таможенную процедуру уничтожения" Когда временный ввоз научных или коммерческих образцов не
может завершаться таможенной процедурой уничтожения? Товары, временно ввозимые в Россию в качестве научных или коммерческих образцов, подлежат таможенному декларированию в упрощенном порядке. Декларант вправе заявить таможенную процедуру уничтожения в отношении указанных временно ввезенных образцов, в т. ч. в случаях, если они уничтожены или повреждены при проведении с ними (при их использовании в ходе) испытаний, исследований, тестирования, проверки, опытов,
экспериментов или демонстрации. Определен перечень товаров, в случае временного ввоза которых в качестве научных или коммерческих образцов завершение данной таможенной процедуры не допускается помещением под таможенную процедуру уничтожения, если они уничтожены или повреждены при проведении с ними (при их использовании в ходе) указанных действий. В частности, в перечень входят эфирные масла и резиноиды, парфюмерные, косметические или туалетные средства. Фото- и кинотовары, пылесосы. Телефонные
аппараты, звуко- и видеозаписывающая или воспроизводящая аппаратура. Моторные транспортные средства для перевозки людей и грузов. Мебель, постельные принадлежности, матрацы. Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ
от 6 июля 2012 г. N 688 "О Правилах ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации" Как ведется автоматизированная система контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции? Закреплен порядок ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции в нашей стране. Участниками этой системы являются Росалкогольрегулирование,
уполномоченное ее вести, и организации, перевозящие автомобильным транспортом на основании соответствующих лицензий этиловый спирт (в т. ч. денатурат) и нефасованную спиртосодержащую продукцию с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции. Исключение - те, которые занимаются перевозками данной продукции в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Росалкогольрегулирование для участия организации-перевозчика в системе контроля
перевозок вносит о нем ряд сведений. Среди таковых - марки, модели и номера государственных регистрационных знаков автотранспорта, идентификационные (серийные) номера изготовителя техсредств регистрации. Перевозчики направляют информацию в электронном виде в формате, установленном Службой. В процессе перевозки продукции организация по каждому используемому автотранспорту передает следующую информацию. Это пройденный маршрут, дата, время начала и окончания перевозки продукции; адреса мест начала
перевозки (загрузки) и доставки (выгрузки); время и место стоянок транспортного средства. Перечислены сведения, которые Росалкогольрегулирование вносит в систему в отношении каждой перевозки продукции, осуществляемой организацией-перевозчиком, данные о которой зафиксированы в системе. Информация из системы контроля перевозок используется в целях госконтроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств" Лицензирование производства лекарств: новое положение. Заново утверждено Положение о лицензировании производства лекарственных средств. Положение касается деятельности
юрлиц. Лицензированием производства лекарств для медицинского применения занимается Минпромторг России, для ветеринарного - Россельхознадзор. Требования к соискателю лицензии: наличие соответствующих промышленных регламентов, лица, которое при вводе лекарств в гражданский оборот подтверждает их соответствие установленным требованиям, работников, которые имеют высшее или среднее фармацевтическое, химическое, химико-технологическое, биологическое,
биотехнологическое, медицинское или ветобразование и отвечают за производство и маркировку лекарств, и др. Лицензиат также должен соблюдать запрет на производство лекарств, не включенных в госреестр, правила хранения препаратов и уничтожения недоброкачественных субстанций, требования о регистрации предельных отпускных цен, повышать квалификацию вышеуказанных лиц не реже раза в 5 лет. Приведен перечень работ, составляющих деятельность по производству лекарств. Постановление об утверждении
прежнего положения признано утратившим силу.
Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги и налогообложениеот 9.07.2012
Объединение Корпоративных Юристов (ОКЮР) приглашает Вас 13 июля и 20 июля 2012 г. с 9:30 до 13:30 на мастер-класс "Ключевые позиции ВАС РФ в сфере корпоративного права 2011-2012". Мастер класс пройдет по адресу: Москва, ул. Ильинка, д. 6, Малый зал ТПП РФ, комн. 324 (Здание Конгресс-центра ТПП). Подробнее
06-11
августа 2012 года в г. Сочи пройдет семинар "Жилищно-коммунальное хозяйство: предоставление коммунальных услуг и тарифное регулирование" Подробнее
28.11.12—15.02.13 в Москве пройдет вечерний курс повышения квалификации "Ведение судебных споров: тактика, стратегия, доказательства, риторика
и процесс" Подробнее