Гарант. Ежедневный мониторинг федерального законодательства
Получите Сертификат от разработчика - подтверждение Вашего профессионализма!
Дистанционное тестирование на знание системы ГАРАНТ для зарегистрированных пользователей (подробности на www.garant.ru)
Федеральным законом скорректирован порядок возмещения
судебных расходов, выплаты денежных сумм, причитающихся свидетелям и
переводчикам. Ранее сохраняемый средний заработок, выплачиваемый
работодателем работнику-свидетелю, заменен денежной компенсацией. Размер
компенсации определяется исходя из фактических затрат времени на исполнение
обязанностей свидетеля и их среднего заработка. Переводчикам за выполненную ими
по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных
обязанностей в качестве работников государственного учреждения, наряду со
специалистами и экспертами, также будет выплачиваться вознаграждение. Решены отдельные вопросы межбюджетных отношений в части уплаты и возмещения
судебных расходов. Судам общей юрисдикции всех уровней, управлениям (отделам)
Судебного департамента в субъектах РФ, а также органам, осуществляющим
организационное обеспечение деятельности мировых судей, открываются счета, куда
сторонами будут вноситься денежные суммы в счет предстоящих судебных расходов.
Ранее деньги вносились на счет управления (отдела) Судебного департамента в
субъектах РФ. Неизрасходованные денежные суммы будут возвращаться на основании
судебного постановления. Правила распределения судебных расходов между
сторонами теперь применяются не только в апелляционной и кассационной, но и в
надзорной инстанции. В прежней редакции Кодекса издержки, понесенные судом
в связи с рассмотрением дела, и госпошлина, от уплаты которых истец был
освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных
расходов, в федеральный бюджет. Согласно изменениям взысканные суммы будут
зачисляться в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а
госпошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений.
Урегулированы вопросы создания муниципальных образований
на межселенных территориях, преобразования муниципальных образований и создания
вновь образованных муниципальных образований, в том числе закрытых
административно-территориальных образований. Соответствующие изменения внесены в
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и "О закрытом административно-территориальном образовании". Так,
установлены правила формирования избирательной комиссии вновь образованного
муниципального образования, а также определен статус органов местного
самоуправления вновь образованного муниципального образования. Приведены
особенности решения вопросов местного значения и формирования органов местного
самоуправления, когда создание (преобразование), реорганизация ЗАТО влекут
создание вновь образованного муниципального образования. Установлено
требование о проведении выборов в органы местного самоуправления вновь
образованного муниципального образования не позднее чем через 6 месяцев со дня
его создания. Положения названных законов в новой редакции распространяются
в том числе на отношения, возникшие в связи с созданием вновь образованных
муниципальных образований в период после 1 января 2008 года и до дня
вступления в силу данного ФЗ. При этом выборы в органы местного самоуправления
таких муниципальных образований должны быть проведены не позднее чем через год
со дня их создания. Кроме того, из перечня вопросов местного значения
поселения исключены организация и осуществление мероприятий по мобилизационной
подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории
поселения. Эти полномочия переданы муниципальному району. За поселениями
закреплено право на участие в организации и осуществлении таких мероприятий. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Расширены полномочия органов государственной власти
субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые этими органами
самостоятельно за счет средств собственного бюджета (за исключением субвенций из
федерального бюджета). В частности, к ним отнесены полномочия по
содержанию, развитию и организации эксплуатации речных портов. Соответственно
имущество, необходимое для реализации указанных полномочий, включено в перечень
имущества, которое может находиться в собственности субъектов РФ. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон направлен на сохранение существующих
объемов изготовления наркотических и психотропных лекарственных средств,
необходимых в сфере здравоохранения. Значительная часть наркотических и
психотропных лекарственных средств в малых дозировках, используемых при лечении,
изготавливается в государственных аптеках. Приватизация и последующее
перепрофилирование указанных аптек может повлечь сокращение объемов изготовления
наркотических и психотропных лекарственных средств. В связи с этим введен запрет
на приватизацию имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий
и государственных учреждений, изготавливающих указанные лекарства. Одновременно используемая в ФЗ "О наркотических средствах и психотропных
веществах" терминология приведена в соответствие с ФЗ "О приватизации
государственного и муниципального имущества". Установлен запрет на приватизацию
имущества предприятий и учреждений, занимающихся производством и изготовлением
наркотических средств и психотропных веществ, а не на приватизацию самих этих
юридических лиц.
Предусмотрена возможность введения классных чинов
муниципальных служащих. Классные чины указывают на соответствие уровня
профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям
для замещения должностей муниципальной службы. В настоящее время классные
чины присваиваются лишь государственным гражданским служащим. При этом
ежемесячное денежное содержание гражданского служащего включает оклад за
классный чин. Решать вопрос о необходимости введения классных чинов для
муниципальных служащих будут органы государственной власти субъектов РФ. Порядок
присвоения муниципальным служащим классных чинов, а также их сохранения при
переводе на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной
службы должен устанавливаться региональным законом.
Уточнена редакция статьи Уголовного кодекса РФ,
устанавливающей ответственность за торговлю людьми. Действующая редакция
этой статьи предусматривает ответственность за куплю-продажу людей, совершенную
только в целях их эксплуатации, то есть в целях использования их занятия
проституцией, рабского труда, а также подневольного состояния. Случаи торговли
людьми без целей эксплуатации, несмотря на их высокую общественную опасность, УК
РФ не охватываются. Понятие "торговля людьми" определено как купля-продажа
человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его
эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение. Таким
образом, это понятие относит цель эксплуатации только к действиям, связанным с
вербовкой, перевозкой, передачей, укрывательством или получением человека. Совершение указанного преступления будет наказываться лишением свободы на срок
до шести лет (ранее - до пяти лет). Введены новые квалифицирующие признаки,
усиливающие ответственность за деяния, совершенные в отношении лица, заведомо
для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной
зависимости от виновного, и в отношении женщины, заведомо для виновного
находящейся в состоянии беременности.
Порядок уплаты страховых взносов и размеры страховых
тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, действовавшие в 2006 г. и
2007 г., применяются также в 2009 г. и в плановый период 2010 и
2011 гг. Сохраняется 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5 %),
дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса
профессионального риска, и существующие льготы по уплате страховых взносов для
организаций, использующих труд инвалидов. В 2009 г. расчетный
средневзвешенный страховой тариф должен составить 0,52 % к начисленной
оплате труда (как и в 2008 г.), в 2010 г. - 0,5 %, а в 2011 г. -
0,48 %. При этом поступление страховых взносов (включая недоимки) в
2009 г. предполагается в размере 65,7 млрд. руб., в 2010 г.
- 74 млрд. руб., в 2011 г. - 82 4 млрд. руб. С учетом прогнозируемого уровня инфляции максимальный размер ежемесячных
страховых выплат в 2009 г. увеличится до 43,23 тыс. руб.; в
2010 г. - до 46,26 тыс. руб.; в 2011 г. - до
49,41 тыс. руб. Размер единовременной страховой выплаты также
индексируется на уровень инфляции и составит в 2009-2011 гг. соответственно
56,2 тыс. руб., 60,1 тыс. руб. и 64,2 тыс. руб.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г.
Ратифицировано Соглашение, регулирующее вопросы
совместного использования объектов военной инфраструктуры вооруженными силами
государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в
целях реагирования на возникающие угрозы и вызовы региональной и международной
безопасности. Данное Соглашение было подписано в городе Астане 18 июня
2004 года главами следующих государств: Армении, Белоруссии, Казахстана,
Киргизии, России и Таджикистана. В 2007 году к Соглашению присоединился
Узбекистан. Стороны Соглашения в лице министерств обороны будут
разрабатывать свои перечни объектов военной инфраструктуры для совместного
использования коалиционными (региональными) группировками войск (сил) и
перспективный план их создания, развития и содержания. Они будут представлять
друг другу тактико-технические данные существующих и планируемых к развитию и
созданию объектов военной инфраструктуры, выделенных для совместного
использования, за исключением особо режимных (особо важных) и режимных объектов
государства. Кроме того, Стороны планируют определять порядок финансирования
мероприятий оперативного оборудования территорий государств - членов ОДКБ.
Ратифицированное Соглашение направлено на обеспечение
военной безопасности государств - членов Организации Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ). Соглашение предусматривает создание системы управления
силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ на основе элементов
существующих систем управления вооруженными силами государств - членов ОДКБ в
регионах (районах) коллективной безопасности. Система управления будет
представлять собой совокупность функционально взаимосвязанных органов, пунктов и
средств управления коалиционными (региональными) группировками войск (системы
связи, автоматизированные системы управления, специальные системы). Система
управления создается для обеспечения эффективного функционирования коалиционных
сил и средств в мирное и военное время, а также для адекватного реагирования на
угрозы национальной и коллективной безопасности Сторон в Центрально-Азиатском,
Восточно-Европейском и Кавказском регионах.
Ратифицированный Договор о дружбе, сотрудничестве и
взаимной помощи между Россией и Абхазией был подписан в Москве 17 сентября
2008 г. Он подтверждает курс РФ на развитие всестороннего
сотрудничества с Абхазией. Так, подчеркивается приверженность Сторон целям и
принципам Устава ООН, общепризнанным нормам в области прав человека; стремление
взаимодействовать в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности
в Закавказском регионе. Договор создает правовую основу для пребывания на
территории Абхазии российских воинских формирований, присутствие которых
необходимо для поддержания мира в регионе. Также фиксируются обязательства
Сторон оказывать друг другу помощь, если одна из них становится объектом
нападения. Предусматривается совместная охрана государственной границы
Абхазии. Кроме того, в Договоре содержатся положения, предусматривающие
сотрудничество в экономической, социальной и гуманитарной сферах. Стороны
обязуются взаимодействовать в борьбе против организованной преступности,
международного терроризма, незаконного оборота наркотиков. Действие
Договора рассчитано на 10 лет с возможностью автоматического продления на
последующие пятилетние периоды.
Ратифицирован Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной
помощи между Россией и Южной Осетией, подписанный в Москве 17 сентября
2008 года. Договор подтверждает курс России на развитие всестороннего,
рассчитанного на перспективу сотрудничества с Южной Осетией, налаживание
масштабного, многоуровневого взаимодействия. Договором урегулирован порядок
пребывания на территории Южной Осетии российских войск, присутствие которых
необходимо для поддержания мира в регионе и обеспечения надежной безопасности
Сторон. Стороны будут оказывать друг другу помощь, если одна из Сторон
становится объектом нападения. Предусматривается совместная охрана
государственной границы Южной Осетии. В рамках Договора Стороны будут
сотрудничать в экономической, социальной и гуманитарной сферах; совместно
бороться против организованной преступности, международного терроризма,
незаконного оборота наркотиков.
НДС не будут облагаться операции по реализации товаров,
работ и услуг, осуществляемые лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими
лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Лечебно-производственные (трудовые) мастерские будут создаваться на базе
предприятий лечебных исправительных учреждений, предназначенных для содержания
осужденных, больных туберкулезом и наркоманией. Основной целью деятельности
таких учреждений является адаптация и реабилитация данной категории осужденных
на основе трудовой терапии. Закон вступает в силу с 1 января
2009 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его
официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода
по НДС.
С 1 января 2009 года налогоплательщикам, применяющим УСН,
разрешается ежегодно менять объект налогообложения (доходы или доходы,
уменьшенные на величину расходов). Объект налогообложения может быть изменен с
начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый
орган до 20 декабря предшествующего года. В течение налогового периода менять
объект налогообложения запрещено. В настоящее время налогоплательщик УСН
вправе изменить объект налогообложения лишь по прошествии 3 лет с начала
применения УСН. Однако на начальном этапе хозяйственной деятельности малые
предприятия и индивидуальные предприниматели (которые составляют большинство
налогоплательщиков УСН), как правило, не обладают достаточным опытом для
правильного выбора оптимального объекта налогообложения. Возможность ежегодно
менять объект налогообложения позволит малым предприятиям и индивидуальным
предпринимателям более эффективно использовать преимущества УСН. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года (но не ранее чем по
истечении одного месяца со дня его официального опубликования) и
распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
Федеральным законом устанавливается до 1 января 2010 г.
переходный период для завершения формирования органов местного самоуправления
муниципальных образований Республики Ингушетия и Чеченской Республики
и начала осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения. В
настоящее время в Республиках на местном уровне функционируют органы
государственной власти, вместо органов местного самоуправления. В течение
переходного периода, в частности, будут установлены границы муниципальных
образований, а муниципальные образования - наделены статусом городского,
сельского поселения, городского округа, муниципального района. Будут также
установлены численность депутатов представительных органов первого созыва вновь
образованных муниципальных образований, порядок избрания глав вновь образованных
муниципальных образований на первый срок их полномочий. Органы местного
самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступают к
исполнению полномочий с 1 января календарного года, следующего за годом, в
котором избран представительный орган соответствующего муниципального
образования. До этого момента вопросы местного значения будут решать
государственные органы Республик, администрации районов и населенных пунктов. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
До 1 января 2012 года приостанавливается действие
отдельных федеральных законов в связи с тем, что федеральный бюджет на
2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов не предусматривает
средства на их реализацию. До указанного срока не будет действовать ФЗ "О
государственных долговых товарных обязательствах" в части чеков "Урожай-90" и
обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции. Это
обусловлено также отсутствием порядка погашения соответствующих чеков и
обязательств государства. Приостанавливается действие и ФЗ "О базовой
стоимости необходимого социального набора", которым предусмотрено возмещение
вкладов граждан в Сбербанке России, сделанных до 20 июня 1991 года. ФЗ
установлена базовая стоимость необходимого социального набора. Исходя из этой
стоимости должна определяться стоимость одного долгового рубля, который
используется при переводе гарантированных сбережений граждан в Сбербанке России
и организациях государственного страхования в целевые долговые обязательства РФ.
Однако порядок перевода гарантированных сбережений в ценные бумаги РФ, виды,
условия и формы их обслуживания, порядок определения долговой стоимости до сих
пор не установлены. Действие вышеназванных федеральных законов
приостанавливалось ежегодно, начиная с 2003 года. Федеральный закон
вступает в силу с 1 января 2009 года.
Внесены изменения в отдельные законодательные акты в
связи с тем, что их положения частично не соответствуют требованиям бюджетного
законодательства, и в силу этого будут препятствовать надлежащему исполнению
федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и
2011 годов. Предусматривается новая пропорция распределения доходов от
уплаты акцизов на алкогольную продукцию. В бюджет субъекта РФ по месту
производства планируется зачислять 40 % акциза (вместо 20 %), а
60 % акциза - распределять по нормативам в соответствии с федеральным
бюджетом на очередной год. До 1 января 2010 года приостановлено
бюджетное инвестирование в отношении юридических лиц, не являющихся
государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, при
реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики РФ. Средства Фонда национального благосостояния разрешено размещать в депозиты и
остатки на банковских счетах Внешэкономбанка. Кроме того, расширены
полномочия Правительства РФ по оперативному управлению бюджетными потоками в
условиях воздействия мирового финансового кризиса на экономику России. Так,
Правительство РФ в 2009 году сможет без внесения изменений в закон о
федеральном бюджете принимать решения об использовании средств Резервного фонда
и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат,
сокращающих долговых обязательства, и на сокращение заимствований и обеспечение
сбалансированности федерального бюджета. Также оно наделяется правом
перераспределять бюджетные ассигнования между текущим финансовым годом и
плановым периодом (после рассмотрения таких предложений специально создаваемой
комиссией). Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования, за исключением некоторых положений, для которых предусмотрен иной
порядок вступления в силу.
Общий объем доходов федерального бюджета на 2009 г.
определен на уровне 10 927,1 млрд. руб., на 2010 г. - 11 733,6
млрд. руб., на 2011 г. - 12839 млрд. руб. Объем расходов
должен составить в 2009 г. 9024,7 млрд. руб., в 2010 г. -
10320,3 млрд. руб., в 2011 г. - 11317,7 млрд. руб. При этом доходы и расходы федерального бюджета рассчитаны исходя из
прогнозируемого объема ВВП в 2009 г. в размере
51 475 млрд. руб., в 2010 г. -
59 146 млрд. руб., в 2011 г. - 67 610 млрд. руб.,
а также уровня инфляции, не превышающего в 2009 г. 8,5%, в
2010 г. - 7% и в 2011 г. - 6,8%. В связи с финансовым кризисом в
бюджет .заложено.постепенное снижение мировых цен на нефть марки "Юралс" со 112
долл. США в 2008 г. до 88 долл. США за баррель в 2011 г.
(прогноз на 2009 г. - 95 долл. США за баррель). Основной акцент в
распределении бюджетных средств сделан на обеспечении стабильности
финансово-экономической системы страны и возможности оперативного управления
федеральным бюджетом в 2009 г. Так, Правительству РФ предоставлена
возможность направить в 2009 г. средства федерального бюджета в размере до
175 млрд. руб. на реализацию мер по поддержке финансового рынка РФ. Что касается остальных приоритетных направлений развития страны, то в
федеральном бюджете заложено финансирование ряда новых федеральных целевых
программ. В их числе ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на
2009-2016 гг.; "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг)";
"Национальная система химической и биологической безопасности РФ
(2009-2013 гг.)", "Повышение эффективности использования и развитие
ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.";
"Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения
в сейсмических районах РФ на 2009-2013 гг." и прочие. Увеличение
заработной платы работников бюджетной сферы предусматривается с учетом введения
с 1 декабря 2008 г. новых систем оплаты труда и увеличения на 30% с этого
же периода фонда оплаты труда указанных категорий работников.
В связи с введением с 1 декабря 2008 года новой системы
оплаты труда работников таможенных органов и учреждений ФТС России
устанавливается порядок выплаты материальной помощи указанным работникам. С
1 декабря 2008 года работникам таможенным органов по их заявлению раз в год (как
правило, при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск) будет выплачиваться
материальная помощь в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок). Не
полученная работником по причине смерти материальная помощь будет выплачена его
наследникам. Кроме того, работникам по их заявлению может выплачиваться
дополнительная материальная помощь: в случае смерти близких родственников,
утраты или повреждения личного имущества в результате стихийного бедствия,
пожара, кражи, аварий систем водоснабжения, отопления и других обстоятельств -
до 4 должностных окладов (тарифных ставок); при рождении ребенка и иной
необходимости - до 2 должностных окладов (тарифных ставок). Дополнительная
материальная помощь может выплачиваться и в более высоком размере (но не больше
10 должностных окладов (тарифных ставок)). Для расчета суммы материальной
помощи используется размер должностного оклада (тарифной ставки) по занимаемой
штатной должности работника, установленный на день выплаты. Приказ ФТС
России от 29 января 2007 г. N 104, определявший порядок выплаты
единовременных премий и дополнительной материальной помощи работникам таможенных
органов, утратил силу.
1. Согласно части первой ст. 66 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ) трудовая книжка
является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое
свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем
(часть четвертая ст. 65 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)). В трудовую книжку
работника… Читать дальше
>>>