Добрый день, уважаемые подписчики. Сегодня мы начинаем
с вами очень интересный цикл бесед, посвящённый архитектуре и
градостроительству
в Германии. Эта большая тема подразделяется на несколько более мелких, и
в
ближайшие несколько выпусков мы детально рассмотрим все аспекты
архитектуры
и всё то, что с ней связано. Мы поговорим об истории немецкой
архитектуры,
затронем градостроительство как таковое, поговорим о некоторых реалиях,
связанных
с квартирой и квартирной платой, а также коснёмся некоторых реалий
современного
немецкого города. Как видите, скучать не придётся, тема и впрямь
интересная,
вы узнаете много новых слов и выражений, да и просто обогатите свои
знания.
Так что в путь.
Сегодня мы только начинаем эту темы, поэтому надо
ввести вас в курс дела, поэтому начну я, конечно, с основных
архитектурных
стилей, присутствующих в строительстве немецких городов. В этом нам
поможет
наш главный друг - немецкий язык.
Немецкие языковые единицы языка могут рассказать о
национально-специфических особенностях в развитии архитектуры и
градостроительства.
Наряду с общеевропейскими архитектурными стилями, такими, как готика,
барокко,
рококо, классицизм, в Германии существовал ряд сугубо национальных
особенностей
в архитектуре и искусстве.
Fachwerk, das; Fachwerkbau, der - фахверк, фахверковая
техника строительства. Уже к концу XI в. центр общественной жизни в
стране
стал перемещаться в города, где сосредоточивалось ремесленное
производство.
В средненемецких и южнонемецких городах получила широкое распространение
фахверковая
техника строительства домов: деревянный каркас заполняется кирпичом или
глиной
и составляет своеобразную мозаику. Стены закрашиваются белым,
переплеты -
черным цветом. Художественная выразительность таких домов достигалась
все
более сложными рисунками. Wernigerode - небольшой живописный
городок
у подножия Гарца. Он широко известен своими старинными фахверковыми
постройками
и получил прозвище die bunte Stadt am Harz букв, пестрый город у
подножия
Гарца.
Backstein(bau),
der - постройка из обожженного кирпича. Для севера и северо-востока
Германии
было характерно каменное зодчество с использованием обожженного кирпича.
В
начале XIII в. цистерцианцы (члены католического монашеского ордена,
основанного
в 1098 году, см. выпуски нашей рассылки, посвящённые религии) ввели в
массовую
практику обожженный кирпич и прочный известковый раствор. Кирпич, до
того
распространенный во Франции и Нидерландах, стал основным строительным
материалом.
Backsteingotik,
die - разновидность готики, архитектурный стиль, характерный для
северных
немецких городов. Начало "кирпичной готике" северо-восточных
ганзейских
городов положила базилика Мариенкнрхе в Любеке (ок. 1270-1350). За ней
последовали
церкви в Шверине, Штральзунде, Висмаре, Ростоке, Грейфсвальде.
"Кирпичная
готика" с ее грандиозными соборами, небольшими приходскими
церквами,
монументальными ратушами, торговыми рядами и домами горожан явилась
важным
и самобытным достижением немецкого зодчества и получила широкое
распространение
в Прибалтийских странах. С кирпичной готикой также связаны
Ziegelrohbau,
der - постройка из кирпичной кладки без штукатурки и Klinker,
der -
клинкер - сорт прочного, не впитывающего влагу кирпича, применяемого
для
мощения дорог, отсюда Klinkerbau, der - постройка из
клинкера.
При строительстве соборов и церквей часто использовались
(особенно в XV-XVI вв.) так называемые Butzenscheiben - круглые
серо-зеленые,
с утолщением посередине небольшие оконные стекла, оправленные свинцовым
обручем.
Она дали название целому направлению в немецкой поэзии -
Butzenscheibenlyrik
(-poesie). Butzenscheibenpoesie - это эпически-лирическая, несколько
сентиментальная
поэзия на темы рыцарской романтики. Наиболее значительным представителем
этой
поэзии был И. В. Шеффель (Josef Victor Scheffel 1826-1886).
Zopfstil,
der - стиль "косички". Во 2-й половине XVIII в. в Германии
развивается
идеология Просвещения. Она ориентировалась на античное наследие, в
архитектуру
стали проникать античные формы. В архитектуре отзвук идей Просвещения
ощущается
уже в стиле "косички". Этот стиль получил свое название от
формы
мужских париков того времени и представлял собой переход от рококо к
классицизму.
Стиль "косички" широко распространился в Пруссии. Он
укоренился
в архитектуре общественных сооружений, в качестве модного архитектурного
явления
проник в дворцовое и культовое зодчество. Башни Немецкой и Французской
церквей
(der Deutschen und der Französischen Kirchen) в Берлине,
музей
Фридерцианум в Касселе обнаруживают черты нового стиля, в том числе
вновь
пробудившееся ощущение рационально решенного внутреннего пространства.
Благодаря
рассчитанной скупости средств, тонкой, изящной декоративной обработке
плоскостей
и их строгому расчленению, в интерьере совершился переход от бурных
порывов
барокко к спокойной упорядоченности и продуманной ясности. Грациозная
легкость
"стиля косички" сближала его с рококо.
Eklektizismus,
der - эклектика. В архитектуре конца XIX в. наблюдается господство
эклектики
и декоративизма. Наиболее значительные памятники эклектической
архитектуры
находятся в Берлине. Так, в здании рейхстага в Берлине (der Deutsche
Reichstag),
увенчанном куполом из металла и стекла (во время войны этот купол был
разрушен),
были применены формы архитектуры различных эпох - формы итальянского
ренессанса
и барокко (1884-1894, архитектор П.Валлот - Paul Wallot). Ратуша
(1861-1869,
архитектор Ф.Х.Веземан) была построена в стиле неоготики (в 1945 г. -
сгорела,
в 1950 г. - восстановлена).
Gründerjahre,
die - эпоха лихорадочной предпринимательской деятельности после
объединения
Германии (1870-1871 г.). В это время преобладала безвкусная, лишенная
духовного
содержания архитектура, с показной ложной монументальностью и
нагромождением
орнаментики. Распространены были подражания тем или иным историческим
стилям.
О постройках этой эпохи говорят: ein Gebäude im Stil der
Gründerjahre.
Funktionalismus,
der - функционализм. Этот архитектурный стиль сформировался в
1924-1929
гг., когда расширение строительства, модернизация промышленности и
успехи
строительной техники открыли новые возможности для архитекторов.
Функционалисты
стремились к экономичности строительства, порывали со стилями прошлого,
искали
наиболее простые и рациональные формы. Центрами немецкого функционализма
стали
"Веркбунд" и "Баухауз". Bauhaus, das - букв.
Дом
строительства. Учебное заведение и объединение, вокруг которого
концентрировались
сторонники новой архитектуры. Основано в 1919г. В. Гропиусом в Веймаре,
в
1925 г. переведено в Дессау, в 1933 г. упразднено фашистами.
Jugendstil,
der - стиль модерн. В немецком искусстве конца XIX в. - начала XX в.
получил
распространение стиль модерн. Свое название он получил по названию
журнала
"Jugend", поскольку этот журнал был главным
пропагандистом
этого стиля в Германии. Журнал выходил с 1896 г. в Мюнхене. Широкому
распространению
"югендстиля" способствовали представители мюнхенских
объединений
Sezession и Die Scholle ("Пласт земли").
Biedermeierstil,
der - стиль бидермейер. В области живописи и декоративного искусства
в
середине XIX в. в Германии господствовал стиль бидермейер, в котором
формы,
выработанные классицизмом, были приспособлены к уюту и камерности
бюргерского
быта. Светлая полированная мебель хороших пропорций (шкафы, комоды,
письменные
столы и т. д.) сочеталась в интерьерах бидермейера с обилием мелких
поделок.
Рядовые буржуа удовлетворялись скромной, полной уюта домашней
обстановкой
стиля бидермейер. Этот стиль получил свое название по имени
литературного
героя, созданного поэтом Л.Эйхродтом (L. Eichrodt, 1827-1892;
Biedermeiers
Liederlust, 1850). Эйхродт, в свою очередь, объединил в одно имена
типичных
немецких филистеров Бидермана (Biedermann) и Буммельмейера
(Bummelmeier),
сатирически описанных в 1848 г. И. В. фон Шеффелем. Художники
"бидермейера"
писали главным образом портреты и уютные интерьеры бюргерских домов,
жанровые
сцены, реже - натюрморты.
Man sagt: diese Möbel sind typisch Biedermeier; das
Zimmer ist im Biedermeierstil eingerichtet; ein Biedermeierzimmer.
В современном немецком языке: bieder 1) честный,
порядочный, добрый, славный 2) простодушный, недалекий, (обывательски)
ограниченный.
Biedermeier, der - обыватель, филистер.
Во 2-й половине XIX в. наступил резкий упадок декоративного
искусства. В дворянских и буржуазных домах царила тяжеловесная
безвкусная
роскошь - Kitsch - массивная мебель с грубой резьбой, плюшевой
обивкой
и помпонами, пошлые украшения в виде гномов и ландскнехтов.
Gelsenkirchener
Barock - фам. шут. Гельзенкирхенское барокко. Вновь изготовленная
(но
выглядевшая дешево) мебель, главным образом стенки-шкафы с изобилием
барочных
украшений, резьбы. Название связано с тем, как в 1-й половине XIX в.,
шутливо
называли стиль строительства в городе Гельзенкирхен, который значительно
отличался
от окружающих индустриальных городов.
В заключении
хочется сказать пару слов и о Berliner Ecke, die -
"Берлинский
угол". Старый архитектурный элемент, который часто применялся при
строительстве
жилых домов в Берлине в XIX в. Представляет собой срезанный угол здания,
стоящего
на перекрестке двух улиц. Угол украшается, как правило, лоджиями,
балконами,
эркерами.
На этом мы
и остановимся сегодня. Мы рассмотрели все стили немецкого
градостроительства,
так что теперь вы уже вооружены необходимыми знаниями, поэтому в
следующий
раз мы будем уже в деталях говорить о важных и интересных вещах. До
встречи
через неделю!