[tcb] МО РИТ ВОС и секция незрячих преподавателей
Добрый день.
В Москве сравнительно недавно прошла встреча руководства ВОС и
преподавателей специализированных школ -- III-IV видов. Это стало толчком к
организации более тесного взаимодействия этой группы незрячих работников
интеллектуального труда с ВОСом. В результате Московская Городская
Организация ВОС "дала добро" (или поручила -- это как посмотреть) МО РИТ ВОС
возобновить работу секции незрячих учителей.
Поскольку мне ещё более недавно посчастливилось войти в бюро РИТовской
первички (конкретно -- в учебно-производственный сектор), постольку и секцию
эту вверили моим заботам. Особого энтузиазма у меня нет, хотя головой я
прекрасно понимаю: проблем у учителей наших спецшкол много, часть из этих
проблем могло бы (если не "должно бы") порешать Общество, тем более что
работа с молодёжью и прирост членской базы ВОС -- вещи взаимосвязанные.
В результате в среду 21 апреля в МО РИТ ВОС прошло организационное заседание
секции незрячих учителей. Как это ни печально (или забавно), на секции
присутствовали только учителя информатики и только те, кто захотели прийти
по моей личной просьбе.
Вот организационные выводы первой встречи:
- Признать подобную инициативу стоящей. Возможно, всех (или даже
каких-нибудь отдельных) проблем учителей решить не удастся, но почему бы не
попробовать хотя бы их пообсуждать?..
- Собираться регулярно с периодичностью раз в три месяца;
- Работать в режиме: "Есть идея -- давайте обсудим", "Инициатива наказуема
исполнением", "Кто не с нами -- того мы без нужды не беспокоим", "Вход
свободный, но решение за нами!", "Работать бумажно и процедурно".
В результате получается своего рода тематический клуб: пришли, поговорили --
решили что-нибудь написать. Написали, обсудили, подписали, направили --
пусть будет мнение.
Такой вот своего рода клуб незрячих учителей и преподавателей.
Итоги проблемной части:
1. Общие болевые точки специализированных школ.
Владимир Вячеславович Соколов произнёс в меру пламенную и очень стоящую
речь, в которой обозначил несколько (а точнее четыре) актуальные проблемы
спецшкол, в решении которых ВОС может себя проявить. Речь вызвала
определённый резонанс среди присутствующих, поэтому единогласно В.В.
Соколову предложили сформулировать хотя бы основные положения этой речи
письменно с тем, чтобы текст можно было коллективно оценить, при
необходимости усовершенствовать и предложить на суд руководства ВОС
(возможно, в форме открытого обращения).
Обсуждать текст этого документа планируется в этой рассылке (так что, кто не
спрятался...) Да, пару слов о форме обсуждения, которую я сейчас вижу:
- Документ публикуется и на его обсуждение всем желающим даётся, например,
две недели;
- В течение срока обсуждения поступают предложения по усовершенствованию
текста;
- По окончании эти предложения (если они поступили) инкорпорируются в текст
в той мере, которую сочтёт необходимой автор исходного текста (и, возможно,
отдельные заинтересованные члены секции);
- Затем текст будет утверждаться на секции: "Да, мы с ним знакомы --
одобрям-с".
Задача здесь такая: незабюрократизировать процесс создания документов и
максимально использовать энтузиазм автора. Если автор говорит дельные вещи
-- секция его с удовольствием поддержит.
2. Использование свободного программного обеспечения в школах-интернатах.
Похоже, тенденция к переводу общеобразовательных школ на СПО начала носить
административный характер. ПО, которое передавалось всем (в том числе и
специализированным) школам в составе т.н. пакета "Скорой компьютерной
помощи", предоставлялось по срочной лицензии -- до конца 2010 г. Отсюда
следует, что использование этого ПО за рамками оговорённых временнЫх
пределов может оказаться противоправным деянием.
Конкретику ещё, конечно, надо прорабатывать, но если в общих чертах дело
обстоит именно так, то перед спецшколами III-IV видов возникают три
альтернативы:
- Затаиться и не обращать внимания на намечающуюся тенденцию: "Авось само
рассосётся и нас не коснётся: ну кто реально будет связываться со
слепыми?..";
- Отстаивать право спецшкол использовать имеющееся программное обеспечение:
"Спец. софт есть только под Windows, переход на Linux резко сократит
возможности незрячего оператора ПК, поэтому массовые общеобразовательные
школы пусть, как хотят, а школы-интернаты должны остаться под MS";
- Осваивать Linux, на основе которого (Alt-Linux, если не ошибаюсь)
собирается новый пакет программного обеспечения, которое будет поставлено в
школы (а в некоторые регионы поставлено уже в качестве пилотных проектов).
Ну и с января 2011 г. активно переходить на Linux.
Вот в таком примерно ключе была поставлена проблема. Я вызвался проработать
её чуть более тщательно и попытаться предложить решение, развивающее два
последних направления.
3. Проект www.dnevnik.ru (информационное сообщение).
Всем рекомендую зайти на сайт этого online-дневника. Вопрос стоит так:
Целесообразно ли внедрять такую систему в спецшколах и возможно ли это в
принципе?
Аргументы "За" и "Против" лежат на поверхности... А окончательное решение в
любом случае остаётся за руководством конкретных спецшкол. Если какая-нибудь
из спецшкол попытается внедрить инновационные технологии в этом ключе,
любопытно было бы познакомиться с её опытом.
Также следует добавить, что есть возможность плотно пообщаться с авторами
проекта и сайта и при необходимости попросить их доработать ресурс, повысив
его доступность.
Такой вот насыщенной оказалась наша первая беседа. Если у кого-то появится
желание высказаться по любому из изложенных моментов -- пожалуйста, ни в чём
себя не ограничивайте. ;-)
P.S. Да, следующие наши встречи я буду записывать на диктофон и выкладывать
для интересующихся эту запись.
Всем удачи.