Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[tcb] МО РИТ ВОС и секция незрячих преподавателей

Добрый день.

В Москве сравнительно недавно прошла встреча руководства ВОС и
преподавателей специализированных школ -- III-IV видов. Это стало толчком к
организации более тесного взаимодействия этой группы незрячих работников
интеллектуального труда с ВОСом. В результате Московская Городская
Организация ВОС "дала добро" (или поручила -- это как посмотреть) МО РИТ ВОС
возобновить работу секции незрячих учителей.

Поскольку мне ещё более недавно посчастливилось войти в бюро РИТовской
первички (конкретно -- в учебно-производственный сектор), постольку и секцию
эту вверили моим заботам. Особого энтузиазма у меня нет, хотя головой я
прекрасно понимаю: проблем у учителей наших спецшкол много, часть из этих
проблем могло бы (если не "должно бы") порешать Общество, тем более что
работа с молодёжью и прирост членской базы ВОС -- вещи взаимосвязанные.

В результате в среду 21 апреля в МО РИТ ВОС прошло организационное заседание
секции незрячих учителей. Как это ни печально (или забавно), на секции
присутствовали только учителя информатики и только те, кто захотели прийти
по моей личной просьбе.

Вот организационные выводы первой встречи:

- Признать подобную инициативу стоящей. Возможно, всех (или даже
каких-нибудь отдельных) проблем учителей решить не удастся, но почему бы не
попробовать хотя бы их пообсуждать?..

- Собираться регулярно с периодичностью раз в три месяца;

- Работать в режиме: "Есть идея -- давайте обсудим", "Инициатива наказуема
исполнением", "Кто не с нами -- того мы без нужды не беспокоим", "Вход
свободный, но решение за нами!", "Работать бумажно и процедурно".

В результате получается своего рода тематический клуб: пришли, поговорили --
решили что-нибудь написать. Написали, обсудили, подписали, направили --
пусть будет мнение.

Такой вот своего рода клуб незрячих учителей и преподавателей.

Итоги проблемной части:

1. Общие болевые точки специализированных школ.

Владимир Вячеславович Соколов произнёс в меру пламенную и очень стоящую
речь, в которой обозначил несколько (а точнее четыре) актуальные проблемы
спецшкол, в решении которых ВОС может себя проявить. Речь вызвала
определённый резонанс среди присутствующих, поэтому единогласно В.В.
Соколову предложили сформулировать хотя бы основные положения этой речи
письменно с тем, чтобы текст можно было коллективно оценить, при
необходимости усовершенствовать и предложить на суд руководства ВОС
(возможно, в форме открытого обращения).

Обсуждать текст этого документа планируется в этой рассылке (так что, кто не
спрятался...) Да, пару слов о форме обсуждения, которую я сейчас вижу:

- Документ публикуется и на его обсуждение всем желающим даётся, например,
две недели;
- В течение срока обсуждения поступают предложения по усовершенствованию
текста;
- По окончании эти предложения (если они поступили) инкорпорируются в текст
в той мере, которую сочтёт необходимой автор исходного текста (и, возможно,
отдельные заинтересованные члены секции);
- Затем текст будет утверждаться на секции: "Да, мы с ним знакомы --
одобрям-с".

Задача здесь такая: незабюрократизировать процесс создания документов и
максимально использовать энтузиазм автора. Если автор говорит дельные вещи
-- секция его с удовольствием поддержит.

2. Использование свободного программного обеспечения в школах-интернатах.

Похоже, тенденция к переводу общеобразовательных школ на СПО начала носить
административный характер. ПО, которое передавалось всем (в том числе и
специализированным) школам в составе т.н. пакета "Скорой компьютерной
помощи", предоставлялось по срочной лицензии -- до конца 2010 г. Отсюда
следует, что использование этого ПО за рамками оговорённых временнЫх
пределов может оказаться противоправным деянием.

Конкретику ещё, конечно, надо прорабатывать, но если в общих чертах дело
обстоит именно так, то перед спецшколами III-IV видов возникают три
альтернативы:

- Затаиться и не обращать внимания на намечающуюся тенденцию: "Авось само
рассосётся и нас не коснётся: ну кто реально будет связываться со
слепыми?..";

- Отстаивать право спецшкол использовать имеющееся программное обеспечение:
"Спец. софт есть только под Windows, переход на Linux резко сократит
возможности незрячего оператора ПК, поэтому массовые общеобразовательные
школы пусть, как хотят, а школы-интернаты должны остаться под MS";

- Осваивать Linux, на основе которого (Alt-Linux, если не ошибаюсь)
собирается новый пакет программного обеспечения, которое будет поставлено в
школы (а в некоторые регионы поставлено уже в качестве пилотных проектов).
Ну и с января 2011 г. активно переходить на Linux.

Вот в таком примерно ключе была поставлена проблема. Я вызвался проработать
её чуть более тщательно и попытаться предложить решение, развивающее два
последних направления.

3. Проект www.dnevnik.ru (информационное сообщение).

Всем рекомендую зайти на сайт этого online-дневника. Вопрос стоит так:

Целесообразно ли внедрять такую систему в спецшколах и возможно ли это в
принципе?

Аргументы "За" и "Против" лежат на поверхности... А окончательное решение в
любом случае остаётся за руководством конкретных спецшкол. Если какая-нибудь
из спецшкол попытается внедрить инновационные технологии в этом ключе,
любопытно было бы познакомиться с её опытом.

Также следует добавить, что есть возможность плотно пообщаться с авторами
проекта и сайта и при необходимости попросить их доработать ресурс, повысив
его доступность.

Такой вот насыщенной оказалась наша первая беседа. Если у кого-то появится
желание высказаться по любому из изложенных моментов -- пожалуйста, ни в чём
себя не ограничивайте. ;-)

P.S. Да, следующие наши встречи я буду записывать на диктофон и выкладывать
для интересующихся эту запись.

Всем удачи.

   2010-05-11 10:57:35 (#1072134)

[tcb] Re[3]: Обмен информацией

Привет.

-----------------------*- Original Message -*С> цитата: Наверно, в основном речь идет о собственных разработках:
...
С> Сюда же хочу добавить учебные комплекты компьютерных курсов в виде учебника
С> и установочного диска с программами (либо бесплатными либо
С> условно-бесплатными), используемыми в учебном курсе.

Учебник, наверно, это чуть-чуть другое...
Т.е. сам по себе учебник, конечно, дает *право* пользоваться материалами
коллег, однако же учебник нужно выкладывать в широкий доступ. А в ту
среду, о которой говорю я, IMHO, нужно выкладывать более
специфично-профессиональные разработки.

-----------------------*- Original Message -*С> информацию предоставлять только тем, кто в ответ поделится чем-то
...
С> А вот это, мне кажется, краеугольный камень в проблеме доступа незрячих к
С> информации и учебным материалам.

Еще бы. Я бы сказал, что это вообще краеугольный камень любого
доступа к любым материалам :-)

-----------------------*- Original Message -*С> Если у у меня, как преподавателя, нет
С> какого-то материала другого преподавателя Иванова, то автоматически этого
С> материала лишаются, пусть даже на первом этапе создания коллектора, все мои
С> ученики, которые не виноваты, что их преподаватель не написал в своей жизни
С> ни одного учебника и не имеет эксклюзивных учебных материалов.

Во-первых, сами ученики ничего не лишаются, т.к. материалы эти
сугубо профессиональные. Вряд ли ученикам будет так уж интересна учебная
программа компьютерных курсов где-нибудь в Бздыщенске. А те материалы,
которые интересны широкому кругу компьютерных пользователей нужно
и выкладывать в широкий доступ.
Во-вторых, и тут уж поверьте моему некоторому опыту, если людей
не *принуждать* делиться информацией, то вы этой информации от них не
дождетесь (ан масс, как говорится).
Кто-то не пришлет из-за жадности, кто-то поленится высылать,
кто-то поленится оформлять, кто-то постесняется и т.д. и т.п.
В результате на этом ресурсе будут лежать разработки двух-трех
человек-энтузиастов. И тогда материалов не дождутся ни ученики тех, кто
ничего не написал, ни ученики тех, кто написал много. Т.е. этих
материалов просто не будет.
В-третьих, наконец, если преподаватель за пару-тройку лет не
написал *ничего* к своим курсам, значит, наверное, этому преподавателю и
не нужны никакие *специфические* материалы. Т.е. ему не нужны учебные
программы, т.к. он преподает как бог даст. Ему не нужны контрольные
задания, т.к. он понятия не имеет, что нужен какой-то контроль. Ну и
прочее. Я уже не говорю о том, что можно бы и задуматься, соответствует
ли такой преподаватель занимаемой должности.
Ну а если он ничего не написал не потому, что не *думал*, а из-за
того, что руки не доходят -- так это будет отличный стимул для него :-)

-----------------------*- Original Message -*С> Кстати,
С> первый этап может затянуться на многие месяцы:)

Да. Затянется, конечно.

-----------------------*- Original Message -*С> Предлагаю спасаться от
С> информационного инсульта свободным доступом всех и преподавателей и учащихся
С> к виртуальной кладовой учебных материалов,

Ты, Александр, так рассуждаешь, как будто эта "кладовая" уже
существует :-)
Я же говорю о методах, с помощью которых эту "кладовую" можно
создать.
Призыв наподобии: "присылайте нам материалы, мы их выложим в
широкий доступ" -- ничего не даст. Уж поверь мне, я пять лет занимаюсь
Тифлокомпом. И лет десять занимаюсь сбором разнообразной информации и
выкладыванием ее в широкий доступ. Никто не пришлет.

-----------------------*- Original Message -*С> А поощрять вкладчиков материалов можно, например, свидетельствами авторских
С> прав, выданными институтом Реакомп, которые можно приложить к любому
С> грантовому проекту

Мне, скажем, это сведетельство ну ничего не даст. Грантовых
проектов я не пишу. А для подтверждения моих прав вполне достаточно
печати отдела кадров организации, в которой я работаю. Или подписи и
печати директора.
А вот в чем я действительно заинтересован, так это в изучении
опыта коллег из других городов и стран. Мне интересно, чем пользуются
другие преподаватели, как они учат и т.д. и т.п.

   Vladimir Dovydenkov 2009-09-11 07:34:34 (#904212)

[tcb] Re[2]: Обмен информацией

Привет.

-----------------------*- Original Message -*VD>> Наверно, в основном речь идет о собственных разработках: учебных
VD>> программах, разнообразных контрольных вопросах и заданиях, упражнениях и
VD>> т.д. и т.п.
ADP> А под "т.д. и т.п." подпадают, например, статьи "вокруг да около"?

Думаю, да.

-----------------------*- Original Message -*ADP> Скажем, такие, в которых будет рассказываться о том, как организовано
ADP> преподавание в конкретном учреждении, повествования о каких-то компьютерных
ADP> конкурсах и викторинах,

Прежде всего, это материалы, методически и дедактически
обеспечивающие курс обучения.
Многое из того, что ты перечислил относится к теме компьютерных
курсов как таковых. Подобную информацию можно выкладывать в широкий
доступ, она может быть интересна и полезна всем, не только
преподавателям.
Я же говорю о материалах, которые, прежде всего, нужны и полезны
именно преподавателям. Это учебные программы, раздаточные материалы и пр.
Несомненно, статья о каких-то нюансах собственных методов
обучения будет соответствовать... а статья о том, сколько и каким
образом компьютеров купили в местный класс -- нет.

-----------------------*- Original Message -*VD>> Так как есть опасение, что на такую информацию найдется много
VD>> потребителей, но мало донаров, то предполагается на первом этапе эту
VD>> информацию предоставлять только тем, кто в ответ поделится чем-то
VD>> интересным и, желательно, авторским.
ADP> Ключевое слово тут, пожалуй, "интересным"... Сразу возникает вопрос:
ADP> "А судьи кто?"

Ты прекрасно знаешь, что меня этот вопрос сильно не заботит :-)
С моим то афторитаризмом... :-)
А серьезно говоря -- "судей" мы легко найдем. Особенно, если
предлагаемая информация будет *действительно* полезна целевой аудитории.
А я думаю, что будет.

-----------------------*- Original Message -*ADP> а) Более чёткого оформления тематики (если хочешь, перечня
ADP> документов), которые могут быть размещены на ресурсе, и

Это возможно будет сделать только со временем, когда накопятся
кое-какие материалы и опыт. По началу можно лишь в общих чертах описать
суть проекта.

-----------------------*- Original Message -*ADP> б) Определения механизмов оценки "интересности" публикаций
ADP> (авторитетная редколлегия, количество скачиваний, система
ADP> предварительной публикации и рейтингования материалов и проч.)

Это тоже определится лишь через какое-то время. Неисключено, что
по началу это вообще будет выглядеть как междусобойчик. И лишь через
определенное время, когда подкопятся материалы, можно будет однозначно
ответить на твои вопросы.

   Vladimir Dovydenkov 2009-09-11 07:11:34 (#904209)

[tcb] Re[2]: Обмен информацией

Здравствуйте, Владимир!

цитата: Наверно, в основном речь идет о собственных разработках: учебных
программах, разнообразных контрольных вопросах и заданиях, упражнениях и
конец цитаты.

Сюда же хочу добавить учебные комплекты компьютерных курсов в виде учебника
и установочного диска с программами (либо бесплатными либо
условно-бесплатными), используемыми в учебном курсе.

цитата: Так как есть опасение, что на такую информацию найдется много
потребителей, но мало донаров, то предполагается на первом этапе эту
информацию предоставлять только тем, кто в ответ поделится чем-то интересным
и, желательно, авторским.
конец цитаты.

А вот это, мне кажется, краеугольный камень в проблеме доступа незрячих к
информации и учебным материалам. Если у у меня, как преподавателя, нет
какого-то материала другого преподавателя Иванова, то автоматически этого
материала лишаются, пусть даже на первом этапе создания коллектора, все мои
ученики, которые не виноваты, что их преподаватель не написал в своей жизни
ни одного учебника и не имеет эксклюзивных учебных материалов. Кстати,
первый этап может затянуться на многие месяцы:)

Если кровь не поступает в мозг- случается инсульт. Предлагаю спасаться от
информационного инсульта свободным доступом всех и преподавателей и учащихся
к виртуальной кладовой учебных материалов, созданной усилиями интузиастов.

А поощрять вкладчиков материалов можно, например, свидетельствами авторских
прав, выданными институтом Реакомп, которые можно приложить к любому
грантовому проекту- это всегда будет подтверждением компитентности автора в
данном вопросе.

С уважением,
Грызунов Александр. Самара.

   2009-09-10 09:31:08 (#903885)

[tcb] Re: Обмен информацией

Добрый день.

VD> Наверно, в основном речь идет о собственных разработках: учебных
VD> программах, разнообразных контрольных вопросах и заданиях, упражнениях и
VD> т.д. и т.п.

А под "т.д. и т.п." подпадают, например, статьи "вокруг да около"?

Скажем, такие, в которых будет рассказываться о том, как организовано
преподавание в конкретном учреждении, повествования о каких-то компьютерных
конкурсах и викторинах, общегумманистические рассуждения по поводу
"системы продвижения информационных технологий в массы инвалидов по
зрению", труды типа: "Психологические особенности обучения инвалидов
по зрению информационным технологиям", опыт зарубежных коллег и проч.?

VD> Так как есть опасение, что на такую информацию найдется много
VD> потребителей, но мало донаров, то предполагается на первом этапе эту
VD> информацию предоставлять только тем, кто в ответ поделится чем-то
VD> интересным и, желательно, авторским.

Ключевое слово тут, пожалуй, "интересным"... Сразу возникает вопрос:
"А судьи кто?"

VD> Любопытно услышать ваше мнение о таком "коллекторе" и таком
VD> принципе его функционирования.

С учётом:

а) Более чёткого оформления тематики (если хочешь, перечня
документов), которые могут быть размещены на ресурсе, и

б) Определения механизмов оценки "интересности" публикаций
(авторитетная редколлегия, количество скачиваний, система
предварительной публикации и рейтингования материалов и проч.)

-- я, конечно, двумя руками "За".

   "Anatoliy D. Popko" 2009-09-10 06:52:31 (#903833)

[tcb] Обмен информацией

Здравствуйте.

Есть мысль начать собирать в одном каком-то месте (например, на
Тифлокомпе) разнообразные методические, дедактические и прочие материалы
по теме обучения незрячих компьютерным технологиям (в принципе, можно и
не замыкаться на комп. технологиях, если будут материалы и по другим
дисциплинам).
Наверно, в основном речь идет о собственных разработках: учебных
программах, разнообразных контрольных вопросах и заданиях, упражнениях и
т.д. и т.п.
Так как есть опасение, что на такую информацию найдется много
потребителей, но мало донаров, то предполагается на первом этапе эту
информацию предоставлять только тем, кто в ответ поделится чем-то
интересным и, желательно, авторским.

Любопытно услышать ваше мнение о таком "коллекторе" и таком
принципе его функционирования.

   Vladimir Dovydenkov 2009-09-07 12:47:46 (#902693)

[tcb] Re: О стандартизации программ обучения

Здравствуйте.

-----------------------*- Original Message -*ADP> - Каждый преподаватель, как правило, глубоко убеждён в том, что он
ADP> отлично представляет себе содержание программы, которую ведёт,
ADP> поэтому "подстраиваться" под кого-то желания не испытывает;

Более того, споры будут и по вопросам целей курса, и по вопросам
соотношения практики и теории, и еще по многим и многим вопросам.
Я уже и не говорю о том, что между обсуждающими быстро возникнут
всякие дополнительные чисто человеческие эмоции, типа межведомственных
ревностей, мыслей: "а сколько лет ты вообще преподаешь, чтобы со мной
говорить?", "а есть ли у тебя пед. образование?" и пр.
В общем, скепсис Анатолия Дмитриевича я разделяю. Но и
проведение некоторой (именно некоторой) стандартизации комп. курсов считаю
полезным занятием.

-----------------------*- Original Message -*ADP> В результате сейчас стандартизация процесса обучения возможна только
ADP> если разработанная программа будет в значительной степени устраивать
ADP> большую часть преподавателей

Мне думается, что у "стандартной" учебной программы будущее есть,
но оно, скорее, связано с новооткрывающимися курсами. Т.е., при создании
новых учебных курсов где-нибудь при библиотеке/центре/школе... некоторые
(может быть даже многие) предпочтут взять уже готовую программу (буде её
качество будет соответствовать), нежели чем изобретать велосипед.

-----------------------*- Original Message -*ADP> Итак, сейчас имеются четыре варианта программ:
...
ADP> Основная задача курса мне видится в том, чтобы объяснить, как может
ADP> использоваться компьютер, и привить начальные навыки его
ADP> использования
ADP> (с упором на клавиатуру).

Мне представляется, что для выработки "общей" (как-то это слово
лучше звучит, чем "стандартной") программы имеет смысл упор делать
не столько на цели и задачи конкретного курса, сколько на отдельно
взятой теме. При этом, тему эту следует раскрыть и с теоретической, и с
практической стороны. Тогда конечному преподавателю будет легче
подобрать из этих тем (разделов, модулей... как угодно) конкретную
программу в соответствии с теми целями, которые он ставит в своем
учебном курсе.
Это же касается и учебно-тематического плана. В нем можно
задавать не жесткие, а условные рамки, зависящие и от количества
обучающихся, и от условий учебного курса, и пр.

Но работка эта, господа, мягко говоря не для слабонервных. Где
найти такую толпу энтузиастов, которые возьмутся за такую универсальную
общую программу и чем эту толпу мотивировать... я как-то слабо себе
представляю.

   Vladimir Dovydenkov 2009-05-31 22:40:57 (#866456)

[tcb] О стандартизации программ обучения

Добрый день.

АЛ> методы. Методы могут оставаться индивидуальными для преподавателя
АЛ> или для учебного учреждения, а вот содержание, как мне кажется,
АЛ> можно было бы сделать единым для всех.

Можно было бы, но весьма затруднительно по целому ряду причин. Кратко
сформулирую некоторые из них:

- Каждый преподаватель, как правило, глубоко убеждён в том, что он
отлично представляет себе содержание программы, которую ведёт, поэтому
"подстраиваться" под кого-то желания не испытывает;

- В то же время административное принуждение в настоящее время
практически невозможно, поскольку система обучения слепых компьютерным
технологиям как таковая не сформирована. Между реабилитационными
учреждениями (предлагаю их условно называть "компьютерные
организации") нет отношений подчинённости. Иными словами, внедрить
насильственно какую-то одну программу невозможно (сейчас предлагаю не
сосредотачиваться на том, хорошо это или плохо, а просто
констатировать этот факт).

Таким образом, использование конкретной программы обучения остаётся
целиком на усмотрение преподавателя. Есть, правда, ещё
нормативно-правовые ограничения, но ими компьютерная организация при
случае может и пренебречь...

В результате сейчас стандартизация процесса обучения возможна только
если разработанная программа будет в значительной степени устраивать
большую часть преподавателей (а для этого, как мне кажется, её
разработка должна проходить если не силами этой большей части
преподавателей, то хотя бы у них на виду).

Предлагаю за основу разговора о программе взять то, что происходит
сейчас в Реакомпе просто потому, что многие из нас знают эту систему.
Сразу подчеркну, что всегда стремлюсь избегать имперских замашек и
совершенно не планирую отвлекаться на обсуждение политики
Реакомпа и его руководства.

Итак, сейчас имеются четыре варианта программ:

1. Ознакомительный курс -- 32 часа;
2. Основной курс -- 72 часа (в будущем есть надежда расширить до 84
часов);
3. Преподавательский курс -- 72 часа (также есть надежда на 84 часа);
4. Спецкурсы -- по 32 часа.

Следует отметить, что основная направленность деятельности Реакомпа
состоит в ликвидации компьютерной безграмотности членов ВОС (со всеми
вытекающими из такой формулировки последствиями).

И вот только учтя всё вышесказанное, можно, как мне кажется,
переходить к обсуждению содержания ознакомительного курса компьютерных
технологий (вопросы к которому мы
пытаемся поредактировать -- за что, кстати,
большое спасибо участникам дискуссии).

Основная задача курса мне видится в том, чтобы объяснить, как может
использоваться компьютер, и привить начальные навыки его использования
(с упором на клавиатуру).

Особенные разногласия, насколько я понимаю, вызывает именно "упор на
клавиатуру"... тут хоть голосование устраивай: "Целесообразно ли
половину ознакомительного курса тратить на освоение клавиатуры?"

Затем происходит знакомство с элементами операционной системы --
"Рабочий стол", меню (на примере "Меню пуск"), диалогами (на примере
диалога "Сохранить как..."). Ввод текстовой информации и
команды навигации по тексту изучаются при помощи "Блокнота".

Также должно остаться чуть-чуть времени на знакомство с "Проводником"
(кстати, уточню на всякий случай, что "Проводник", вызываемый по
Win+e, и "Мой компьютер" -- это два разных представления одной и той
же программы "Проводник" или "Windows Explorer").

Не слишком определённым остаётся теоретический кусок -- что именно
туда должно входить... Как правило, это варьируется от группы к
группе в силу очень разного уровня начинающих...

Но пока я бы предпочёл не вдаваться в эти дебри, а дать возможность
всем желающим высказаться по уже изложенному. Если комментарии будут
-- с удовольствием их обсудим, если нет -- пойдём дальше. ;-)

   "Anatoliy D. Popko" 2009-05-31 14:25:59 (#866364)

[tcb] Re[9]: Вопросы тестов II уровня

Доброго времени суток!

Original Message From: "Vladimir Dovydenkov" <vld***@m*****.ru>
"очевидно, что содержание вопросов напрямую зависит от содержания курса."

Не буду далее цитировать, т.к. думаю, что все участники дискуссии внимательно
читают письма и помнят содержание.
Володя затронул важную, на мой взгляд, тему - содержание и методы. Методы могут
оставаться индивидуальными для преподавателя или для учебного учреждения, а вот
содержание, как мне кажется, можно было бы сделать единым для всех.

Согласен, что задача разработки содержания программы не самая лёгкая и требует
вдумчивой и неторопливой работы.

Я себе представляю это следующим образом:
1. общая программа, допустим, разделённая на условные 5 ступеней.
2. чётко прописаны требования к минимальным знаниям по каждой ступени. По прохождению
этапа слушатель должен знать столько-то конкретных понятий и уметь выполнять
столько-то конкретных задач.
3. включение в ознакомление и обучение тех или иных преложений должно быть привязанным
к тем или иным ступеням и приложения должны идти от простого к сложному.

В итоге, стиль преподавания может оставаться индивидуальным, а вот конкретные
знания слушателя на выходи совершенно конкретными.

Понимаю, что для этого нужно будет чуть-ли не в письменном виде всё записать,
сверить и выработать, но, как мне думается, на выходе это будет очень полезно
всем.
Во-первых, будет письменный (печатный) более менее стандартезированный учебник/пособие.
Во-вторых, по его структуре можно будет легко писать аудио или иные варианты.
В-третьих, переработать структурно составленный курс на приложения нового покаления
гораздо легче, нежели постоянно придумывать что-то новое. В-пятых, слушатель
всегда будет знать и понимать что от него хотят, будут хотеть или, в случае самостоятельной
работы, сможет пройти тест и получить сертификат или справку.

--
С уважением, Алексей Любимов
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва
ICQ: 495224138 jabber: alexeylyubim***@j*****.ru Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su http://lyubimov.su

   Алексей Любимов 2009-05-31 00:11:11 (#866229)

[tcb] Re[8]: Вопросы тестов II уровня

Привет, Александр.

В качестве предисловия:
очевидно, что содержание вопросов напрямую зависит от содержания курса.
Как всем присутствующим хорошо известно, даже самый начальный курс
обучения можно построить совершенно по-разному. Кто-то обучает с упором
на практику, кто-то предпочитает сыпать терминами, определениями и
понятиями, полагая, что только на этом фундаменте можно построить
учебный процесс.
Опять-таки естественно, что я исходил из своего понимания, что
должен знать человек, закончивший первый (ознакомительный) курс обучения.
При этом, так как в моем распоряжении нет содержания учебной программы
ни Реакомпа, ни каких бы то нибыло других учреждений, я старался
выдержать некий баланс между проверкой и теоретических и практических
знаний.
Если мы формируем контрольные вопросы, которые предполагается
использовать разными преподавателями в разных городах, то это возможно
только общими усилиями.
Причем, на мой взгляд, усилия эти имеет смысл направлять и на
сближения концепций и принципов обучения.
Но, поскольку принципы и концепции никогда не удастся сблизить
до полного идилического единообразия, то, видимо, имеет смысл расширить
количество контрольных вопросов с одновременным снижением планки для
прохождения теста.
Проще говоря, добавить в контрольные вопросы много разных
формулировок и позволить тестируемому с чистой совестью часть вопросов
пропускать.

Ну теперь по конкретным замечаниям:

-----------------------*- Original Message -*>> Вопрос 4
>> Укажите, какая из ниже перечисленных программ является программой
>> экранного доступа:
ГА> Предлагаю перевернуть вопрос

Речь идет об ознакомительных курсах, на которых, в моем
понимании, учащийся едва-едва начинает разбираться в том, чем отличается
программа экранного доступа от синтезатора речи.
На этом этапе требовать от него обзорного знания программ
экранного доступа мне кажется слишком оптимистичным :-)

-----------------------*- Original Message -*>> Вопрос 5
...
ГА> предлагаю неверный вариант текстовые редакторы заменить на
ГА> 3. брайлевская строка
ГА> или
ГА> 3. звуковые редакторы

У меня нет возражений.

-----------------------*- Original Message -*>> Вопрос 8
...
ГА> Вместо экзотичных комбинаций можно использовать часто
ГА> встречающиеся::
ГА> Control+Tab, собственно Tab и Shift+Tab

Возражений тоже нет.

-----------------------*- Original Message -*>> Вопрос 17
ГА> Не знаю вместо какого варианта, но можно добавить PZU (постоянно
ГА> запоминающее устройство).>

Можно и добавить :-) Я не возражаю.

-----------------------*- Original Message -*>> Вопрос 19
>> Для вызова программы Проводник используется комбинация клавиш:
ГА> Владимир, я не знаю как другие, я за 9 лет пользования компьютером
ГА> ни разу
ГА> не вызывал программу проводник и не чуть не жалею об этом- не самая
ГА> удобная
ГА> для нашего брата штука да и малополезная.
ГА> А вот как передвигаться по дереву в окне проводника- думаю знать
ГА> просто необходимо!

К сожалению, Александр, кроме Проводника в ОС Windows
программисты больше не предусмотрели никаких файловых менеджеров. А
потому лично я своих учеников обучаю и пользоваться этой программой, и,
разумеется, вызывать ее горячей клавишей, коль скоро таковая
присутствует :-)

Лично я придерживаюсь принципа обучать сразу именно
практическому использованию компьютера. А потому уже на первых занятиях
объясняю и что такое Главное меню, и что такое Рабочий стол. А объяснив,
что такое Рабочий стол довольно скоро начинаю объяснять, что такое Мои
документы, и как создавать в Моих документах папки и файлы.
Как всё это делать без Проводника я слабо себе представляю.
Ну а делать всё тоже самое через Total Commander на первых этапах
обучения, по-моему, ошибочно.

Впрочем, на этом вопросе я совершенно не настаиваю.

-----------------------*- Original Message -*>> Вопрос 20
>> Для перемещения курсора в конец строки необходимо нажать клавишу:
ГА> Мои ученики почему-то единодушно на первых порах путают клавиши перемещения
ГА> в начало и в конец строки и документа, поэтому логично эти
ГА> комбинации включить в вопрос :

Возражений у меня нет.

-----------------------*- Original Message -*>> Вопрос 23
>> Для удаления символа слева от курсора используется клавиша:
ГА> многие слепые с детства так до конца не понимают где это слева и
ГА> справа от
ГА> курсора. Зато легко запоминают что неверно набранную букву можно
ГА> удалить Backspace.

А как Вы, Александр, представляете себе вообще редактирование
текста, если человек не разбирается где право, а где лево? А стрелки он
тогда как запоминает? Тоже предыдущее/следующее? А курсор он как двигает
по тексту?
Как вообще можно редактировать текст, если не удерживать в
голове хотябы ближайшее окружение текста вокруг курсора?

-----------------------*- Original Message -*ГА> 2. отбирать вопросы больше практического характера- при приеме на
ГА> работу тебя не спрашивают какое устройство имеет меньшее время доступа или
ГА> чем отличается OZU от PZU.

Я с этим полностью согласен, однако же это тоже не следует
доводить до обсурда. Если человек, закончивший компьютерные курсы не
может на бытовом уровне объяснить разницу между оперативной памятью и
винчестером, или путает дискету с компакт-диском - это тоже кое-что
говорит о качестве курсов.

   Vladimir Dovydenkov 2009-05-30 07:41:26 (#866039)

[tcb] Re[7]: Вопросы тестов II уровня

Здравствуйте, Владимир!

Очень понравились ваши вопросы, именно поэтому решил их немного улучшить.

> Вопрос 4
> Укажите, какая из ниже перечисленных программ является программой
> экранного доступа:

Предлагаю перевернуть вопрос
> Укажите, какая из ниже перечисленных программ не является программой
> экранного доступа:
1. nvda;
2. JAWS;
3. Virgo;
4. Говорящая мышь Волкова.
4

тем самым проверив знание незрячего пользователя распостраненных
скринридеров

> Вопрос 5
> Какие из ниже перечисленных программ не являются специальными программами
> для
> инвалидов по зрению?
> 1. Программы увеличения изображения на экране.
> 2. Программы экранного доступа.
> 3. Текстовые редакторы.
> 4. Синтезаторы речи.

предлагаю неверный вариант текстовые редакторы заменить на
3. брайлевская строка
или
3. звуковые редакторы

> Вопрос 8
> Для переключения между окнами открытых приложений используется сочетание
> клавиш:
> 1. Alt+Tab.
> 2. Alt+Shift+Tab.
> 3. Alt+F10.
> 4. Alt+Shift+F10.

Вместо экзотичных комбинаций можно использовать часто встречающиеся::
Control+Tab, собственно Tab и Shift+Tab

> Вопрос 17
> Какое из ниже перечисленных устройств используется для постоянного
> хранения файлов
> и папок?
> 1. Оперативная память.
> 2. Жесткий диск.
> 3. Процессор.
> 4. Материнская плата.

Не знаю вместо какого варианта, но можно добавить PZU (постоянно
запоминающее устройство).>

> Вопрос 19
> Для вызова программы Проводник используется комбинация клавиш:

Владимир, я не знаю как другие, я за 9 лет пользования компьютером ни разу
не вызывал программу проводник и не чуть не жалею об этом- не самая удобная
для нашего брата штука да и малополезная.
А вот как передвигаться по дереву в окне проводника- думаю знать просто
необходимо! Например>
Вопрос 19.
Как перейти на уровень вниз в дереве Проводника? "Стоя" на имени папки:
1. нажать Enter;
2. нажать стрелку вправо и Enter
3. нажать стрелку влево и Enter;
4. нажать стрелку вправо и вниз
думаю, что моя формулировка не совсем корректная, поэтому требует доработки.

> Вопрос 20
> Для перемещения курсора в конец строки необходимо нажать клавишу:

Мои ученики почему-то единодушно на первых порах путают клавиши перемещения
в начало и в конец строки и документа, поэтому логично эти комбинации
включить в вопрос :
1. CTRL+end;
2.End;
3. Alt+end;
4. Shift+end.

тоже самое касается вопроса 21 и 22

> Вопрос 23
> Для удаления символа слева от курсора используется клавиша:

многие слепые с детства так до конца не понимают где это слева и справа от
курсора. Зато легко запоминают что неверно набранную букву можно удалить
Backspace. Отсюда можно и сформулировать вопрос: какой клавишей можно
удалить последний набранный символ?
К тому же при редактировании текста пользоваться клавишей Backspace я
запрещаю категорически так как невозможно контролировать удаляемый символ, в
отличие от клавиши Delete.

К разработчикам хотелось бы обратиться с двумя просьбами:
1. не ограничивать пользователя в одном правильном ответе, так как при этом
появляется элемент угадывания вероятность которого слишком высока. Пусть в
ответе будет два правильных варианта тем более что зачастую так в жизни и
происходит.

2. отбирать вопросы больше практического характера- при приеме на работу
тебя не спрашивают какое устройство имеет меньшее время доступа или чем
отличается OZU от PZU. Вас спрашивают другое- вы умеете работать с офисными
программами, искать информацию в сети интернет, пользоваться почтовым
клиентом и так дальше!
На уровне курсов- этот принцип должен быть решающим!

С уважением,
Грызунов Александр. Самара.

   Грызунов Александр 2009-04-25 07:19:22 (#849054)

[tcb] Re[6]: Вопросы тестов II уровня

Здравствуйте.

Я переработал и дополнил последний вариант тестов II уровня.
Предлагаю теперь свой вариант на ваш суд.
Кое-где правки носили чисто редакторский характер, кое-какие
вопросы я вовсе удалил, ну и кое-какие добавил от себя. Сколько вопросов
нужно еще в этот тест добавить? И, может быть, у кого-то возникнут и
варианты этих вопросов?

****************************************

Контрольные вопросы теста по информационным технологиям. Уровень II.

Тема 1. Знакомство с ПК, его возможностями и специальными тифлотехническими
средствами. 4 ч., 5 вопросов.

Вопрос 1
Какое из нижеперечисленных аппаратных устройств отвечает за выполнение арифметических
операций и координирует работу всех устройств компьютера?
1. Центральный процессор.
2. Материнская плата.
3. Операционная система.
1.

Вопрос 2
Выберите запоминающее устройство, обладающее наибольшим быстродействием:
1. Компакт-диск (CD-ROM).
2. Жесткий диск (винчестер).
3. Оперативная память.
3.

Вопрос 3
Для чтения информации с компьютерного монитора незрячий человек использует:
1. Синтезатор речи.
2. Программу экранного доступа.
3. Сканер.
2.

Вопрос 4
Укажите, какая из ниже перечисленных программ является программой экранного доступа:
1. Microsoft Windows.
2. Speaking Mouse.
3. Abbyy Finereader.
4. Freedom Scientific Jaws For Windows.
4.

Вопрос 5
Какие из ниже перечисленных программ не являются специальными программами для
инвалидов по зрению?
1. Программы увеличения изображения на экране.
2. Программы экранного доступа.
3. Текстовые редакторы.
4. Синтезаторы речи.
3.

Тема 3. Освоение основных навыков работы с операционной системой Windows с использованием
программ экранного доступа. 16 ч., 20 вопросов.

Вопрос 6
Операционная система это:
1. Система вычислений.
2. Система операций пользователя при работе на компьютере.
3. Совокупность программ, управляющих другими программами и оборудованием ПК.
3.

Вопрос 7
Что такое интерфейс?
1. Комплекс команд, управляющих операционной системой.
2. Совокупность управляющих средств, при помощи которых пользователь взаимодействует
с программой.
3. Язык международного общения в Интернете.
2.

Вопрос 8
Для переключения между окнами открытых приложений используется сочетание клавиш:
1. Alt+Tab.
2. Alt+Shift+Tab.
3. Alt+F10.
4. Alt+Shift+F10.
1.

Вопрос 9
Для того, чтобы свернуть все окна и попасть на Рабочий стол, необходимо использовать
сочетание клавиш:
1. Windows+M.
2. Windows+F.
3. Alt+M.
4. Insert+F.
1.

Вопрос 10
Нажатием какого из перечисленных сочетаний клавиш можно закрыть текущее окно
приложения в Microsoft Windows?
1. Ctrl+F4.
2. Alt+F4.
3. Windows+F4.
4. Insert+F4.
2.

Вопрос 11
Для того, чтобы прочитать заголовок текущего окна программой Jaws, необходимо
нажать комбинацию клавиш:
1. Insert+T.
2. Insert+S.
3. Insert+Ctrl+T.
4. Insert+Alt+S.
1.

Вопрос 12
Как называется команда меню, при помощи которой в текстовый редактор загружается
уже существующий документ (файл)?
1. "Загрузить".
2. "Вставить".
3. "Открыть".
4. "Найти".
3.

Вопрос 13
Многоточие в конце названия пункта меню означает, что этот пункт:
1. Недоступен.
2. Вызывает окно диалога.
3. Содержит подменю еще из нескольких пунктов.
2.

Вопрос 14
Что является самым верхним уровнем файловой системы в Проводнике?
1. Корневая папка диска.
2. "Рабочий стол".
3. "Мои документы".
4. "Мой компьютер".
2.

Вопрос 15
Для вызова меню Пуск (Главного меню) используется клавиша:
1. Caps Lock.
2. Windows.
3. Alt.
4. Application.
2.

Вопрос 16
Что такое "расширение" файла?
1. Часть файла, предназначенная для восстановления данных в случае его повреждения.
2. Часть имени файла, указывающая на его тип (формат).
3. Дополнительное (второе) имя файла, генерируемое текстовым редактором для поисковой
службы.
2.

Вопрос 17
Какое из ниже перечисленных устройств используется для постоянного хранения файлов
и папок?
1. Оперативная память.
2. Жесткий диск.
3. Процессор.
4. Материнская плата.
2.

Вопрос 18
Оперативная память предназначена:
1. Для хранения папок и файлов.
2. Для оперативного переноса информации с одного персонального компьютера на
другой.
3. Для резервирования наиболее ценной информации.
4. Для временного хранения данных и команд, необходимых процессору для выполнения
операций.
4.

Вопрос 19
Для вызова программы Проводник используется комбинация клавиш:
1. Windows+Tab.
2. Windows+E.
3. Ctrl+Tab.
4. Ctrl+E.
2.

Вопрос 20
Для перемещения курсора в конец строки необходимо нажать клавишу:
1. End.
2. Home.
3. Insert.
1.

Вопрос 21
Для перемещения курсора в начало строки необходимо нажать клавишу:
1. End.
2. Home.
3. Insert.
2.

Вопрос 22
Для перемещения курсора в начало текста необходимо нажать комбинацию клавиш:
1. Ctrl+End.
2. Ctrl+Home.
3. Insert+End.
4. Insert+Home.
2.

Вопрос 23
Для удаления символа слева от курсора используется клавиша:
1. Backspace.
2. Delete.
3. Ctrl+Стрелка_влево.
1.

Вопрос 24
Для вызова горизонтального меню программы (строки меню) следует нажать клавишу:
1. Alt.
2. Shift.
3. Ctrl.
1.

   Vladimir Dovydenkov 2009-04-21 07:51:13 (#847486)

[tcb] Re[6]: Вопросы тестов II уровня

Вопрос 1.
Основным элементом компьютера является:
1. Процессор. 2. Монитор. 3. Операционная система.
Ответ: 1.

Всё-таки я заменил бы "Процессор" на "Системный блок", если именно ящик имеется
ввиду, т.е. "Процессор" - это совершенно конкретная запчасть, крепящаяся на материнскую
плату и осуществляющая все расчёты и т.д. Ещё "Процессор" именуется как "ЦП".
Для меня, например, понятие "Процессор" в последнюю очередь ассоциируется с системным
блоком, т.е. ящиком, на котором находится кнопка "резет". :)
Тем более, что в вопросе 33 "Для хранения данных используется" вариант ответа
имеет понятие "процессор":
1. Оперативная память. 2. Жесткий диск. 3. Процессор. 4. Материнская плата.
Ответ: 2.
И мне не понятно, один и тот же смысл вкладывается в понятие "процессор" или
разные.

Укажите, какая программа из списка перечисленных является програм-ммой экранного
доступа.
1. Windows. 2. Diktor. 3. Finereader. 4. Jaws.
Ответ: 4.

А разве "Диктор" (narrator.exe) не является встроенной в windows программой экранного
доступа? "Диктор" входит в состав специальных возможностей и официально предназначена
именно для доступа к экрану. Тут, на мой взгляд, либо надо убрать диктора, либо
позволить выбрать два ответа.

Если мне память не изменяет, то в прошлый раз мы пришли к мнению, что при наличии
двух и более клавиш (alt + f4) в вопросе используется термин "сочетание клавиш".
В данном варианте не везде изменена формулировка.

--
С уважением, Алексей Любимов
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва
ICQ: 495224138 jabber: alexeylyubim***@j*****.ru Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su http://lyubimov.su

   Алексей Любимов 2009-03-23 18:29:53 (#836499)

[tcb] Re[5]: Вопросы тестов II уровня

Уважаемые участники рассылки.

Суммируя все приведённые комментарии, я отредактировал тест на II
уровень.

В нём оставлены вопросы по клавиатуре, согласно пропорциям часов по
учебному плану.

Предлагаю создать тест I уровня, посвящённый полностью вопросам знания
клавиатуры. Предлагаю внести в базу вопросов вопросы достаточно
большое количество вопросов по
клавишам и задавать в тесте 10 вопросов пользователю.

Далее, ниже моей подписи, привожу отредактированный тест II уровня.

С наилучшими пожеланиями
Константин Лапшин.

Вопросы теста по информационным технологиям на II уровне.

20 вопросов теста, 40 вопросов в базе.

Тема 1. Знакомство с ПК, его возможностями и специальными тифлотех-ническими
средствами. 4 ч., 5 вопросов.

Вопрос 1.
Основным элементом компьютера является:
1. Процессор.
2. Монитор.
3. Операционная система.
1.

Вопрос 2.
Укажите верное высказывание:
1. Внешняя память - это память высокого быстродействия и ограничен-ной емкости.
2. Внешняя память предназначена для долговременного хранения ин-формации, только
когда работает ЭВМ.
3. Внешняя память предназначена для долговременного хранения ин-формации независимо
от того, работает ЭВМ или нет.
3.

Вопрос 3.
Для доступа к тексту на экране компьютера незрячий человек использу-ет:
1. Говорящую книгу.
2. Синтезатор речи.
3. Сканер.
2.

Вопрос 4.
Укажите, какая программа из списка перечисленных является програм-ммой экранного
доступ.
1. Windows.
2. Diktor.
3. Finereader.
4. Jaws.
4.

Вопрос 5.
Какие из программ не являются специальными программами для инвали-дов по зрению?
1. Программы экранного увеличения.
2. Программы экранного доступа, использующие синтезаторы речи.
3. Текстовые редакторы.
4. Программы экранного доступа, использующие тактильные дисплеи.
3.

Тема 2. Освоение клавиатуры персонального компьютера. 12 ч., 15 во-просов.

Вопрос 6.
На каких клавишах стандартной 102-клавишной клавиатуры расположе-ны рельефные
метки?
1. Русские буквы [А] и [О] алфавитно-цифрового блока и цифра [5] пра-вого цифрового
блока.
2. Русские буквы [А] и [О] алфавитно-цифрового блока.
3. Русские буквы [Ч] и [Т] алфавитно-цифрового блока.
4. Рельефные метки на клавишах стандартной клавиатуры отсутствуют.
1.

Вопрос 7.
Каким пальцем, по правилам слепого десятипальцевого метода печати, следует нажимать
клавишу с русской буквой [А]?
1. Средним пальцем левой руки.
2. Указательным пальцем левой руки.
3. Указательным пальцем правой руки.
4. Мизинцем правой руки.
2.

Вопрос 8.
Каким пальцем, по правилам слепого десятипальцевого метода печати, следует нажимать
клавишу с русской буквой [Л]?
1. Средним пальцем правой руки.
2. Указательным пальцем левой руки.
3. Указательным пальцем правой руки.
4. Мизинцем правой руки.
1.

Вопрос 9.
Каким пальцем, по правилам слепого десятипальцевого метода печати, следует нажимать
клавишу с русской буквой [У]?
1. Средним пальцем левой руки.
2. Указательным пальцем левой руки.
3. Указательным пальцем правой руки.
4. Безымянным пальцем правой руки.
1.

Вопрос 10.
Каким пальцем, по правилам слепого десятипальцевого метода печати, следует нажимать
клавишу с русской буквой [И]?
1. Мизинцем левой руки.
2. Указательным пальцем левой руки.
3. Указательным пальцем правой руки.
4. Безымянным пальцем правой руки.
2.

Вопрос 11.
Каким пальцем, по правилам слепого десятипальцевого метода печати, следует нажимать
клавишу с русской буквой [Ъ]?
1. Мизинцем левой руки.
2. Средним пальцем левой руки.
3. Указательным пальцем правой руки.
4. Мизинцем правой руки.
4.

Вопрос 12.
Каким пальцем, по правилам слепого десятипальцевого метода печати, следует нажимать
клавишу с латинской буквой [W]?
1. Мизинцем левой руки.
2. Безымянным пальцем левой руки.
3. Указательным пальцем правой руки.
4. Мизинцем правой руки.
2.

Вопрос 13.
Каким пальцем, по правилам слепого десятипальцевого метода печати, следует нажимать
клавишу с латинской буквой [B]?
1. Мизинцем левой руки.
2. Средним пальцем левой руки.
3. Указательным пальцем правой руки.
4. Мизинцем правой руки.
3.

Вопрос 14.
Каким пальцем, по правилам слепого десятипальцевого метода печати, следует нажимать
клавишу с латинской буквой [J]?
1. Мизинцем левой руки.
2. Средним пальцем левой руки.
3. Указательным пальцем правой руки.
4. Мизинцем правой руки.
3.

Вопрос 15.
Каким пальцем, по правилам слепого десятипальцевого метода печати, следует нажимать
клавишу с латинской буквой [A]?
1. Мизинцем левой руки.
2. Средним пальцем левой руки.
3. Средним пальцем правой руки.
4. Мизинцем правой руки.
1.

Вопрос 16.
Каким пальцем, по правилам слепого десятипальцевого метода печати, следует нажимать
клавишу с латинской буквой [V]?
1. Мизинцем левой руки.
2. Указательным пальцем левой руки.
3. Средним пальцем правой руки.
4. Мизинцем правой руки.
2.

Вопрос 17.
Клавиша [Caps Lock] предназначена для:
1. Включения/выключения режима цифр для клавиш правого цифрового блока.
2. Включения/выключения режима ввода заглавных букв.
3. Ввода команд.
2.

Вопрос 18.
Клавиша [Num Lock] предназначена для:
1. Включения/выключения режима цифр для клавиш правого цифрового блока.
2. Включения/выключения режима ввода заглавных букв.
3. Ввода команд.
1.

Вопрос 19.
При выключенном режиме цифр клавиша [8] правой цифровой клавиату-ры действует
как:
1. Клавиша [Стрелка вверх].
2. Клавиша [Стрелка вниз].
3. Клавиша [Insert].
1.

Вопрос 20.
Клавиша [Ctrl] это:
1. Клавиша алфавитно-цифрового блока.
2. Управляющая клавиша.
3. Клавиша навигации.
4. Функциональная клавиша.
2.

Тема 3. Освоение основных навыков работы с операционной системой Windows с использованием
программ экранного доступа. 16 ч., 20 вопросов.

Вопрос 21.
Операционная система это:
1. Система вычислений.
2. Система операций пользователя при работе на компьютере.
3. главная программа при работе пользователя на компьютере.
3.

Вопрос 22.
Что такое интерфейс?
1. Вид провода.
2. Обмен информацией.
3. Язык международного общения.
2.

Вопрос 23.
Что не является элементом унифицировано интерфейса операционной системы Windows?
1. Меню.
2. Окно.
3. Пиктограмма.
4. Программа.
4.

Вопрос 24.
Для переключения между окнами открытых приложений используется сочетание клавиш:
1. [Alt+Tab].
2. [Alt+Shift].
3. [Ctrl+Tab].
4. [Shift+Tab].
1.

Вопрос 25.
Для того, чтобы свернуть все окна и попасть на Рабочий стол, необходи-мо использовать
сочетание клавиш:
1. [Windows+M].
2. [Windows+F].
3. [Alt+Tab].
4. [Insert+Tab].
1.

Вопрос 26.
Нажатием какого из перечисленных сочетаний клавиш можно закрыть текущее окно
приложения в Windows?
1. [Ctrl+F4].
2. [Alt+F4].
3. [Shift+F5].
4. [Alt+F5].
2.

Вопрос 27.
Для того, чтобы прочитать заголовок текущего окна программой Jaws, необходимо
нажать клавишу:
1. [Insert+T].
2. [Insert+S].
3. [Ctrl+T].
4. [Alt+S].
1.

Вопрос 28.
Для того, чтобы прочитать текущий элемент программой Jaws, необхо-димо нажать
клавишу:
1. [Insert+Tab].
2. [Insert+C].
3. [Insert+Стрелка вниз].
4. [Ctrl+A].
1.

Вопрос 29.
Для перемещения между элементами диалогового окна используются клавиши:
1. [Ctrl+Tab].
2. Клавиши с вертикальными стрелками.
3. Клавиши с горизонтальными стрелками.
4, [Tab], [Shift+Tab].
4.

Вопрос 30.
Для перехода к панели задач используется клавиша:
1. [Windows+Tab].
2. [Windows+Escape].
3. Курсорные стрелки.
4. [Insert+Tab].
1.

Вопрос 31.
Для вызова меню Пуск используется клавиша:
1. [Caps Lock].
2. [Windows].
3. [Alt].
4. [Application].
2.

Вопрос 32.
В целях сохранения информации лазерные компакт-диски необходимо оберегать от:
1. Загрязнения.
2. Магнитных полей.
3. Холода.
4. Перепадов атмосферного давления.

Вопрос 33.
Для хранения данных используется:
1. Оперативная память.
2. Жесткий диск.
3. Процессор.
4. Материнская плата.
2.

Вопрос 34.
Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией?
1. Жёсткий диск.
2. Дисковод для гибких дисков.
3. CD-ROM дисковод.
4. Микросхемы оперативной памяти.
4.

Вопрос 35.
Для вызова программы Проводник используется клавиша:
1. [Windows+Tab].
2. [Windows+E].
3. [Ctrl+A].
4. [Backspace].
2.

Вопрос 36.
Для перемещения курсора в конец строки необходимо:
1. Нажать клавишу [End],
2. Нажать клавишу [Home].
3. Нажать клавишу [Insert].
1.

Вопрос 37.
Для перемещения курсора в начало строки необходимо:
1. Нажать клавишу [End],
2. Нажать клавишу [Home].
3. Нажать клавишу [Insert].
2.

Вопрос 38.
Для перемещения курсора в начало файла необходимо:
1. Нажать клавишу [Ctrl+End],
2. Нажать клавишу [Ctrl+Home].
3. Нажать клавишу [Insert].
2.

Вопрос 39.
Для удаления символа слева от курсора используется клавиша:
1. [Backspace].
2. [Delete].
3. [Ctrl+Стрелка влепо].
1.

Вопрос 40.
Для вызова основного меню программы следует:
1. Нажать клавишу [Alt].
2. Нажать клавишу [Shift].
3. Нажать клавишу [Ctrl].
1.

   2009-03-06 15:33:17 (#830011)
  • 1
  • 2