Выпуск 31. Несколько слов о поэзии
серебряного века.
Здравствуйте, друзья!
Слово 1. О времени и о названии.
В русской литературе серебряный век
начинается с 90-х годов
19 века. Это выход из эпохи
безвременья, преодоление кризиса поэзии. Назван этот период по
аналогии с золотым веком русской
литературы (начало 19 века).
Спорным является вопрос о том, когда же
закончился серебряный век русской поэзии.
Одни называют дату: 1917 год - год
революции. Другие - 1921 год - год
трагической гибели двух величайших
русских поэтов: А.Блока, который был, по
определению А.Ахматовой, "человеком-эпохой",
и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем
молодых поэтических сил в трудные годы
революции и начала Гражданской войны. Их
гибель, почти совпавшая по времени, у
многих уничтожила иллюзии, порожденные
новой властью, для многих стала толчком к
отъезду в эмиграцию.
Слово 2. О
представителях и направлениях
"Серебряный век" включает в себя такие направления поэзии,
как символизм, акмеизм
и футуризм.
Кроме поэтов, представляющих эти
направления (З.Гиппиус, Д.Мережковский,
В.Брюсов,
А. Блок, А. Белый - символизм, А.Ахматова,
Н.Гумилёв, О.Мандельштам - акмеизм, В.Маяковский,
В.Хлебников,
Кручёных - футуризм и другие поэты), к серебряному веку относится
творчество поэтов, не входящих ни в какие
группы, направления и течения: М.
Цветаева, М.Волошин, И.Бунин, В.Ходасевич и другие.
Слово 3. О
людях
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет? (Б.Пастернак)
Александр Блок. Ранимый,
тонко чувствующий, двойственный, безумно
одинокий.Родился и
провёл детство в доме своего деда,
профессора Петербургского университета, А.Бекетова.
Свою Прекрасную Даму - Любовь Дмитриевну Менделееву - он впервые
увидел в дошкольном возрасте, когда к его деду пришёл Дмитрий Иванович
Менделеев со своей дочерью Любой.
Николай
Гумилёв писал: "О Блоковской "Прекрасной
Даме" много гадали, хотели видеть в ней
то Жену, облечённую в Солнце, то вечную
Женственность, то символ России. Но если
поверить, что это просто девушка, в которую
впервые был влюблён поэт, то, мне кажется,
сам образ, сделавшись ближе, станет ещё
чудеснее и бесконечно выиграет от этого в
художественном отношении".
О,
Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
Уже в советское
время Анна Ахматова, назвавшая Блока "трагическим
тенором эпохи", посвятила ему строки:
Он
прав - опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит...
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит...
Вокруг
московского начинающего поэта Андрея
Белого (настоящее имя - Борис Бугаев) в
начале века сложился кружок блоковских
поклонников. Его стихи переписывали от
руки, не раз перепечатывали. Встреча
Белого и Блока произошла 10 января 1904 г. в
квартире Андрея Белого (Арбат, 55).
Впоследствии между Блоком и Белым
сложатся отношения "дружбы-вражды".
Они часто будут встречаться в Москве. Даже
наступит время, когда эти отношения скорее
будет тяготеть к вражде, так как Андрей
Белый всерьёз увлечётся женой поэта.
Родители
Бориса Пастернака были известными и
талантливыми людьми. Отец - Леонид
Осипович (1862 -1945) - был замечательным
художником, академиком живописи, автором
прекрасных иллюстраций к "Воскресению"
Толстого. Кстати, с Толстым он был знаком
лично. Мать, Розалия Исидоровна
Кауфман -Пастернак, известная в совё время
пианистка. Сам Пастернак на протяжении
долгих лет под влиянием занятий со
Скрябиным собирался связать всерьёз
свою жизнь с музыкой. ("Больше всего на
свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина").
В
начале своего творчества он увлёкся
футуризмом. Потом отошёл от этого направления
и стал независимым поэтом.
Цель
творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Николай
Гумилёв - человек, который, по
свидетельству современников, по-настоящему
интересовался только одной вещью - поэзией.
Её
душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха.
В 1910 году он и Анна
Ахматова стали мужем и женой. 1 октября 1912
года у них родился сын Лев, ставший
впоследствии знаменитым учёным.
Никто
так не писал об Африке, как Гумилёв. Никто
не писал не писал так о любви, как Гумилёв.
Никто не жил Поэзией так, как Гумилёв. Николай
Оцуп писал о нём:
Оттого я люблю
Гумилёва,
Что ошибки и страсти влача,
Был он рыцарем света и слова
И что вера его горяча.
Аня Горенко,
известная широкой публике под звучным
именем Анна Ахматова. (Кстати,
фамилия Ахматова восходит к
арабскому ahmad - 'похвальный'). Училась она
всегда неохотно. Куда охотнее посвящала
часы Поэзии.
Это о ней художник Юрий Анненков писал: "Я
не помню никого другого, кто владел бы
таким умением и такой музыкальной
тонкостью чтения, каким располагала
Ахматова"
Та самая Ахматова, о
которой в родной России в 1947 г. "великий
знаток и ценитель литературы" А.
Жданов с высокой трибуны скажет: "Не
то монахиня, не то блудница, а вернее
блудница и монахиня, у которой блуд смешан
с молитвой", а в неродной Англии в 1965
году ей присудят почётную степень
доктора литературы Оксфордского
университета.
Иннокентий
Анненский, автор сточек
Среди миров,
В
мерцании светил
Одной Звезды я
повторяю имя,
Не потому чтоб я Её любил,
А
потому, что я томлюсь с другими...
был
попечителем учебного округа и директором
Царскосельской гимназии, в которой не только в 19
веке учились Пушкин,
Салтыков - Щедрин, но и в начале 20
века - Гумилёв и Ахматова. Гумилёв говорил,
что его ранние стихотворения написаны под
влиянием поэзии Анненского.
Марина
Цветаева, дочь основателя Музея
изобразительных искусств имени Пушкина Ивана
Владимировича Цветаева, с детства
имела непримиримый, упрямый, настойчивый,
даже какой-то взрослый характер.
Первый
сборник Марины - "Вечерний
альбом"(1910) - по достоинству оценил
поэт и художник Максимилиан
Волошин, который до последних своих дней
оставался другом Марины Ивановны ("Друг
есть действие", - говорила часто Марина).
Именно в гостях у Волошина, в Коктебеле,
Цветаева
познакомилась с Сергеем Эфроном, ставшим
в 1912 году
её мужем.
Слово 4. Просто о поэзии
Серебряный
век - это период грусти и поиска, гармонии и
души. Поэзия серебряного века музыкальна,
возвышенна, одухотворенна.
Отголоски
поэзии серебряного века слышатся и
в стихотворениях поздней Ахматовой,
Пастернака, поэтов-эмигрантов. Можно их
найти в русской поэзии и сегодня.
Не
повторяй - душа твоя богата -
Того, что было сказано когда-то,
Но, может быть, поэзия сама -
Одна великолепная цитата. (А. Ахматова)
Всего наилучшего!
Елена
Долотова
Страница автора здесь.
Архив рассылки здесь.
Свои вопросы, пожелания, комментарии можно
направлять на мой e-mail.