Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Парное обучение

  Все выпуски  

Парное обучение


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Парное обучение

19 декабря 2001 года.

 

Здравствуйте, дорогие мои!

Методика "Работа с определениями" (РО)

Примечания соведущего рассылки

Я работал в качестве ученика в учебной группе по этой методике и должен искренне признаться, что работа с определениями по предлагаемой схеме заметно перестраивает мышление даже взрослого человека.

Эту методику можно успешно использовать как вводную для подготовки учебной группы к парной работе вообще, а также можно ее использовать для прямого формирования абстрактного мышления. Кто не верит, тот может сделать маалююююсенький эксперимент на себе, любимом. Вот определение:

"Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях, которая отображается, фотографируется, копируется в нашем сознании и существует независимо от нашего сознания".

Теперь проработайте это определение по алгоритму:

  1. Выпишите в тетрадь понятия, которые использованы в данном определении и которые Вам уже известны.
  2. Запишите ответ на вопрос: "На какое множество объектов (процессов, явлений, обобщений, частностей, связей...) вводится данное определение, понятие?"
  3. Запишите ответ на вопрос: "В каком случае можно сказать, что какой-то объект не удовлетворяет данному определению?"
  4. Запишите ответ на вопрос: "В каком случае можно сказать, что какой-то объект удовлетворяет данному определению?"
  5. Приведите пример определений аналогичных понятий, естественно, запишите этот пример.
  6. Приведите пример исключений из данного определения. Нужно напоминать, что и его следует записать?

Потренировались? Ну, и какие впечатления? Ставит абстрактное мышление?

Организация учебного материала

Учебным материалом в данном случае являются различные "непонятые слова"... Где их найти? Откуда их взять? Проще всего в качестве подготовки учебного материала дать группе задание "прочитайте данный параграф и выпишите неизвестные слова". Эта работа выполняется по следующему алгоритму.

Алгоритм работы пары для сбора "непонятных слов"

  1. Р1 читает текст Т2 (который заранее нашел и выбрал Р2), а Р2 выписывает непонятные (ему, то есть непонятные Р2) слова.
  2. Р2(1), то есть теперь Р2 читает другой текст Т1 (который заранее нашел и выбрал Р1), а Р1 выписывает "непонятные слова".

На выходе из этой работы каждый ученик получает изрядный список слов, из которых он выбирает одно, с которым и работает в дальнейшем.

Алгоритм работы пары учеников

Собственно, мы уже привели его выше, когда предлагали тем, кто не верил в возможность прямого формирования мышления, потренироваться с "материей"... Но дадим его конкретно.

  1. Самостоятельно ученики "делают" определение для выбранного слова, используя всевозможные вспомогательные источники, в том числе и свою голову.
  2. Садятся в пару.
  3. Р1 читает свое слово и определение к нему.

  1. Р2 говорит ему: "Подчеркни в своем определении слова, которые ты уже знаешь".
  2. Р2 говорит: "Запиши ответ на вопрос: "На какое множество объектов (процессов, явлений, обобщений, частностей, связей...) вводится данное определение, понятие?""
  3. Р2 говорит: "Запиши ответ на вопрос: "В каком случае можно сказать, что какой-то объект не удовлетворяет данному определению?""
  4. Р2 говорит: "Запиши ответ на вопрос: "В каком случае можно сказать, что какой-то объект удовлетворяет данному определению?""
  5. Р2 говорит: "Приведи пример определений аналогичных понятий и запиши этот пример".
  6. Р2 говорит: "Приведи пример исключений из данного определения".
  7. Р1(3-12)
  8. Делают отметки в листке учета и идут работать с другим партнером (взяв для работы новое слово).

Организация работы учебной группы

Поскольку скорость работы учеников разная, то учитель следит за тем, когда тот или иной ученик выйдет из процесса. К этому моменту учитель готовит для такого ученика дополнительную работу. Что это может быть за работа?

Ученик может подготовить микродоклад по своему определению, которое он зачитает в конце занятия вместе с другими учениками.

Учитель может использовать высвободившееся время ученика, чтобы предложить ему переписать набело ранее проработанную карточку по другой теме.

Примечания соведущего рассылки

Как Вам понравится такое определение: "Окружность есть геометрическое место точек, равноудаленных от концов отрезка"?

Таким образом, вместо того, чтобы вычитывать определения из книжки, можно проводить время на уроке гораздо интереснее – можно самому создавать определения. Научившись разбирать чужие и создавать свои определения, можно сделать еще один маааленький, но смелый шаг: создать методики и алгоритмы парной работы, которых еще нет.

Например, методику разбора задач, методику разбора выводов,... Какую еще?

Нет предела человеческой фантазии. Ее лишь можно сравнить с бесконечностью Вселенной. А дальше истинно ленивый учитель (который любит и умеет делегировать свою работу своим ученикам) не остановится перед тем, чтобы вместо него ученики сами составляли карточки, целые блоки по темам, - ведь делать карточки учителю в одиночку есть поистине титанический труд, на который он расходует и без того истерзанный бюджет учительского времени.

Привет! - Григорий Олегович,

gromyko@myokay.net

тренер по иняз-спорту и соведущий рассылок:

“Скорочтение, память, интеллект”

http://subscribe.ru/archive/help.memory/

“Парное обучение”

http://subscribe.ru/archive/job.education.para/

"Редкая книга"

http://subscribe.ru/catalog/lit.book.news.redkajakniga/

Дружественные нашей рассылке сайты и рассылки:

“Продлись, продлись, очарованье жизни...”

http://subscribe.ru/catalog/science.health.ageing

Е-shop “про витамины” и защиту организма от вредностей http://fineline.narod.ru/

Если у Вас есть еще другие, с которыми нам следовало бы подружиться, то - “давайте обсудим”.

 

Авторские права охраняются. Перепечатка данного текста в любом виде без ссылки на автора запрещена. А со ссылкой http://subscribe.ru/catalog/job.education.para/ на рассылку, - как раз наоборот, приветствуется!

Привет! - Григорий Олегович,

gromyko@myokay.net

тренер по иняз-спорту и соведущий рассылок:

“Скорочтение, память, интеллект”

http://subscribe.ru/archive/help.memory/

“Парное обучение” http://subscribe.ru/archive/job.education.para/

"Редкая книга"

http://subscribe.ru/catalog/lit.book.news.redkajakniga/

Дружественные нашей рассылке сайты и рассылки:

“Продлись, продлись, очарованье жизни...”

http://subscribe.ru/catalog/science.health.ageing

Е-shop “про витамины” и защиту организма от вредностей http://fineline.narod.ru/

Если у Вас есть еще другие, с которыми нам следовало бы подружиться, то - “давайте обсудим”.

 

Авторские права охраняются. Перепечатка данного текста в любом виде без ссылки на автора запрещена. А со ссылкой http://subscribe.ru/catalog/job.education.para/ на рассылку, - как раз наоборот, приветствуется!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное