Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Парное обучение

  Все выпуски  

Парное обучение


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Парное обучение

20 декабря 2000 года

Здравствуйте, дорогие мои! Хорошей Вам среды!

Тема. Статья про КСО.

Для кого. Для тех, кто хочет понять парное обучение глубже
Эпиграф. Мы опираемся на плечи гигантов
Михаил ЭПШТЕЙН, Андрей РУСАКОВ

Коллективный способ обучения, или Парадоксы метода Ривина

История развития идеи и практики применения

Среди педагогов первой трети ХХ века, искавших подходы к изменению сложившейся практики образования, имя Ривина, не особенно и известное педагогической общественности, занимает особое место. Метод, предложенный Ривиным, позволил выстроить учебный процесс на совершенно иных основаниях, нежели принято в классно-урочной системе. Разноуровневое и разновозрастное обучение, индивидуальный темп изучения материала, воспитание в ходе учебы самостоятельного, ответственного ученика, одновременное изучение разных предметов по выбору, обучение на разных языках стали возможны с применением на практике его подхода.

К сожалению, нам известно чрезвычайно мало о самом Александре Григорьевиче. В 1918 году он уже учительствовал на Украине, в тридцатые годы работал в Москве, а умер в доме для престарелых во время Отечественной войны. Текстов Ривина (кроме одного известного) практически нет. О развитии метода Ривина в двадцатые годы сохранились лишь воспоминания его учеников, немногочисленные статьи коллег и несколько откликов современников. В дальнейшем мы и будем на них опираться.

Чудачество, не умеющее сдаваться

Обучение в парах сменного состава – оргдиалог – сочетательный диалог – коллективный способ обучения – все эти разные названия метода Ривина не один раз уходили в прошлое, сохраняясь в памяти лишь особо дотошных историков образования, и вдруг вновь взлетали на волне каждой очередной педагогической революции и завоевывали тысячи сторонников.
История развития идей Ривина вся соткана из парадоксов. Эти идеи периодически обвиняют в тривиальности, в чисто репродуктивном подходе, в повторении задов чуть ли не ланкастерской системы, в узком формально-дидактическом понимании образовательных проблем… Но именно в теории КСО еще в пятидесятые годы впервые в российской истории было заявлено то, о чем другие решатся заговорить лишь в

И наоборот: эти же идеи обвиняли в показной псевдореволюционности, в превращении учебы в беспорядочную и непродуктивную суету. Однако метод Ривина раз за разом демонстрировал возможность успешного обучения всех тем знаниям и в том объеме, которые были востребованы самими учащимися.

Трудно назвать другой педагогический подход, который бы добился своих самых ярких результатов на противоположных точках социального спектра. “Сочетательный диалог”, прошедший становление на почве борьбы с неграмотностью, дал едва ли не единственный в российской истории успешный опыт организации общественного высшего образования без всякой государственной или коммерческой поддержки.

В целом движение КСО – уникальный пример общественно-педагогического движения, каждый раз заново рождавшегося и развивавшегося исключительно снизу. В России 1980–1990-х годов, опираясь лишь на энтузиазм увлеченных идеей педагогов, ученых, инженеров, преподавателей вузов, движение от узких групп энтузиастов смогло пробиться ко множеству учителей.

Первый опыт и ликвидация безграмотности

Исторически первым опытом работы Ривина была его учительская деятельность в местечке Корнино под Киевом в 1918 году. Ривин собрал около 40 крестьянских ребят разного возраста и стал обучать по-новому. Все подростки работали по очереди друг с другом то в качестве учителей, то в качестве учеников.

Что собой представляли ученики, которыми руководил Ривин? Это были дети и подростки от 11 до 16 лет. Их образовательная подготовка соответствовала бы уровню 4–6 классов. Некоторые из них по году или по два не посещали школы. Цели участия в занятиях у ребят были разные: кому-то необходимо было подтянуться, чтобы на будущий год идти в следующий класс школы, а кому-то – готовиться к экзаменам на аттестат зрелости. Дети занимались прямо на улице, во дворе и только в случае непогоды переходили в помещение.

Как происходили эти занятия?

Внешнюю картину подобных занятий описал ученик Ривина Михаил Давыдович Брейтерман: “За большим столом или несколькими сдвинутыми столами сидят пары беседующих людей. Желательно – вокруг, чтобы каждый видел лица собеседников, но это не главное. Они могут сидеть по двое за отдельными столами, как в школе. Перед каждым лежит книга, журнальная или газетная статья, у каждого своя тема, но могут быть различные источники на одну тему, различные главы одной книги. Через каждые 7–9 минут пара заканчивает беседу и расходится. Каждый из них вступает в умственный контакт с кем-нибудь из освободившихся. Это похоже на игру. Здесь действительно царит атмосфера легкости и непринужденности. Однако при этом исподволь выполняется глубокая творческая интеллектуальная работа”.

Почти для всех учебных предметов Ривин разработал методику поабзацной проработки статей (текстов). Приведем описание этой методики, опубликованное Мануком Мкртчяном в 1988 году…

Тема. Статья про КСО.

Поскольку сервер не вмещает в себя длинные рассылки, постольку желающих прочитать всю статью целиком мы просим прислать нам запрос охотно вышлем статью в attach…:-((

Для кого. Для тех, кто хочет понять глубже

Ну вот, заодно, мы их и сосчитаем…:-)

Эпиграф. Мы опираемся на плечи гигантов

Мы-то, конечно, опираемся, если нам удается туда вскарабкаться.

Мораль выпуска рассылки. Ребята! Кому еще не ясно, что я “жадный, грубый и опасный”?…:-) И если у кого-то есть еще другие статьи, то присылайте, почитаем.

Пока, - Григорий Олегович.

gromyko@myokay.net

Сайт рассылки: www.paarschool.narod.ru

Весь комплект рассылки, - сегодня это около 250 Кб, - в виде гипертекста с тематическим оглавлением вышлю по запросу.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное