Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 298


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 298
24 декабря 2007 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

Уже 15 января педагоги смогут принять участие в дистанционных курсах, а 17 января – проводится самая мудрая олимпиада - по философии. Зарегистрироваться лучше заранее, уже в этом году. - http://eidos.ru/olymp/schedule.htm

– Центр «Эйдос» планирует создание туристического агентства для организации путешествий школьников, их родителей, педагогов. Следите за информацией, возможно что в следующем году у вас появится возможность побывать там, где вам давно хотелось.

 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий. - http://eidos.ru/about/plans.htm

 

II. О «ВЫКОНСЁРВЫВАНИИ ЗНАНИЙ». Участники дистанционной эвристической олимпиады по журналистике взяли интервью у директора ЦДО «Эйдос» А.В.Хуторского.

III. «ПОСТОЯННО В ГОЛОВУ ЛЕЗУТ ИДЕИ».
Олимпиада по математическим задачам глазами одного лицея.
 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


25 декабря
– I-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по цифровому фото - new! http://eidos.ru/olymp/photo/index.htm 

15 января Дистанционные курсы для педагогов http://eidos.ru/courses/schedule.htm :

∙ Методика создания индивидуальной программы обучения для учащихся
∙ Интернет-урок как средство формирования информационных и коммуникативных компетенций школьников
∙ Ключевые компетенции на уроках психологии
∙ Ключевые компетенции на уроках физики
∙ Инновации на уроке русского языка
∙ Организация современного урока математики в средних и старших классах
∙ Методика разработки дистанционных курсов

17 января – III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по философии http://eidos.ru/olymp/philosophy/index.htm

22 января – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по геометрии http://eidos.ru/olymp/geometr/index.htm

22 января Дистанционные курсы для педагогов http://eidos.ru/courses/schedule.htm :

∙ Информационные технологии в работе учителя-предметника - 2
∙ Организация эксперимента в школе
∙ Как создать эвристическую ситуацию на уроке
∙ Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика
∙ Организация групповой деятельности учащихся на уроках информатики
∙ Основы работы с MS Publisher
∙ Веб-анимация: просто и доступно

24 января – X-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по английскому языку http://eidos.ru/olymp/english/index.htm  

29 января – III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по компьютерной грамотности и программированию http://eidos.ru/olymp/programming/2008/index.htm  

31 января – VII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по географии http://eidos.ru/olymp/geo/2008/index.htm  

===

II.
О «ВЫКОНСЁРВЫВАНИИ ЗНАНИЙ»


Участники проведённой 20 декабря 2007 года III-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по журналистике взяли интервью у директора ЦДО «Эйдос» А.В.Хуторского. Интервью проводилось в режиме форума. Ниже размещены фрагменты диалога. Полностью интервью можно посмотреть по адресу - http://eidos.borda.ru/?1-13-0-00000144-000-0-0-1198452807  

Borshchina:
1. Как Вы думаете, какие возможности дистанционные олимпиады предоставляют участникам? Какие перспективы открываются?
2. Как и кем оцениваются работы участников?
3. Очень интересно, какой Вы человек. Строгий или не очень?))

Хуторской А.В.:
1. Главная возможность ДЭО - это открытие в себе новых возможностей. Причём, не только по предмету, но и в общечеловеческом плане.
2. Работы оцениваются жюри, в которое входят сотрудники соответствующих кафедр ЦДО "Эйдос". Существует поэтапная система оценки, каждая работа проверяется как уникальная и единственная, т.е. мы принципиально не используем обезличенных тестовых форм оценок, как, например, в ЕГЭ.
3. Разный. В том числе и строгий.

Borshchina:
Андрей Викторович, у меня еще один вопрос. Я в прошлом году участвовала в олимпиаде по журналистике, и получила четвертую номинацию. А что это такое?)

Хуторской А.В.:
Не совсем так. Вы, скорее всего, стали лауреатом за четвёртое задание. Номинация - это тип задания, его номер. Этот ваш ответ значит был выделен жюри среди других.

alinalana92:
1. Смогли бы Вы отказаться от ученой степени, от достойного руководящего кресла, ради бесплатного полёта в космос (туристом), чтобы в дальнейшем разработать дистанционную эвристическую олимпиаду "Люди летают... "?!
2. Если бы Вы оказались на месте Буратино (висящим на дереве вниз головой), какие бы мысли Вас посетили??!!
3. Если перед Вами - молодой, дерзкий, нахальный, но очень перспективный журналист, сможете ли Вы протежировать его в очень известное издание? С уважением, Торосян Алина, гимн.№9 г. Волгоград.

Хуторской А.В.:
1. Если у меня была бы цель разработать дистанционную эвристическую олимпиаду "Люди летают...", то отказался бы, причём без всяких проблем. Потому что если нужно, я вновь получу ученую степень или кресло, которое вообщем-то сам себе поставил.
2. Возник бы вопрос, почему я висю вместо Буратино?
3. Перспективного человека я могу протежировать куда угодно, если он действительно одарён, нравственен и значим для людей. Но протекция - не единственное средство успеха.

Weprenzewa:
1) У Вас так много заслуг, Вы и председатель оргкомитета, и доктор педагогических наук, и ещё много что можно про Вас сказать хорошего. А как это все назвать, одним словом?
2) Мне давно интересно, кто составляет все вопросы для олимпиад?
3)Как бы Вы ответили на вечный вопрос: как жить и что делать?

Хуторской А.В.:
1) Человек действующий.
2) Ещё три года назад почти все задания эвристических олимпиад составлял я и 2-3 моих помощника. Сегодня задания составляют 25 сотрудников ЦДО "Эйдос" по специально разработанным технологиям. Из всех вариантов зданий составляется итоговый комплект, который потом дорабатывается и утверждается мною или моим заместителем - Галиной Александровной Андриановой.
3) Жить надо в соответствии со своей миссией, которая у каждого человека своя. Что делать - стараться понять эту миссию (в чём она состоит, зачем ты появился на свет) и реализовывать её.

HrischepinaLilya:
Почему вы решили открыть ЦДО «Эйдос»? Вас кто-то подтолкнул к этому или вы сами так решили? Сколько лет существует ЦДО «Эйдос»? Как организованна структура вашей компании?

Хуторской А.В.:
Потому, что я знал тогда (и знаю сейчас) как можно учить и учиться, чтобы получить в 10 раз более творческие результаты. До Центра "Эйдос" я учредил авторскую Школу свободного развития, которая очень сильно отличалась от обычных школ, наши ученики, начиная с 1 класса выполняли творческие исследования, другие работы, при этом, опережали учеников других школ по уровню выполнения обычных контрольных работ. Через 5 лет у нас отобрали здание. Но нет горя без добра. Когда уже не было помещений, мы стали применять нашу систему обучения виртуально. В результате учеников стало намного больше, чем в наших кирпичных стенах. Например, в дистанционных эвристических олимпиадах приняло участие уже более 120 тыс. школьников из разных городов. Центру "Эйдос" в 2008 году будет 10 лет со дня официальной государственной регистрации, но работа началась в 1997 году. Организационная структура Центра - это несколько кафедр и отделов, а также менеджеры олимпиад, проектов, курсов, почты и рекламы. Наших педагогов можно посмотреть здесь: http://eidos.ru/about/teachers/index.htm

AKlimov:
1. Хотелось бы узнать, видите ли вы смысл в проведении дистанционных олимпиад, и если да, то какой?
2. Скажите, как вам в голову пришла идея о создании Центра Дистанционного Обучения?
3. Мы много слышим о том, что участие в олимпиаде помогает при поступлении в ВУЗ. А можете ли вы ПРИВЕСТИ ПРИМЕР того, как диплом помог победителю получить высшее образование? Климов А. (Бородино, Красноярский край)

Хуторской А.В.:
1. Смысл в проведении ДЭО со стороны организаторов - в том, чтобы предоставить возможность творческой самореализации ученикам и педагогам, находящимся в разных городах. Это часть общей программы нашей Научной школы, в которой разработан человекосообразный тип образования, т.е. такой, который ориентируется на образование как образовЫвание человека, его развитие, а не на передачу ему готовых знаний и ценностей.
2. Об идее создания можно прочитать здесь - http://eidos.ru/about/mission/index.htm ;-)
3. Помогают получить высшее и любое другое образование не дипломы и аттестаты, а желание и умение человека учиться. Причём, не с точки зрения, что ему кто-то должен "дать" образование (его вообще по определению "дать" невозможно, это не кирпич), а он будет только "брать". Образование - это процесс и результат твоей собственной деятельности. А учителя, школы, вузы и олимпиады - только среда и подспорье для такой деятельности. И главный продукт обучения в школе - не аттестат, это лишь бумажные корочки, а вся та образовательная продукция, которая создана учеником, а также освоенные им технологии деятельности. Если, например, ученик уже учась в школе, написал 50 статей, половина из которых была опубликована в СМИ, то именно этот фактор будет решающим при поступлении его на факультет журналистики. Так же и участие в эвристических олимпиадах - их главная помощь - возможность проверить себя на креативность в выбранном предмете, на умение ориентироваться и действовать в нестандартных ситуациях. Что касается формальной стороны (грамоты, свидетельства), то они тоже могут играть и играют свою роль, поскольку входят в портфолио ученика. Это не значит, что любой вуз будет учитывать это портфолио или примет абитуриента без экзаменов. Но из нашего опыта очень многим нашим олимпийцам соответствующие документы помогали не раз поступить в те или иные учебные заведения.

Riga:
1). Как вы добились всего, что имеете на сегодняшний день?
2). Вы согласны с тем, что если я хочу стать известным журналистом, прежде всего нужно основываться на скандалах и фальши? И почему?
3) Чтобы вы хотели поменять в своей жизни?

Хуторской А.В.:
1) Верой в цель и трудом.
2) Нет, не согласен. Прежде всего надо основываться на понимании своей миссии в той или иной области. С помощью скандалов и фальши, впрочем, можно стать известным, но такая известность не столь будет полезна.
3) В жизни я хочу, чтобы она всегда менялась. В направлении приближения к её смыслу.

angelina: А для чего проводятся ваши олимпиады или какая их цель? Нравиться ли вам работать с нами? Могут ли чаще проходить олимпиады?

Хуторской А.В.: Про цель олимпиад уже отвечал. Работать с вами нравится. Особенно обнаруживать талантливые ответы эвристических заданий. Это самое большое счастье. Чаще, наверное, могут. На 2007-2008 уч. год у нас запланировано более 60 дистанционных эвристических олимпиад. Следующий шаг - олимпиады - каждый день! Это уже будет олимпиадная форма обучения. И я не сомневаюсь, что её результаты будут сногсшибательными - настоящая Фабрика творцов!

А.Гедич:
1) А.В., поведайте о вашей самой "колючей", и о самой "мёдовой" мечте?!
2) А.В., не кажется ли вам, что "Единая Россия" распространяется подобно вирусу в сознании людей, определяясь там как культ. Как вы думаете, может ли это стать червоточиной с становлении единства России?
3) А.В., на что направлено "выконсёрвывание знаний" у школьников, участвующих в олимпиадах, предлагаемых "Эйдосом"?
Анастасия Гедич. Красноярский край г. Зеленогорск

Хуторской А.В.:
1) Мечта - придумать и реализовать такую систему обучения, чтобы любой человек мира мог с помощью своего персонального образовательного компьютера обучаться всегда и везде, находясь где угодно - в Африке, Европе или Австралии. И обучаться эвристически. 2) Кесарю - кесарево, политике - политиково. Политические процессы - не единственные на земле, в том числе и в России. Единство России заключается не в партиях, а в том ментальном смысле, который, возможно, находится в иных системах координат, чем публичная жизнь и политика. Этот вопрос хорошо изучен в русской философии, например, в философии русского космизма (Н.Ф.Федоров, Вл.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев и др.). Вот например, моя статья об этом http://www.eidos.ru/journal/1999/0105.htm
3) "Выконсёрвывание знаний" - это наш современный вклад в дело Сократа - он считал себя подобным повитухе, которая принимает роды. Только она принимает роды плоти, а он - духа, знаний. Есть такая наука - майевтика - повивальное искусство извлекать скрытое в человеке знание. Вот это направление мы и развиваем в современной педагогике.

Лиса Алиса:
1) А.В., проводя олимпиады такого рода для школьников какая цель движет Вами?
2) Как Вы относитесь к запрету в законодательстве РФ на ранние браки, аргументируйте свой ответ.
3) А.В., считаете ли Вы Д.А.Медведева лучшей кандидатурой на пост главы государства российского? Меня зовут Алиса, фамилия – Шипицина, Красноярский край, г. Зеленогорск.

Хуторской А.В.:
1) Мною движет цель помочь тем, кто способен на большее, чем ему предлагается на обычных уроках.
2) Регуляция в обществе, государстве необходима, как и в природе, кстати. Например, в Индии с 12 лет девочки могут выходить замуж, но там другая культура и развитие иное. Но, с другой стороны, есть мудрость Короля с Астероида из "Маленького принца", который отдавал приказы даже Солнцу и звёздам, но такие, которые невозможно было не выполнить, например: "Солнце, встань!", и оно вставало. Главный секрет его могущества - в том, что он отдавал только те приказы, которые выполнялись.
3) Я отвечу, может быть, несколько непривычно. Я считаю, что не мы выбираем себе правителей, и даже не те, кто их считает своими преемниками. Вообще, роль отдельного человека, или даже народа, не столь велика, как мы часто думаем. Если что-то и происходит, например, Медведев будет избран президентом, то это не из-за того, что так захотел Путин или его окружение, или так проголосовали избиратели. Есть вещи другого плана. Помните, что ответил Христос Пилату, когда тот сказал ему, что в его власти казнить его или оставить ему жизнь? "Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше".

Валентина:
1. Что надо знать что бы стать известным журналистом?
2. Какая цель проведения олимпиады?
3. Нравиться ли вам работать с нами?

Гусарова А.А.:
Валентина пишет: «2. Какая цель проведения олимпиады?» Ну вообще-то цели олимпиады указаны на сайте "Эйдос"

Хуторской А.В.:
Отвечу только на первый вопрос, поскольку на другие уже отвечал: Чтобы стать известным журналистом, надо сначала стать профессиональным журналистом, а для этого всегда и везде делать то, что делают журналисты-профессионалы.

Джулия:
1) Андрей Викторович, как давно Вы являетесь председателем оргкомитета Эвристических олимпиад?
2) Есть олимпиады по многим направлениям. А почему нельзя сделать олимпиаду по философии или допустим по рекламе. Думаю, желающих было бы много.
3) Повлияют ли результаты этой олимпиады на поступление в ВУЗы нашей страны? Коваленко Юлия, Красноярский край, г. Зеленогорск.

Хуторской А.В.:
1) С 1997 года, когда была проведена 1-я такая олимпиада. Историю ДЭО можно прочитать на моём сайте http://khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/distant_heuristic_olympiads.htm
2) Олимпиады по философии и по рекламе (маркетинг и менеджмент) мы проводим уже несколько лет. Желающих на них действительно много, хотя и не столько сколько на математику или английский язык. Кстати, следующая олимпиада по философии будет совсем скоро - 17 января 2008 года. Полный список всех олимпиад находится здесь - http://eidos.ru/olymp/olymp-list.htm
3) Результаты этой олимпиады повлияют на поступление в ВУЗы нашей страны - для тех участников, которые в ней участвуют и в меру тех их способностей и результатов, которые они проявят на олимпиаде и затем, при подготовке к поступлениям.

Гусарова А.А.:
Добрый день, Андрей Викторович! Вот три вопроса, которые я хотела бы вам задать:
1) Скажите, пожалуйста, будучи специалистом в области педагогики, как вы относитесь к сильному влиянию различных молодёжных субкультур - типа панков, готов или эмо - на психику молодёжи? Хорошо это или плохо, если ребёнок вместо классики читает мистику и фантастику и слушает "тяжёлый рок"?
2) Есть ли в вашей жизни такой человек, благодаря которому вы стали в жизни тем, кем вы являетесь сейчас, тот человек, который помогал вам? Могли бы вы рассказать о нём?
3) И последний вопрос: в современном мире слово "любовь" постепенно теряет первоначальный смысл. Это прекрасное чувство отождествляется, простите, с постелью, что очень огорчает! Молодые люди больше не те, что раньше. Всё чаще смотришь на них и думаешь: "Куда делись красивые ухаживания? Вместо них теперь одна наглость и пошлость. Где в конце концов девичья скромность? Почему вместо неё прогрессирует распущенность?" Так вот, очень хотелось бы знать ваше мнение по этому вопросу. И способно ли общество вернуться к прежним идеалам, к истинному значению слова "любовь"? Гусарова А. А., город Комсомольск-на-Амуре, МОУСОШ № 33.

Хуторской А.В.:
1) Ну, я же не Маяковский, чтобы точно разделить, "что такое хорошо, и что такое плохо". Субкультуры есть, значит они нужны. Если ребёнок вместо классики читает мистику и фантастику, значит ему в данный момент нужна именно мистика и фантастика. Роль учителя, да и педагогики, состоит не в том, чтобы заменить "плохие" жанры на "хорошие", а в том, чтобы помочь ученику не пропустить главных достояний культуры, хотя бы через сравнение с тем, чем этот ученик увлечён. И в мистике и в фантастике тоже есть своя классика. Например, в последние месяцы я прочитал почти все книги Кастанеды. Может быть я с вашей точки зрения и поступаю "плохо", но с помощью этих книг я открыл в себе некоторые важные вещи, которые помогли и помогают в жизни.
2) Есть ли в вашей жизни такой человек, благодаря которому вы стали в жизни тем, кем вы являетесь сейчас, тот человек, который помогал вам? Могли бы вы рассказать о нём? Таких человеков три: я сам и мои родители. Более подробно моя личная история здесь - http://khutorskoy.ru/avtograf/biography/index.htm
3) Я не считаю, что в современном мире слово "любовь" постепенно теряет первоначальный смысл. Слово вообще не зависит от людей. А любовь - тем более. В вашем вопросе скорее речь идёт о "процедурных" особенностях взаимоотношений юношей и девушек. Эти "процедуры", вероятно, изменяются. Направление изменений не всегда нравится тем, кто привык к другому и не хочет менять своих ценностных и иных убеждений. Поэтому он надеется изменить такие убеждения у других. Но одного он не понимает, что те могут так же как и он думать: "Не надо мне других ценностей, мне эти нравятся. Если ты учитель, то почему твои ценности должны быть важнее моих?" Если хотя бы пытаться разбираться с подобными вопросами, тогда, вероятно, можно и найти их решение.

Дроздова Елизавета:
Добрый день, Андрей Викторович, я участница дистанционной олимпиады по журналистике Дроздова Елизавета, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов:
1. Узнала, что в 10 классе вас чуть не исключили из школы за организацию коллективного прогула. Хотела у вас спросить, по каким идейным соображениям вы сагитировали одноклассников на этот поступок?
2. Вы говорите, что до сих пор "нарушаете" те "школьные" правила, которые не учитывают человеческой сущности. А какие, это правила, которые не учитывают нашей сущности и какие бы вы внесли в них коррективы?
3. Проштудировав ваш сайт, я убедилась в том, что вы очень позитивный, активный, спортивный человек и семьянин, при этом успеваете путешествовать и писать книги. Как вы всё успеваете? Спасибо. г. Череповец, школа №21, 10 класс.

Хуторской А.В.:
1. Идейные соображения того времени уже сегодня мне могут показаться не столь уж идейными, но тогда это было именно так. Дело в том, что в наш класс поставили новую классную руководительницу, у которой с классом как-то не сложилось взаимопонимания, и она пыталась продоменировать, крича на нас и т.п. Поэтому идея прогулять первые её два урока возникла у нас - сплоченной компании человек в 10-15 - когда мы встретились у входа в школу утром (а перед этим у нас был коллективный праздник и соответствующее настроение). Ну, решили, так решили, но так получилось, что прогуляв 2 урока, мы не успели вернуться в школу и пришли где-то к концу пятого урока, уже совсем другого учителя. Вот тогда наш класс и вызвали на комсомольское собрание - весь наш класс прорабатывали. Сейчас я на тот случай смотрю уже другими глазами и осуждаю наши неправильные действия, но тогда всё было иначе.
2. «Вы говорите, что до сих пор "нарушаете" те "школьные" правила, которые не учитывают человеческой сущности. А какие, это правила, которые не учитывают нашей сущности и какие бы вы внесли в них коррективы?» Сами принципы дистанционных эвристических олимпиад "нарушают" школьные правила, например правило, что прежде чем что-то творить в изучаемом предмете, надо его выучить. Мы в своих заданиях предлагаем творчество сразу - не дожидаясь усвоения "всех тех богатств". И я считаю, в отличии, например, от теории Л.С.Выготского, что не нужно ждать, пока ученик научится что-то делать сначала при поддержке учителя, а потом лишь - сам. Многим младшим детям можно задать вопрос, на который они найдут ответ лучший, чем те, кто закончил институт. Это факт. И он подтверждает возможность обучения как непрерывного творчества. Какие коррективы можно внести на уроки, чтобы учитывалась сущность учеников? Вот некоторые: А. Дать возможность каждому ученику поставить свою цель изучения каждого учебного предмета и каждой его крупной темы. Но потом, когда цели будут утверждены - спросить за их достижение и оценить умение достичь свои цели. Б. Если цель обучения ставит ученик, то и учитель имеет право на свою часть - обязательную для всех. Т.е. учитель, как представитель социума является носителем целей этого социума, и ученику придётся с этим считаться. Т.е. не только свои цели достигать, но и те, которые определены в качестве минимально стандарта. В. Учителю начинать тему с выяснения её актуальности для каждого ученика. Не переходить к быстрому изучению параграфов, пока не будет понят смысл этой деятельности. Получение хорошей отметки в данном случае смыслом не является. Нужно понять, зачем и для чего тебе необходимо изучать логарифмы, аминокислоты или "Горе от ума". Здесь есть трудность - у каждого ученика могут оказаться разные мотивы и цели. Тогда потребуются такие формы уроков, где бы все одновременно учились по-своему. Таки формы есть - групповые, парные, индивидуальные и т.п. Но их придётся осваивать - у ученикам и учителям (кстати, наибольшими противниками в таких случаях часто являются именно ученики, которые не хотят "заморачиваться" и побыстрее всё сдать даже без понимания смысла и без каких-либо усилий по личному целеполаганию).
3. «Проштудировав ваш сайт, я убедилась в том, что вы очень позитивный, активный, спортивный человек и семьянин, при этом успеваете путешествовать и писать книги. Как вы всё успеваете?» На самом деле я не такой уж и замечательный, сайт ведь имеет и рекламные цели ;-) Успеваю я далеко не всё. Но главное стараюсь выделять и делать обязательно. Для этого руководствуюсь некоторыми правилами, например: - Для любого дела определи его сроки и придерживайся их во что бы то ни стало. - Всегда стремись улучшить то, что делаешь и как делаешь, не повторяй всё так, как было раньше. - Если не успеваешь или не можешь что-то сделать, организуй, чтобы это делали другие, но научи их и посодействуй. - Всегда ставь цели в виде конкретных результатов (продуктов) на конкретные сроки, а в конце - анализируй, рефлексируй и на этой основе ставь новые - более качественные цели.

Claudia:
Здравствуйте, Андрей Викторович! Мне хотелось бы задать Вам несколько вопросов.
1. Один из ученых сказал мудрую фразу: "Без свободного голоса журналистики - все молчит, и когда этот голос задушен, все государственные учреждения изолированы от народа и остаются без жизни, без авторитета, без престижа". Согласны ли Вы с мнением ученого, что без журналистики, без "его голоса" все существующее в стране не сможет себя реализовать. Как Вы думаете, возможно ли в современном мире "задушить голос журналистики"?
2. Как вы думаете, какое влияние оказывает на участников не самое ожидаемое занятое место в олимпиаде?
3. Семья в жизни каждого человека играет одну из важных ролей. Но в современном мире люди очень часто ставят ее чуть ли не на последнее место. Они стремятся сделать карьеру. Многие из них говорят, что сначала хотят устроить свою жизнь. Неужели наш мир настолько зависим от денег, доходов? Неужели дети мешают добиваться своих целей. Ведь это так приятно идти домой и думать о том, что тебя кто-то ждет, кому-то ты нужен. А главное, что все, что ты делаешь, ты можешь разделить с кем-то, подарить радость и счастье кому-то еще? Выскажите свое мнение по этому вопросу, Андрей Викторович. Каряева Клавдия, Кировская обл., г. Кирово-Чепецк

Хуторской А.В.:
Журналистика, на мой взгляд, - это ведь не что-то придуманное людьми, искусственное. Это отражение реально необходимых процессов - информационных, прежде всего. Журналистика - это способ самопрезентации общества самому себе. "Задушить" голос журналистики невозможно. Он может уменьшиться, переместиться куда-нибудь, например, на Запад, или уйти внутрь людей (в разговоры на кухне). На вот что невозможно, так это то, что его не будет вообще. Тогда не будет и общества. В этой связи приведённую вами цитату можно расценивать лишь как средство для формирования более свободной и открытой журналистики. Именно для убедительности автор "пугает" нас печальными последствиями "задушенной" журналистики. Это всё-равно, что сказать: "Без воздуха все мы умрём". Это правильно, поскольку воздух условие жизни. Но говорят это скорее для того, чтобы общество очнулось и что-то сделало для обеспечения чистоты воздуха, а не для того, чтобы сказать, что так действительно будет. Не будет. И журналистика никуда не исчезнет, пока есть люди.
2. «Как вы думаете, какое влияние оказывает на участников не самое ожидаемое занятое место в олимпиаде?» На каждого - своё. Кто-то, кто только и думал, как бы стать призёром, не очень приятно воспримет такое известие. Для тех, кто думал не про занятое место, а про то, как бы ему что-нибудь "эдакое эвристическое сварганить", будет рад именно тому, что ему удалось "сварганить", а место - какое будет, такое и будет. Третий - проанализирует причины невысокого рейтинга, осуществит разбор полётов, сделает выводы, предпримет действия по планомерной подготовке к следующей олимпиаде. И т.д. 3. Да никто не ставит семью на последнее место! Это только на словах. Что же касается роли в семье, то она разная, например, у мужчины и женщины. Ведь известно, что карьера для большинства мужчин - более сильный стимул. Если он не будет успешен в работе, в том числе и в материальном отношении, на какие "шиши", спрашивается, он будет делить радость и счастье в своей семье? Да, сегодня такое время - материально-финансового крена. 15 лет назад было другое. Через 50 лет может быть будет третье. Каждому времени свои доминанты и не нужно думать, что одни из них хорошие, а другие плохие. "Всему своё время, и время всякой вещи под небом" (Екклес, гл. 3, 1-5).

Усольцева Ю.И.: Добрый день, Андрей Викторович! Ниже расположены три вопроса, которые я бы хотела вам задать.
1) Не у всех школ в России есть свободный доступ в Интернет, следовательно, не каждый желающий может поучаствовать в дистанционной олимпиаде. Вы считаете, что это главная проблема, с которой столкнулись организаторы данной олимпиады или нет?
2) В современном мире мы часто сталкиваемся с тем, что виртуальная жизнь для подростков часто становится наиболее значимой, чем реальная. Как вы считаете дистанционное обучение будет способствовать усугублению данной проблемы?
3) Существуют ли аналоги данной олимпиады за рубежом? Если да, то, какие сходства и отличия вы можете назвать?

Хуторской А.В.:
Усольцева Ю.И. пишет: «1) Не у всех школ в России есть свободный доступ в Интернет, следовательно, не каждый желающий может поучаствовать в дистанционной олимпиаде. Вы считаете, что это главная проблема, с которой столкнулись организаторы данной олимпиады или нет?»
Нет, это не главная проблема. Мы не пытаемся обязательно охватить всех и вся. Но вот тем, кто принял участие в олимпиаде, этой и других - вот им для нас важно предоставить качественную возможность творческого самопроявления и соревнования.
2) «В современном мире мы часто сталкиваемся с тем, что виртуальная жизнь для подростков часто становится наиболее значимой, чем реальная. Как вы считаете дистанционное обучение будет способствовать усугублению данной проблемы?»
Данной проблеме способствует недостаточное внимание реальной жизни подростка со стороны его родителей и школы. Если ребенок увлекся, например, общением в сети или играми сетевыми, то это лишь ответ на ту потребность, которую он не может реализовать в других случаях. Поэтому а) нужно радоваться тому, что у подростков есть интересы, в том числе и к деятельности с помощью Интернет, б) помогать ему и сопровождать его педагогически в этом направлении. Иначе ему действительно там могут "помочь" другие, не всегда отягощенные педагогическими знаниями и ценностями.
3) «Существуют ли аналоги данной олимпиады за рубежом? Если да, то, какие сходства и отличия вы можете назвать?»
Дистанционные олимпиады есть и в России и за рубежом. А вот дистанционные эвристические мне неизвестны кроме наших. Есть, правда, "нелегалы", которые берут у нас без разрешения название или другие элементы эвристических олимпиад, но это уже из области криминала.

КриФтя:
Добрый день, Андрей Викторович! Хотелось бы задать вам несколько вопросов, итак приступим)))
1. Почему в современном "молодежном обществе" постепенно исчезают различные нормы этикета? В чем же причина?? Почему наши мальчики уже не открывают двери перед девчонками, не подают руки при выходе, например, из тролейбуса?? Ведь, я уверена, в этом виновато не только воспитание...
2. Почему раньше дети мечтали стать космонавтами и баллеринами, а теперь банкирами и экономистами??
3. Как известно, процесс в одной области совпадает с регрессом в другой! Отсюда и вопрос: так следует ли развиваться с каждым днем всё больше и больше?? Или пора уже остановиться и призадуматься....Чтобы до конца не испохабить жизнь своих детей!

Хуторской А.В.:
1. Да, виновата в этом также и девчонка, которой не подали руки. И неплохо её подумать над тем, как такую ситуацию изменить.
2. Я специально не исследовал различия в мечтах, но думаю, что не всё так однозначно. Хотя общие течения и пристрастия меняются, конечно, в разные времена.
3. "Зачем на ночь раздеваться, если утром опять одеваться?" (Незнайка). Всё зачем-то нужно. Важно понять, что нужно это стараться понять.

Ольга Миронова:
Миронова Ольга, газета "МОСТ", пресс-центр школы № 8 г. Топки Кемеровской области Заочно знакома с Вами, знаю о многие из нюансов жизни, которые Вы приоткрываете для эйдосовцев. Мне важно Ваше мнение по некоторым вопросам, интересующим меня и моих сверстников, читателей школьной газеты.
1. Существует жизненный стереотип: "Умные красивыми не бывают". А ещё в народе говорят: "Если ты такой умный, почему такой бедный?" Согласны ли Вы с этим утверждением?
2. Как Вы относитесь к такому явлению, как ДАУНШИФТИНГ? я не говорю о полном оставлении Вами работы и переезде в "домик в деревне", как это делают на Западе. Любопытно узнать Ваше мнение о сознательном движении некоторых руководителей вниз по карьерной лестнице.
3. Как Вы относитесь к новому течению в спорте "паркур"? Если на Западе этот вид спорта развивается, то в России всякое его начинание гасится. Вы могли бы возглавить молодежно-спортивную организацию, например, "Жизнь в стиле паркур"?

Хуторской А.В.:
1. Умный для меня всегда красивый. Бедный, если иметь в ввиду мало денег, вполне может быть умным. Если у него другие цели и он их великолепно достигает, он может быть сверхумным, но ходить в лохмотьях. Например Н.Н.Фёдоров, автор философии общего дела, отдавал свои заработанные библиотекарем гроши другим. Т.е. я не разделяю оба приведённых вами утверждения.
2. ДАУНШИФТИНГ - первый раз встретил этот термин. Судя по первой десятке статей о нём в Яндексе - это явление - неизбежная альтернатива карьерности. Как качание маятника - оно конечно, будет существовать и у нас в России.
3. Паркур - тоже для меня новинка (спасибо за стимул к самообразованию;-) Но, как выяснилось с помощью того же Яндекса, этот вид спорта (движения) я давно видел на экране. Своеобразная эффектная субкультура. Возглавить молодежно-спортивную организацию, например, "Жизнь в стиле паркур" должен, на мой взгляд, тот, кто этим занимается.

---
Продолжение следует. Вы можете задать свои вопросы председателю оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, директору ЦДО «Эйдос», доктору педагогических наук, члену-корреспонденту РАО Андрею Викторовичу Хуторскому. Адрес форума - http://eidos.borda.ru/?1-13-0-00000144-000-0-0-1198452807

===

III. «ПОСТОЯННО В ГОЛОВУ ЛЕЗУТ ИДЕИ»


13 декабря проведена главная Дистанционная эвристическая олимпиада по математике, в которой участвовало почти 4000 школьников. Сейчас работы находятся на проверке в жюри. А незадолго до этого олимпиада проводилась только по математическим задачам. Вот что об этом говорили её участники – ученики лицея информационных технологий г. Новосибирска.

---
Зайцев Вадим, 10 "А" класс:

Очередные размышления – очередные открытия. Этот год, как и все предыдущие, исключением не стал. Наибольшее впечатление оставила вторая задача – «Простая формула». Формула, действительно, оказалась очень «простой», однако глубокий анализ, вера в свои силы и постоянная надежда найти истинное решение не покидали меня, благодаря чему я и сделал очередное открытие – вывел формулу, возвращающую исключительно простые числа. В дальнейшем хотелось бы больше заданий, требующих размышления и анализа, решение которых заметно поднимает настроение и дает стимул к решению новых и новых заданий.

---
Лиманский Александр, 10 "А" класс:

Интересные задания. Некоторые заставили серьезно задуматься. Проблема лесов Амазонки – это мировая проблема. И если её не начать решать сейчас, то в скором времени уровень кислорода в атмосфере понизится. Также очень интересное задание о простых числах. Заставило задуматься в поиске формул.

---
Завьялова Алёна, 10 "А" класс:

Практически все задания привели меня к новым открытиям, но особенно мне понравились задания о простой формуле, ненаглядное пособие по тригонометрии, моя производная интеграл. Находится в своем мире идей также увлекательно как читать книжку! Постоянно в голову лезут идеи, без которых, было бы грустно! Я думаю, что идеи делают нашу жизнь полной эмоций! Сегодняшний мир идей я представляю в виде творчества! Это объединение всех мыслей и открытий!!! Себе я желаю открыть мир творчества еще глубже, а составителям – такой же позитивной работы!

---
Земскова Ольга, 11 "ИТ" класс:

Хоть эта олимпиада и была по математике, она натолкнула меня на философские мысли, заставила задуматься о судьбе нашей планеты, сделать вывод о том, что судьба человечества в его руках. У меня возникло множество идей, которые я постараюсь воплотить в жизнь. Будто бы ты увидел мир с другой стороны, о существовании которой не догадывался! Свой сегодняшний мир идей я бы охарактеризовала, как непреодолимое желание внести свой вклад в жизнь этого мира. Я хочу пожелать и себе и всем остальным не привыкать к окружающей обстановке и не пытаться оградить себя от всяческих новшеств, от возможности узнать что-то новое, а наоборот, стремиться как можно больше узнать, понять и по возможности помочь другим.

---
Мойсеенко Кирилл, 10 "А" класс:

Когда в классе объявили о проведении эвристической олимпиады, многие отказались под предлогом: “Я не умею воображать, выдумывать и т.д.” Но я всё-таки решил попробовать свои силы. Ведь у того, кто не пытается, ничего не получится. А тот, кто попробует, есть возможность победить!!! И те, всегда на вершине, кто решился на неё взобраться на вершину. Каждый сам выбирает свою дорогу. Кто-то пойдёт по проторенной дорожке и ничего не поведает нового в жизни. А кто-то, как сказала известная личность: “Через тернии к звездам!” и каждый вправе сам выбирать свой путь. Я пытаюсь следовать второму. Именно поэтому я говорю СПАСИБО “Эйдосу” за то, что он предоставляет такие олимпиады! Благодаря им можно развить в себе самые лучшие качества, которые будут пригождаться всю ЖИЗНЬ! Желаю Вам дальнейшего процветания и, чтобы вы продолжали дарить людям счастье, ум и вдохновенье!

---
Петроченко Мария, 11 "А" класс:

Олимпиадные задания всегда интересны и наталкивают на различные способы их решения, новые идеи. Иногда мыслей бывает так много, не успеваешь обдумать хорошенько одну, лезет другая. Если вовремя всё не записать, потом уже будет трудно вспомнить. “Эйдос” помогает расширить свой кругозор, развить креативное мышление, узнать интересные факты. Если нужно проверить себя, а все познаётся в сравнении, олимпиада является лучшим способом. Можно посмотреть, на что способен ты и другие люди в России. Это замечательно, когда в стране есть что-то подобное. Такие олимпиады часто помогают людям определиться в жизни, решить свои проблемы. Надеюсь, что вскоре в каждой стране появится свой “Эйдос”.

---
Стогова Наталья, 11 "ИТ" класс:

Решение принять участие в «Эйдосе» пришло спонтанно. Я впервые принимаю в ней участие, до этого я не принимала участие не только математического профиля, но и других направлений. Задания и форма решения для меня были загадкой, поэтому и стали сюрпризом своей удивительной постановкой и подходом к математике. Ваш конкурс помог мне взглянуть на мир математики совсем другими глазами. До этого дня математика существовала для меня, как школьный предмет, или точная наука, но не как отдельный маленький мирок. На первый взгляд, задания кажутся очень сложными, но если вникнуть в корень проблемы и понять, что твоих знаний не хватает – именно такое чувство я испытывала на протяжении всех заданий, вроде бы знаю, вроде бы придумала что написать, но как дело доходит до главного, понимаешь, что много еще не проходили, а некоторое еще не успело улечься в голове с уроков математики. И это замедляет процесс. Приходиться доставать учебник по математике и самостоятельно разбирать материал, а это не всегда продуктивно. Так у меня сложилось с 4 и 5 заданием. Поэтому мое единственное замечание либо больше времени, либо уменьшить сложность, в общем, мне понравилось. А детям, которые будут участвовать на будущий год, хочу посоветовать только одно: вникните сначала в корень проблемы, а потом уже действуйте.

---
Шипилова Юлия, 11 "А" класс:

Всегда приятно, когда появляются новые идеи. Эйдос, как щедрый гость на празднике нашей жизни, одаривает нас новыми, прекрасными идеями. Каждый может открыть для себя что-то новое при участии в эвристической олимпиаде, ну а если на открыть, то по крайней мере найти путь, который в итоге приведет его к открытиям и новым идеям, иногда похожим на те самые, которые посещали великих гениев, изобретателей и творцов эволюции. Даже если тебя и не посетила гениальная мысль по переустройству мира, ты получил удовольствие оттого, что почувствовал себя частичкой той большой «эвристической машины», которая пронеслась ураганом знаний по всей стране, ища таланты и умы. На мой взгляд, каждое задание ведет к новым идеям, потому что каждое задание дает повод для размышлений, пищу для ума, а в процессе выполнения задания невольно задумываешься не только над самим заданием, но и над тем, что так или иначе затронуто и упомянуто в нем. Например, во время выполнения третьего задания, где нужно было составить задачу на основе данных о лесах Амазонии, я задумалась над тем, что человечеству придется очень несладко, если в ближайшем времени мы не станем решать такие глобальные проблемы, как вырубка лесов и т.д. Находиться в мире идей безусловно приятно, если, конечно, это не пессимистические, негативные идеи, но Эйдос приносит только позитивные идеи, наводит на мысли о важном, о том, о чем действительно стоит задуматься каждому. Когда находишься в мире идей, хочется подумать обо всем, объять необъятное, одна мысль влечет за собой другую, кажется, что мыслительный процесс невозможно прекратить, что идей не закончатся никогда, поэтому я бы представила свой мир идей знаком бесконечности. Этих идей очень много, даже я не в силах сосчитать их, как будто это особенный, еще не познанный мир, который можно открывать вновь и вновь. Спасибо Эйдосу.

---
Шкарупелова Мария, 11 "ИТ" класс:

Задания олимпиады – ключ от двери в мой мир идей. Задание об экологической обстановке в Амазонских лесах меня безумно заинтересовало. Этот вопрос заставил меня задуматься о том, что происходит в нашем мире! Такие цифры просто приводят в ужас, начинаешь задумываться о том, что будет дальше! Выполняя задания, я чувствовала прилив сил и занимательных мыслей! В окончании, я хочу сказать спасибо всем учителям и преподавателям за столь увлекательные задания и пожелать, продолжать в том же духе! Пускай таких мероприятий будет еще больше!

---
Максимцева Карина, 10 "А" класс:

Я считаю, что Эйдос, одна из лучших олимпиад нашего времени. Потому что она требует он нас не только банального знания теории математики, но и требует творческого подхода. А любое творчество приводит к размышлениям, заставляет нас задуматься о том, что нас окружает, какие у нас возможности, ну и конечно к познанию самого себя! Мне очень понравились задания, потому что они очень интересные. Конечно, получились не все, но я так увлеклась их выполнением, что, когда на время прекращала выполнение олимпиады, всё равно находилась в своём мире идей. И именно тогда я могла придумать способ решения какого-либо задания. Символом мира идей мог бы стать пегас, потому что с древних времен этот персонаж является воплощением чего-то прекрасного, идей, вдохновения.

---
Тростникова Мария, 11 "А" класс:

Мы постоянно боремся сами с собой, но редко бываем удовлетворены. Ведь чтобы обрести уверенности в себе и внутреннюю гармонию, нужно научиться отделяться от этого мира, от навязанных дел и желаний, и улетать в мечтах в мир идей. Как многим известно, наш мир очень многогранен, многомерен. Одним из таких измерений я считаю - мир идей. Это как путешествие в другую страну, с необыкновенными традициями. На этом пути можно встретить немало странных, на первый взгляд, вещей. Например, именно здесь мы можем понять, что для достижения целей, не обязательно ломиться в закрытые двери. «У путешественника должны быть постоянно открыты глаза и уши», как было сказано писательницей Дашковой. Да, мир идей полон приключений, разнообразных сюрпризов. И выполняя олимпиадные задания, я тоже «улетала» в этот прекрасный мир. Где и смогла найти ответы на все свои вопросы. Желаю всем участникам тоже отправляться в этот мир, ведь все, о чем мечтается – сбывается!

===

ОБЪЯВЛЕНИЕ!


15 января 2008 года Начало серии дистанционных курсов для педагогов:

∙ Методика создания индивидуальной программы обучения для учащихся
∙ Интернет-урок как средство формирования информационных и коммуникативных компетенций школьников
∙ Ключевые компетенции на уроках психологии
∙ Ключевые компетенции на уроках физики
∙ Инновации на уроке русского языка
∙ Организация современного урока математики в средних и старших классах
∙ Методика разработки дистанционных курсов

Подробности - http://eidos.ru/courses/schedule.htm  
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 265, 15 января 2007 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2007
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное