Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 297


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 297
17 декабря 2007 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

Определены лучшие сетевые педагоги России 2007 года! Завершен 9-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года' 2007". Результаты в данном выпуске.

– До 31 декабря 2007 года продолжает действовать 50-процентная скидка на регистрацию в олимпиадах, курсах и приобретение электронных изданий! - http://eidos.ru/about/news/20071126/index.htm  
 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий. - http://eidos.ru/about/plans.htm

 

II. ДЕВЯТЫЙ ПО СЧЁТУ. Завершён IX-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года' 2007" (А.В.Хуторской).

III. ОЩУЩАЮ СЕБЯ СТУДЕНТКОЙ
(О.В.Королёва, победитель конкурса "Дистанционный учитель года' 2007")

IV. УЖЕ НАМЕЧЕНЫ ПЛАНЫ
(Н.Т.Беспалько, призер конкурса «Дистанционный учитель года-2007»)

V. УВЛЕКЛО НЕОБЫКНОВЕННО
(Н.Н.Матвейчук, призёр конкурса «Дистанционный учитель года-2007»)
 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


18 декабря
– III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по технологии http://eidos.ru/olymp/technology/index.htm  

18 декабря – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm 

20 декабря – III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по журналистике http://eidos.ru/olymp/journalism/index.htm 

20 декабря – Крайний срок регистрации в дистанционных проектах "My Happy Christmas" (http://eidos.ru/project/all/christmas/index.htm) и "Моя Новогодняя открытка" (http://eidos.ru/project/all/new-year/index.htm)

25 декабря – I-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по цифровому фото - new! http://eidos.ru/olymp/photo/index.htm 

15 января Дистанционные курсы для педагогов http://eidos.ru/courses/schedule.htm :

∙ Методика создания индивидуальной программы обучения для учащихся
∙ Интернет-урок как средство формирования информационных и коммуникативных компетенций школьников
∙ Ключевые компетенции на уроках психологии
∙ Ключевые компетенции на уроках физики
∙ Инновации на уроке русского языка
∙ Организация современного урока математики в средних и старших классах
∙ Методика разработки дистанционных курсов

17 января – III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по философии http://eidos.ru/olymp/philosophy/index.htm

22 января – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по геометрии http://eidos.ru/olymp/geometr/index.htm

22 января Дистанционные курсы для педагогов http://eidos.ru/courses/schedule.htm :

∙ Информационные технологии в работе учителя-предметника - 2
∙ Организация эксперимента в школе
∙ Как создать эвристическую ситуацию на уроке
∙ Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика
∙ Организация групповой деятельности учащихся на уроках информатики
∙ Основы работы с MS Publisher
∙ Веб-анимация: просто и доступно

24 января – X-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по английскому языку http://eidos.ru/olymp/english/index.htm  


===

II. ДЕВЯТЫЙ ПО СЧЁТУ (А.В.Хуторской)


Завершился почти 2-месячный марафон - 9-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года' 2007", в котором принял участие 151 педагог из России, Украины, Кыргызстана.

Особенность данного конкурса в том, что его участникам предлагалось делать всё то, что реально делает современный дистанционный педагог, например, работающий в Центре дистанционного образования «Эйдос». Конкурсанты участвовали в масштабной телеконференции, работающей в режиме модерированного списка рассылки, разрабатывали эвристические задания, обсуждали на форумах дидактику и методику дистанционного обучения, изготавливали веб-ресурсы, баннеры, и, главное – разрабатывали и проводили свои собственные дистанционные занятия.

Конкурс подарил участникам возможность почувствовать на себе разные технологии ДО, узнать плюсы и минусы общения в телеконференции, понять особенности дистанционного эвристического обучения, принять участие в форумах Научной школы и ЦДО «Эйдос», а также в защитах учениками творческих работ. Кого-то больше привлекло участие в Чат-школе. Кому-то запомнились задания, связанные с разработкой веб-ресурсов. Те, кто проводил свои курсы, вряд ли забудет богатство чувств и ощущений при проведении дистанционных занятий. Так было всегда, начиная с 1999 года. Так было и в этот раз.

Из 151 человека до финала дошли только 24 конкурсанта. Именно такое число курсов было допущено строгим жюри до проведения с удалёнными учащимися. И хотя для создания и администрирования дистанционных курсов финалистам были предложены уже отработанные в ЦДО «Эйдос» оргдеятельностные технологии, педагогам всё же пришлось немало потрудиться, чтобы насытить их тематическим содержанием и найти оптимальные способы взаимодействия с удалёнными учениками.

Конкурс есть конкурс. Не все участники дошли до конца. Не все предложенные участниками курсы были допущены жюри до проведения. Кто-то был не готов встретиться с суровой правдой жизни без прикрас, например, с платностью предоставления дистанционных образовательных услуг. В любом случае, каждый из участников проявил себя настолько, насколько мог и хотел. И это тоже результат, достигнутый благодаря возможностям конкурса и годами отработанной технологии его проведения.

Одновременно с конкурсом ДУГ-2007 проведена 2-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция. Более 160 учеников, среди которых были и ученики наших конкурсантов, представили для обсуждения свои работы и провели дискуссии по ним. Результаты ученической конференции скоро также будут подведены. Одна из задач конференции – развитие Ученического сегмента Научной школы, в рамках которой проводится множество исследований и мероприятий.

Конкурс продемонстрировал возрастающий объём интереса к нему со стороны педагогов разных специальностей, а не только учителей информатики. Очевидно, что ДО начинает понемногу гуманитаризироваться. И это замечательно, что с помощью конкурса формируются образцы сетевой педагогической культуры, которой всё ещё не хватает на образовательном Интернет-пространстве. В этом направлении предпринимает шаги наша Научная школа, главным вектором которой определена человекосообразность образования.

В общей сложности образовательная продукция конкурса оказалась весьма велика – это разработанные новые курсы, десятки творческих работ учеников, сотни выполненных заданий, многочисленные дискуссии на форумах, рефлексивные статьи конкурсантов. По-другому и не могло быть поскольку конкурс построен на оргдеятельностной продуктивной технологии.

Кто же стал победителями конкурса? По решению жюри конкурса призёрами 9-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2007" стали следующие педагоги:

1 место - Королева Ольга Валентиновна, учитель математики средней школы №2, г. Нытва Пермского края
2 место - Беспалько Наркас Талгатовна, учитель информатики гимназии №3, г. Инта, Республика Коми
3 место - Матвейчук Наталья Никандровна, педагог-психолог МОУ «Школа-интернат №168», г.Зеленогорск Красноярского края

Это – лучшие сетевые педагоги 2007 года! Честь им и хвала! Они не только прошли «огни и воды» сложного конкурса, но и смогли проявить свои лучшие профессиональные качества - компетенции педагога 21 века!

Победителями можно считать каждого участника – и тех, кто в итоге занял призовые места, и тех – кто стал лауреатом, финалистом, кто показал хорошие результаты на разных этапах конкурса – от составления эвристических заданий олимпиад и создания баннеров, до участия в форумах и проведения собственных дистанционных курсов.

Кроме призёров жюри определило лауреатов конкурса по номинациям «Учитель начальных классов» (Алсаева Н.С.), «Учитель информатики» (Барышева Л.В.), «Учитель математики» (Пахомова Т.М.), «Учитель русского языка и литературы» (Федорюк Л.В.), «Учитель химии» (Хавкина Т.А.), «Учитель ОБЖ» (Лусников В.Ю.), «Учитель биологии» (Заякин А.Ю.) «Учитель физики» (Игонина Е.М.)

Как и в прошлые годы, основная задача конкурса этого года – не столько соревнование, сколько подготовка дистанционных педагогов, подготовка комплексная, интенсивная и реальная. Надо признать, что по-настоящему сегодня дистанционных педагогов нигде не готовят. Нет ещё таких специализаций в пединститутах, отсутствуют необходимые факультеты в университетах. Центр дистанционного образования «Эйдос» - одна из немногих отечественных организаций, которая уже 10 лет целенаправленно ведёт в данном направлении работу. Выпускники нашего конкурса, а также соответствующих дистанционных курсов работают по неофициальной специальности «дистанционный педагог» во многих организациях, в том числе и в самом Центре «Эйдос».

Конкурс завершён. Вместе с участниками в нём участвовали сотни других людей - их близких, родных, коллег по работе, учеников, которые болели за них, поддерживали их в трудные минуты. Конкурс дал возможность посмотреть на то, как относится к Интернет-образованию не только участники, но и их окружение. Теперь на выпускниках конкурса лежит особая миссия – дальнейшее приобщение коллег и учеников к творческим педагогическим технологиям и образовательным возможностям сети.

Впереди нас ждут новые дистанционные курсы, проекты, олимпиады, конференции и семинары. ЦДО «Эйдос» и Научная школа будут готовы оказать учителям и школам научно-методическую поддержку.

Поздравляю всех участников, болельщиков, организаторов конкурса ДУГ, всех, кто его любит и знает, с наступающим Новым 2008-м годом!

А.В.Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
председатель оргкомитета Всероссийского конкурса
«Дистанционный учитель года»

===

III. ОЩУЩАЮ СЕБЯ СТУДЕНТКОЙ


Королева Ольга Валентиновна, учитель математики средней школы №2 г. Нытвы Пермского края, победитель 9-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2007»:

Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда приносит какой-то конкретный результат и плюс еще что-то очень важное и ценное, а именно – индивидуальное развитие.

У меня нет музыкального образования, но в школе был хороший учитель музыки и в классе 7 мы заучивали музыкальные темпы. Вся моя педагогическая жизнь делится на несколько этапов, каждый из себя представлял какой-либо проект в определенном темпе, обычно это был анданте (в темпе спокойного шага):

∙ было время, когда я занималась с живейшим интересом организацией математических игр, сначала в рамках школы, потом тесно стало, и с учениками вышли на уровень организации кустового центра про проведению математических турниров;

∙ информатика всегда была для меня своеобразным хобби, но как только я поняла, что это очень интересно моим ученикам, стала активно учиться - виваче (быстро, живо);

∙ так целый год с учениками занималась простенькими проектами (а тогда казалось - ого-го!), самый запоминающийся из которых - презентации выпускных классов. За две недели инициативными группами учеников было сделано шесть (!) таких презентаций, в школе это был первый прорыв в информационные технологии в темпе аллегретто (довольно оживленно);

∙ параллельно создала банк авторских презентаций по математике, с удовольствием бродила по Интернету в поисках развлекательной математики, составляя при этом каталог "Неделя математики" (ларго (очень медленно и широко);

∙ как только пришло понимание, что с проектами нужно выходить за пределы школы, ринулась в теорию сайтостроения (вдумчиво, не спеша, в том же темпе ларго). Думала, что это предел совершенства, но...

∙ один ученик спросил: "Ольга Валентиновна, а как сделать фотомонтаж?" Теперь коллажи - мое и еще целой группы десятиклассников увлечение;

∙ летом подумала: "Интересно, а что если..." Так я пришла в конкурс «Дистанционный учитель года».

Были три причины того, что я участвую в проекте:
- нет выпускных классов;
- хочется познакомиться с коллегами, они наверняка - единомышленники и с учениками, они тоже мои коллеги - хотят научиться новому;
- Жутко интересно!

Как вы поняли, я – флегматик, общий темп жизни – ларго.

Итак, я – в конкурсе «Дистанционный учитель года!»

Мое первое впечатление: неожиданность задания. Мне почему-то казалось, что меня будут знакомить с теоретическими основаниями ДО, а тут (аллегретто - довольно оживленно) - эвристическая олимпиада в срок два дня и два дня я перебирала и пересматривала материалы, было тяжело, но очень интересно, за некоторые задания я испытываю гордость. По времени не успевала, спасало только то, что в этот день переводили время на час назад. Поймала себя на мысли, что, выполняя работу по дому, думала о своих десяти задачах и проверяла, подбирала формулировки, мучилась: будет ли это задание эвристичным. Отправила (сдала первый экзамен), принялась за следующее задание. Так как в школе я всегда ходила на факультативы, то не пропустила факультатив «Баннер» и выполняла с большим удовольствием, а так как очень люблю качество в мелочах, постоянно возвращалась и переделывала некоторые мелочи. Этот этап прошел в стиле анданте (в темпе спокойного шага). Результаты факультатива меня обрадовали 5 ноября, а 6 ноября – огорчили. Знаю одно – после такой интенсивной работы по созданию баннеров, я владею как минимум двумя способами создания. И это большой плюс к моим практическим умениям. Есть чем удивить моих учеников, которые мнят себя суперинформатиками!

Общение в телеконференции дало мне понять, насколько я не готова теоретически, и как хорошо многие коллеги разъясняли суть ДО. Очень важно и спасибо коллегам за то, что некоторые письма (особенно Барышевой Л.В., Ивашковой Т, Хавкиной Т.) несли большую разъяснительную часть. Со своей стороны, попыталась упорядочить и собрать воедино мнения, высказывания и вопросы по теме «Поддержка дистанционного курса сайтом». Эмоциональную поддержку я черпала из писем Н.З.Варенье, такая умница, живость её писем во многом помогала пережить время неизвестности результатов первого конкурсного задания. Расстраивали и раздражали письма, которые не несли никакой смысловой нагрузки и вопросов. Так, 6 ноября (день был в темпе виваче - быстро, живо) я не имела доступ к почтовому ящику, плюс 7 ноября я выступала на конференции в Перми в «альма-матер», оказалось за это время 312 входящих. После просмотра первых 50-ти, я отложила для себя только три письма, которые вызвали мой интерес.

Форум мне интересен до сих пор, у меня на компьютере на него закладка. «Ага, Ольга Валентиновна, в форуме сидите?!» Форум обладает притягательной силой для меня, не бывает дня, чтобы я не проверила новых записей, покачала бы головой в знак одобрения или порицания. Аватар участника форума позволил визуально воспринимать коллегу по конкурсу. В теме «ДУГ: кто может победить» такие эмоции, это здорово. Беспалько Н.Т. даже написала: «Я буду по всем скучать…». Остальные темы, в которых я принимала участие, также были насыщены и интересны. Одобрение, живой спор, иногда жесткие вопросы на некоторых страницах привлекают внимание до сих пор. Но сейчас на форуме и телеконференции, по словам Лусникова В., спячка. Это связано, наверняка с разработкой курса, а может и тем, что многие темы исчерпали себя. Участвую в 26-ти темах форума Центра «Эйдос» и в 4-х темах форума Научной школы.

В «Форуме научной школы» мне тяжеловато вследствие недостатка подготовки теоретической, по этой причине не могу поучаствовать в дискуссии, так как, на мой взгляд, все правильно, верно, ответ на поставленный вопрос уже дан. И всегда у меня восхищение вызывают ответы коллег: как точно и метко! Как вовремя и дальновидно! У меня получилось участие в Форуме научной школы только в разделах ЕГЭ, так как имею большую практику подготовки учеников к ЕГЭ. Этот этап конкурса прошел в вальяжном спокойном темпе – ларго.

Следующее конкурсное задание (следующая отметка в зачетке) – презентация. Поскольку я невнимательно прочитала расписание, то все время думала о том, какой же мне урок провести. И к презентации отнеслась как к дополнительному конкурсу, придумала завлекательную преамбулу. Очень было приятно читать отзыв Юлии Владимировны Скрипкиной, которая похвалила за оригинальность. Эти слова я перечитывала трижды, и всегда они меня подкрепляли. В ответ на мое «спасибо» она ответила: «не за что, стараемся, ведь делаем ОБЩЕЕ дело». Вот тут она права. ДО – общее дело учителя, методиста и организатора. Учитель – это идея, методист – это подправленная идея, а организатор – это воплощенная идея. Кстати, восхищена организацией конкурса, всё вовремя и большим уважением к участникам. Точность формулировок, позиций и сроков – здорово.

Очень много времени потратила на составление расписания, заданий и модулей – именно в такой последовательности я и делала. Оказалось, что самое сложное - в полной мере разработать творческие задания, ориентируясь на возраст учеников. «А будет ли интересно?» - постоянно задавала вопрос. Сейчас правда задаю другой вопрос – «А будет ли это полезно и нужно моему ученику?» Впервые после конкурсного задания я не отвлекаюсь, а постоянно думаю о том, чтобы ничего не упустить. В последние два дня в темпе аллегро я компоновала, видоизменяла, структурировала и, наконец, архивировала материалы.

Было полное погружение в мою тему. Даже сны были проиллюстрированы моими паркетами, всюду вижу орнаменты и сразу подвергаю математическому анализу.

Внимание! Темп престо! Очень быстро! Веб-ресурс создавался две ночи подряд, днем отвлекали, а ночью ты сконцентрирован и (опять мелочи!) и поэтапно выполняешь свою работу. Большое время у меня отняло не заполнение сайта материалом, исполнение дизайна. Не все получилось так, как было задумано, но веб-ресурс обладает свойством обновления, поэтому … все впереди.

Ощущаю себя студенткой. Ни одни курсы повышения квалификации не ставили меня в роль студентки, никогда не было ситуации, в которой бы я чего-то не знала и меня контролировали. Я давно не была такой живой, интересной, бойкой и энергичной. Это при том, что я постоянно не высыпаюсь, конец четверти и декада математики.

Узнав, что я допущена к финалу, радовалась очень, гордилась, не думала, что впереди – самое сложное, думала, все самое-самое – позади….

Итак, темп…Общий темп для меня как участника финала – КАНКАН!

В напряженном режиме я сначала училась быть локальным координатором, было много проблем и курсы, на которых я была локальным координатором, меня много научили. Это даже хорошо, что мой курс был только с 4 декабря. Почти каждый день до начала своего курса я доделывала детали, изменяла расписание так, чтобы было удобно и позволило время творчески подойти к выполнению заданий моим ученикам. Одновременно жутко боялась, что учеников я не смогу набрать, почему-то постеснялась уговаривать своих очных учеников на свой курс. Это была настоящая школа дистанционного обучения методом ПОЛНОГО погружения в деятельность. Не было минуты, когда я бы не занималась проблемами дистанционного обучения – будь то чтение писем или сообщений на форуме или обдумывание деталей своего курса. Опять таки спасал форум центра Эйдос, общение на нем поддерживало, успокаивало, обнадеживало. Телеконференция эпизодически исчезала из моей подписки, и поэтому не все я смогла обсудить с помощью телеконференции. Например, затронутую мной проблему эксперимента внедрения ДО в виде виртуальных педагогических десантов.

На дистанционном курсе училась быть локальным организатором. Горжусь тем, что двое учеников после курса Барышевой Л.В. написали много хороших слов не только в адрес учителя, но ЦДО «Эйдос». Сами спросили, какие я курсы им еще порекомендую, и мы нашли с ними несколько курсов, сделали для себя закладки и непременно будем участвовать.

На дистанционном курсе училась быть дистанционным учителем: держать руку на пульсе времени, проводить полный письменный анализ любого своего действия и действия учеников.

Весь курс для меня был полным напряжением чувств, организм был сконцентрирован на достижение цели – проведение дистанционного курса с использованием всевозможных способов коммуникаций, вплоть до телефона, хотя именно он и не понадобился. Весь день дистанционного учителя – это ожидание. Будь то ожидание ответа ученика или ответа администратора, локального координатора. Или это – ожидание творчества твоего ученика. Дистанционный учитель как новая профессия, которая научила меня скурпулезности, точности в деталях, организованности. Не сказать, что я была полным антиподом всех перечисленных качеств, просто в дистанционном обучении такие качества особенно ценятся в учителе.

Очень боялась технических проблем, но всё обошлось и была хорошая связь. Это один из показателей качества работы дистанционного учителя и организатора.

Мучительно обдумывала, как сделать чат-занятие интересным. А когда придумала, обрадовалась. Это и был самый запоминающийся для меня и учеников элемент курса. ЧАТ-КОНКУРС! И я рада, что меня похвалили локальные организаторы и отметили ученики. Надо заметить, что участники чат-конкурса легко ориентировались и в теоретических вопросах и в исторических. Показали эрудицию и умение мыслить. Это и было самым важным в курсе – умение мыслить и творчески применять знания на практике. Недаром для меня главная похвала от ученицы «После данных курсов я уже начала задумываться о будущей профессии дизайнера, возможно, эти курсы могут перевернуть мою жизнь!».
Были и проблемы (а как же иначе в темпе канкан!):

1) Была морально готова к большему количеству учеников. Возможно, неверно определила контингент (7-9 классы). Вполне можно было увеличить возрастной состав курсантов: от 6 по 10 классы.

2) Проблема самая главная для меня – отсутствие Интернета! Поэтому, как правило, я была на связи на работе до 17-00 (мск) и с 20-00 (мск) приходилось возвращаться. Организм вымотался таким режимом.

3) Об еще одной проблеме – про организацию чат-занятия. Я горжусь тем, что сумела настоять и локальные организаторы со мной согласились, и мы его провели.

Курс, предложенный мной, показал актуальность, востребованность темы. Вроде бы и математика, и теория, но как интересно! Материалы курса предусматривают рождение творчества ученика на очень богатом историческом и художественном материале. Мои предложения по развитию данного курса:

o разработать материал нового модуля, обучающего ученика создавать орнаменты с помощью векторной графики. Это и было мною задумано, но пятидневный курс и так был насыщен деятельностью.

o Использовать идеи теории визуальной экологии для воплощения социальных проектов.

Участвуя в необязательном конкурсном задании «Баннеры», получила большой опыт по созданию баннеров. Так появилась задумка по созданию оргдеятельностного курса «Баннер – двигатель торговли». Но я – учитель математики, и поэтому хочу продумать и реализовать курс «Координаты и я». Для продвижения курсов рекомендую организаторам дистанционного обучения создать банки учительских сайтов и активно размещать на них свою рекламу. По опыту знаю, что учительские сайты имеют большую родительскую и ученическую аудиторию.

Итак, мои приобретения:

- теоретические знания,
- коллеги, с которыми буду продолжать общаться,
- профессиональное общение,
- веб-ресурс – опора дистанционного курса,
- сам дистанционный курс, который был создан в темпе «престо»,
- новые идеи, которые «загорелись» во время этапов конкурса
- ученики, творениями которых горжусь!

СПАСИБО!!!

===

IV. УЖЕ НАМЕЧЕНЫ ПЛАНЫ


Беспалько Наркас Талгатовна, учитель информатики, гимназия № 3 .г. Инта, Республика Коми, призер 9-го конкурса «Дистанционный учитель года-2007»:

Как всё началось? А началось это всё ещё в 2006 году. Тогда я впервые участвовала в дистанционном курсе и заразилась идеей дистанционного образования. А еще я участвовала в городском конкурсе «Учитель года – 2006», на котором обещали, что будут мастер-классы, обмен опытом, а на самом деле, но ни одного открытого урока и мастер-класса, кроме своего, не увидела, а по обмену опытом приходилось только мечтать, хотя я и стала там лауреатом.

Этим летом я наткнулась на конкурс «Дистанционный учитель года». Надо отдать должное организаторам: в Центре дистанционного образования «Эйдос» умеют делать рекламу. И я на эту рекламу поддалась. Первое, что я сделала – это приобрела электронные издания: «Методику и практику дистанционного обучения» (Сборник статей участников Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года»), «Технологию дистанционного конкурса» А.В.Хуторского. Прочитав эту литературу, я просто не смогла отказаться от участия в этом конкурсе, и ни разу не пожалела об этом.

Из объявления о конкурсе: «Дистанционный учитель года - это школа-конкурс. Его участники - школьные учителя, методисты, вузовские педагоги, не только соревнуются, но и осваивают современные педагогические интернет-технологии».

Действительно, это так. Я не столько ощущала себя в конкурсе, сколько осваивала новые педагогические интернет-технологии. Ни один конкурс, в которых я раньше участвовала, не дал мне столько нового, сколько ДУГ. Конечно, я переживала, если что-то не получалось, не хотела «вылететь» из конкурса, не испробовав всего. Больше всего мне хотелось побывать в роли дистанционного учителя, и мне это удалось – я стала финалисткой конкурса. Ощущения, когда ведёшь урок на всю страну, просто великолепные. Такого нигде больше не испытать.

С самого начала конкурса я примерно знала тему того дистанционного курса, который мне надо было подготовить (это указывалось в визитке), но конкурсные задания сыпались одно за другим, и подготовить предварительные материалы всё равно не получалось. И когда оказалось, что я вышла в финал, это было самым неожиданным в конкурсе – надо было срочно готовить материалы к ведению курса. Помню, как у меня долго тряслись руки от волнения, когда я узнала эту новость. И вообще, ожидание чего-то нового было постоянным. Как мне будет не хватать этого…

Участие в конкурсе для меня было похоже на скатывание снежного кома с горы: знания и опыт накапливались, будто налипал к кому снег, но на каждом задании подбрасывало, и казалось, что это конец, что сейчас развалюсь на кусочки. Как только задание отправлялось, сразу появлялись силы бороться и учиться дальше.

Кроме дистанционного образования, я познакомилась на конкурсе с эвристическими заданиями. Это просто нечто. У меня теперь ни одно практическое занятие не проходит без эвристических заданий. Заметила, что с каждым новым заданием, дети всё больше раскрепощаются, дают волю своей фантазии. Это нравится не только мне, но и моим ученикам. Думаю, что идеи и технологии Научной школы А.В. Хуторского станут моими путеводителями в дальнейшей моей работе.

Конкурсные задания были разные, все они отличались друг от друга, были выстроены в порядке усложнения. Первые задания мне больше напоминали эвристические олимпиады, где надо было приложить свое творчество, выдумку, вкус. По рейтингу, который прислали через некоторое время, трудно было судить о своих результатах, ведь других работ мы не видели. Но я решила посмотреть на сайте ЦДО «Эйдос» информацию об олимпиаде «Цифровая фотография». Моему удивлению не было предела: на странице был помещен мой баннер. На другой странице (олимпиада по компьютерной графике) тоже обнаружила свою работу. Как приятно!

Следующие задания были связаны с коммуникациями. Это шоковое состояние, когда в день приходит по 200-300 писем. Порой непонятно о чём идет речь (хоть и были даны инструкции по работе в телеконференции, но не все их выполняли). Работа в форуме сама по себе очень интересна, но, читая одни и те же высказывания, пропадало желание что-либо писать в ответ. Мне кажется, что эти конкурсные задания можно было как-то изменить, потому что их эффективность сомнительна. Вот во время проведения курсов работа в форуме была более эффективной. Обсуждались вопросы, высказывались мнения, решались проблемы.

Конкурсное факультативное задание по созданию веб-ресурса у меня особых осложнений не вызвало. Просто одновременно с этим заданием мне пришлось готовиться к семинару в гимназии. Время поджимало, и свой сайт я сделала буквально за один день. Судя по рейтингу, сайт оказался неплохим (пятое место).

Апофеоз конкурса – проведение дистанционных курсов. Это было здорово. Не знаю как другие участники конкурса, а у меня это был первый опыт. Были волнения, страх, неуверенность. Как мне понравилась организация и курсов и конкурса: нас всегда страховали опытные кураторы, вовремя давали советы и инструкции. Удаленность от центра почти не чувствовалась. В любое время можно было обратиться с вопросом по электронной почте, и ответ приходил тут же.

Участвуя в конкурсе, я познакомилась с прекрасными людьми, профессионалами своего дела. Так как я не имею педагогического образования, то это общение мне очень помогло. Очень много обсуждалась проблема оценивания учащихся. А в дистанционном образовании эта проблема усиливается ещё и удаленностью учителя и учеников друг от друга. Обсуждение темы оценивания учащихся с участниками конкурса помогло мне взглянуть на эту проблему не только с точки зрения дистанционного образования, но очного. Теперь перед тем как ставить оценку ученику, задумываюсь над тем, кому я ставлю эту оценку: себе, за то, как научила, или ученику, за то, как он выучил.

Основные проблемы во время конкурса:

- Недостаток времени. Приходилось жертвовать, в основном, сном: уроки никто не отменял, мероприятия из-за конкурса тоже никто не переносил, семья всегда своё возьмет (если муж и старший сын еще понимают и помогают, то трехлетнему малышу не объяснишь, что сегодня срочно надо выгрузить сайт или написать рефлексию).

- Технические проблемы. За время проведения конкурса проблемы со связью были раза три: если в нашем городе прерывается связь, то мы не можем дозвониться до других городов, нет выхода в Интернет, даже деньги с банкомата не снять. Хорошо, что связь быстро налаживали, но учитывать это все равно приходилось. Кроме этого в конце конкурса появилась проблема с электронной почтой. Письма на адрес ЦДО «Эйдос» не уходили с Rambler, приходилось иногда дублировать отправку с другого ящика.

- Регистрация участников дистанционных курсов. Странная оказалась проблема. Когда информацию о дистанционных курсах передала в городской методкабинет, желающих было много, но когда узнавали, что курсы платные, желание сразу пропадало. Некоторые были готовы заниматься платно, но опять же находились причины, по которым удобнее было отказаться от участия. Меня больше всего поражало нежелание прикладывать усилия для получения знаний, для оказания помощи детям, желающим участвовать в дистанционных курсах. В каждой школе, каждой гимназии нашего города есть выход в Интернет, но не каждый учитель информатики готов оказать помощь своим ученикам или коллегам в дистанционном обучении.

- Проблемы коммуникативные. Я чувствовала себя не очень уверенно при выполнении задания, связанного с телеконференциями. Мне всё время казалось, что моё мнение никому не интересно, а, прочитав мнения своих коллег, не хотелось повторяться и переписывать одни и те же мысли несколько раз. Я не люблю многословия. Мне нравится, когда всё четко и ясно, нет словоблудия, когда собеседники выражают свои мысли просто, без заумных выражений, которые порой ничего не несут.

Проблемы были, и они решались, и при решении этих проблем тоже накапливался опыт. В этом конкурсе действительно всё продумано, даже минусы приносят пользу участникам и, думаю, организаторам тоже.

Хоть общение в телеконференции и в форуме было сложным, но некоторые суждения для меня были полезными, а некоторые просто необходимыми. Мне понравилось, что члены оргкомитета могли вовремя поднять наш дух, поддержать в трудную минуту.

Больше всего мне жаль, что невозможно было побывать на всех дистанционных занятиях участников конкурса. В тех занятиях, в которых я участвовала, были и свои плюсы, и свои минусы. Но судить очень сложно – опыта мало.

Заканчивается конкурс. На протяжении всего этого времени в телеконференции и в форуме обсуждался вопрос о дистанционном образовании. Конечно же, не все общеобразовательные задачи могут решаться дистанционно. С помощью дистанционных курсов можно организовать дополнительное образование, подготовительные курсы для поступления в ВУЗ, образование удаленных учеников (в сельской местности), образование детей с нарушениями здоровья. Дистанционные эвристические олимпиады – это просто находка для творчески одаренных детей, для детей, которые не могут проявить себя в обычных олимпиадах. Мои ученики, попробовав однажды, уже чуть ли не в очередь выстраиваются на следующую олимпиаду. Самой большой проблемой в развитии дистанционного образования (по крайней мере, у нас в регионе) является финансовая сторона. Но в наше время все становится платным, и, в конце концов, мы все равно придем к дистанционному образованию.

Из объявления о конкурсе: «Конкурс - не только соревнование, но и "запуск" на местах процессов, связанных с информатизацией образования, освоением школами и регионами телекоммуникационных технологий».

Конкурс ещё только начинал набирать обороты, когда у меня уже возникли идей о внедрении дистанционного образования в нашем городе. Уже намечены планы: семинар для учителей города, заинтересованных в ДО, мастер-класс для желающих поучаствовать в дистанционных курсах, участие в конкурсе «Школа – 2008» (собираюсь выступить в городе Сыктывкаре, поделиться опытом участия в конкурсе «Дистанционный учитель года»).

Своим коллегам и себе я желаю, чтобы опыт, который был приобретен во время участия в конкурсе, не пропал бесследно. Желаю всем творческих успехов, вдохновения. Оргкомитету желаю, как можно дольше работать в таком стиле и ритме, ещё больше участников конкурса, достойных победителей. Низко кланяюсь вам и говорю «Огромное спасибо» за доставленное удовольствие общаться и работать с вами.

===

IV. УВЛЕКЛО НЕОБЫКНОВЕННО


Матвейчук Наталья Никандровна, педагог-психолог МОУ "Школа-интернат №168", г. Зеленогорск Красноярского края, призёр 9-го конкурса «Дистанционный учитель года-2007»:

Заканчивается конкурс… Грустно. Лезут в голову какие-то банальности, типа: неужели, действительно, заканчивается? Неужели все?! Не нужно спешить к компьютеру, можно начинать по вечерам готовить ужин для изголодавшейся семьи, заниматься домашними делами…Конечно, завершение должно быть у любого дела. Но здесь это завершение своеобразное: словно в стену уткнулся. А ведь набирал темп, подхлестывал себя, заставлял себя идти, бежать, стискивать зубы…Надо, надо, надо!.. А теперь все. Сядь у стеночки, подумай, зачем бежал, зачем преодолевал. Ведь не просто для того, чтобы бежать… Ну, да, конечно… Картинки прошедших полутора месяцев, как слайды, сменяют друг друга… Вот здесь была радость: точно вижу и помню. Здесь было трудно и обидно. А вот здесь была бесконечная усталость, но … все равно что-то делал… Не было, пожалуй, ни разу, чтобы никак не было. Все это было понято и прочувствовано много позже. А сначала…

Эвристическая олимпиада! Мне, психологу, составить эвристические вопросы для олимпиады по русскому языку! Сначала - страшно, по мере делания - кураж: а мне слабо? Везде книги, программы, напоминалки, обрывки мыслей на бумаге. А дальше - Радость от Творения! По-другому-то и не назвать происходящий процесс. С мыслью об эвристичности заданий просто жила. Могла ночью, проснувшись, включить лампу, записать возникшую мысль и опять уснуть… Увлекло необыкновенно. Абсолютно выветрился, не успев и сформироваться, дух соперничества. Была такая светлая радость! И, несмотря на то, что мое имя в рейтинге выполнивших задание было не в первых рядах, гордость за выполненную работу была велика! Поэтому в дальнейшем к своей собственной деятельности отношение стало как к партнерской: держись, не сдавайся, молодец, с кем не бывает… Ирония, насмешка, радость, отчаяние, торжество – вот те самые яркие чувства, которые появлялись у меня в процессе деятельности, и которые иногда приходилось моделировать сознательно в работе с самой собой.

«Телеконференция. Что происходит? Гонка на выживание. Мимо мчатся роскошные Мерседесы, Ролс-Ройсы..Я стою на обочине и глотаю пыль… Остановитесь!!! Я хочу с вами… Нет, жизнь проходит мимо…Где же ожидаемые контакты? Коллеги! Может быть..? Нет, пролетели… А, может…? Опять нет…Да протяните кто-нибудь руку!.... Отчаяние. Броситься, что ли под колеса проходящему… Стой!!! Никогда не сдавайся! Отыскиваю в дорожной пыли отброшенный кем-то за ненадобностью велосипед и – вперед, потихонечку!! Рядом с коллегами и за коллегами! Все-таки учитель и психолог – это несколько разная ментальность. Учитель – первопроходец в обучении. А психолог? Уроки психологии в школах редкость. Что такое «дистанционное образование» в понимании и видении психолога? По крупицам собираю информацию, которая могла бы натолкнуть меня на видение собственного места в ДО. Возможно, нужен конкурс «Психолог года» с соответствующей направленностью? Создание дистанционной психологической службы по предложению Насыровой Т.Я. – один из возможных вариантов деятельности. Пожалуй, надо подумать в эту сторону. Дистанционные олимпиады с удаленными участниками – интересно, здесь тоже возможность для новой деятельности».

Трудно поверить в то, что это записано мной совсем недавно, менее полутора месяцев назад. В моем сегодняшнем дне есть четкое знание о возможностях дистанционного образования, более того, есть знание моей роли в ДО. Уже прожита роль локального координатора 20-ти студентов на олимпиаде по психологии в Сибирском Федеральном Университете. Налаживаются интерактивные связи со студентами – заочниками в ситуации невозможности очных консультаций. Для этого после моих пламенных речей перед руководством университета активизирована деятельность по созданию нашего сайта. Оформлены подписки на рассылки, выбраны для участия новые олимпиады, обещано участие в дистанционных курсах. И это всё там, где полтора месяца назад была целина?! И, в первую очередь, в моем сознании!

Спасибо вам, организаторы конкурса, за умение собрать в одном месте заинтересованных людей. Именно от них (низкий поклон вам, коллеги!) в рамках телеконференции, пока еще просто учась понимать каждого участника и отличать его стиль мышления от других, я получила тот заряд, который и позволил начать разбираться в происходящем вокруг: начиная с терминологии, заканчивая принятием дистанционного образования как целостности.

Время, время! Хоть немного раздвинь свои границы! Как же все успеть? Как, я еще на дистанции? Что же открывается в человеке, когда нужно увеличивать скорость движения? Пресловутое второе дыхание? Не только. Каждому бывает достаточно силы, чтобы сделать то, в чем он убежден. (В. Гете). Убежденность в том, что я могу, - движущая сила моей деятельности. И за возможность еще раз убедиться в этом, нужно было прожить этот Конкурс!

Перечитываю написанное и со смешанной гаммой чувств обнаруживаю, что нет ни слова про веб-ресурс. Заработало вытеснение, охраняя мою психику… Иногда у себя в компьютере открываю то, что для меня было веб-ресурсом, недоумевая, почему на сайте ГУО это праздничное творение не открылось. Вспоминаю свои лихорадочные попытки отправить ресурс по почте организаторам, чтобы убедить всех, что он есть. В сжатом виде 10 МгБ… Почта трещит по швам от такого объема. Самое грустное моё научение. В январе иду на курсы, пройдя которые, уверена, что смогу создавать ресурсы сама. А в той, уже далекой ситуации, сумела успокоить себя и рассказать всем про свое почетное 27-е место! (Кстати, все только поддержали меня тогда, зная, видимо, что теперь я обязательно научусь это делать). Это и явилось для меня самым неожиданным в конкурсе: я не смогла выполнить задание. «Синдром отличницы» претерпел серьезные изменения. Вывод для себя: я имею право чего-то не уметь. Однако, чтобы это принять, пришлось серьезно поработать с собой…

Финал. Итог. Замкнулся круг.

И мы совсем другими стали…
Проходит все. Сегодня, друг,
Закончим то, что начинали…
Финал. Итог. Какие чувства
Недавно пережить пришлось!
А нынче радостно и грустно…
И что-то даже удалось.
Я точно знаю: интересы
Сроднили в этом деле нас.
Учителю жить стоит честно,
Ведь Дети учатся у нас.
Материал души так тонок:
Порвешь – не сможешь вновь зашить.
…Себя ты сделай. А ребенок
Сумеет это оценить.
Сегодня повторяю снова:
Хоть мы всегда в кипучке дел,
Спасибо всем, кто не с другого –
С Себя потребовать сумел!..

===

ОБЪЯВЛЕНИЕ!


18 декабря – Начало серии дистанционных курсов для педагогов:

Проектирование воспитательных пространств http://eidos.ru/courses/themes/21410/index.htm  

Методика использования учителем-предметником интерактивной доски http://eidos.ru/courses/themes/23560/index.htm  

Как начать переписку на английском языке http://eidos.ru/courses/themes/43012/index.htm  

∙ Решение олимпиадных задач по генетике http://eidos.ru/courses/themes/44115/index.htm  

Microsoft Word для классных руководителей http://eidos.ru/courses/themes/23010/index.htm  

Wiki-технология создания сайтов для всех http://eidos.ru/courses/themes/12230/index.htm  

Секреты оптимизации графики http://eidos.ru/courses/themes/11070/index.htm  

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 265, 15 января 2007 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2007
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное