Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интересно о Гоголе

  Все выпуски  

Интересно о Гоголе


 Живой Гоголь

 Первая встреча с Петербургом

*  *  *

По моем прибытии в столицу на меня напала хандра или другое подобное, и я уже около недели сижу, поджавши руки, и ничего не делаю.<…> Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее и великолепнее. Жить здесь не совсем по-свински, т. е. иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели мы думали. <…> Я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия - видеть театр. (Гоголь - матери, 3 янв. 1829 г., из Петербурга)

*  *  *

Тотчас по приезде в Петербург Гоголь, движимый потребностью видеть Пушкина, который занимал все его воображение еще на школьной скамье, прямо из дома отправился к нему. Чем ближе подходил он к квартире Пушкина, тем более овладевала им робость и наконец у самых дверей квартиры развилась до того, что он убежал в кондитерскую и потребовал рюмку ликера. Подкрепленный им, он снова возвратился на приступ, смело позвонил и на вопрос свой: "дома ли хозяин?", услыхал ответ слуги: "почивают!" Было уже поздно на дворе. Гоголь с великим участием спросил: "Верно, всю ночь работал?" - "Как же, работал,- отвечал слуга,- в картишки играл". Гоголь признавался, что это был первый удар, нанесенный школьной идеализации его. Он иначе не представлял себе Пушкина до тех пор, как окруженного постоянно облаком вдохновения. (П. В. Анненков со слов Гоголя)

 *  *  *

Гоголь боялся гласности и прокладывал себе дорогу к литературным успехам тайком даже от ближайших друзей своих. Он написал стихотворение "Италия" и отправил его incognito к издателю "Сына Отечества". Стихи были напечатаны в N 12 "Сына Отечества и Северного Архива" 1829 года. (П. А. Кулиш)

 Италия - роскошная страна!

По ней душа и стонет и тоскует

Она вся рай, вся радости полна,

И в ней любовь роскошная веснует.

Читать подробнее 

______________________ 

 В.П. Авенариус "Гоголь-студент"

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Расцвет и разгром эрмитажа.

День, выбранный эрмитами для второго чтения, был воскресный, и потому чтение могло состояться сейчас после обеда; причем на этот
Петр Григорьевич Редкин
(в 1850-х гг.)

раз в их замкнутый кружок в качестве гостей были допущены, по просьбе Гоголя, и два лучше его друга, равнодушные к литературе: Высоцкий и Данилевский. На дворе стояла глубокая осень; вся земля вокруг, эрмитажа была усыпана завядшими листьями, и низкостоящее солнце почти уже не грело. Но на душе молодежи была все та же неувядающая, жизнерадостная весна. Весело перемигиваясь, наблюдали все за Гоголем, как тот бережно развертывал из газетной бумаги какие-то две цветные тетради: светло-палевую и ярко-розовую.
—  Дай-ка взглянуть! — сказал Риттер, узнавший в одной из них свой собственный сборник.
Но Гоголь невозмутимо отстранил протянутую руку и завернул вторую тетрадь снова в бумагу со словами:
—  Забыл наш уговор: не подглядывать? Твои цветы я приберегаю для десерта.
—  Так барончик тоже набрал кошницу цветов своей музы? — спросил один из эрмитов.
— О! такое благовоние, что за три версты расчихаешься,— отвечал Гоголь.— У меня же простая берестовая корзинка с полевыми цветочками, с лесными грибочками. Единственную крупную заморскую ягодку доставил мне наш общий друг, Базили-эфенди, и редкостную ягодку сию вы, конечно, тотчас  узнаете по духу и вкусу. Чем богат, тем и рад.
К сожалению, мы лишены возможности передать подробный перечень статей первого альманаха нашего великого юмориста, так как альманах этот не дошел до нас*).
__________________________
*  Желающим ознакомиться с литературным талантом «сотрудника» Гоголя, Базили, рекомендуем прочесть изданную им, несколько лет спустя   (в  1836  г.),  очень  интересную  книгу:   «О ч е р к и  К о н с т а н т и н о- п о л я».


Но о том, в каком роде должно было быть его содержание, можно составить себе некоторое понятие  по  сохранившемуся  первому номеру рукописного журнала, выпущенному Гоголем, 3 месяца спустя, под заглавием:
«Метеор Литературы».
«Январь 1826».

Читать далее 

__________________________

На этой неделе опубликована работа С.А. Фомичева "Пушкинское у Гоголя. Гоголевское у Пушкина". Кроме того, наша история гоголевских постановок пополнена  фотографиями таких спектаклей, как "Мертвые души", "Театральный разъезд" и др.
 


 


 
 

 


В избранное