Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интересно о Гоголе

  Все выпуски  

Интересно о Гоголе


Живой Гоголь

Увлечение театром

*  *  *

На небольшой сцене второго лицейского музея лицеисты любили иногда играть по праздникам комические и драматические пьесы. Гоголь и Прокопович, задушевные между собой приятели, особенно заботились об этом и устраивали спектакли. Играли пьесы и готовые, сочиняли сами лицеисты. Гоголь и Прокопович были главными авторами и исполнителями пьес. Гоголь любил преимущественно комические пьесы и брал роли стариков, а Прокопович - трагические. Вот однажды сочинили они пьесу из малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика малоросса  взялся сыграть Гоголь. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий. Гоголь должен был явиться во втором. Публика тогда еще не знала Гоголя, но мы хорошо знали и с нетерпением ожидали выхода его на сцену. Во втором действии представлена на сцене простая малороссийская хата и несколько обнаженных деревьев; вдали река и пожелтевший камыш. Возле хаты стоит скамеечка; на сцене никого нет. Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, доходит кряхтя до скамьи и садится. Сидит, трясется, кряхтит, хихикает и кашляет, да наконец захихикал и закашлял таким удушливым и сильным старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплелся со сцены, уморивши всех со смеху. Бежит за ширмы инспектор Белоусов: - "Как же это ты, Гоголь? Что же это ты сделал?" - "А как же вы думаете сыграть натурально роль 80-летнего старика? Ведь у него, бедняги, все пружины расслабли, и винты уже не действуют как следует".- На такой веский аргумент инспектор и все мы расхохотались и более не спрашивали Гоголя. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком. (Т. Г. Пащенко по записи В. Пашкова) 

*  *  *

Однажды, перед самым представлением "Недоросля", Гоголь как-то задел своею шуткою одного из товарищей - Базили. Тот вспыхнул и отказался играть; а он играл роль Стародума. Ну, как без Стародума приступить к представлению? Гоголь сделал вид, что вышел из себя; в страшной мести он вызвал товарища на дуэль и подал ему театральные пистолеты без курков. Базили рассмеялся и стал играть. Начальство гимназии воспользовалось этою страстью, чтобы заохотить воспитанников к изучению французского языка и ввело в репертуар Гоголева театра французские пьесы. Тут-то и Гоголю пришлось познакомиться с французским языком. Русские пьесы, однако ж, не выводились, и предание гласит, что Гоголь особенно отличался в роли старух. (П.А. Кулиш)

Читайте подробнее

________________________

Авенариус В.П. Гоголь-студент

Глава шестая. Нежинская муза пробуждается

После Данилевского и Высоцкого с Гоголем ближе всего сошелся Прокопович, который хотя и был теперь ниже его одним классом, но сохранил к нему дружескую привязанность с первого года их пребывания  в гимназии, когда они мальчуганами сидели еще рядышком на одной скамейке. В силу этой-то привязанности Прокопович однажды в большую рекреацию отвел Гоголя в сторону и сообщил ему под секретом, что одноклассник его (Прокоповича) Кукольник сочинил нечто совсем замечательное — чуть не целую поэму.
—  Ого-го! куда метнул! Так-таки целую поэму? — усомнился Гоголь, который не особенно долюбливал Кукольника, избалованного своими успехами у начальства и в обществе и потому «задиравшего нос».— Впрочем, он у вас в классе по всем предметам ведь первая скрипка, бренчит также на фортепьяно,   так как же не бренчать и на самодельных гуслях.

«Стрень-брень, гусельцы,
Золотые струнушки».

—  Но я говорю же тебе,   что у  него   готова  настоящая поэма! — уверял  Прокопович. — Он собирается прочесть ее тесному кружку знатоков литературы...
—  Экие счастливцы, ей-Богу! Кто же эти знатоки у нас?
-    Да хоть бы Редкин и Тарновский.
-    М-да! Выпускные студенты — так как же не знатоки? А нас то, грешных, обходят!
-    Напротив, когда я объяснил Нестору, что без тебя состав ценителей был бы не полон, он нарочно поручил  мне позондировать: есть ли у тебя вообще охота его послушать?
-    Хорошо же ты зондируешь! — усмехнулся Гоголь, польщенный  однако вниманием поэта. — Так прямо с кочергой и лезешь. Что ж он сам-то не явился?
-    Да язык у тебя, голубчик, что бритва: режет без разбора и правого и виноватого.
-    Ну, не без разбора, а по мере надобности.
-    Что же сказать ему от тебя?
-    Что я глубоко тронут незаслуженною честью. А когда и где он собирается читать?
-    Да нынче же, после классов, в эрмитаже.
«Эрмитажем»   прозвали   воспитанники   большую   дерновую скамейку, на днях только сооруженную их же руками в отдаленной половине  казенного сада, в так называемом г р а ф с к о м    с а д у. Последний был отгорожен от гимназического сада бревенчатым   забором;   но калитка  в  заборе давно уже не запиралась, и воспитанники двух старших возрастов беспрепятственно пользовались графским садом, чтобы вдали от  начальнического взора по душе поболтать, а также и покурить, так как в стенах гимназии  курение табака было строго воспрещено. (Кстати впрочем упомянем здесь, что Гоголь, равнодушный ко всяким вообще развлечениям,   кроме театра, никогда в жизни также не курил).

Читайте далее...

___________________________
На этой неделе опубликована работа А.Б. Грибковой "Гоголь в музыкальной афише Москвы на рубеже тысячелетий".



В избранное