Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Чистый Интернет

  Все выпуски  

Чистый Интернет


Особенности современного интернета

Детям до 18-и сюда нельзя!

В данной публикации оцениваются преимущества и недостатки электронной торговли и других средств виртуальной экономики применительно к современной российской действительности.

Интернет-сайты

Бум Интернет-технологий в бизнесе и маркетинге начался в России несколько лет назад. Десятки, а может быть, и сотни миллионов долларов были брошены компаниями на создание, поддержку и модернизацию корпоративных сайтов. Специалисты новых профессий - Web-мастера, Web-дизайнеры, модераторы - шли нарасхват, и их услуги стоили очень дорого по сравнению с работой специалистов традиционных профессий - бухгалтеров, менеджеров, секретарей. Возникли новые виды бизнеса: Интернет-реклама (в первую очередь - баннерная), Интернет-заказы, Интернет-бронирование и т.д. Развились и окрепли информационно-поисковые сайты и порталы (Рамблер, Яндекс и др.).

Для того чтобы успешно выделить собственный сайт по отношению к другим участникам рынка, компании стали использовать различные виды привлекательных средств: фотогалереи, чаты, телеконференции, анимацию и т.д. Очевидно, что создать и поддержать все эти средства было гораздо дороже, чем использовать простую информационную домашнюю Web-страничку (или несколько страничек). Однако иллюзия, что все вложения в Интернет вполне оправданы и они будут быстро окупаться, оказалась живучей до сих пор. Забавно, что и обратный переход от сложного сайта к простому тоже весьма непрост и требует вложения определенных средств, а также преодоления сопротивления Web-специалистов, яростно защищающих свои рабочие места.

Что же происходит на самом деле? Почему Интернет-сайты не оправдывают ожиданий по активному расширению географии и объема продаж?

Во-первых, Интернет-технологии доступны далеко не всей массе потенциальных покупателей, а лишь ее части, причем части не всегда кредитоспособной (школьники, студенты и т.д.). Большинство же российских покупателей пока предпочитают традиционные средства получения информации: визит в магазин, звонок по телефону, рекламный листок в почтовом ящике и т.п.

Во-вторых, в России еще более половины посетителей подключается к Интернету через модемные соединения. Вполне понятно, что модем работает достаточно медленно и скачивание красивых рисунков и фотографий занимает приличное время.

В-третьих, далеко не все пользователи Интернета настолько искушены в специальных поисковых технологиях, чтобы быстро и успешно получить нужную информацию в случае сложного многостраничного корпоративного сайта. Такой сайт представляется посетителю своего рода ребусом, разгадывать который не всегда возникает особое желание. Другое дело, когда сайт практически лишен баннерно-презентационной составляющей и является своего рода подсказкой для потенциальных покупателей.

Наконец, даже при условии, что нужная информация найдена, не вполне очевидно, что ее можно легко скачать и сохранить в памяти собственного компьютера. Причины затруднений весьма разнообразны, например нельзя считать страничку без многомегабайтной картинки, красивый шрифт, представленный на сайте, отсутствует в наборе шрифтов на личном компьютере, в процессе скачивания оборвалась связь и т.д.

Интернет-магазины

Одним из наиболее активно развивающихся направлений электронной торговли в России стали Интернет-магазины, которые можно рассматривать как торговую часть бизнес-процесса организации-продавца (торговца). Классический Интернет-магазин состоит из двух частей - Back-Office (программное обеспечение для складской, бухгалтерской и другой деятельности) и Front-office (Web-страница или сайт с предложениями для покупателей, электронная витрина). Покупатель через Интернет при помощи браузера заходит в электронную витрину, на которой представлен каталог товаров и имеются возможности поиска, просмотра и сравнения характеристик, формирования заказа, проведения платежей через Интернет, оформления доставки и др.

На первый взгляд, Интернет-магазин это выгодная и удобная форма торговли как для покупателя, так и для продавца. Действительно, виртуальная витрина в отличие от жестко привязанного к своему адресу реального торгового зала доступна для всех потенциальных покупателей, подключенных к Интернету, причем при хорошем качестве связи она доступна 24 часа в сутки и 365 дней в году. Для поиска нужных товаров покупателям можно не ходить из отдела в отдел или из магазина в магазин, как в реальной жизни, а достаточно лишь перемещаться по виртуальному пространству, не отходя от своего компьютера. Торговая фирма тоже вроде бы в выигрыше: нет необходимости содержать торговые залы, отпадает потребность в продавцах, консультантах, грузчиках, охране и другом персонале.

В реальности Интернет-магазины для рядового российского покупателя не очень удобны и небезопасны. Во-первых, для большого ассортимента товаров их выбор через Интернет нереален. Это относится к одежде, обуви и другим товарам для личного потребления: ведь в Интернет-магазине их нельзя посмотреть, пощупать и померить. Весьма проблематично приобретать в виртуальном магазине продукты питания. К категории не реализуемых в России через Интернет товаров можно также отнести объекты недвижимости, автомобили и другие дорогостоящие товары.

Но, допустим, что товар выбран. Далее возникают два важнейших момента - оплата и доставка. Оплата по Интернету может производиться посредством пластиковых карт или путем использования так называемых электронных наличных (компьютерных файлов, имитирующих реальные деньги). В обоих случаях деньги перечисляются мгновенно, а товар поступает к покупателю позже. Нет нужды говорить, что в условиях переходной экономики России даже обычные магазины не всегда поставляют качественный товар. Таким образом, покупатель приобретает в виртуальном магазине своеобразного “кота в мешке”.

Сам процесс получения товара тоже неоднозначен. Надежная доставка малогабаритного товара международной курьерской службой (UPS, DHL, WestPost и т.д.) обойдется российскому покупателю достаточно дорого. Доставка почтой предполагает получение бандероли или посылки на почте со всеми вытекающими отсюда последствиями. Наиболее рациональным представляется доставка товара курьерской службой торговой организации, но этот способ доставки в России еще не очень распространен.

Таким образом, в России Интернет-магазины выполняют пока преимущественно рекламно-маркетинговые функции. Для продавца это реальная возможность познакомить широкую Интернет-аудиторию с ассортиментом предлагаемых товаров и ценами на них, а для покупателя - возможность сопоставить предложения различных торговых компаний без дополнительных затрат сил, времени и средств.

Интернет-услуги

Гораздо более оптимистично складывается ситуация на рынке Интернет-услуг. Здесь возможны два принципиально разных варианта. В первом случае поставщик услуг сознательно организует бесплатное Интернет-обслуживание потенциальных покупателей в целях расширения рынка сбыта. Речь идет преимущественно о бронировании мест на транспорте (авиационные, железнодорожные, автобусные билеты), туров, отелей, концертов, спектаклей и т.д. При этом продавец услуг страхует себя от возможных потерь, предлагая покупателю выкупить забронированную услугу заблаговременно.

Второй вариант предполагает оказание реальных услуг с оплатой через Интернет. Это - получение различного рода платных справок, услуги по доступу в Интернет и Web-хостингу, подписка на онлайн-публикации, платный доступ к базам данных, дистанционное обучение и развлекательные услуги. Как правило, суммы денег, перечисляемые за подобного рода услуги, не очень велики, что существенно снижает риск покупателя. Разновидностью Интернет-услуг может считаться также игра в виртуальных казино, хотя выигрыш здесь далеко не всегда гарантирован.

В любом случае поставка Интернет-услуг выгодно отличается от поставки товаров тем, что услуги не требуется доставлять покупателю. Вторая же проблема, связанная с оплатой через Интернет, по-прежнему остается.

Интернет-маркетинг

С технической точки зрения Интернет представляет собой среду для обмена электронными сообщениями. Это оказалось весьма удобно для сбора, хранения и обработки различной маркетинговой информации, а также для оперативного информирования рынка о новых предложениях продавца. Основными преимуществами Интернет-маркетинга являются: высокая оперативность взаимодействия с клиентами (например, в сравнении с традиционным телефонным общением), возможность параллельной работы с клиентами, персонализация обслуживания, низкие затраты на Интернет-рекламу.

Сегодня существует несколько стратегий Интернет-маркетинга:
- “пассивная”, когда на статическом информационном сайте представлен традиционный буклет о компании и ее услугах (легко создается, редко обновляется);
- “активная”, когда на сайте с достаточно высокой степенью обновления выставляются предложения для реальных и потенциальных клиентов (скидки, призы, лотереи, конкурсы, электронные купоны и т.д.);
- “рабочая”, когда основная функция сайта заключается в оформлении и исполнении заказов (нужен постоянный контроль за платежами и отправкой товаров);
- “рекламная”, когда сайт служит преимущественно для рекламирования товаров и услуг компании-продавца (необходимо достаточно частое обновление материалов);
- “комбинированная”, когда все элементы перечисленных стратегий в той или иной степени сочетаются.

Особое направление Интернет-маркетинга - динамичная ценовая Интернет-стратегия. Современные технологии позволяют быстро обновлять базы данных о товарах и услугах, включая цены, поэтому пользователи могут получать точную информацию о ценах при каждом запросе. Эта информация может меняться в зависимости не только от времени, но и от клиента. Последнее означает, что на основе формального анализа анкеты или иных данных покупателя ему выставляется индивидуальная цена. В реальной практике бизнеса все покупатели подразделяются на ряд сегментов (семьи, студенты, пенсионеры, бюджетные предприятия и т.д.), а для каждого сегмента заранее формируются цены.

Реклама в Интернете также имеет свою специфику, связанную с использованием виртуального пространства: баннеры, Интернет-СМИ, спам, мероприятия в сети и т.д. Баннер - графическая вставка на странице, группе страниц или на всем сайте - сегодня является наиболее распространенным видом Интернет-рекламы. Стандартный формат баннера - 468 х 60 пикселей, хотя можно встретить и половинные, и двойные, и произвольные баннеры. В последнее время все чаще применяются баннеры с анимацией, всплывающим текстом и звуковыми эффектами.

Интернет-оплата

Лидирующее положение среди существующих платежных Интернет-систем занимают системы с использованием пластиковых карт (кредитных или дебетовых). Принципиально такая система оплаты во многом похожа на традиционное использование пластиковых карт при получении наличных в банкоматах или при оплате товаров в магазинах через POS-терминалы. Стандартная схема оплаты выглядит так: клиент заполняет анкету, включающую информацию с карты, некоторые дополнительные сведения (например, адрес или ключевое слово), перечисляемую сумму и трехзначный код, указанный на обратной стороне карты (аналог PIN-кода). Далее платежная система проверяет информацию и наличие достаточного количества денег на специальном карточном счете, после чего собственно осуществляется сам платеж.

Этот способ достаточно опасен, несмотря на то что весь электронный обмен идет через так называемое безопасное соединение. Во-первых, информация о карте и ее владельце может быть похищена с сервера продавца в случае ее недобросовестного хранения. Вполне понятно, что для дальнейших покупок за счет владельца карты злоумышленник будет обладать всей необходимой информацией. Во-вторых, существует возможность подделки или подмены подлинности продавца. Покупатель реально не видит того, у кого покупает товар, а видит лишь сайт, за которым может оказаться пустота. В-третьих, покупатель может произвести покупку, а затем отказаться от оплаты. Доказать, что именно владелец карты осуществил платеж, практически невозможно из-за отсутствия подписи. Для России ситуация усугубляется еще и тем, что правовое поле защиты поставщиков и потребителей еще только формируется.

Другим известным способом оплаты в Интернете являются цифровые наличные (электронные деньги) - денежные обязательства кредитной организации, составленные в электронной форме и заменяющие в процессе их обращения требования юридических и физических лиц по оплате товаров или услуг (согласно определению ЦБ РФ). Электронные деньги представляют собой файлы, которые выполняют функции денежных знаков. Эти файлы, как и купюры, имеют номинал, номер и другие атрибуты бумажных денег. В отличие от пластиковых карт, для получения которых нужно быть реальным физическим или юридическим лицом, здесь мы имеем дело с “виртуальной виртуальностью”, когда фантом-покупатель платит фантом-купюрой. По мнению авторов, Россия пока к “виртуальной виртуальности” еще не готова, поэтому больше этот метод не обсуждается.

Наиболее простым и надежным способом оплаты остается оплата банковским или почтовым переводом, а также оплата наличными по факту доставки товара. Здесь теряются основные преимущества Интернет-торговли в скорости процесса, однако практически исключается риск недобросовестного поведения участников торговой сделки.

Мы кратко рассмотрели некоторые аспекты виртуальной экономики, уделив основное внимание сущности этого явления. За чертой анализа остались технические особенности отдельных платежных систем, функционирующих на территории России в настоящее время. По мнению автора, Интернет-торговля является очень позитивной как для продавца, так и для покупателя в плане маркетинга, поиска и обмена информацией, но пока остается проблемной в плане обеспечения безопасной и удобной оплаты товаров и услуг. Тем не менее прогноз развития в России систем электронной торговли представляется вполне оптимистичным. Для широкого распространения торговых Интернет-технологий россиянам необходимо реально осознать проблемы и риски, связанные с подобными операциями.

Источник: И. Аглицкий, д.э.н., “Финансовая газета”, N 23, июнь 2005 г.

Заметки по теме:


Сложная задача – защитить в Интернете своё авторство…

Многие рекламные агентства ведут свою деятельность в Интернете. Понять интерес к всемирной сети просто – ведь Интернет, по сути, является средством массовой информации, а именно СМИ давно уже стали главным средством продвижения товара на рынки.

Чтобы гарантированно донести до потребителя сведения о товаре, необходима качественное и активное продвижение сайта, информация на страницах которого интересна пользователю. Привлекательность, броскость – вот залог неослабевающего внимания посетителя Сети к раскручиваемому сайту.

И как же сложно всякий раз находить для каждого конкретного сайта свой фирменный стиль, выразительные изображения, точные слова! Хороший сайт, интересный пользователю от первого до последнего знака, – это большая удача.

Потому, наверное, так часты случаи откровенного воровства интеллектуальной продукции (каковой являются все материалы, представленные в Сети). Ведь гораздо проще скопировать, подправить – и выдавать за своё…

Если способы гарантированной защиты от посягательств в Интернете? К сожалению, следует констатировать отсутствие надёжных способов защиты авторства материалов, опубликованных в Интернете. Обычные для реального мира методы не работают из-за сложности фиксации авторских прав. Меры технического противодействия (программы борьбы с плагиатом, алгоритмы поисковых машин и т.п.) не слишком совершенны. Нанесение электронных меток на файлы приносит свои плоды, но процесс подачи и рассмотрения апелляций долог, да и любые меры запретить что-либо, как известно, эффективны лишь в каких-то условных пределах. Сколько тысячелетий заповеди «Не укради»? Сколько суровых законов принято в её поддержку? Но ведь всё равно воруют…

Как же можно наказать похитителей интеллектуальной собственности? В современных условиях хоть сколько-нибудь действенной мерой является только широкая огласка (разумеется, небезосновательная, с приведением неопровержимых доказательств) фактов кражи идей, текстов и изображений. Впрочем, дурная слава – тоже слава, и рекламировать недобросовестного игрока информационного поля тоже порой не с руки…

Заметки по теме:


В избранное