Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 7 октября 2010 г.


7 октября 2010 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

ЗАО "ПромТехИнвест" призывает при выборе поставщика не ориентироваться только на низкие цены и сроки

07.10.2010. Артем Хорошанский, заместитель генерального директора ЗАО «ПромТехИнвест» поделился своими мыслями о проблемах взаимодействия нефтегазовых сервисных компаний и отечественных производителей оборудования.

 
На прошлой неделе в Торгово-Промышленной Палате РФ состоялся Круглый стол «Участие отечественного нефтегазового комплекса и машиностроения в развитии нефтегазового комплекса». Заместитель генерального директора ЗАО «ПромТехИнвест» – петербургской компании, занимающейся разработкой и серийным производством систем верхнего привода для буровых установок – А.Е. Хорошанский, присутствовавший на круглом столе,  дополнил решения заседания комитета ТПП рядом существенных замечаний.
 
- Артем Евгеньевич, в рамках круглого стола шло обсуждение вопросов взаимодействия поставщиков и подрядчиков нефтяных и газовых компаний. Что, на Ваш взгляд, затрудняет сегодня это взаимодействие?
 
Приходится констатировать, что на сегодняшний день среди крупных российских нефтегазовых компаний отмечается тенденция реструктуризации, а именно – выведение из активов сервисных подразделений и оформление их в самостоятельные единицы, специализирующиеся на том или ином направленном сегменте работ: геологоразведке, проектировании, строительстве, бурении, эксплуатации, ремонте скважин и др. Лишь единичные компании - такие как «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» - сохраняют за собой контроль над всем комплексом промысловых процессов.
Такая концепция устройства нефтяной промышленности повторяет западную модель. Считается, что выведение из состава бизнеса сервисных подразделений избавляет компанию от непрофильных активов и снижает издержки на добычу нефти и газа. При этом реструктуризированное предприятие может выбирать себе подрядчиков на конкурсной основе и, таким образом, получать качественные услуги по оптимальной цене. В свою очередь, сервисная организация, оказавшись в условиях рынка, вынуждена находить конкурентные преимущества, в том числе, модернизировать технологическую базу. Это, в конечном счете, позволяет поставщикам нефтегазового оборудования рассчитывать на формирование спроса на свою продукцию.
Однако отработанный на Западе сценарий на практике не столь прост, и разыгрывается в России на собственный манер. Несоответствие, в частности, состоит в том, что вышедшие на рынок сервисные предприятия подчас не достаточно заинтересованы вопросами собственного технического переоснащения и, что более существенно, не стремятся использовать в работе новые отечественные технологии. Этому находится ряд объяснений.
 
- Пожалуйста, расскажите об этом явлении подробнее.
 
Во-первых, многие специализированные нефтегазовые компании просто-напросто не располагают достаточным объемом свободных денежных средств на приобретение современного оборудования, поэтому плохо справляются с задачей технологической модернизации.
По этой же причине – отсутствие денег – сервисные компании часто отдают предпочтение тем подрядчикам, кто выставляет более низкие цены. Дешевизна часто объясняется использованием устаревших, неэффективных технологий работы. С целью вытеснения конкурентов и получения заказов подрядчики демпингуют, занижая расценки. В условиях ограниченного бюджета и при отсутствии каких-либо утвержденных норм допустимой амортизации оборудования, низкая стоимость становится основным аргументов в выборе исполнителя работ. В результате неравных условий конкурса, к работе допускаются исполнители, которые заведомо не способны выполнить ее «на отлично».
При этом подрядчики, использующие современную технику, вынуждены держать цены на свои услуги на достаточно высоком уровне: требуются денежные вложения для приобретения оборудования, его надлежащего обслуживания, на обучение персонала и т.д. А что в итоге?
В проигрыше оказываются все. Заказчик остается недоволен полученным качеством услуг: старое оборудование ломается, работает некачественно, нарушается техника безопасности, возникают аварии и простои. Подрядные организации, не обновляющие своей материально-технической базы, в недалекой перспективе рискуют уйти с рынка – не бесконечно же работать со старой техникой. А высокооснащенные сервисные предприятия в условиях неравной конкуренции «умирают» из-за отсутствия заказов.
Все это открывает дорогу на отечественный нефтегазовый рынок иностранным поставщикам, которые сосредотачивают в своих руках значительную долю высокотехнологичного сервиса, тогда как отечественным компаниям остается простой и недорогой производственный сегмент.
 
- Отсутствие денег у сервисных компаний – единственная трудность во взаимодействии с подрядчиками?
 
Боюсь, что вышесказанное – далеко не единственный аспект, касающийся проблемы взаимодействия предприятий российской промышленности и нефтегазосервисных организаций. Перед сервисными компаниями, как бы удивительно это ни звучало, глобальной задачи переоснащения производства вообще не стоит. Напомню, что многие из них выделены из состава нефтегазовых корпораций, поэтому их внутренняя структура, представлявшая до недавнего прошлого часть единого целого, не позволяет комплексно взглянуть на процесс организации производства и в полном объеме оценить параметры эффективности технических нововведений.
В крупном нефтегазовом холдинге, сохранившем значительные сервисные мощности, принятие решений об использовании нового оборудования – это, скорее, необходимая закономерность. Скоординированная работа различных отделов компании направлена на комплексную реализацию единой корпоративной стратегии развития. Наличие в структуре предприятия взаимосвязанных сервисных подразделений подразумевает более оперативное реагирование на меняющиеся обстоятельства и гибкость в принятии внутренних решений. Привлечение модернизированной техники  планируется заранее, с учетом всесторонней оценки плюсов ее внедрения.
 
- Может быть, приведете конкретные примеры?
 
Проиллюстрировать ситуацию можно на примере использования такого современного оборудования, как системы верхнего привода (СВП). В многопрофильной нефтяной компании, допустим, в «Сургутнефтегазе», бригада, сократившая сроки бурения за счет применения СВП, будет оперативно перенаправляться на все новые участки работ. Обеспечится ввод в эксплуатацию большего числа скважин, нефтедобыча увеличится, пропорционально возрастут доходы компании – это и является конечной целью приводимой в жизнь технической модернизации. Таким образом, перспективная стратегия развития крупного нефтегазового предприятия учитывает и позволяет объективно оценить эффективность внедрения СВП.
В сервисной компании алгоритм нефтедобывающих работ, как правило, строится по-другому: для бурения скважины привлекается целая группа подрядчиков – вышкомонтажники, буровики, сервис растворов, долот, грузоперевозчики и т.д. Договоренность со всеми исполнителями осуществляется заранее, на строго определенный отрезок времени. Порядок и объемы работ четко регламентируются договором. Поэтому, если бригада, использующая СВП, справится с бурением раньше, сервисная компания-подрядчик не ощутит от этого заметной выгоды, поскольку вместо оперативного перенаправления бригады на новое месторождение, вынуждена будет дожидаться подписания следующего контракта. Ограниченная рамками договора деятельность сервисных предприятий не дает целостного восприятия производственного процесса и возможности ощутить все плюсы при использовании современных технологических разработок.
 
- При существующих особенностях взаимодействия нефтегазосервисных компаний и подрядчиков, создание и испытание нового оборудования, наверно, процесс не из легких?
 
Это действительно так. По причине своей специализированности сервисные организации оказываются неспособны обеспечить отечественных машиностроителей адекватной обратной связью и достаточной информацией по той или иной проблеме, нуждающейся в комплексном освещении. Например, необходимость в привлечении новых технологий не анонсируется заранее, что лишает производителей отечественного оборудования возможности подготовлено реагировать на возникающие в отрасли потребности в инновациях.
Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме испытаний нового оборудования. Пожалуй, только нефтегазовые компании полного цикла на сегодняшний день способны обеспечить их проведение. В то время как сервисные компании заинтересованы в получении конечного продукта и не охотно предоставляют свои производственные мощности в качестве испытательных полигонов для апробирования отечественных технологических новинок. Поэтому машиностроителям приходится производить испытания за свой счет, что не может не затруднять развития отечественной промышленности.
В советский период между нефтегазовыми компаниями и производителями оборудования существовало промежуточное звено – конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, – выполнявшие такие важные функции, как анализ общей ситуации в нефтегазовой отрасли, выявление потребностей в создании новой техники, инициирование начала соответствующих работ, многоступенчатый процесс согласований, проведения испытаний и т.п. Сегодня роль этого промежуточного звена частично поделена между проектными отделами предприятий-изготовителей оборудования и научно-техническими подразделениями нефтегазовых компаний-заказчиков.
Только всесторонняя совместная работа и взаимная открытость представителей машиностроителей и сервисных организаций могут решить проблему взаимодействия в вопросе создания нового оборудования, обсуждения технических заданий и ввода в эксплуатацию технических новинок.
 
- Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного?
 
Думаю, что тенденция вывода сервисных активов из структур российских нефтегазовых компаний, в конечном счете, не лучшим образом отражается на российских производителях оборудования, что, в итоге, тормозит разви! тие отечественной нефтегазовой отрасли. В обозримой перспективе развития очевидная незаинтересованность нефтесервисных компаний в использовании современных разработок отечественных машиностроителей может оказать фатальное деструктивное влияние на подрядчиков. Если мы действительно заинтересованы в постепенном переходе от сырьевой экономики к индустриальной, инновационной направленности, нужно незамедлительно принимать соответствующие меры.
 
- Какие же меры кажутся Вам эффективными в решении озвученных проблем?
 
В сегодняшних условиях необходимо принять целый ряд шагов, направленных на обеспечение устойчивого развития предприятий отечественного машиностроения и нефтесервисных компаний.
Ростехнадзором установлены сроки эксплуатации оборудования, настолько длительные, что позволяют применять устаревшую, предельно изношенную технику. Ко всему прочему, поднимается вопрос увеличения сроков допустимой эксплуатации. Такой подход не может не вызывать опасений за судьбу отечественного нефтегазового комплекса, в целом, и производителей оборудования, в частности. Одной из мер, способствующих развитию российской нефтегазовой промышленности, видится введение норм максимального возраста техники, отличных от предельно допустимых. Движущей силой технологической модернизации должен быть заказчик, требуя от подрядчиков применения современного оборудования. Это, несомненно, будет способствовать развитию нефтегазовой отрасли.
Новые нормы допустимого возраста техники могут быть выработаны Рабочей группой по вопросам модернизации ТЭК, о необходимости создании которой говорится в «Проекте решения заседания Комитета ТПП по энергетической стратегии и развитию ТЭК». К компетенции этого органа должен быть отнесен и контроль соблюдения выработанных норм.
Помимо этого, производители нефтегазового оборудования должны своевременно информироваться о долгосрочных планах предприятий нефтегазового комплекса по привлечению нового оборудования, с тем, чтобы подготовлено реагировать на потребности нефтесервисных компаний в инновационной технике. В идеале, должен существовать некий целостный общедоступный «Перечень основных научно-технических проблем нефтегазовой отрасли» с указанием ответственных лиц со стороны заказчика, задающий направление развития российской промышленности. Пока такие документы имеются только в рамках отдельных нефтегазовых компаний, единого же списка не существует. Его составление может также быть поручено Рабочей группе по вопросам ТЭК. На основании анализа «Перечня основных научно-технических проблем нефтегазовой отрасли», Рабочая группа сможет отслеживать тенденции в потребности нового оборудования и доводить эту информацию до сведения отечественных машиностроителей.
 
- Подведите, пожалуйста, итоги нашей беседы.
 
Хочется еще раз акцентировать внимание на том, что заказчик при выборе подрядчика должен ориентироваться не только на низкие цены и оперативные сроки, но и на требования к используемому в работе оборудованию. Перед компаниями должна быть поставлена принципиальная задача применения новых технологий. Какое это будет оборудование – отечественное или импортное – рассудят законы рынка и конкуренции, однако отечественные производители нефтегазового оборудования должны пользоваться известными привилегиями и рассчитывать на государственную поддержку. Мы должны стремиться к тому, чтобы оборудование для российского нефтесервиса разрабатывалось и производилось на территории России.
 

http://promtehinvest.ru/about/news/96-07102010-news



Выскажите свое мнение


В избранное