Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 8 сентября 2010 г.


8 сентября 2010 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Актуальные проблемы отраслей, обеспечивающих нефтегазовый комплекс и пути их решения

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Строительство магистральных трубопроводов, терминалов, освоение новых месторождений, в том числе, на континентальном шельфе, предоставляют хорошие возможности для развития нефтесервисного рынка и промышленности. Реализация масштабных инфраструктурных проектов в нефтегазовом комплексе требует проведения геофизических, буровых работ, ремонта скважин, использования значительного количества дорожно-строительной техники, труб, нефтегазового оборудования.
Несмотря на столь значительные возможности, не существует никаких норм участия в этих проектах российских нефтесервисных и машиностроительных компаний. Ранее такая норма была при разработке месторождений на континентальном шельфе. Согласно Федеральному закону О соглашениях о разделе продукции операторы проектов по освоению российского континентального шельфа должны использовать не менее 70% российского оборудования и услуг.
Режим СРП активно критиковался, поэтому Приразломный и Штокмановский проекты реализуются без СРП. К сожалению, под аккомпанемент критики режима СРП, вместе с водой выплеснули и ребенка, забыв о 70% норме для отечественной промышленности. Ни в Приразломном, ни в Штокмановском проектах, ни в других проектах Газпрома, Транснефти и Роснефти, нет нормативов российского участия.
Отсутствие преференций собственной промышленности противоречит мировой практике. Так, меджлис Ирана принял закон, обязывающий при разработке нефтегазовых месторождений, использовать не менее 50% иранской продукции и услуг. Иран уже изготовил собственную плавучую буровую установку. Норвегия и Китай смогли увязать доступ к природным ресурсам условиями, вынуждающими недропользователей развивать промышленность в этих странах. Норвегия с нуля развила машиностроительный комплекс. Больше внимание развитию отечественных подрядчиков уделяется в Казахстане.
Российская Федерация имела развитое машиностроение задолго до того, как в упомянутых странах появились первые образцы оборудования для нефтегазового комплекса, но из-за ошибочной государственной политики, сильно отстала. Так, дочерняя компания Газпрома получила право ввоза импортного оборудования без таможенных пошлин и НДС в течение всего срока реализации Приразломного проекта. Аналогичные преференции для импортных поставщиков планирует получить оператор Штокмановского проекта.
Ситуация с российским наполнением проектов на континентальном шельфе не может не вызывать опасений. В частности, для реализации первой фазы Штокмановского проекта потребуется большое количество самосвалов и иной другой дорожно-строительной техники. Где это будет приобретено, если закупочная деятельность генподрядчиков не контролируется?
Строительство нефтепроводов и газопроводов ведется через генподрядчиков, которые не являются естественными монополиями и могут без всяких конкурсов проводить масштабные закупки импортной продукции. Искажается реальная статистика, когда к российскому участию относят перечисления средств подрядчикам, которые не используют отечественную промышленную продукцию.
Проблема участия российской промышленности в проектах, осуществляемых Газпромом и Транснефтью носит системный характер и в соответствии с пунктом 61 Стратегии национальной безопасности до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. 537, непосредственно касается вопросов обеспечения экономической безопасности страны.
Поскольку ОАО Газпром и ОАО Транснефть являются естественными монополиями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, то все процедуры, связанные с выполнением работ подрядчиками этих акционерных обществ должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с применением процедуры открытого конкурса, доступного государственному и общественному контролю.
Российские буровые компании последние в двадцать лет в основном использовали буровые установки, выпущенные в советский период. Даже самые крупные компании имеют в своем парке более половины таких установок. Последний массовый выпуск отечественных буровых установок прошел в 1987-1990 годы. Поскольку максимальный срок эксплуатации установки (с учетом всех продлений) . 25 лет, то в 2012-2015 годы предстоит массовое списание буровых установок имеющихся на балансе компаний. В зависимости от сделанных за эти годы инвестиций, под списание должно попасть более 60% парка буровых установок.
Работая на полностью списанном оборудовании и не закладывая в стоимость инвестиционную составляющую для обновления оборудования, небольшие компании в краткосрочном периоде могут получать прибыль при низком уровне цен и после списания буровых установок выйти из данного бизнеса. При этом задается рыночный уровень цены, ориентируясь на который и крупные сервисные компании вынуждены исключать из стоимости инвестиционную составляющую, которая позволила бы производить регулярное обновление бурового оборудования. В данной ситуации рискуют как российские сервисные компании и производители оборудования, так и недропользователи:
Сервисные компании, не имея источника для обновления, не смогут активно приобретать в 2011-2015 годах оборудование у российских производителей. Массовое приобретение и модернизация буровых установок в 2012-2015 годы будет невозможно из-за неспособности российских производителей выпустить их в таком объеме, либо модернизировать необходимое количество буровых установок. Поэтому большой объем заказов может уйти за рубеж.
С 2012 года, произойдет резкий рост себестоимости услуг российских нефтесервисных компаний - большое количество нового оборудования в разы увеличит имущественные платежи. В западных нефтесервисных компаниях замена оборудования происходит равномерно и имущественные платежи всегда примерно на одном уровне, поэтому они получат серьезное конкурентное преимущество.
Серьезной проблемой нефтесервисных компаний являются сроки оплаты услуг. Сегодня заказчики ставят сроки оплаты от 30 до 120 дней после подписания актов о выполненных работах. Срок более 30 дней не позволяет вовремя платить налоги, заработную плату и оплачивать услуги субподрядчиков, у которых тоже возникают проблемы с налогами и заработной платой. Привлекать кредит на пополнение оборотных средств дело долгое и дорогое, банки дают его неохотно и под высокий процент. Западные сервисные компании, имеющие доступ к дешевым финансовым ресурсам, способны работать на условиях отсрочки платежей, что создает им дополнительные конкурентные преимущества.
Существуют также законодательные коллизии, мешающие работе геофизических компаний. Они могут быть отнесены надзорными органами к объектам и организациям, попадающим под действие правительственного постановления от 11 октября 2002 г. N 755 "Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу". В пункте 3 Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ, сказано: Организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий. Приборы, содержащие радиоактивные источники слабой мощности, применяются десятки лет для проведения геофизических исследований скважин. Высокоточных приборов для ГИС, не содержащих радиоактивные источники, в современной геофизике не существует.
Сложилась абсурдная ситуация, когда нельзя пригласить в геофизическую компанию каротажника из Украины, а Федеральная миграционная служба, благодаря этому постановлению, вообще запрещает работу иностранных сотрудников.
Проблемой нефтесервисных компаний и предприятий нефтегазового машиностроения является демпинг со стороны недобросовестных фирм. Для устранения с рынка таких фирм, в развитых странах мира используются единые базы данных нефтесервисных подрядчиков. Они позволяют получить кредитную историю компании: когда она создана, сколько там специалистов, какие имеет сертификаты, кому бурила (поставляла оборудование), какие о ней отзывы и так далее. В России сегодня каждая нефтяная компания ведет такие базы самостоятельно, не обмениваясь информацией. Поэтому недобросовестный подрядчик, который подвел одного заказчика, может рассчитывать на контракт с другим заказчиком. От такой ситуации страдают солидные нефтесервисные компании и машиностроительные предприятия. Для решения вопроса необходимо основные сведения о подрядчиках выносить в открытом виде на интернет-сайт. Требуется внедрить единый Реестр подрядчиков нефтегазового комплекса.
Для обеспечения развития нефтесервисных и промышленных компаний, обеспечивающих нефтегазовый комплекс, предлагаются следующие меры.
- Обеспечить экспертизу крупных инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе (разработка стратегических месторождений, освоение шельфа, строительство трубопроводов и пр.) на предмет участия в их реализации российских промышленных предприятий. Ввести в каждый проект обязательную норму российского участия для генеральных подрядчиков.
- Обязать ОАО Газпром, АК Транснефть и ОАО НК Роснефть публиковать перечень генеральных подрядчиков по крупным проектам на своих корпоративных сайтах. В соглашениях с генеральными подрядчиками вводить пункт об обязательности закупок материально-технических ресурсов на конкурсной основе с публикацией их результатов.
- Обеспечить прозрачность при согласовании в Правительстве РФ инвестиционных программ естественных монополий и проводить экспертизу предстоящих закупок промышленной продукции по импорту.
- Поручить государственным представителям в советах директоров ОАО Газпром, ОАО АК Транснефть, ОАО НК Роснефть сформировать и направить Правительству РФ потребности в оборудовании.
- Ввести в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для нефтегазового комплекса. Это необходимо для получения достоверных данных о закупках и информационно обеспечит работу по импортозамещению.
- Раскрыть в государственной статистической отчетности укрупненные группы нефтегазового оборудования. Сегодня сложно получить в Росстате информацию о производстве отдельных видов оборудования из-за отсутствия соответствующих кодов.
- Для выделения приоритетов модернизации нефтегазовой техники, Ростехнадзору провести инвентаризацию оборудования с указанием по степени его морального и физического износа.
Результаты довести до российских предприятий с целью концентрации их научно-технического и производственного потенциала на приоритетных направлениях.
- Ограничить режим связанного кредитования российского нефтегазового комплекса со стороны банков Китая.
- Внести поправки в Постановления Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 755, уточняющие виды объектов и организаций, чья деятельность связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, исключив объекты и организации, связанные с нефтегазовым комплексом.
- Предложить Минэкономразвития России выделить нефтегазовый сервис в отдельный вид деятельности с присвоением ОКВЭД.
- Рекомендовать предприятиям нефтегазового комплекса переходить со своими подрядчиками и поставщиками на долгосрочные договоры.
- Разработать типовой договор на оказание нефтегазосервисных услуг, где прописать следующие обязательные по лимиту ответственности не более 15% от общей стоимости работ, а также ограничения по отсрочке платежа.
- Нефтесервисным компаниям закладывать часть прибыли на модернизацию. Внедрять опыт добросовестных подрядчиков, когда отчисления растягиваются на длительные сроки.
- Разработать базовые суточные ставки по основным видам нефтесервисных работ, которые позволяют подрядчику обновлять оборудование. Предусмотреть для данной ставки региональные коэффициенты и ежегодно ее индексировать.
- С целью повышения прозрачности российского рынка нефтегазового сервиса и машиностроения, рекомендовать ОАО Газпром, ОАО АК Транснефть, ОАО НК Роснефть и предприятиям нефтяной отрасли внедрить единый Реестр подрядчиков нефтегазового комплекса.
- Сформировать в Правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводству минерально - сырьевой базы, Рабочую группу по вопросам модернизации российского ТЭК.


Обсуждение предложений на Oilforum


Выскажите свое мнение


В избранное