Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 30 января 2009 г.


30 января 2009 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Выступление Виктора Христенко в Государственной Думе

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ МИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РФ ВИКТОРА ХРИСТЕНКО НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМ ЧАСЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ

 

Уважаемый Борис Вячеславович! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Текущую ситуацию в российской промышленности можно охарактеризовать, прежде всего, как кризис спроса. Из-за описанных выше явлений рост промышленного производства в 2008 году составил 102,1% против 106,3% в 2007 году, в обрабатывающих производствах . 103,2% (в 2007-м . 109,3%). При этом в декабре 2008 года индекс промышленного производства составил 89,7% к декабрю 2007 года и 103,8% к ноябрю 2008 года; в обрабатывающих производствах . 86,9% и 101,6% соответственно. Всего с августа падение производства в обрабатывающем сегменте составило порядка 12%. Статистика показывает, что в декабре ряду секторов удалось остановить или даже переломить тенденцию обвального сокращения производства. В то же время, по нашей оценке, считать эти данные началом стабилизации положения преждевременно. Действительно, в наибольшей степени пострадала металлургия. С августа по декабрь 2008 года объемы производства стали в мире без учета России упали по сравнению с докризисным уровнем на 25%. В нашей стране падение составило 42%. Объем внутреннего спроса на сталь в России сократился сильнее, чем в остальном мире. Поставки металлопродукции на экспорт сократились на 36%. Аналогичная картина наблюдается в цветной металлургии. При этом падение спроса сопровождается резким падением цен в черной и, особенно, цветной металлургии. Такая ситуация привела к проблемам компаний с возвратом зарубежных кредитов. В связи с этим ряду металлургических предприятий были предложены возможности по рефинансированию этих обязательств. Специфика этой отрасли в том, что спрос на ее продукцию в основе своей промежуточный, а не конечный. Поэтому хотел бы акцентировать внимание на важности стимулирования спроса на продукцию металлургов через поддержку отраслей-потребителей. Так, например, нормальная работа машиностроительных отраслей обеспечивает более 20% заказов отечественной металлургии. О нашем подходе к поддержке таких отраслей расскажу чуть ниже. Кроме того, Министерство промышленности и торговли полностью поддерживает необходимость сохранения и расширения объемов инфраструктурного строительства, а также инвестиционных программ естественных монополий и госкорпораций. Особо хочу подчеркнуть важность поддержки строительной отрасли, которая потребляет порядка 30% металлургической продукции. Автомобилестроение стало первым примером принятия комплексных общесистемных управленческих решений в отрасли, ориентированной на внутренний спрос. Как вам хорошо известно, за относительно небольшой срок реализации решений по промсборке с 2006 года фактически создана новая отрасль. Уже в 2008 году мировые бренды составили 19% от всех легковых автомобилей, произведенных в России. Это Тойота, Форд, Фольксваген, Фиат, Рено и многие другие. К 2015 году мы ожидаем рост этого показателя до 59%. И это наше принципиальное видение будущего облика отрасли. Собственно, и антикризисные решения в большей своей части не являются чем-то новым. Это продолжение политики, направленной на создание конкурентоспособного российского автопрома на основе передовых технологий. А кризис в определенной степени позволил ускорить принятие давно необходимых решений. Реализуемые действия в автомобильной промышленности направлены, в первую очередь, на защиту рабочих мест и поддержку инвестиций в строительстве в нашей стране десятков новых заводов в рамках тех ивестсоглашений, которые подписали инвесторы в Правительстве (порядка 6 млрд. долл. только в промсборке). Одновременно с защитными мерами принят ряд решений, направленных на поддержку спроса. Это, прежде всего, государственный заказ. По расчетам, принятые решения позволят обновить не менее 12 % автопарка федеральных госструктур, существенно улучшить парк муниципальной техники. Это означает, в том числе, и решение социальных задач обеспечения соответствующих служб автотехникой. Всего на поддержку госспроса будет направлено 42,5 млрд. рублей. Минпромторгом России разработаны предложения по предоставлению кредитов на поддержку рынков сбыта автомобильной и сельскохозяйственной техники через лизинговые компании. В 2007 году и в первой половине 2008 года продажи по лизингу составляют примерно половину продаж коммерческих автомобилей и сельскохозяйственной техники. Сейчас этот инструмент стал практически недоступен, и поэтому были приняты решения, которые предполагают выделение порядка 67 млрд. руб. на развитие лизинга. Кроме того, мера по субсидированию платежей по кредитам для покупки российских автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб. позволит российским потребителям приобрести до 150 тыс. новых автомобилей. Также активно ведется работа по кредитному обеспечению предприятий отрасли. Запланировано выделение 35 млрд. руб. на госгарантии по кредитам. Кроме того, идет работа по обеспечению размещения облигаций предприятиями автопрома на сумму в 60 млрд. руб. с последующим рефинансированием ЦБ. Еще в 2009 году выделено 1,5 млрд. руб. на субсидии процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение предприятий автопрома. Все эти решения без адекватной работы на корпоративном уровне, конечно, не панацея. Они позволят машиностроителям пройти сложный отрезок пути, при этом проводя техперевооружение, оптимизацию структуры производств, повышение качества и снижение издержек. В отличие от описанных выше отраслей в оборонно-промышленном комплексе не произошло обвального падения. Прежде всего, потому что львиная доля спроса там обеспечена государством. Анализ показал, что выраженных изменений с точки зрения спроса и объемов выпуска продукции пока не наблюдается. Напротив, во всех отраслях ОПК мы фиксируем прирост объемов производства. Вместе с тем, есть и определенные негативные явления. В рамках Межведомственной комиссии по поддержке предприятий - исполнителей государственного оборонного заказа рассмотрены 57 предприятий ОПК. По 19 предприятиям приняты решения о выделении субсидий. Кроме того, предполагается направить дополнительные бюджетные средства на капитализацию предприятий через отдельные решения Правительства. Предполагается предоставление государственной гарантии по привлекаемым кредитам 3 предприятиям. Разработаны и находятся на финальной стадии согласования ряд проектов постановлений по субсидиям предприятиям ОПК. В том числе субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на текущую деятельность и субсидии по кредитам на осуществление инновационных и инвестиционных проектов. Всего на прямую поддержку ОПК на 2009 год будет выделено 50 млрд. руб., кроме того на предоставление госгарантий по кредитам 100 млрд. руб. По нашим оценкам, принятые меры своевременны, инструменты выбраны правильно и пока достаточны. Перед различными отраслями промышленности кризис ставит и многие общие вопросы, в выработке ответов на которые участвует Минпромторг. Мониторинг ситуации показывает, что произошедшее снижение курса рубля уже оказало благотворное влияние на конкурентоспособность российских предприятий. Ряд из них реструктурировал свой портфель заказов в условиях резкого падения внутреннего спроса в сторону увеличения доли экспорта. Это касается, например, металлургических предприятий. Появляются и дополнительные возможности по импортозамещению. Общее падение внутреннего спроса ставит еще один системный вопрос . о максимально эффективном использовании ресурса госзакупок и закупок естественных монополий и госстуктур в интересах российской промышленности. Как вам известно, уже введена преференция в рамках госконтрактов для российской продукции в размере 15%. Мы не исключаем, что в дальнейшем эту цифру необходимо будет корректировать в большую сторону. Кризисная ситуация подтвердила действенность ряда принятых или уже существовавших инструментов государственной поддержки . таких, как субсидирование промышленного экспорта. По предложению Минпромторга, Правительством принято решение об увеличении объема средств на эти цели в 2009 году до 6 миллиардов рублей. Первые 1,5 миллиардов рублей экспортеры получат в ближайшие дни. Описанные выше подходы к решению проблем в различных отраслях стали продуктом тесного взаимодействия с бизнесом, отраслевыми организациями и депутатами Государственной Думы. В заключение хотел бы подчеркнуть, что кризис . это тест на эффективность не только государственного, но и корпоративного управления. Считаю, что государственное содействие и поддержка должны оказываться именно эффективным производствам, которые станут базой восстановительного роста после окончания кризиса. Благодарю за внимание!

Минпромторг России



Выскажите свое мнение


В избранное