Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 7 января 2009 г.


7 января 2009 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования прокомментировал газовый спор с Украиной

Украинский долг за поставки газа России стал результатом не вовремя оплаченных поставок газа в цепочке посредников. В Национальной акционерной компании (НАК) Нафтогаз Украины долг за газ, поставленный в Украину РосУкрЭнерго, оценивается в $2,25 млрд. НАК Нафтогаз Украины, заплатив $285 млн за потребленный в сентябре газ, осталась должна РосУкрЭнерго за этот месяц около $400 млн. За октябрь компания еще не начинала рассчитываться, поэтому к сентябрьскому долгу прибавилось $798,6 млн. октябрьского долга. За ноябрь РосУкрЭнерго уже выставило счет в размере $835 млн., и при этом за несвоевременные расчеты, имевшие место в начале текущего года, были насчитаны штрафные санкции в размере $250 млн. Таким образом, общая сумма задолженности, по расчетам украинской стороны, составляет $2,25 млрд. Новая волна разбирательств по поводу не оплаченного Украиной газа началась 20 ноября, когда президент России Дмитрий Медведев отдал распоряжение председателю правления Газпрома Алексею Миллеру взыскать долг за газ с Украины. С долгом Украины нужно окончательно определиться и взыскать его или в добровольном порядке, или в принудительном. Так, как это установлено действующим законодательством и в рамках наших двусторонних отношений, . заявил Медведев. Тогда глава Газпрома Миллер сообщил президенту, что украинский долг за газ оценивается в $2,4 млрд. Кроме того, Газпром настаивает на том, что Украина не соблюдает условий, при которых были бы возможны подписание долгосрочных контрактов и постепенный переход на рыночное ценообразование в 2009-2010 годах. Согласно меморандуму, который был подписан 2 октября этого года премьерами двух стран, основным таким условием является полное и безоговорочное погашение всей имеющейся задолженности украинской стороной. Если условия меморандума не будут выполнены, то рыночная цена для Украины может быть установлена уже с 1 января 2009 года (вместо оговоренного в соглашениях Путина.Тимошенко переходного периода). В свою очередь, председатель правления ОАО Газпром Алексей Миллер после встречи с президентом России Дмитрием Медведевым 20 ноября не исключил, что эта цена может составить более 400 долларов за тысячу кубометров (сейчас Украина платит России 179,50 доллара за 1 тыс. куб. м). После этого президент Украины Виктор Ющенко обвинил правительство Юлии Тимошенко в неуплате долгов за газ России. То, что Украина должна $2,5 млрд., . это персональная ответственность правительства, . заявил Ющенко (с легкостью округлив спорную цифру еще на $100 млн.) на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). Ющенко поручил правительству в течение пяти дней представить расчеты газовых отношений с Россией. Несколько дней назад вы отчитались, что с газом решено все, так вот продемонстрируйте в течение пяти дней, что с газом решено все, начиная с расчетов за использованный газ, . сказал он. В свое оправдание премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что задолженность по газу . это долг не Украины, а неких теневых предприятий. Мы разберемся с вопросом о долгах, . заверила она. Наблюдая за непрерывным политическим кризисом на Украине, трудно было ожидать иного итога: украинские политики активно использовали в борьбе друг против друга Москву . вместо того чтобы по этому жизненно важному для страны вопросу занять единую позицию. Проведенная в октябре премьером Юлией Тимошенко молниеносная операция по демонстрации дружбы с Владимиром Путиным, подписание ими уже тогда казавшегося малореалистичным меморандума о погашении долгов и переходе с 1 января на торговлю без посредников имели на тот момент одну цель . показать гражданам Украины, кто из руководства страны в состоянии решать вопросы с Москвой. С тех пор политический кризис в стране лишь усилился, но к нему добавился и полномасштабный экономический. Было бы наивно полагать, что Виктор Ющенко, в свою очередь, в сложившейся ситуации не предпримет шагов по дискредитации своей политической соперницы, надавив на самый болезненный вопрос . газовые поставки накануне зимы. В свою очередь, Тимошенко сначала потребовала от г-на Ющенко отправить в отставку главу Нацбанка Украины Владимира Стельмаха, обвинив администрацию президента в махинациях на валютном рынке (якобы эти действия не позволили Нафтогазу конвертировать деньги для расплаты по долгу). Позже Тимошенко прямо поставила вопрос об отставке президента. На момент написания материала российская сторона подтвердила перечисление Нафтогазом Украины $1 млрд. Официальный представитель компании Сергей Куприянов заявил при этом, что больше они ничего до Нового года не заплатят. Если задолженность не будет погашена (до 1 января) . а это уже совершенно очевидно, и никаких других решений, кроме погашения долга, найдено не будет, . то новый контракт подписать мы не сможем, а это будет означать, что юридических оснований поставлять газ с 1 января на территорию Украины у нас не будет, . сказал Куприянов. Что имел в виду Куприянов под другими решениями, не ясно. Известно, что Газпром предлагал Нафтогазу зачесть долг в счет платы за транзит российского газа в 2009 году. При этом Украина лишилась бы возможности повысить ставку транзита, которая сейчас установлена на довольно низком уровне. Также российский концерн предлагал Киеву повысить долю прямых поставок газа на украинский рынок своей дочерней компании Газпромсбыт-Украина. Оба эти предложения приняты не были. Из прошлой практики разрешения подобных конфликтов известны и другие варианты решений. В прошлый раз Украина расплачивалась своими газовыми запасами. Часть долга была выплачена, другая реструктурирована. Подобные варианты выглядят вполне жизнеспособно и на этот раз, тем более что на сегодня в украинские подземные хранилища газа закачано около 30 млрд. кубометров газа (для сравнения, общий объем газовых поставок из России в Украину за 2008 год оценивается в 55 миллиардов кубометров). Из них НАК Нафтогаз Украины принадлежат 17,2 млрд., РосУкрЭнерго . 11 млрд., остальное . собственность частных украинских газодобытчиков. Казалось бы, накопленных запасов вполне хватило бы на то, чтобы покрыть образовавшуюся задолженность. Однако похоже, что аккумулированным газовым запасам Украины на этот раз отводится принципиально иная роль. Ющенко уже дал понять, что этих резервов хватит по меньшей мере на первый квартал 2009 года. В случае возможных перебоев с поставками российского газа эти запасы, по мнению специалистов, будут достаточными для обеспечения Украины газом на протяжении ближайшей зимы с учетом спада промышленного производства в условиях мирового экономического кризиса. В сложившейся ситуации Украина, очевидно, тянет время. Многие в Киеве надеются, что Газпром уступит давлению со стороны Запада. Ведь страны Западной и Центральной Европы получают 80 процентов российского газа по трубопроводам, которые проходят через территорию Украины. Понимая это, российская сторона . в отличие от аналогичной ситуации в прошлые годы, когда западные потребители российского газа были проинформированы о возможных перебоях с поставками буквально накануне перекрытия крана, . на этот раз загодя принимает все необходимые меры предосторожности, одновременно пытаясь мобилизовать Западную Европу на оказание политического давления на Киев. На прошлой неделе представители Газпрома посетили ряд европейских стран, объясняя позицию в конфликте с Украиной и обсуждая возможность возникновения проблем с поставками. Украина, в свою очередь, также направила эмиссаров в Европу. Первый зампред правления Нафтогаза Украины Игорь Диденко вчера встречался с энергокомиссаром ЕС Андрисом Пиебалгсом. Глава компании Олег Дубина вылетел в Лондон для проведения консультаций в контексте урегулирования вопросов сотрудничества с Россией и странами ЕС в сфере поставок и транзита природного газа. В Нафтогазе Украины добавили, что также будут проведены переговоры по вопросам отношения с кредиторами.Впрочем, на самой Украине не очень полагаются на поддержку Запада. Главный советник главы правления национальной акционерной компании Нафтогаз Украины Иван Дияк в своем интервью германской DeutscheWelleобвинил европейскую прессу в необъективности. По мнению Дияка, СМИ Европы проявляют живой интерес к аргументам российской стороны и остаются совершенно равнодушными к пояснениям украинских специалистов. Затягивание переговорного процесса со стороны Киева может объясняться и надеждой украинской стороны на то, что кризис, который поразил мировую экономику, внесет существенные коррективы в ситуацию вокруг цен на голубое топливо. Напомним, что не далее как в ноябре Газпром устами Алексея Миллера грозился повысить цену для Украины с нынешних 179,5 доллара за тысячу кубометров до более чем 400. Между тем заместитель гендиректора Газпромэкспорта Сергей Челпанов уточнил, что Газпром в первом квартале 2009 года будет продавать газ в Европу приблизительно по 350-400 долларов за тысячу кубометров (против 460-520 долларов в 2008 году), в то время как зампред правления Газпрома Александр Медведев ожидает, что в ЕС цена на газ в 2009 году составит только 260-300 долларов за тысячу кубометров. Очевидно, что за вычетом транспортного плеча для Украины она должна быть еще меньше. Снижение цен на газ связано с падением стоимости нефти на мировом рынке. Между тем цена на уровне 250 долларов заложена в украинском бюджете на будущий год. Даже если цена для Украины вырастет до $200-230 за тысячу кубометров, это не будет смертельным ударом для украинской химии, которая больше других отраслей зависит от цен на газ, . говорит президент украинского Союза химиков Алексей Голубов. Все это позволяет с оптимизмом смотреть на развитие событий на газовом рынке в январе, признает пресс-секретарь Нафтогаза Украины Валентин Землянский. С учетом сказанного становится очевидным, что инструментов для давления на Украину у Газпрома становится все меньше. Следует заметить, что газовые споры между Украиной и Россией . давнишняя история, с удручающей регулярностью отравляющая российско-украинские отношения. Газовый долг Украины в большем или меньшем объеме существует уже несколько лет, столько же насчитывают попытки Украины погасить его. Каждый украинский премьер предпринимал попытки разрешения этих споров. С тех пор как кабинет министров возглавляет Юлия Тимошенко, она предпринимала несколько попыток разрешить газовый вопрос. Выход долговой проблемы во внешнеполитическую плоскость принято связывать с наступлением зимних холодов, однако можно выделить и другие характерные маркеры обострения газовой проблемы во взаимоотношениях России и Украины. Первый газовый долг на 1,3 млрд. долларов Украине предъявили 2 октября 2007 года . в аккурат через два дня после досрочных выборов, когда уже стали известны их предварительные результаты. Второй долг . 1,072-млрд. . был обнаружен как раз после вступления Украины в ВТО (5 февраля 2008 г.) и накануне встречи Ющенко с Путиным (12 февраля). Не трудно заметить, что политические итоги газовых демаршей Москвы каждый раз оказываются абсолютно не эффективны: в первом случае они не предотвратили образование оранжевой коалиции Ющенко.Тимошенко, во втором . не удержали президента Ющенко от откровенно антироссийской позиции, занятой им в дни конфликта на Кавказе. Остается лишь догадываться, какое актуальное политическое событие на этот раз сыграло роль триггера в очередном обострении газового конфликта в ноябре: возможно, декабрьский Совет министров НАТО, в ходе которого решался вопрос о перспективах присоединения Грузии и Украины к альянсу. Так или иначе, отрицательное решение НАТО по этому вопросу было в значительной степени предопределено соображениями, бесконечно далекими от обстоятельств очередного газового конфликта Москвы и Киева. Характер последних событий в украинско-российских отношениях свидетельствует, что Кремль четко взял курс на планомерное жесткое сдерживание Украины по всем фронтам . как внешнеполитическим, так и экономическим. Предшествовавший этому длительный период избегания сторонами предметной дискуссии и поиска консенсуса способствовал лавинообразному накоплению противоречий, которое просто не могло не перерасти в конфликт. В итоге украинско-российские противоречия достигли той фазы, которую можно назвать системным кризисом. В отношениях двух стран накопилось значительное количество проблемных вопросов, алгоритмы решения которых не выработаны. Киев и Москва, входя в политическое противостояние, откладывают их решение на длинную перспективу. Однако их активизация в долгосрочной и краткосрочной перспективе способна полностью и окончательно дестабилизировать двусторонние отношения. Это наносит урон как украинским, так и российским национальным интересам. Принципиальной особенностью нового курса Кремля является, мягко говоря, равнодушие относительно поддержки стабильности на Украине. Российская сторона ожидает истечения электорального цикла в Украине и формирования новой архитектуры украинской власти после 2009 года. Согласно этой стратагеме строится и нынешняя политика РФ в отношении Украины, при этом режим ожидания создает условия для лавиноподобного накопления проблем. Украинская сторона, в свою очередь, пытается ввести диалог с Россией в плоскость конфликтных сценариев. В сущности, происходит воспроизводство грузинского сценария. Но для того, чтобы проводить конфликтные сценарии с выгодой для себя, необходимо ресурсное обеспечение данной стратегии, которое в сложившихся обстоятельствах у Киева едва ли имеется. В итоге складывается впечатление, что обе стороны двигаются к определенной точке невозврата, когда понятие братские отношения навсегда исчезнет из лексикона наших стран. Игра на болевых точках украинско-российских отношений в конечном итоге может привести к разрыву. А его последствия вряд ли можно спрогнозировать. Все это может вылиться не просто в политическое противостояние, а в полноценную гуманитарную интервенцию, осуществляемую силами, далекими от национальных интересов как русских, так и украинцев. Качественное изменение характера отношений между Киевом и Москвой в решающей степени зависит от того, удастся ли выстроить общими усилиями новую интеграционную составляющую общей ценностной парадигмы взаимоотношений Украины и России как братских народов и государств.

 

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования



Выскажите свое мнение


В избранное