Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 16 мая 2008 г.


16 мая 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Борис Вишневский о госкорпорациях: Приватизация прибылей, национализация убытков

Обозреватель "Новой газеты" Борис Вишневский в АПН-Северо-Запад опубликовал статью "Приватизация прибылей, национализация убытков", в которой подвергнута резкой критике  практика создания госкорпораций. Вишневский заявиляет: "юридически конструкции госкорпораций и ОАО со "100-процентным государственным участием" (что вовсе не значит получение государством 100% их прибыли) крайне сомнительны: они легко позволяют "уводить" от государства значительные бюджетные средства и федеральную собственность. Да и полезных результатов работы госкорпораций пока что не наблюдается. Более того, один скандал следует за другим. Понятие "государственные корпорации" появилось в Федеральном законе "О некоммерческих организациях" в 1999 году. Но реально такие корпорации начали создаваться (причем, одна за другой) в 2007-2008 годах. Тогда и вспомнили об особенностях их правового статуса. В указанном законе прописано, что государственной корпорацией признается "не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций". О создании каждой госкорпорации принимается отдельный федеральный закон. При этом имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации". Заметим, не государственной собственностью . а собственностью госкорпорации. Две большие разницы: если в государственных акционерных обществах (таких, как "Газпром", "РЖД", РАО ЕЭС и другие) государству принадлежит хотя бы пакет акций, то в госкорпорациях государству не принадлежит вообще ничего. Соответствующие средства являются государственными, а собственность . федеральной только до момента передачи их в корпорацию. Так что, слово "государственная" в их названии . лишь дымовая завеса. Далее, закон устанавливает, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Наконец, госкорпорации не могут быть признаны банкротами, и на них не распространяются общие правила контроля за НКО. Они не обязаны предоставлять никакие отчеты (в том числе, финансовые) многочисленным контролирующим органам, что является "бичом" для обычных НКО, и их нельзя (как обычные НКО) закрыть, если они не отчитываются. Единственное, что от них требуется в соответствии с ФЗ "О некоммерческих организациях" . раз в год публиковать отчет об использовании своего имущества. Руководство госкорпорацией тоже весьма специфично. У каждой из них есть наблюдательный совет, все члены и председатель которого назначаются или правительством, или президентом РФ (в случае с "Росатомом" и "Ростехнологиями"). В "Банке развития" председателем наблюдательного совета по должности является премьер-министр. Затем наблюдательный совет назначает правление и генерального директора корпорации, которые, собственно, и решают все практические задачи". www.oilforum.ru

 



Выскажите свое мнение


В избранное