Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 18 июня 2007 г.


18 июня 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

В РСПП подготовлены предложения по развитию отечественной нефтепереработки

Пояснительная записка к совместному совещанию Комитетов РСПП по энергетической политике (Алекперов В.Ю.) и по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (Пумпянский Д.А.) на тему: О комплексе мер по увеличению производства в России высококачественной продукции нефтепереработки в связи с принятием технического регламента О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам

Переход на европейские стандарты моторного топлива является одной из наиболее актуальных задач современной России. На долю автомобильного транспорта приходится 42% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В крупных городах этот показатель достигает 80-90%.
Динамика вредных выбросов напрямую связана с ростом автопарка. За последние пять лет масса выбросов в расчете на одного гражданина России увеличилась на 15% и достигла 110 тыс. тонн загрязняющих веществ в год. Уровень автомобилизации населения будет расти и дальше, создавая дополнительную нагрузку на окружающую среду.
Интересы общества требуют перехода на использование более качественного моторного топлива. Для этого нужно синхронизировать процесс обновления автопарка с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей.

Структура автопарка

На сегодняшний день основу российского автопарка (до 50%) составляют отечественные автомобили старше 10 лет, двигатели которых не соответствуют даже стандарту Евро-0.
Государство предпринимает шаги по улучшению структуры автопарка. Основной упор делается на развитие внутреннего производства качественных и сравнительно недорогих иномарок, а также расширение импорта новых автомобилей.
В 2005 году принят специальный технический регламент О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ.
В соответствии с этим документом, с 2006 года введен запрет на производство и импорт автомобилей с двигателями, не соответствующими стандарту Евро-2. С 2008 года в России будет введен стандарт Евро-3, с 2010 года . Евро-4, с 2014 года . Евро-5.
Однако для кардинального омоложения автопарка этих мер недостаточно. Россия существенно отстает от Европы по срокам внедрения новых стандартов. Стандарт Евро-4 действует в ЕС с 2005 года, переход на стандарт Евро-5 запланирован на 2009 год.
Кроме того, в России отсутствует система мер по выводу с рынка подержанных автомобилей, не соответствующих новым экологическим требованиям. Эффективность государственного экологического контроля остается на низком уровне. Отсутствуют налоговые и финансовые стимулы для утилизации старых автомобилей. Низкий спрос на подобные услуги препятствует инвестированию в строительство необходимых производственных мощностей.

Для стимулирования спроса на качественное, экологически чистое топливо необходимо:
ускорить переход на европейские стандарты двигателей внутреннего сгорания;
ужесточить экологический контроль за состоянием автопарка;
обеспечить доступность для населения автомобилей, оснащенных двигателями Евро-4 и Евро-5 (в том числе дизельными);
создать налоговые и финансовые стимулы для утилизации старых автомобилей.

Состояние нефтепереработки

Российская нефтеперерабатывающая промышленность не способна обеспечить внутренний рынок достаточными объемами качественного, экологически безопасного топлива. Уже сегодня дефицит высокооктанового бензина АИ-95 составляет более 3 млн. тонн.
Большинство установок на современных российских НПЗ построены по проектам 50-60-х годов. Выход автомобильных бензинов на тонну переработанной нефти составляет в нашей стране 16%, мазута . 29%. В Европе . 23% и 14% соответственно.
Сложившаяся ситуация препятствует эффективному использованию природных ресурсов. Чтобы получить одно и то же количество бензина, российскому предприятию необходимо переработать на треть больше сырья, чем европейскому. При этом образуются излишки мазута и дизельного топлива, которые направляются за рубеж для дальнейшей переработки.
Недостаток мощностей по глубокой переработке нефти тормозит развитие нефтехимической промышленности. Обладая огромными запасами нефти и газа, Россия является импортером современных композиционных материалов, пластиков, продуктов тонкой химии, катализаторов.
Для того, чтобы российские НПЗ перешли к 2014 году на производство топлива по стандарту Евро-5, необходимы инвестиции в размере 40-50 млрд долл.
Силами отдельных компаний ситуацию в отрасли нельзя изменить кардинально. Цикл реализации инвестиционного проекта в нефтепереработке составляет в среднем 15 лет, пять из которых уходит на строительство (реконструкцию) производственной установки, десять . на достижение точки безубыточности.
Необходимо принять государственную программу модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, содержащую конкретные меры по повышению инвестиционной привлекательности отрасли. В противном случае Россия не сможет сократить отставание от Европы по качеству используемого моторного топлива.

Основными условиями привлечения инвестиций в модернизацию российской нефтепереработки являются:
принятие экологических стандартов моторного топлива, обязательных для соблюдения нефтеперерабатывающими предприятиями;
вытеснение с рынка суррогатного моторного топлива:
Ø создание эффективной системы контроля качества моторного топлива на АЗС;
Ø ужесточение санкций за реализацию топлива, не отвечающего действующим экологическим стандартам;
Ø добровольная сертификация АЗС на соответствие экологическим стандартам;
реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической эффективности нефтепереработки:
Ø отмена таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, аналоги которых не производятся в РФ;
Ø предоставление льготы по налогу на прибыль на сумму капитальных вложений производственного назначения, а также выплат по кредитам, использованных на эти цели;
Ø разрешение учитывать переоценку стоимости основных средств для целей налогообложения;
Ø применение пониженных ставок акциза на моторные топлива с улучшенными экологическими характеристиками;
стимулирование замены устаревшего парка автомобилей, не отвечающего европейским стандартам.

Предлагаемые меры позволят перейти на европейские стандарты моторного топлива без ущерба для уровня жизни граждан России.


Перечень вопросов, актуальных для развития нефтеперерабатывающей промышленности

В рамках компетенции Правительства Российской Федерации в целях стимулирования экономического развития нефтеперерабатывающей промышленности представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы:
Применения к моторным топливам (автомобильным бензинам и
дизельным топливам) с улучшенными экологическими характеристиками
(EN-590:2004 и EN-228:2004) пониженных ставок акциза.
Отмены взимания ввозных таможенных пошлин на
технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему,
аналоги которых не производятся в Российской Федерации.
Предоставления льготы по налогу на добавленную стоимость,
уплачиваемому при таможенном оформлении ввоза технологического
оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которых
не производятся в Российской Федерации.
Предоставления льготы по налогу на прибыль в части
уменьшения налоговой базы для начисления налога на сумму фактически
произведенных затрат за счет прибыли, направленной предприятиями на
финансирование капитальных вложений производственного назначения, а
также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти
цели, включая проценты по кредитам.
Регулирования тарифов на транспортировку нефти и
нефтепродуктов по сетям магистрального трубопровода в части введения
экономических санкций за перевалку низкокачественной продукции, которая
при смешении с продукцией базового качества снижает ее потребительские
свойства и влечет за собой ущерб потребителя.
Отмены двойного налогообложения подакцизной продукции, когда налоговая база для начисления налога на добавленную стоимость при реализации подакцизной продукции определяется с учетом акцизов.
Снижения ставки налога на добавленную стоимость в
целях удешевления нефтепродуктов, реализуемых населению.


Выскажите свое мнение


В избранное