Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 1 июня 2007 г.


1 июня 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Владимир Якунин: Свою лепту вносят и разнообразные группы интересов, перетягивающие одеяло государственной политики на себя

Якунин Владимр ИвановичПрезидент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин опубликовал статью "К вопросу о качестве государственной политики", в которой, в частности, отметил: "Для устойчивого состояния политической системы имеющиеся недостатки должны соответствующим образом активно компенсироваться. К примеру, в политической системе США преобладает подход к самоуравновешиванию интересов на уровне органов законодательной власти путём плюралистического процесса выражения интересов. Разработаны процедуры перераспределения влияния групп интересов при разработке и реализации государственных политик на основе схем лоббирования. Российская же государственная система не может похвастаться существенными достижениями. Причина этого кроются, прежде! всего, в неотлаженности механизмов работы системы государственного управления, специфика и структура которого так и не были окончательно определены в процессе многочисленных реформ.
Однако винить в отсутствии стройности политики на государственном уровне только государственную систему было бы нелогично. Свою лепту вносят и разнообразные группы интересов, перетягивающие одеяло государственной политики на себя в целях привлечения как можно большего количества государственных ресурсов и легитимного государственного принуждения[10]. В результате единая государственная политика, чётко выражающая цели, задачи, структуру управления государством и позволяющая уяснить перспективы развития государственной системы, не сформирована. Этот недостаток усиливается из-за отсутствия общих представлений о единой системе государственных интересов среди значительной части политиков, зачастую очень слабо взаимосвязанных между собой. Примеры оче! видны: результаты административной реформы, итоги реализации поставленной Президентом РФ задачи двукратного роста ВВП, преобразования России в глобальную энергетическую сверхдержаву и, наконец, некоторые тенденции, проявляющиеся при реализации национальных проектов. Указанные инициативы в общем-то идеологически взвешены, имеют вполне отчётливые целевые и ценностные установки, вполне соответствуют национальным интересам. В чём же причина существенных сложностей и даже неудач в осуществлении этих проектов?
Одна из причин лежит на поверхности . это раздробленность и несогласованность государственной политики. Бросается в глаза, что при единстве целевых установок в управленческом смысле реализация одного проекта ослабляет возможности реализации другого. В результате не достигается единой стратегии, наполняющей содержанием государственную политику, что способствует ее расщеплению на многочисленные и порой противоречащие друг другу политики.
Основная причина этих явлений заключается в отсутствии единого документа, определяющего государственную политику на долгосрочную перспективу. С одной стороны, институты государственной власти регулярно принимают различного рода планы и стратегии развития, но они представляют собой лишь фрагментарные направления отдельных политик. Послание Президента, декларирующее связь между отдельными государственными политиками, задает перспективу всего на год, к тому же  зачастую подвержено влиянию текущих PR задач.
Может быть, необходимые процедуры заложены в регламенты Правительства РФ и федеральных министерств, ответственных за разработку государственных стратегий и программ? Частично механизмы межведомственного согласования в регламентах действительно присутствуют. Но парадокс состоит в том, что разработанные федеральными министерствами, службами и агентствами стратегии и программы не обязательны к исполнению даже на уровне федеральных органов-разработчиков. Единственным примером их подготовки в наиболее адекватной форме можно назвать разработку энергетической и транспортной стратегий, но и они не нашли полноценной поддержки в исполнении на уровне системного государственного управления. В результате бюджетные ресурсы и ресурсы сторонних групп интересов уходят на создание планов и государственных политик, которые могут даже не исполняться. Примером может служить Программа промышленной политики 1997 года, как и многие другие документы.
В результате вновь следует констатировать, что в современной России нет единой стратегии развития на долгосрочную перспективу, которая бы определяла среднесрочное и текущее планирование и управление. Есть отдельные мотивы и интересы, ценные для властвующей элиты, но они не могут претендовать на стратегический характер, хотя и исполняются с завидной тщательностью. К примеру . стабильность государственного устройства, обеспечиваемая через формирование механизмов передачи власти. Несмотря на стратегический характер для государства, это всего лишь интерес, а не комплексное стратегическое решение. Хотя в современной ситуации для реализации этого интереса властвующая элита прилагает больше усилий, использует больше ресурсов, нежели по отдельным стратегическим направлениям, обозначенным Президентом страны".


Выскажите свое мнение


В избранное