Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 8 июня 2007 г.


8 июня 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Владимир Якунин выступил в РСПП по проблемам отечественного машиностроения

6 июня 2007 года члены обеих комиссии рассмотрели проекты двух принципиально важных документов, способных существенно повлиять на темпы и качество социально-экономического развития Российской Федерации. Речь шла о проектах "Стратегии развития транспортного машиностроения РФ в 2007-2010 годах и на период до 2015 года" и "Основных направлениях стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года". Открывая заседание, Президент РСПП А.Шохин особо отметил, что стратегию развития транспортного машиностроения обсуждают члены сразу двух комиссий РСПП - по транспорту и по машиностроительному комплексу. Такой формат совместного заседания диктуется как сложностью рассматриваемых вопросов, так и необходимостью совмещения разных углов зрения на отраслевые проблемы. Очень важно, чтобы Правительство РФ в ходе доработки документа (в апреле этого года он уже рассматривался на заседании Правительства РФ) учло мнение бизнес-сообщес! тва "по широкому кругу" - и производителей, и потребителей продукции отрасли. Президент ОАО "РЖД", член Бюро Правления РСПП В.Якунин, в свою очередь, подчеркнул, что исключительно важно уже на ранних стадиях добиться точнейшей взаимоувязки стратегий развития транспортного машиностроения и железных дорог. К этому необходимо добавить еще стратегию развития энергетики. "Без увязки этих трех стратегий на уровне государственной политики мы не решим ни одной серьезной проблемы".
 
С докладом о "Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года" выступил Ю.Саакян, генеральный директор института проблем естественных монополий. По его оценке, Россия и страны СНГ становятся одной из ведущих конкурентных площадок на мировом рынке продукции отрасли. Российская доля к 2015 году составит не менее 20% мирового рынка.
В этих обстоятельствах стратегия развития отрасли крайне необходима для ее долгосрочного позиционирования на внутреннем и внешнем рынках. Транспортное машиностроение является отраслью, призванной обеспечивать бесперебойное функционирование железнодорожного транспорта -  основы транспортной системы Российской Федерации. В условиях развития рынка и реформирования железнодорожного транспорта, появления многочисленных независимых операторов, роста требований к параметрам вагонного парка, локомотивов и оборудования значение стабильного развития транспортного машиностроения еще более возрастает.
 
За время, прошедшее с момента обсуждения на заседании Правительства РФ, - сообщил Ю.Саакян, - документ претерпел значительные изменения: отраслевой прогноз развития увязан с потребностями и перспективами ОАО "РЖД", более внятным стало обоснование необходимости господдержки (особенно в софинансировании НИОКР и стимулировании трансфера технологий), более аргументированным стало обоснование необходимости перехода к практике заключения долгосрочных контрактов. Обсуждение "Стратегии" в предпринимательской среде показало, что идеология документа поддерживается бизнес-сообществом.
 
Дискуссия по докладу, однако, выявила, что резервы доработки "стратегии" все еще значительны. По мнению участников обсуждения, для обеспечения максимальной эффективности "Стратегии", призванной определить приоритеты развития транспортного машиностроения и основные направления политики в данной сфере, целесообразно учесть следующие соображения:
 
1. В "Стратегии" должны быть более рельефно отражены вопросы формирования современных и перспективных требований к продукции отрасли и к показателям ее качества в условиях роста конкуренции на внутреннем и мировом рынках. "Стратегия" должна четко определить уровень продукции отрасли относительно лучших мировых образцов, сформулировать сильные и слабые стороны отрасли, основные возможности и риски ее развития. Это позволит определить объективные конкурентные преимущества российского транспортного машиностроения и те направления, на которых целесообразно развитие  конкуренции с ведущими мировыми производителями. 
2. В "Стратегии" должен найти отражение более глубокий содержательный анализ проблем рынка, в частности - причин существенного несоответствия спроса и предложения на подвижной состав для грузовых железнодорожных перевозок, поведения потребителей, мотиваций предприятий отрасли и инвесторов, интересов иностранных производителей  и т.д.
3.  "Стратегия" должна содержать более подробно проработанные положения, определяющие направления и механизмы влияния государства на развитие отрасли, а также сферы и пределы его ответственности в решении отраслевых проблем развития отрасли. Должны быть определены условия использования в отрасли тех механизмов государственной поддержки и государственного регулирования, которые уже получили практическое применение и дали эффект в других машиностроительных отраслях (налоговые стимулы, типовые соглашения о промышленной сборке продукции, участие государства в страховании рисков несоблюдения долгосрочных контрактов и т.п.). Вопросы предоставления государственной поддержки должны сопровождаться количественными оценками необходимых затрат и ожидаемых эффектов для потребителей, рынка, бюджета, экономики в целом. При этом все экономические и финансовые показатели должны быть рассчитаны с учетом необходимости скорейшего учета их в бюджетном процессе после приня! тия "Стратегии" Правительством.
4. Вопросы поддержки НИОКР, которым в "Стратегии" уделяется достаточно большое внимание,  должны быть предельно конкретизированы как по научно-техническому содержанию, так и по механизмам.
5. Материалы "Стратегии" должны давать достаточно четкий сигнал бизнес-сообществу относительно приоритетных направлений развития отрасли, а также желательных для государства направлений использования негосударственных инвестиций и механизмов поддержки соответствующих проектов.
6. Структура и построение представленного текста "Стратегии" характерны для документов отраслевого уровня, тогда как значимость рассматриваемого документа, безусловно, выходит за отраслевые рамки. В связи с этим структура, стиль и формат построения "Стратегии" должны быть приближен к стилю и формату документов государственной политики в различных отраслях, принимаемых в последнее время.
По мнению членов двух комиссий РСПП, учет указанных соображений значительно повысит ценность документа и позволит использовать его как долгосрочный ориентир в развитии транспортного машиностроения, смежных отраслей, а также всех видов деятельности, в которых используется данная продукция.
 
На заседании были рассмотрены также "Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года". С докладом выступил старший вице-президент ОАО "РЖД" Б.Лапидус. По его мнению, в целях ускорения экономического роста железнодорожный транспорт должен развиваться опережающими темпами за счет расширения сети железных дорог и модернизации материально-технической базы.
Развитие инфраструктуры транспортной системы представляет собой длительный процесс, требующих значительных инвестиций (прогнозная оценка на 2008-2030 гг. - 9,9 трлн. рублей). В настоящее время инвестиционные возможности бюджетов различных уровней и частного бизнеса существенно возросли, однако их использование в сфере развития инфраструктуры должно быть подчинено единой системе приоритетов.  Поэтому разработка документа, определяющего основные направления развития железнодорожного транспорта на долгосрочную перспективу, представляется весьма актуальной.
Б.Лапидус выразил также надежду, что работа над "Основными направлениями" позволит создать прототип единого транспортно-экономического баланса как основы для принятия решений по развитию инфраструктуры транспортного комплекса РФ в целом.
Участники заседания, отметив высокую степень готовности документа, предложили:
- обеспечить более тесную увязку положений "Основных направлений" со стратегиями развития инфраструктуры других видов транспорта;
- отразить в тексте необходимость опережающего развития контейнерной транспортной системы страны, в котором железнодорожный транспорт объективно должен играть ведущую роль;
- зафиксировать в "Основных направлениях" основные железнодорожные проекты, которые предполагается реализовать за рубежом;
- включить в состав рабочей группы по подготовке уточненного варианта документа представителей частных грузоперевозящих компаний.
Члены комиссий РСПП по транспорту и машиностроительному комплексу приняли решение подготовить в десятидневный срок проекты официальных позиций Российского союза промышленников и предпринимателей по рассмотренным документам. После утверждения Бюро Правления РСПП позиции будут направлены в федеральные органы государственной власти РФ.
 
 
 
Департамент информационных ресурсов и технологий РСПП


Выскажите свое мнение


В избранное