Лучистый известковый
шпат, египетский алебастр, алабастрит, гибралтарский камень, каппадокийский
камень, мрамор тавризский, оникс пещерный, или, как мы его сейчас называем,
мраморный оникс, на протяжении вот уже нескольких тысячелетий высоко ценится как
поделочный и облицовочный камень.
Мраморный оникс красив, хорошо поддается обработке и довольно
широко распространен в природе. Слоистое или радиально-лучистое строение камня
образует замечательный тонкий рисунок. Белые, желтовато-сливочные, розовые,
золотисто-коричневые полосы, чередуясь, переходят одна в другую. К тому же
камень просвечивает на глубину 3—4 сантиметра.
У древних египтян оникс (подразумеваем мраморный оникс) был одним
из любимых камней. Они добывали его в различных местах Аравийской пустыни,
преимущественно неподалеку от восточного берега Нила. Самые крупные каменоломни
(их называли аренариями) находились вблизи Хатнуба; они многократно упоминаются
в письменных источниках в период с III по XX династии. Так, например, одна из
наскальных надписей говорит о том, что в ониксовые копи отправлено 1600
человек...
Игрушки северного края
С
глубокой древности известны на Руси глиняные
игрушки, и делают их в
разных краях нашей страны. Древний город Каргополь — один из
центров русской глиняной игрушки. Промысел этот зародился здесь не случайно:
почва на севере скудная, каменистая, глинистая — не прокармливает, а потому
приходилось крестьянам искать подспорье, и занимались они разными ремеслами.
Освоили и гончарные
премудрости, передавая их по наследству. Так появились в северном
крас целые деревни, где почти в каждом доме жил гончар.
Изготовляли всякую посуду: горшки,
кринки, а из остатков темной глиняной массы лепили простенькие игрушки —
лошадок, кур, утиц, коров, кукол. Были они поначалу блеклыми, однотонными —
красок у мастеров тогда не было. Правда, некоторые гончары приспособились
раскрашивать свои изделия печной сажей, мелом и цветной глиной...
Конструируем из пластики
Долгое
время не существовало материала, из которого можно было бы лепить, как из
пластилина, но который в законченном изделии приобретал бы
твердость обожженной глины. Не так давно этот материал появился.
Своим опытом работы с этим материалом делится преподаватель
Пензенского политехнического института В. Шпаковский.
Копируя в миниатюрных игрушках мир взрослых, ребенок познает его.
На протяжении веков игрушками служили уменьшенные копии реальных предметов:
дома, корабли, фигурки человека и животных.
В начале прошлого века фигурки нередко отливали
из олова и раскрашивали. Их делали из глины, дерева и даже из
слоновой кости. Ныне дети сами могут делать игрушки, чаще всего из пластилина, папье-маше или
обычной бумаги. Этим материалам, однако, не хватает прочности...
Мозаика из дерева
Искусство
деревянной мозаики берет свое начало от древней инкрустации —
украшения деревянных предметов врезками из инородных материалов: слоновой кости,
металлов, смальты и других. Долгое время вставки из древесины служили лишь
вспомогательными элементами. Однако породы тропических деревьев с красивой
текстурой и яркими расцветками все больше привлекали внимание мастеров.
Постепенно деревянные вставки без других материалов заняли основное место в
декоре изделий. Так возникло искусство интарсии —
украшения деревянных предметов врезками других пород.
Периодом расцвета искусства деревянной мозаики в Европе принято
считать эпоху Возрождения. Наибольших успехов достигла флорентийская школа XV
века. Изобретение аугсбургским столяром Георгом Реннером в XVI веке
приспособления для получения тонких древесных фанерок и лобзика с
пилками значительно облегчило выполнение мозаичных наборов, привлекло новых
талантливых мастеров...
Творчество
скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства — это своего рода
летопись культуры, запечатленная, как говорят художники, в «материале». Именно
поэтому материал, которым пользуется мастер, очень часто определяет не только
характер будущего произведения, но и его сохранность и долговечность. В этом
отношении камень не имеет соперников. Наши знания искусств исчезнувших
цивилизаций во многом определяются тем, насколько широко использовался камень в
ту или иную эпоху.
Самые древние из дошедших до нас произведений искусства, в
которых камни использовались как цветовые пятна, относятся к третьему
тысячелетию до нашей эры, ко времени цивилизации шумеров. Эти цветовые
композиции и были тем, что мы называем теперь мозаикой.
Замечательного расцвета достигло искусство мозаики в античной
Греции и Риме. Выдающиеся художники украшали стены и полы дворцов, храмов,
мавзолеев сюжетными композициями и орнаментами, используя богатейшую палитру
каменных пород...