В
давние времена, когда еще не знали, что такое клей,
а гвозди не
были изобретены, народные мастера пользовались надежным крепежом — так
называемым соединением «в зажим». Без
единого гвоздя ладили они различную домашнюю утварь, короба,
игрушки для детей. К сожалению, до нас не дошли образцы самих изделий, но факт
их изготовления подтвержден археологами: например, при раскопках древнего
Новгорода были найдены гнутые части от табурета, относящиеся к XII—XIV векам.
Выполнены они, как можно судить, именно таким способом.
Публикация о находке заинтересовала Геннадия Яковлевича Федотова.
Трудно было по маленькой информации в академическом журнале разгадать секреты
новгородских умельцев, пришлось заняться поиском новых сведений. Дело оказалось
хлопотным — приемы работы новгородцев не сохранились. Что-то похожее делали в
30-е годы прошлого столетия горьковские умельцы...
Кузнечное
ремесло было известно на Руси уже в глубокой древности. Из-под молота кузнеца
выходили самые разнообразные поковки — от небольшого рыболовного крючка до
многопудового плуга. Без кузнечных поковок нельзя было обойтись ни плотнику, ни
столяру, ни резчику по дереву или камню. Топор и тесло, стамески и долота,
сверла и железки рубанков — все эти и многие другие необходимые инструменты
изготовлялись в кузнице. Во времена лихолетья ковал кузнец рогатины и мечи, щиты
и шлемы. Но все же постоянными заказчиками его были крестьяне. Кузнец изготовлял
подковы и сам подковывал лошадей, ковал серпы и косы, мотыги, вилы, лемехи для
плугов, всевозможную домашнюю утварь.
Если от лемеха и серпа требовались прежде всего прочность и
удобная рациональная форма, то к изделиям для дома заказчики — и сельские и
городские — предъявляли дополнительные требования: они хотели видеть заказанные
предметы не только удобными, но и красивыми...
В
предыдущей статье мы рассказали о том, какие инструменты нужны для
занятий художественной ковкой, и дали описание нескольких кузнечных операций.
Сегодня мы заканчиваем разговор о художественной ковке.
Гибка
Заготовки изгибают на наковальне, в тисках или на специальной
оправке. Чтобы согнуть заготовку под прямым углом, ее укладывают на наковальню,
прижимают сверху кувалдой и загибают выступающий конец ударами подручника. Если
нужно придать заготовке плавные изгибы, операцию выполняют на коническом роге
наковальни. Например, на нем выгибают завитки и спирали. Очень удобно сгибать
спирали на специальной оправке, которую вставляют в отверстие наковальни.
Спирали из тонкого прутка или толстой проволоки сгибают в холодном состоянии в
тисках, плотно укладывая виток к витку. Этот прием применяют при изготовлении
декоративных деталей — так называемых шишек. Свернутые с двух сторон спирали
выколачивают на конической оправке, а затем совмещают основания полученных
спиральных конусов...
Если
бы мы окинули беглым взглядом историю зодчества, то сразу же убедились бы, что
камень, бесспорно, — любимый отделочный материал архитекторов. Это естественно:
он прочен, долговечен, а главное — красив. Самые смелые замыслы художников
воплощаются в камне и живут века. Нет необходимости приводить примеры — каждому,
где бы он ни жил, вспомнятся прекрасные образцы каменной вязи.
Взгляните на фотографию в начале статьи. Это уже не древность, а
современность. Грузинские архитекторы, проектируя здание Публичной библиотеки в
Тбилиси, обратились к камню.
А если от этого здания подняться к подножию горы Мтацминда, мы
выйдем к художественному училищу имени М. Тоидзе. Из его стен выходят
чеканщики, живописцы-альфрейщики,
художники по ткани, мастера
керамики, реставраторы исторических памятников и другие
специалисты. Среди них — резчики по камню...
В
романе Александра Дюма «Двадцать лет спустя» есть такой эпизод: д'Артаньян и
Портос, расставаясь с Атосом и Арамисом после неудачной экспедиции в Англию,
договариваются между собой о том, как они будут сообщать друг другу о своих
дальнейших передвижениях. «В каждой гостинице, в каждом доме, где мы будем
останавливаться,— говорит д'Артаньян,— мы будем писать ножом на стене или
алмазом на стекле какие-нибудь знаки, которыми смогут руководиться в своих
поисках те, кто останется на свободе». Эта фраза свидетельствует: д'Артаньян,
как и многие люди до него, знал, что алмаз — самое твердое вещество на земле, и
им можно «писать» на любом другом материале.
Твердость — это степень сопротивления вещества какому-либо
механическому воздействию на него, обычно царапанию или вдавливанию. Первую
шкалу для определения относительной твердости минералов предложил немецкий
ученый Ф. Моос в 1811 г...