В России автомобили с включенными днем фарами давно уже не вызывают никакого удивления. Еще в 2010 году в правила дорожного движения были внесены поправки, которые обязывают водителей в светлое время суток включать на всех движущихся транспортных средствах фары ближнего света, противотуманные фары либо специальные дневные ходовые огни. Эта норма закреплена в пункте
19.4 ПДД и за ее невыполнение грозит штраф в размере 100 рублей (статья 12.20 КоАП РФ).
Поэтому напрашивается очевидный вывод – включение и выключение осветительных приборов нужно автоматизировать. Вот тут нам и потребуется автомат включения дневных ходовых огней. При разработке схемы
ставилась задача максимальной унификации для установки в любые марки автомобилей, простота конструкции, позволяющая собрать устройство при наличии минимальных знаний в электротехнике, а также доступность всех деталей. Схема автомата приведена на рисунке.
Автомат обеспечивает включение фар ближнего света или противотуманных фар совместно с габаритными огнями при запуске
двигателя. Работающий двигатель определяется по давлению масла в системе смазки двигателя. При включении ручного тормоза освещение выключается, что дает возможность прогревать двигатель при выключенных фарах.
Для сборки потребуется: реле автомобильное четырехконтактное (2 шт., на схеме К1
и К2), реле автомобильное пятиконтактное (1 шт., на схеме К3), монтажные колодки для реле (3 шт.), клеммы автомобильные для проводов под ножки реле (12 шт.), провод монтажный 1.5–2.5 кв. мм 5 метров, диод 1N4003 или аналогичный, рассчитанный на прямой ток не менее 200 мА и обратное напряжение не менее 30 В (2 шт.), термоусадочная трубка 8 мм 50 см или изоляционная лента. Обратите
внимание, что четыре клеммы должны быть под большее сечение, так как в них придется зажимать по два провода, а в остальные восемь по одному, они могут быть поменьше. Брать клеммы лучше с запасом, так как если специального инструмента для обжима нет, то пару-тройку вы точно испортите. Монтажная схема приведена на рисунке.
Теперь приступаем к сборке. Для начала
соедините между собой колодки реле – для этого у них есть специальные защелки, блок из трех соединенных реле смотрится аккуратнее и его легче разместить в автомобиле. Поверните колодки к себе узкими щелями – это вид со стороны реле, как на рисунке.
Отмерьте достаточное количество
провода для того, чтобы его можно было протянуть от места установки блока в автомобиле до нужных цепей. 50–60 см должно хватить, если размещать устройство недалеко от переключателя света или в блоке реле. Приготовьте второй провод длиной 5–6 см.
Зачистите оба провода с одного конца и зажмите в одну клемму. Маленькие лепестки клеммы, ближайшие к широкому концу, должны плотно обжать медные жилы, а большие лепестки – изоляцию провода. Если есть возможность, то клемму можно пропаять — хуже точно не будет. Но можно и оставить на обжимке, в автомобиле вообще все клеммы на обжимке и ничего, все работает. Для эстетичности
и во избежание коротких замыканий наденьте на клемму термоусадочную трубку и прогрейте зажигалкой или паяльным феном для усадки. Термоусадочная трубка должна плотно охватывать клемму и 1–1.5 см проводов. Защелкните клемму в левое гнездо левой колодки (контакт 86 на схеме) – это будет провод № 1.
Затем обожмите свободный конец короткого провода еще с одним отрезком провода в 5–6 см в клемму, установите термоусадочную трубку и защелкните в левое гнездо среднего реле (контакт 86). Обожмите свободный конец со следующим
коротким проводом и защелкните в верхнее гнездо среднего реле (контакт 30). Думаю, что вы уже поняли как подсоединить остальные провода, руководствуясь монтажной схемой. Провод, идущий к анодам диодов, к выводам диодов придется припаять, скрутить здесь не получится, слишком не надежно. Кстати, вывод анода у диодов тот, который без серебристого ободка на корпусе. К свободным выводам диодов нужно также подпаять два провода длиной 50–60 см. Диоды лучше также упрятать в термоусадочную трубку.
Вот теперь автомат включения дневных ходовых огней готов. Установите реле в колодки (не перепутайте, пятиконтактное реле устанавливается в правую колодку) и можно устанавливать
блок в автомобиль. Если вы не слишком хорошо разбираетесь в электрике, то лучше поручить подсоединение автоэлектрику. Блок реле устанавливается в любом удобном месте, желательно недалеко от переключателя наружного освещения или блока реле. Провод № 1 подключается к цепи, в которой появляется +12 В при включении зажигания. Провод № 2 подключается к проводу, подающему +12 В на фары ближнего света или противотуманные фары, если вы решили использовать в качестве дневных ходовых огней именно
их. Провод № 3 подключается к постоянным +12 В. Провод № 4 подключается к проводу, подающему +12 В на габаритные огни. Провод № 5 подключается к массе. Провод № 6 подключается к проводу датчика давления масла. Провод № 7 подключается к проводу выключателя лампы ручного тормоза. Вот и все. После этого о переключателе света в
автомобиле можно просто забыть!
Внимание! Если вы не уверены в своих силах, проконсультируйтесь перед сборкой устройства у автоэлектрика. Неправильная сборка и подключение устройства могут привести к короткому замыканию и возгоранию автомобиля!