Очень важно, наконец, приучить ребенка заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, собранно и в хорошем темпе. Этому тоже должны научить его старшие.
Обычно у маленького школьника существуют два повода для отвлечений. Один из них — игра. Даже усевшись с целью готовить уроки, он легко
может заиграться, увидев оставшегося на столе со вчерашнего вчера оловянного солдатика, игрушечную машину или детали «Конструктора».
Второй повод якобы деловой. Школьник постоянно отвлекается, чтобы заточить карандаш, вставить стержень в авторучку, найти линейку, учебник, дневник. В любом из этих случаев процесс втягивания в работу прерывается, и его каждый раз приходится начинать заново с самой неприятной начальной фазы — фазы принуждения самого себя. То же происходит и при отвлечениях на игру. Чем больше будет подобных отвлечений, тем большего
напряжения потребует от школьника приготовление уроков, тем неприятнее будет приниматься за уроки в следующий раз.
Чтобы избежать этого, следует завести четкое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что не имеет к ним отношения, и приготовлено все, .уто нужно для работы. Если домашние условия позволяют то стол, предназначенный для занятий, лучше вообще не использовать ни для чего больше — ни для игр, ни для вырезания и склеивания и т. д. Хорошо установить четкий и постоянный порядок на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Скажем, все вспомогательные вещи, которыми
придется пользоваться, — линейку, резинку, карандаш и т. п. — класть слева от себя. Учебники, тетради, дневник — справа от себя. Все, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель, если это нужно назавтра в школе, или убирать в одно, определенное место (ящик стола, на полку и т. д.).
Менее опасной на первых порах и менее заметной для родителей является вырабатывающаяся у многих ребят привычка заниматься вполсилы. Они вроде бы ни на что постороннее не отвлекаются, но их мысли текут лениво, постоянно прерываясь и в силу этого постоянно возвращаясь на уже пройденное. В начальных классах - это сказывается лишь на увеличении общего времени приготовления уроков. И родители не обращают на это внимания. Ну подумаешь,
просидел ребенок полтора часа, когда другие дети справляются меньше чем за час, главное, чтобы уроки были хорошо выучены. Но при переходе в старшие классы, когда объем материала резко возрастает, школьник, усвоивший замедленный темп работы, начинает тратить на уроки по 4—5 ч, тогда как его товарищи укладываются в 2— 2,5 ч. У него не остается времени ни на прогулки, ни на интересные книги, ни на кино, ни на встречи с друзьями. Все его внешкольное
время съедают уроки. Чего ж удивительного, если он начинает считать, что они отравляют ему жизнь, и относится к ним как к тяжелой повинности? А отсюда, понятно, один шаг и до нежелания учиться.