Здоровье Мамы и Дитя Развивающие игры для дошкольников.
Кончается дошкольное детство детство вашего ребенка. Вы все чаще думаете о том, что пройдет еще немного времени — и ему пора будет идти в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию...
Предостерегаем вас от ошибки, которую совершают многие родители." не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьную премудрость. Ведь перед ним — вся жизнь. А она будет такой сложной и многоплановой, в ней встретится - столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому помните, что главное для ребенка — быть веселым, активным, сообразительным.
Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, самостоятельность. И не забывайте, что ребенок сможет большего добиться в жизни, если будет обладать уверенностью в себе, в своих силах. А для этого главное — отмечать его достижения и 'не акцентировать недостатки, хвалить за успехи и не ругать за ошибки.
В игре «Выложи сам» дошкольник научится анализировать форму предметов. Дайте ему контур предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор нужных фигур. Например, собаку можно сложить вот так:
Если сделать образец не в «натуральную величину», по размеру фигур, а мельче, задача усложнится. Ее сложность зависит и от того, даются ли ребенку только те фигуры, которые необходимы, или их больше и ему придется отбирать нужные.
Игра станет интереснее, если в нее будут играть несколько человек. Образцы можно расположить на листе картона по кругу и укрепить в центре круга на стержне вращающуюся стрелку. Один из участников игры будет крутить стрелку, другой — выкладывать изображение, на которое она указала. Хорошему игроку можно дать новое задание — самому придумать, как выложить какой-нибудь предмет.
Игра «Что такой длины? ширины? высоты?». Эта игра научит дошкольника обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные ее параметры — длину, ширину, высоту. Вы загадываете какой-нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов, стоящих в комнате, с этой полоской. Потом загадайте другой предмет, измерив его высоту, третий
— измерив его ширину. Следите, чтобы ребенок измерял именно тот параметр величины, который вам задали. Играя, можно меняться ролями — тогда загадывать будете по очереди вы и ваш ребенок.
Игра «Волшебная палитра». Получать оттенки цветов, смешивая краски, можно и в рисовании. Лучше всего пользоваться при этом гуашью. Дошкольник может нарисовать, «как светлеет небо на рассвете», с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре (или на заменяющем ее блюдечке), постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше. Главное — добиться, чтобы оттенки изменялись
как можно равномернее. Другие задания на получение оттенков, различающихся уже не по светлоте, а по цветовому тону, — нарисовать, «как заходит солнце» (переход от оранжевого к красному цвету), «как желтеют листья осенью» (переход от зеленого к желтому).
В игре «Угадай, что спрятано» От дошкольника потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описания разных предметов. Спрячьте какую-нибудь игрушку и опишите ребенку ее внешний вид, например: «Желтое, тело круглое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Если ребенок догадается, вы отдаете ему спрятанный предмет. Следующим прятать и описывать предмет будет ребенок. Можно разнообразить игру, пряча предметы в «чудесный
мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.
Для развития произвольного внимания очень хорошо поиграть с ребенком в игры, которые представляют собой вариант старинной игры «Вам барыня прислала туалет...». В этой игре двое участников — ребенок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры.
Перед началом игры надо объяснить ребенку, что вы будете играть в вопросы и ответы. Отвечать ребенок может все, что угодно, но не называть какого-нибудь одного запрещенного цвета, например белого. Затем ребенку задаются самые различные вопросы, к примеру: «Был ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Если он ошибается и использует запретное слово, то он становится ведущим. Выигрывает
тот, кто сумеет ответить правильно на большое количество вопросов.
Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку с запретным цветом. Когда у малыша есть такое внешнее вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя два запретных цвета или запретные слова, например «да» и «нет».