Известно, что дети рождаются с разным темпераментом, разными типами нервной системы. Одни реагируют на все очень бурно, другие затаиваются. Даже плачутмаленькие дети по-разному: одни громко и требовательно, другие жалобно, тихо. Было бы очень скучно, если бы все были одинаковыми. Ребенок входит в жизнь еще не личностью, но уже индивидуальностью. И родители должны быть с самого начала готовы принять его таким, каков он есть. По-своему привлекателен каждый, и человек любого
типа может быть счастлив, если сможет принимать сам себя со всеми своими особенностями.
Однако многие взрослые предпочитают детей тихих и послушных. Эта приверженность обусловлена не чем иным, как удобством. Но если разобраться, причин для беспокойства у родителей тихих, послушных и безответных детей ничуть не меньше, чем у родителей шалунов.
Педагогов можно понять: в ситуации, когда в группе детского сада —25 малышей, а в школьном классе — 35 учеников (за каждого из которых педагог отвечает головой), подвижные дети — потенциальный источник опасности для себя и для других. Активные дети часто нарушают запланированный ход занятия или
урока, Они не могут работатьв общем, достаточно медленном темпе, им становится скучно, и они отвлекают других детей. Родители должны понимать это и относиться снисходительно и к педагогу, и к собственному ребенку.
Вспомните себя в детстве. Бывает, жалуются родители на «художества» своего ребенка. Спрашиваешь: «Ну а вы в его возрасте разве этого не делали?» В ответ улыбка до ушей: «Что вы,и мы еще и не то делали! Представляете...» Далее следует рассказ о «подвигах» из родительского прошлого, по сравнению с которыми «злодеяния» их ребенка просто меркнут. Взрослые вообще склонны требовать от маленьких детей больше, чем от самих себя. Малыши должны все убирать на место, хотя взрослые нередко разбрасывают вещи где попало. Ребенок должен всегда говорить со взрослым вежливо в то время, как взрослый может постоянно срываться на него. Нам трудно поставить себя на место ребенка. И все-таки попытайтесь это сделать.
Двигаться необходимо! Наши дети, особенно в городах, очень мало двигаются. В детском саду от них все время требуется вести себя тихо. Дома — тоже. Из этого нетрудно сделать вывод: при малейшей возможности не ограничивайте ребенка в движении. Наоборот, надо дать ему полную двигательную нагрузку. При этом не забудьте, что потребность в движении индивидуальна. Одному нужно полчаса, другому
не хватит и двух. Для ребенка старше пяти лет полезно организовать спортивные или другие двигательные занятия, причем на свежем воздухе. Но и «тихие игры» не отменяются. Лучше, если вы поиграете в них вместе с ребенком — тогда он дольше будет на них сосредоточен, сохранит к ним интерес. А после всех игр приготовьте успокаивающие чаи для детей.
В особенно тяжелом положении сегодня оказываются мальчики. От природы они более непоседливы, более активны и нетерпеливы. Они просто должны быть такими. К тому же, как показали исследования, к 6—7 годам они гораздо более независимы в своем поведении от оценок взрослых, нежели девочки. Не забудем, что подавляющее большинство педагогов — женщины. Им не понять, в чем прелесть игры в «войну», чем хороши ржавые железки, палки и камни, как захватывает игра в «солдатиков».
Как распознать болезнь? И все-таки чрезмерно большая активность ребенка свидетельствует о заболевании. Его тревожные симптомы: ребенок ни на чем не может сосредоточиться, беспорядочно бегает, агрессивен. Он не способен связно рассказать о чем-либо, не умеет играть со сверстниками, не может слушать объяснения взрослого. По вечерам такой малыш долго не засыпает и беспокойно спит.
В таком случае срочно требуется консультация специалиста
Подготовка к школе. Прежде всего надо приготовиться родителям. Стоит себе сказать, что не может быть у первоклассника сплошных пятерок. Придется ему что-то объяснять дома, и по нескольку раз, помогать делать уроки и не сердиться за неудачи, а напротив — поддерживать ребенка, вселять веру в себя, в свои способности.
Большое подспорье, если ребенок уже умеет читать, считать до 10. Тогда ему будет легче и приятнее учиться, ведь с самого начала у него будет что- то получаться. С ребенком надо много говорить, чтобы в школу он пришел с хорошо развитой речью, пусть лучше заслужит репутацию «балованного», но умного.
И запомните: прекрасно, когда ребенок подвижный и активный. Прекрасно, когда он бесконечно задает вопросы и во все сует свой нос. Прекрасно, когда у него есть свои планы и намерения, свои интересы. Ребенок имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках. Ребенок имеет право быть любимым родителями таким, каков он есть!