Многие родители испытывают удивление, когда дети в два с половиной или три года начинают задавать вопросы о физическом отличии лиц противоположного пола или откуда берутся дети. Вопросы всегда задаются неожиданно. Многие подростки (обычно мальчики) бывают так озабочены своими сексуальными превращениями, что сбивают с толку родителей, которые пытаются им что-то объяснить, и заявляют, что они уже все знают.
Беседы матери с дочерью имеют обычно менее напряженный характер. Дети от двух с половиной до шести лет облегчают роль родителей своим наивным любопытством и отсутствием застенчивости. Они воспринимают любую информацию или дезинформацию. В этом возрасте у детей происходит изменение представления о сексе, которое оказывает сложное и мощное влияние на сексуальное развитие человека.
Многие дети начинают осознавать, что существует физическая разница между мальчиком и девочкой. В 3—4 года дети хотят знать, откуда берутся дети. В этот период у детей есть и другие эмоциональные факторы, осложняющие им жизнь. У многих детей возникает чувство любви к родителям противоположного пола, и они по-новому оценивают своих родителей. Мальчик, например, хочет жениться на маме, девочка может сказать то же самое о папе. Такое обожание
своих родителей формирует романтический идеал, который будет влиять на дальнейшую жизнь человека. Мальчикам и девочкам хочется играть в «свадьбу» и воспитывать детей: им интересно играть в сексуальные игры, которые выражают не только сексуальное чувство, но и большое любопытство к половым органам.
Постепенно дети в 5—6 лет начинают понимать, что родители уже женаты и женитьба на них невозможна. Это приводит к тому, что у девочки или мальчика временами появляется подсознательное чувство ревности и возмущения.
Несмотря на сильное чувство ревности к родителям своего пола, мальчики подражают папам, а девочки — мамам. Таким образом, они создают свои идеалы, которым хотят следовать, когда подрастут.
В 6—12 лет из-за страха соперничества с родителем своего пола дети пытаются подавлять свой интерес к сексу, женитьбе и детям. Они начинают интересоваться сексом, стремясь получать информацию из литературы и узнавать о сексе животных, а не людей. Что же происходит с их романтическим отношением к родителям противоположного пола и любопытством относительно строения половых органов, рождения детей?
В 6—7 лет все эти эмоциональные чувства претерпевают трансформацию: любопытство к сексуальной анатомии расширяется и включает многие аспекты природы и науки. Обожание и подражание родителям переходит у детей в подражание своим сверстникам и развитие независимости.
Дети говорят, одеваются и ведут себя так, как их друзья. Они идеализируют героев рассказов, спорта, науки. Романтическая влюбленность в родителей противоположного пола остается подавленной до подросткового возраста, когда вновь появляется влюбленность в учителей, киноактеров, певцов. Затем приходит любовь к сверстникам. Такая любовь краткосрочная — подростки
идеализируют своих возлюбленных, наделяя их не свойственными им качествами. Но даже когда дети начинают подходить к выбору более реально, их духовная привязанность к родителям противоположного пола, которую они долго подавляли, может проявиться, но уже в любви к поэзии, музыке, искусству.
Как лучше проводить сексуальное воспитание? Прежде чем ответить ребенку в 2,5 года на вопрос о разном строении половых органов у мальчиков и девочек, родители должны объяснить, что девочки и мальчики — это будущие мужчины и женщины с разным строением тела. На первый вопрос ребенка о появлении детей ответить относительно просто, сказав, что в животе у мамы из семечка растет ребенок, который появляется на свет из специального отверстия.
Только через год или два ребенок может спросить об участии отца в создании ребенка. В это время (ребенку уже 4—-8 лет) нужно не только рассказать о роли отца в зарождении жизни, но и подчеркнуть сильную взаимную любовь родителей, желание доставить друг другу радость, желание воспитать ребенка.
Для сексуального воспитания детей можно использовать книги. Они важны еще и потому, что в них много диаграмм и рисунков, которые помогают детям лучше понять объяснения родителей и учителей. Тем родителям, которые затрудняются давать пояснения на сексуальную тему, можно прибегнуть к помощи книг.
Существуют две причины, затрудняющие разговор на сексуальную тему родителей и детей. Когда подростки начинают осознавать появление сильных чувств, они неохотно открывают их родителям, которые обычно критикуют их.
К тому моменту, когда дети начинают играть с детьми старшего возраста, они слышат страшные истории о родах и некоторых натуралистических подробностях процессов рождения ребенка. Современные родители считают, что обсуждение с детьми проблем спермы, яйцеклетки и строения половых органов не представляет большого труда. Затруднение вызывает объяснение сексуального контакта и возникновения сильного чувства. Родители могут показать, что даже сейчас, во время сексуальной
распущенности, многие молодые люди, которые чувствуют себя не готовыми для полового контакта, несмотря на советы друзей (которые называют их холодными и импотентами), не хотят вступать в интимные отношения до женитьбы. Родители могут объяснить в таком случае, что многие люди творческого труда — композиторы, писатели, артисты — не имели интимных отношений, пока они не повзрослели.