Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшая жизнь

  Все выпуски  

Лучшая жизнь. Инокомыслие


Холодные волны северного озера резкими шлепками по прибрежным валунам предвещали скорую непогоду. И хотя студеный ветер уже собрал над водой непослушное тёмно-серое стадо дождевых облаков, инок знал, что гроза не начнётся пока еле видная точка на горизонте не примет очертания деревянной лодки, и пока нога нового настоятеля не сделает первый шаг на берег их монастырского острова. Инок прожил на этом острове половину своей всё ещё молодой жизни, и, пройдя послушание трудника, сумел благодаря своему доброму нраву и острому аналитическому уму заслужить любовь и уважение всей монастырской братии. Плавным движением головы он успокоил взволновавшихся о приближающейся грозе братьев и с вдохновенным смирением направил взор свой в помощь служившему на вёслах монаху. Будто помогло это мозолистым кистям терпеливого гребца, и вот уже ударилась лодка о берег, и ступил на него кожаный сапог нового настоятеля. Взглянул инок в глаза новому настоятелю и увидел в них блеск молнии. Гром же услышал инок, когда приветствовал игумен братию свою. А влажные дождевые капли потекли по щекам инока, когда почтительно целовал он руку нового настоятеля своего.

Как-то спустя месяц после прибытия прогуливался настоятель по обители и услышал оживлённую беседу. Отворив дверь в келью инока, увидел он его в окружении молодых послушников, и стало интересно настоятелю, о чём говорил инок. Игумен был осведомлен, что был инок родом из столицы, отец его был учёным-генетиком, а мать доцентом на кафедре философии. Инок остался сиротой в девять лет и, закончив девять интернатских классов, решил встать на путь веры. Ему помогли в этом сотрудники социальной защиты, чем и сослужили Господу добрую службу, подарив обители трудолюбивого и одарённого послушника.

- О чём разговор ваш, юные друзья мои? – спросил настоятель.

            - Инок трактовал нам Святое Ветхозаветное Писание, - ответили послушники.

            - Интересно, какую его часть? – полюбопытствовал настоятель, заметив лёгкое смущение инока.

            - О сотворении мира, игумен, - ответил инок.

            - Хорошо, но что же в ней требует трактовки: синодальный перевод вполне точен и понятен в последовательности дел Божьих в сотворении мира и человека? – вопрошал игумен инока.

            - Инок предположил, что люди упростили и недопоняли смысл сотворения мира, - поспешил с ответом один из послушников, взяв в руки лежащие на столе записи инока.

            - Не слишком ли много вы на себя берёте, подвергая сомнению труды Церкви? – возмутился настоятель, пронзив инока тяжёлым взглядом из-под густых седых бровей.

            - Я всего лишь хочу, чтобы наши юные послушники развили в себе способность к аналитическому мышлению и укрепили себя в вере в Господа нашего, - попытался оправдать себя инок.

            - И поэтому Вы тренируете их разум на Святом тексте? – игумен поднялся, вытянув записи инока из рук оробевшего послушника, и направился к выходу из кельи. - Не опоздайте в трапезную, - бросил он, уходя.

            «В начале сотворил Бог небо и землю», - открыв записи инока, прочитал игумен хорошо знакомые каждому обывателю слова. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою», - продолжал читать игумен, не понимая, к чему инок цитирует очевидное, но дальнейшие записи заставили его сдвинуть брови и наморщить лоб. Инок размышлял на страницах дневника: «Господь сотворил небо и землю, значит, изначально пребывал он не в небе и не на нём – неба не было вообще, а где тогда находился Бог? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но явно то, что мир «земля–небо» в привычном понимании не является прибежищем Бога, это искусственно созданная платформа – фундамент для будущего мира. Земля была «безвидна», говорится далее, значит, она не была сферическим телом, планетой или какой-то иной субстанцией, имеющей ограниченный размер. Возможно, Господь создал вещество, из которого затем будет сотворен весь материальный мир. Тьма была над бездною: тьма и бездна существовали до создания материального мира, Господь не создавал тьму и пустоту, об этом ничего не сказано. Быть может, среда обитания Бога это и есть Тьма? Что говорится далее: «Дух Божий носился над водою». Бог ли это? Можно ли считать, что Дух Божий и Бог это одно и то же? Или всё-таки Дух Божий это то, что принадлежит Богу или является его составной, но отдельной частью? Где мы наблюдаем Дух? Он носился над водою. Вода – важнейшее из всех веществ в нашем мире, из воды создано всё живое, и вода, также как и тьма, не была создана Богом, она пребывала изначально, являясь не то хранителем Духа Божьего, не то его жизненным пространством: Дух носился над водою, будто он был от неё неотделим или привязан к ней. А может быть, вода не зря имеет вездесущие свойства, может быть не зря она является единственным веществом, способным пребывать в природе в трёх состояниях, не считая плазму? Может быть не только человек, но и всё, что содержит в себе воду, является живым, потому что Дух Божий привязан к ней, и именно он одухотворяет всё, что природа творит из воды? «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Бог создал свет из тьмы, так как ему пришлось отделить его от неё после того, как свет ему понравился. Очевидно  то, что тьма первична, а свет вторичен: свет создан из тьмы и является субстанцией второго порядка после неё. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом». Господь создал твердь, но что это неизвестно за тем исключением, что твердь создана посреди воды, а значит, она сама состоит из воды. Далее Бог разделяет воду твердью, а твердь называет небом. Значит, небо это созданная из воды материя, задача которой разделить универсальное божественное вещество Воду. Процесс этот напоминает лепящего снежки ребёнка, который, черпая рыхлый снег из сугроба, придаёт тёплыми ладонями снежному комку круглую форму, осторожно плавя снежную кромку комка. «И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями». Из снежного комка сотворилась планета с материками и морями. Но почему Бог второй раз называет созданную им материю нового вида именем одного из первых своих творений - земли. Можно предположить, что Бог, будучи серьёзным и опытным творцом, сначала создал образцы изначального вещества, а затем использовал их в качестве эталона, либо он создал два рабочих вещества «небо» и «землю», чтобы потом строить из них планеты. В последовательности действий по созданию планеты снова прослеживается роль Воды, как универсального изначального вещества, используемого Богом в качестве основы для строительства не только планеты, но и самих эталонных веществ «неба» и «земли». Создавая Солнце, Луну и звёзды, Господь использует небесную твердь как подложку, чтобы они работали для Земли и регулировали жизненные циклы на ней. Если считать, что окружающие Землю светила, планеты и звезды, произошли раньше Земли и независимо от неё, тогда этот сюжет выглядит сказочно и неубедительно, но, если предположить, особенно учитывая тот факт, что в окрестностях Земли не найдено планет, заселенных органической жизнью, что Господь творил галактику ради Земли, тогда вопрос о смысле органического существования на Земле приобретает абсолютно новый смысл: если Бог создал целую галактику, чтобы обеспечить Землю теплом, светом, регулярными циклами и сверхточным движением в космосе, тогда жизнь каждого живого существа на этой планете имеет чрезвычайную важность для Бога, а как иначе?»

            Игумена прервал стук в дверь. В келью вошёл инок и смиренно поклонился. Отложив записи инока, игумен пригласил его присесть и пристальным взглядом попытался прочесть настроение своего подопечного. Инок был спокоен и ждал, что игумен заговорит первым.

            - Ход твоих мыслей мне понятен, - промолвил настоятель, - но смысл нет. Зачем ты взялся за это словоблудие?

            - Я лишь хотел проанализировать логику самого главного, что волнует человечество - сотворения мира, - смиренно ответил инок.

            - Ты пытаешься понять суть процесса, хотя обладаешь меньшими способностями для этого, чем муравей, возжелавший понять, как садовник высаживает яблоневый сад.

            - Да, отче, Вы, безусловно, правы, но в наше время требуется уделить особое внимание объединению научных и духовных взглядов не только на сотворение мира, но и на образ жизни самого человека, - более уверенно ответил инок. – Мы можем значительно помочь людям, если будем последовательно изучать Святое Писание с точки зрения восстановления последовательности всех описанных событий, ведь это один из самых главных источников Истины.

            - Всё это уже сделано до тебя, - негодовал игумен, - какая может быть польза от твоих предположений и домыслов.

            Игумен дал понять, что разговор окончен. Инок почтительно попрощался и вышел из кельи. Настоятель же поднял бумаги и продолжил читать его записи.

            ««И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею.  И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Бог сотворил человека, чтобы тот владел и управлял созданной им планетой, и сделал человека таким же, как и он сам. Как такое возможно? Неужели великий Творец имеет тело, состоящее из двух рук, двух ног, туловища и головы? Неужели не только образ человека, но и его подобие, то есть внутреннее устройство его тела совпадает с Божественным? Удивительно также и то, что Бог, выбирая эталон для человека, обращается к себе во множественном числе, будто «Бог» это собирательное определение для множества сущностей – Богов. Может быть, правы были древние язычники, когда поклонялись не одному, а целому пантеону Богов, представляя их тела такими же, как у людей? И, возможно, мнение некоторых учёных мужей о сотворении человечества существами высшего порядка некой инопланетной цивилизации вполне имеет право на жизнь в такой трактовке?

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку». Что это, если не операция клонирования? Можно ли было более просто и доступно описать процесс забора тканей донора под наркозом и клонирования, чем это было сделано в Ветхом Завете? Боги создали прототип человеческого существа, а затем тиражировали его из самого себя, слегка изменив строение женщин, чтобы люди могли размножаться. Сравните это с процессом сотворения миров – они аналогичны: Бог сначала создаёт материю-эталон «небо-земля», а затем творит из неё материальные миры, планеты и космос.

Чем же Создатель заповедовал питаться человечеству? «И сказал Бог: вот я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу». Не говорил Бог о поедании животных, их молока и тел, не говорил Бог о рыбе и её икре, не сказал Бог и о птице и яйцах её. Растительная диета согласно Писанию является единственным дозволенным средством для поддержания жизни созданного Богом человеческого тела. Монахи не умирают от рака, инфаркта или инсульта, они не болеют диабетом и не страдают избыточным весом быть может потому, что питаются исключительно растительной пищей.

Глава 5 повествует нам о том, какая продолжительность жизни была у первых, созданных Богом людей от отца к сыну: Адам жил 930 лет; Сиф – 912 лет; Енос – 905 лет; Каинан – 910 лет;  Малеил – 895 лет; Иаред – 962 года; Енох – 365 лет; Мафусал – 969 лет; Ламех – 777 лет; Ной родил Сима, Хама и Иафета, когда ему было 500 лет. Такая продолжительность жизни удивит любого в наше время.

В следующей 6-ой главе мы находим достаточно трудный для понимания сюжет: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить, к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди». О каких исполинах идёт речь? Неужели это те самые великаны из детских сказок, встречающиеся в устном творчестве каждого живущего на земле народа? Но труднее всего для понимания представляется история о том, что сыны Божии оплодотворяли дочерей человеческих. Кто такие «сыны Божии»? Если это Адам и его дети, жившие почти по тысяче лет каждый, тогда почему их называют «человеками», не ошибка ли это? Может быть, созданная Богом раса существ из адамова рода, это первые сверхлюди, которые как раз и должны были распоряжаться планетой Земля и управлять ею? Но кто же тогда те «человеки» или «люди», к дочерям которых они спускались? Продукты экспериментов или созданный вместе с другими животными человекоподобный вид? Если всё-таки Адам и его дети являются людьми, тогда становится понятно, почему «сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет», и ограничил жизнь детей адамовых, но кто же тогда такие «сыны Божии»? Те ли это древне-языческие боги с человеческими телами или это первое поколение созданных Богом людей, послуживших донорами генетического материала для создания обычных людей, а может быть, это инопланетная цивилизация, проводившая эксперименты с человекоподобным видом, произошедшим согласно Дарвину от обезьян, результатом которого явилось племя исполинов? Вопросов много, ответов нет.»

Чтение игумена прервала свеча, издавшая предсмертный треск. Настоятель, взглянув на секунду на затухающее пламя отжившей свечи, снял очки и, свернув бумажные листы, поднёс их к угасающему огненному язычку. За окном смеркалось. Северный остров был как на ладони под серебристым светом полной луны, спустившей к берегу играющую на волнах переливами дорожку. Стоявший на берегу у лунной дорожки инок случайно заметил в келье нового настоятеля короткую вспышку света, но она не вызвала его любопытство, его больше интересовало, почему земная спутница сегодня так напоминает на плачущую деву. «Может быть, люди снова что-то натворили», - подумал инок, жалея, что находится слишком далеко от этой настрадавшейся за долгие годы наблюдения за людьми планеты.


В избранное