Какие методы использовала Шарлотта Мейсон? Часть
первая.
Методы Шарлотты
Мейсон очень популярны среди тех, кто обучает детей дома, поскольку они очень
просты, доступны, и поразительно эффективны. Сначала я перечислю ее основные
методы, а далее я перечислю какие методы она использовала для преподавания
каждого из предметов.
Живые книги. Шарлотта Мейсон предлагала
использовать так называемые живые книги вместо сухих учебников. Живыми она
называла книги, написанные человеком, которых глубоко изучил предмет, и
передает знания в увлекательной форме, часто от первого лица. Такие книги увлекают,
вызывают эмоции, а знания, полученные таким образом надолго запоминаются,
органично и целостно вписавшись в картину мира.
Пересказ.
Пересказывая то, что только что узнали, дети закрепляют полученную
информацию,развивают речь и способность
формировать свое мнение и видение тех или иных вопросов. Пересказ и обсуждение
нового материала требует гораздо более интенсивной мыслительной деятельности,
чем просто сопоставление вопросов и фактов из учебника, или тестирование.
Предлагая ребенку пересказать материал используйте простые формулировки типа:
"Расскажи все, что тебе известно о ..." или "Опиши
...".В некоторых учебниках в конце
каждой главы есть вопросы для обсуждения. Переходите к ним после того, как
ребенок закончит пересказ. И не стоит обсуждать все вопросы. Выберите несколько
лишь для того, чтобы обсудить те моменты, которые упустил в своем пересказе
ребенок.
Короткие уроки.
Поскольку дети могут эффективно концентрировать свое внимание и воспринимать
информацию не более 15-20 минут к ряду, Шарлотта Мейсон рекомендовала именно
такую длительность занятий для каждого предмета. С возрастом этот лимит можно
постепенно увеличивать до 30-45 минут, но не более.
Переписывание -
отличная практика для выработки навыков грамотного и красивого письма. Шарлотта
Мейсон давала переписывать детям отрывки красивых стихов, стихов из Библии,
вдохновляющие цитаты, слова гимна или отрывок из произведения классика, и в
процессе переписывания дети усваивали также грамматику и правила пунктуации.
Занятия
переписывания следует проводить не более 15-20 минут, следя за тем, чтобы ребенок старался
выполнять работу наилучшим образом, не спеша. Отведите для этих занятий
отдельную тетрадь, и вы сами убедитесь в том, что даже короткие, но ежедневные
занятия, очень скоро принесут свои плоды.
Когда переписывание
достаточно разовьет моторику, и письмо станетдостаточно простым делом, можно перейти к более сложному виду
переписывания: когда ученик читает слово, затем закрывает его, записывает по
памяти, и тут же проверяет правильность его написания. Эти занятия подготовят
ребенка к Диктантам.
Диктанты.Этот метод Шарлотта Мейсон использовала для
детей начиная примерно с 3-4 класса. Диктанты отшлифовывают навыки
грамматически и орфографически верного письма. Для того, чтобы провести
Диктант, необходимо подготовить небольшой отрывок на отдельном листе, дать его
ребенку, и проинструктировать, чтобы он внимательно прочитал отрывок и запомнил
написание сложных для него слов. Когда ребенок будет готов, возьмите лист и
начинайте диктовать отрывок, прочитывая по одному предложению или по одной
строчке за раз, не повторяя и делая паузу, когда ребенок записывает. Следите,
за тем что пишет ребенок, и как только заметите ошибку, сразу исправляйте ее.