Сегодня я хочу
поделиться с Вами интересной статьей и ссылкой на мою форму для планирования и
учета занятий с детьми дома.
Сначала о статье:
Сегодня я нашла
статью Натальи Вишни, мамы трех детей, телеведущей, режиссера, педагога и
бизнес-консультанта "Как
вырастить Вундеркинда".Каждое
слово статьи созвучно моим представлениям о том, как надо учить и растить
детей, чтобы они смогли в полной мере раскрыть свой потенциал и таланты.
Привожу ее полностью:
Как вырастить вундеркинда
Чтобы у ребенка открылись дарования, необходимо
сочетание нескольких обстоятельств. У него должно быть время, свободное от
беготни, его не следует навязчиво контролировать, в доме должен быть доступ к
библиотеке, фортепиано, краскам, компьютеру. Необходима также интеллектуальная
среда. Но самое главное, рядом должны быть родители-партнеры, а не надзиратели.
Ребенку должно нравиться жить дома, играть и обучаться.
Как развить способности ребенка?
Вундеркиндами
рождаются все! Ведь каждый ребенок рождается с каким-нибудь талантом, и у
каждого есть шанс развить свои способности. На развитие человека влияет среда,
люди, которые окружают. В первый год жизни очень важна творческая свобода
малыша. А еще внимание и наблюдательность родителей. У нас в семье заведено
такое правило: свобода в творчестве и режим в быту.
В каком возрасте можно разглядеть
у детей те или иные склонности?
Думаю,
многие знают, что есть люди аудиалы, визуалы и кинестетики. Уже в первый год у
ребенка один из способов познания будет выражен более ярко. Это природа
подсказывает родителям, как помочь малышу адаптироваться в новом для него мире.
Я еще до рождения моих детей знала, что они обязательно будут талантливыми. А
вот в чем именно – «определяет» сам ребенок. А дальше остается только
наблюдать за его развитием и предлагать нестандартные способы обучения,
всевозможные игры и игрушки, кстати, не всегда соответствующие возрасту.
Главное, чтобы процесс для ребенка был увлекательным: лепка, рисование, музыка,
чтение, танец – уже с третьего-четвертого месяца! Многие родители усиленно
занимаются с детьми, но чаще всего они ориентируются на стандарты в психологии
и педагогике. Если принято читать «Курочку Рябу» и «Колобка», то с этими сказками знакомят детей в первую очередь. У нас же в детской
комнате все стены завешаны плакатами и картами: карта мира, таблица умножения,
алфавит, строение человека и многое другое. Сначала любопытный ребенок просто
созерцает, а потом начинает изучать внимательно, задает вопросы. Например, Марк
выучил в полтора года цифры, потому что с ним играли в лото. Его это очень
веселило. Сначала он полюбил цифры, а потом, когда старший брат Матвей учил
таблицу умножения, Марик моментально заучивал ее за братом. Сейчас Марку шесть
лет, осенью он пойдет в первый класс и больше всего хочет найти в школе друзей.
Но у него есть увлечение. Это компьютер. Сейчас сын серьезно интересуется
планетами и устройством Вселенной, мечтает полететь в космос. Еще его
интересуют химия и биология, и Марк продумывает варианты создания эликсира
бессмертия. По природе своей Марк – экспериментатор и изобретатель. Голый ряд
цифр больше не входит в круг интересов Марка, а вот просчитать полет кометы,
это для него имеет смысл.
Когда стоит учить ребенка читать?
Мои дети с года
знают все буквы, а в два-три года уже читают. И специально я не учу их этому.
Просто с рождения у нас в ходу кубики с буквами, книжки, картинки, таблички,
где есть и буквы, и слова, и цифры, и ноты, и знаки. Я, играя с детьми, все
время произношу и комментирую написанное. Таким образом, читать они учатся
словами, а не слогами. Обучение происходит не по определенным часам, а в
процессе ежедневного общения, которое взаимно приятно и маме, и ребенку.
Вообще, с детьми нужно все время разговаривать обо всем, высказывать свое
мнение и выслушивать их. А чтобы ребенок был общительным и активным, приглашать
друзей, устраивать праздники, ходить на разные мероприятия. В раннем возрасте
это очень расширяет кругозор. Нельзя заставлять ребенка что-либо делать без его
желания. Особенно недопустимо это в учебе. Процесс обучения должен быть
радостным. Нужно научиться договариваться с ребенком, заинтересовывать его.
Раскрыть же
способности у детей мешают, прежде всего, сами родители, которые думают, что
ребенок – их собственность. Они пытаются реализовываться через своих детей,
навязывают им свои взгляды и в конце концов просто манипулируют детьми. И при
этом считают, что делают все во благо ребенка.
В школе не очень любят необычных детей.
Как договориться с педагогами?
Да,
школа – это отдельный мир! Как писал Роберт Кийосаки: «Школа пригодна для того, чтобы учить некоторых детей, но совершенно не
годится для обучения всех детей». Мой
принцип таков: не можешь поменять систему, значит, нужно научиться
приспосабливаться. И объяснить ребенку, что школа – не единственное важное
место в их жизни. Важнее, чтобы у детей после окончания школы была истинная
цель в жизни. К сожалению, в школе готовят только к экзаменам. Таланты и
способности для этого совсем не нужны. А вот если ты не владеешь набором никому
не нужных фактов и цифр, то в школе тебе будут всячески внушать, что ты
неудачник. Старший сын Матвей учится сейчас в восьмом классе в престижной
гимназии. Но каждый год нас с мужем вызывают в школу, чтобы мы «принимали меры». Думаю, уже нужно принимать меры в отношении школ... А так приходится
знакомить учителей с их же учеником.
Мы с мужем всегда
поддерживаем интересы и увлечения наших детей. И не устаем повторять им, что
они талантливы и у них все получится, потому что все зависит от величины их
желания. Это придает им силы и уверенности в себе. Знаете, сколько людей в
течение их жизни еще не раз усомнятся в талантах и способностях, покритикуют
или негативно отнесутся к результатам? Любовью ребенка никогда не испортить, а
вера в него поможет осуществить самые необычные мечты. Я думаю, что моя задача
– быть на стороне моих детей. Любые рейтинги, тесты и замеры интеллекта не
могут повлиять на ребенка, если родители поддерживают семейные ценности.
Стоит ли заниматься тем, к чему есть способности,
в ущерб остальным предметам?
Я думаю, при
разностороннем развитии ребенок будет успешен во многом. Но, как правило, выбор
того, чем заниматься более серьезно, дети делают сами. Я часто слышу от
родителей на семинарах, что дочь или сын увлекаются всем и сразу. И им трудно
определиться. Вот в подобной ситуации необходимо помочь ребенку с выбором.
Тогда он будет сосредоточен и сконцентрирован на чем-то одном, и результаты
окажутся в итоге более высокими. Ребенок будет только благодарен, потому что
почувствует, что не распыляется и идет к одной, самой важной цели.
Чего нельзя делать родителям,
если они хотят вырастить одаренного
ребенка?
Жертвовать собой!
Родители – это самый главный пример для ребенка. У активных, талантливых и
оптимистичных людей такие же дети. И еще добавлю: дети не любят, когда их
воспитывают. Они любят, когда с ними дружат, сотрудничают и уважают их мнение.
НАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Я с рождения использую пальчиковое рисование, а
месяцев в шесть даю мелки, кисти, фломастеры.
Естественно, под
контролем. Но при полной свободе творчества. Иногда рисуем за столом, иногда на
ватмане на полу, а чаще на стене в детской комнате. Зато стены и мебель в
других местах в квартире не тронуты. А еще мои маленькие творцы обожают
пластилин, глину и тесто. И эти занятия-игры очень занимают их и сейчас.
НАШИ ИГРУШКИ
Чтобы понять, на что способен ребенок и что вызывает у
него интерес, предлагайте ему разные игры.
Даже
обычные бытовые вещи могут быть самой любимой забавой малыша. Марк, например,
любил играть пылесосом, таскал его за собой по всей квартире и ездил на нем,
как на машине. А любимое компьютерное пианино – это прямо-таки тренажер всех
моих детей. Да, не детская игрушка! Да, дорогое! Но Алина, включая функцию
записи, «сочиняет» музыку, хотя пока и не умеет играть, и не
знает нот, а извлекает только звуки. Но зато потом с гордым видом демонстрирует
свои шедевры: «Мишка в лесу», «Принцесса танцует»,
«Пони спит»… Кому-то
эти произведения покажутся какофонией, маленький же человек так слышит мир и
выплескивает эмоции. А главное, любовь к инструменту будет привита естественно,
а не по желанию мамы. А дальше дочь сама сделает выбор.
КОМПЬЮТЕРЫ
У нас нет ни одной
компьютерной игры- стрелялки, но есть много развивающих дисков и программ: и по
истории, и по математике, и даже по детской анатомии. Важно научить
использовать компьютер по назначению: для поиска информации, создания
презентаций и работы в разных программах. Сейчас младшие дети с папой увлеклись
созданием мультиков.
А
теперь обещанная ссылочка на форму, которую я создала в
приложении Excel специально для планирования и учета занятий с детьми дома.
Открыть и редактировать эту форму можно в приложении MS Office Excel.
В форме
предусмотрены отдельные листы для индивидуальных планов обучения каждого из
Ваших детей. В самой форме, которая открывается в приложении Excel, на
последнем листе приведены советы по использованию формы.
Приветствуются
отзывы, примечания, замечания и предложения по улучшению, которые можно
отправлять мне на почту: ellina.pro@rambler.ru