[BC] Re: инклюзивное образование
Виртуальный клуб "Аленький цветочек"
Сообщение 286
По поводу "права выбора" для слепого или слабовидящего ребенка места обучения:
в массовой или в специальной школе, скажу следующее:
Хотя Максим вырос, я продолжаю заниматься слепыми детьми, не теряю контакта
ни со школой, ни с другими семьями и продолжаю постоянные отношения с выпускниками
школы
<<Право Выбора>>, о котором сегодня говорят многие родители, реализуется
хорошо, когда родители осознают, какие последствия будут от выбора. Мне
скажут, что не всегда можно осознать последствия в долговременной перспективе,
какой является человеческая жизнь. Соглашусь. Но для этого и нужен опыт
человечества, опыт других семей, а не только личные воззрения.
Если Вы найдете журнал "Советский школьник" для слепых (кажется, так он
назывался до 90-х) где-то за 1988 -1990, то в одном из его номеров найдете
моё интервью, где я, как председатель АРДИЗ, высказываю желание, чтобы
мой сын учился в массовой школе. Максиму тогда было около четырех.
Но более близкое знакомство со слепыми людьми, их образом жизни, организацией
и особенностями образования в наших школах для слепых, с опытом различных
зарубежных школ (США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, .Германия...) заставили меня задуматься,
а прав ли я.
Мне скажут, что в 90-е годы всем было не до выбора формы образования:
в школе учат, кормят, одевают, тут не до выбора. Согласен, в основном
было так, но были и родители, которые искали не только, что поесть, но
и как бы в том бардаке не упустить время для получения качественного образования
ребенка. И многие (по крайней мере, в Питере) находили альтернативные варианты.
Отмечу, что я говорю не только о родителях слепых детей.
Сегодня можно однозначно подводить итоги:
Инклюзия, о которой я говорил ранее, как была, так и осталась, но не для
брайелистов, глухих, тяжелых опорников и т.д. Для небрайелистов, она тоже
может дать нормальные результаты, но при некоторых условиях. Родители
ребенка должны быть очень внимательны к психическому самочувствию ребенка,
должны владеть вопросами психолого-физиологического развития детей, в образовательном
учреждении должны быть педагоги, способные учесть особенности ребенка
и психологическую атмосферу класса, размер и состав класса и многое другое.
Инклюзивное обучение ребенка с инвалидностью, для родителей самоотверженный
труд, длящийся годами, который часто заканчивается развалом семьи, нервными
срывами и даже психиатрическим больницами (имею примеры). А общий результат
..... в массе хуже, чем результат школ-интернатов (по относительному количеству
получивших профобразования и устроившихся в дальнейшей жизни). В отличие
от специальных школ в массовых школах уровень преподавателей сегодня очень
снизился, а на размеры классов, его состав, подбор педагогов родители практически
не могут влиять.
Интегрированное образование только-только начинает зарождаться в недрах
педагогическо-административной мысли. Оно часто встречает яростное сопротивление
со стороны родителей не "особых детей" (особенно в садиках, начальной школе)
и так будет еще долго. Думаю не менее лет 20-ти.
К сожалению, сегодня, как и в "раннем развитии", на тему инклюзивно-интегрированного
образования много спекуляций, которые делают люди, вроде бы являющиеся
специалистами, (они что-то окончили и поэтому знают!). Эти спекуляции часто
созвучны с желаниями родителей, и они делают "выбор", а вот исправить уже
почти ни когда, ни чего не смогут!
Поэтому мня, очень пугает мода на инклюзию. Тем более сегодня, когда государство
делает столько, сколько не делало никогда ранее, а СМИ так любят ругать
все <<консервативное>> и восхвалять <<новое>>. Но родителям надо не забывать,
что никто из проповедников <<нового>> не отвечаю за судьбу ребенка.
Количество подписчиков 102