инклюзивное образование
Всем доброй ночи. Мне вот о чем хочется поговорить с вами. сейчас стало очень
модно говорить об инклюзивном образовании. Если честно, я этого интузиазма не
разделяю и продолжаю считать, что дети-инвалиды должны обучаться в специализированной
школе не потому что их надо изолировать от общества, а потому что общество не
готово к такому шагу, и образование к нему неготово. Если сейчас будет принято
инклюзивное образование, то дети-инвалиды окажутся, по сути, брошенными на произвол
судьбы, на выживание. Не секрет, что дети очень жестоки порой. И эта жестокость
может причинить непоправимую психологическую травму. Почему-то многие родители
считают, что обучая ребенка в массовой школе они как бы снимают с него ярлык
инвалидности. Однако на деле получается наоборот. Если в специальной школе ребенок
такой как все, то в массовой он всегда будет особенным и отношение к нему будет
особенным. Не стоит бояться школ-интернатов и шарахаться от них. поверьте мне
и сотням других, кто закончил подобную школу, что детям там хорошо, они не чувствуют
себя обделенными, брошенными. Напротив, в специальной школе они максимально самостоятельны,
их обучают как жить, справляться с трудностями, возникающими на пути. А вы как
считаете, куда лучше отдать ребенка учиться?
И пожалуйста, не забывайте, те кто еще не представился, представляться и кратенько
писать о себе, чтобы другие подписчики знали кто вы.
С искренним участием ко всем
Ведущая рассылки
Альбина Саматова
Виртуальный клуб "Аленький цветочек"
Сообщение 285
Ирина, добрый день.
Что такое инклюзивное образование детей инвалидов знаю давно. Я знаком
с одним из авторов и первых пропагандистов этого термина в России - директором
НИИ коррекционной педагогики Малофеевым Н.Н. И сразу же скажу, что, к сожалению,
большинство родителей детей-инвалидов и помогающие им специалисты (педагоги,
психологи...) понимают под этим интегрированное образование, т.е. получение
ребенком школьного образования в условиях массовой школы, при специализированной
поддержки такого образования со стороны нештатных дефектологов (или как
сегодня говорят специалистов по коррекционной педагогики: тифло.., сурдо..,
олиго...). Отмечу, что эти специалисты обязательно должны быть госслужащими.
Так интегрированное образование понималось и строилось в странах Западной
Европы ещё в прошлом веке. Не буду пока обсуждать виды, форму и организацию
такой поддержки.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ ( или "инвалидов", "с ограниченными
возможностями", ... - называйте как хотите, суть не меняется) в России
(как и в СССР) всегда было. Это - обучения детей с теми или иными проблемами
здоровья (физического, психического, социального) в массовых школах без
участия в этом дефектологов Такие дети в массовых школах всегда были:
я учился с девочкой с эпилепсией, мальчиком без одного глаза, со слабослышащим
мальчиком, со слабовидящей девочки - 50-60 годы. Мой ст. сын учился (80-е)
с диабетиком, ДЦПешником и другими детьми, имеющие те или иные отклонения
в развитии. Всякие "особые" условия обучения для них вырабатывались в
процессе обучения и в результате обсуждения этого администрации школы,
классного руководителя с родителями и конкретными педагогами. Отмечу,
что все ребята с "проблемами", о которых я говорю, после школы получили
профессиональное образование, завели семью, жили и живут жизнью обычных
граждан.
Система образования в СССР для детей с нарушениями развития была достаточно
жесткой: учеба в массовой школе (описанная мною инклюзия), школа-интернат,
надомное обучение, признание ребенка "необучаемым". В СССР критерии признания
ребенком инвалидом было очень жёстки, настолько, что, после введения новых
критериев в 1991 г., количество детей-инвалидов за пару лет выросло в несколько
раз. В это же время, волна демократии через СМИ выплеснула обществу проблемы
детей-инвалидов, Этот выплеск почти всегда базировался на жалости окружающих,
на родительских эмоциях, на их желание создать для своего ребенка "условия
жизни, как у здоровых детей". Предлагаемые при этом решения почти всегда
основывались не на понимание того, чего ребенку действительно нужно, а
на жалости окружающих и воззрениях "я так считаю, а государство обязано
это создать".
Это привело к тому, что ряд родителей детей-инвалидов по зрению, по слуху,
с тяжелыми формами ДЦП и др. добились права обучать детей в массовых школах.
Прошло более 20 лет, могу однозначно сказать, что, за редчайшим исключением,
результат оказался для этих детей отрицательным. Это не значит, что они
ни чему не научились, но они не научились главному в жизни - науке общения.
В повседневной жизни они не умеют общаться с другими людьми, не акцентируя
внимание на свои особенности. Практически ни кто из них не может получить
нормальное профобразование, найти работу, создать семью. Как правило,
все они хорошо знают о своих правах, неплохо умеют "качать" права, а вот
с исполнением "обязанностей" им приходится очень туго. А кому нужен такой
работник, супруг, сосед? Дети же, окончившие школы -интернат (по зрению,
по слуху, для опорников...), в подавляющем большинстве устраиваются в жизни.
Между прочем, аналогичное, я услышал в приватных разговорах и от шведских
коллег (1998 год).
Теперь о "раннем развитии". Моё отношение к этому Вы узнаете на http://shkolazhizni.ru/authors/VjaDimOz/,
где найдете мои статьи и комментарии на тему воспитания детей.
В отношении девочки, то Вы правы, она ещё мала. До 3 лет, что для зрячего,
что слепого ребенка любое общение должно быть в компании с мамой. Я все
больше и больше убеждаюсь в этом, как на своей внучке, как на внуках друзей,
соседей. Где мама перепоручает своего ребенка до трех лет кому-либо (даже
"супер - пупер любящей" бабушке) у ребенка возникает серьезная депривация.
И чем раньше это происходит, тем хуже это корригируется впоследствии.
Количество подписчиков 102