Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

инклюзивное образование

Всем доброй ночи. Мне вот о чем хочется поговорить с вами. сейчас стало очень
модно говорить об инклюзивном образовании. Если честно, я этого интузиазма не
разделяю и продолжаю считать, что дети-инвалиды должны обучаться в специализированной
школе не потому что их надо изолировать от общества, а потому что общество не
готово к такому шагу, и образование к нему неготово. Если сейчас будет принято
инклюзивное образование, то дети-инвалиды окажутся, по сути, брошенными на произвол
судьбы, на выживание. Не секрет, что дети очень жестоки порой. И эта жестокость
может причинить непоправимую психологическую травму. Почему-то многие родители
считают, что обучая ребенка в массовой школе они как бы снимают с него ярлык
инвалидности. Однако на деле получается наоборот. Если в специальной школе ребенок
такой как все, то в массовой он всегда будет особенным и отношение к нему будет
особенным. Не стоит бояться школ-интернатов и шарахаться от них. поверьте мне
и сотням других, кто закончил подобную школу, что детям там хорошо, они не чувствуют
себя обделенными, брошенными. Напротив, в специальной школе они максимально самостоятельны,
их обучают как жить, справляться с трудностями, возникающими на пути. А вы как
считаете, куда лучше отдать ребенка учиться?
И пожалуйста, не забывайте, те кто еще не представился, представляться и кратенько
писать о себе, чтобы другие подписчики знали кто вы.
С искренним участием ко всем
Ведущая рассылки
Альбина Саматова

Ответить   Thu, 21 Apr 2011 02:32:06 +0400 (#1557909)

 

Ответы:

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 285

Ирина, добрый день.

Что такое инклюзивное образование детей инвалидов знаю давно. Я знаком
с одним из авторов и первых пропагандистов этого термина в России - директором
НИИ коррекционной педагогики Малофеевым Н.Н. И сразу же скажу, что, к сожалению,
большинство родителей детей-инвалидов и помогающие им специалисты (педагоги,
психологи...) понимают под этим интегрированное образование, т.е. получение
ребенком школьного образования в условиях массовой школы, при специализированной
поддержки такого образования со стороны нештатных дефектологов (или как
сегодня говорят специалистов по коррекционной педагогики: тифло.., сурдо..,
олиго...). Отмечу, что эти специалисты обязательно должны быть госслужащими.
Так интегрированное образование понималось и строилось в странах Западной
Европы ещё в прошлом веке. Не буду пока обсуждать виды, форму и организацию
такой поддержки.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ ( или "инвалидов", "с ограниченными
возможностями", ... - называйте как хотите, суть не меняется) в России
(как и в СССР) всегда было. Это - обучения детей с теми или иными проблемами
здоровья (физического, психического, социального) в массовых школах без
участия в этом дефектологов Такие дети в массовых школах всегда были:
я учился с девочкой с эпилепсией, мальчиком без одного глаза, со слабослышащим
мальчиком, со слабовидящей девочки - 50-60 годы. Мой ст. сын учился (80-е)
с диабетиком, ДЦПешником и другими детьми, имеющие те или иные отклонения
в развитии. Всякие "особые" условия обучения для них вырабатывались в
процессе обучения и в результате обсуждения этого администрации школы,
классного руководителя с родителями и конкретными педагогами. Отмечу,
что все ребята с "проблемами", о которых я говорю, после школы получили
профессиональное образование, завели семью, жили и живут жизнью обычных
граждан.
Система образования в СССР для детей с нарушениями развития была достаточно
жесткой: учеба в массовой школе (описанная мною инклюзия), школа-интернат,
надомное обучение, признание ребенка "необучаемым". В СССР критерии признания
ребенком инвалидом было очень жёстки, настолько, что, после введения новых
критериев в 1991 г., количество детей-инвалидов за пару лет выросло в несколько
раз. В это же время, волна демократии через СМИ выплеснула обществу проблемы
детей-инвалидов, Этот выплеск почти всегда базировался на жалости окружающих,
на родительских эмоциях, на их желание создать для своего ребенка "условия
жизни, как у здоровых детей". Предлагаемые при этом решения почти всегда
основывались не на понимание того, чего ребенку действительно нужно, а
на жалости окружающих и воззрениях "я так считаю, а государство обязано
это создать".
Это привело к тому, что ряд родителей детей-инвалидов по зрению, по слуху,
с тяжелыми формами ДЦП и др. добились права обучать детей в массовых школах.
Прошло более 20 лет, могу однозначно сказать, что, за редчайшим исключением,
результат оказался для этих детей отрицательным. Это не значит, что они
ни чему не научились, но они не научились главному в жизни - науке общения.
В повседневной жизни они не умеют общаться с другими людьми, не акцентируя
внимание на свои особенности. Практически ни кто из них не может получить
нормальное профобразование, найти работу, создать семью. Как правило,
все они хорошо знают о своих правах, неплохо умеют "качать" права, а вот
с исполнением "обязанностей" им приходится очень туго. А кому нужен такой
работник, супруг, сосед? Дети же, окончившие школы -интернат (по зрению,
по слуху, для опорников...), в подавляющем большинстве устраиваются в жизни.
Между прочем, аналогичное, я услышал в приватных разговорах и от шведских
коллег (1998 год).

Теперь о "раннем развитии". Моё отношение к этому Вы узнаете на http://shkolazhizni.ru/authors/VjaDimOz/,
где найдете мои статьи и комментарии на тему воспитания детей.

В отношении девочки, то Вы правы, она ещё мала. До 3 лет, что для зрячего,
что слепого ребенка любое общение должно быть в компании с мамой. Я все
больше и больше убеждаюсь в этом, как на своей внучке, как на внуках друзей,
соседей. Где мама перепоручает своего ребенка до трех лет кому-либо (даже
"супер - пупер любящей" бабушке) у ребенка возникает серьезная депривация.
И чем раньше это происходит, тем хуже это корригируется впоследствии.

Количество подписчиков 102

Ответить   Mon, 07 May 2012 00:22:02 +0400 (#2450501)

 

Виртуальный клуб "Аленький цветочек"

Сообщение 286

По поводу "права выбора" для слепого или слабовидящего ребенка места обучения:
в массовой или в специальной школе, скажу следующее:
Хотя Максим вырос, я продолжаю заниматься слепыми детьми, не теряю контакта
ни со школой, ни с другими семьями и продолжаю постоянные отношения с выпускниками
школы
<<Право Выбора>>, о котором сегодня говорят многие родители, реализуется
хорошо, когда родители осознают, какие последствия будут от выбора. Мне
скажут, что не всегда можно осознать последствия в долговременной перспективе,
какой является человеческая жизнь. Соглашусь. Но для этого и нужен опыт
человечества, опыт других семей, а не только личные воззрения.
Если Вы найдете журнал "Советский школьник" для слепых (кажется, так он
назывался до 90-х) где-то за 1988 -1990, то в одном из его номеров найдете
моё интервью, где я, как председатель АРДИЗ, высказываю желание, чтобы
мой сын учился в массовой школе. Максиму тогда было около четырех.
Но более близкое знакомство со слепыми людьми, их образом жизни, организацией
и особенностями образования в наших школах для слепых, с опытом различных
зарубежных школ (США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, .Германия...) заставили меня задуматься,
а прав ли я.
Мне скажут, что в 90-е годы всем было не до выбора формы образования:
в школе учат, кормят, одевают, тут не до выбора. Согласен, в основном
было так, но были и родители, которые искали не только, что поесть, но
и как бы в том бардаке не упустить время для получения качественного образования
ребенка. И многие (по крайней мере, в Питере) находили альтернативные варианты.
Отмечу, что я говорю не только о родителях слепых детей.
Сегодня можно однозначно подводить итоги:
Инклюзия, о которой я говорил ранее, как была, так и осталась, но не для
брайелистов, глухих, тяжелых опорников и т.д. Для небрайелистов, она тоже
может дать нормальные результаты, но при некоторых условиях. Родители
ребенка должны быть очень внимательны к психическому самочувствию ребенка,
должны владеть вопросами психолого-физиологического развития детей, в образовательном
учреждении должны быть педагоги, способные учесть особенности ребенка
и психологическую атмосферу класса, размер и состав класса и многое другое.
Инклюзивное обучение ребенка с инвалидностью, для родителей самоотверженный
труд, длящийся годами, который часто заканчивается развалом семьи, нервными
срывами и даже психиатрическим больницами (имею примеры). А общий результат
..... в массе хуже, чем результат школ-интернатов (по относительному количеству
получивших профобразования и устроившихся в дальнейшей жизни). В отличие
от специальных школ в массовых школах уровень преподавателей сегодня очень
снизился, а на размеры классов, его состав, подбор педагогов родители практически
не могут влиять.
Интегрированное образование только-только начинает зарождаться в недрах
педагогическо-административной мысли. Оно часто встречает яростное сопротивление
со стороны родителей не "особых детей" (особенно в садиках, начальной школе)
и так будет еще долго. Думаю не менее лет 20-ти.
К сожалению, сегодня, как и в "раннем развитии", на тему инклюзивно-интегрированного
образования много спекуляций, которые делают люди, вроде бы являющиеся
специалистами, (они что-то окончили и поэтому знают!). Эти спекуляции часто
созвучны с желаниями родителей, и они делают "выбор", а вот исправить уже
почти ни когда, ни чего не смогут!

Поэтому мня, очень пугает мода на инклюзию. Тем более сегодня, когда государство
делает столько, сколько не делало никогда ранее, а СМИ так любят ругать
все <<консервативное>> и восхвалять <<новое>>. Но родителям надо не забывать,
что никто из проповедников <<нового>> не отвечаю за судьбу ребенка.

Количество подписчиков 102

Ответить   Mon, 07 May 2012 00:23:49 +0400 (#2450502)