Ученые из Университета Пуатье (Франция) проводили эксперименты с учениками шестых классов. Более 100 ребят разделили на 2 группы. Обеим дали сложную задачу, попросив разгадать анаграмму. В то же время первой группе сообщили: задание сложное и в нем дети часто
делают ошибки, однако если тренироваться, то все получится, примерно как при обучении езде на велосипеде. Ребятам из второй группы ничего не объяснили. Затем детей тестировали на объем рабочей памяти. Его результаты у детей из первой группы были лучше, чем у их сверстников из второй группы.
Школьники боятся учиться из-за оценок
Таким образом ученые пришли к выводу, что рабочую
память детей можно улучшить, если вселить им уверенность в себе и научить не бояться делать ошибки. «Учителя и родители должны хвалить ребенка за прогресс, а не уделять основное внимание оценкам и результатам тестов. Обучение занимает время, и каждый шаг в правильном направлении должен быть оценен по достоинству. Особенно на начальной стадии, когда дети делают много ошибок», — считает Жан-Клод Круазе — профессор психологии из Университета Пуатье:
«Мы уделяли основное внимание широко распространенному верованию людей в то, что успех в учебе эквивалентен высокому
уровню компетенции, а неуспеваемость сродни интеллектуальной несостоятельности», — рассказывает Фредерик Отин — научный сотрудник Университета Пуатье (Франция).
Детям нужно внушать уверенность в себе
«Будучи одержимыми успехом, школьники боятся сделать ошибку, боятся делать новые шаги, чтобы освоить новый материал. Если мы все признаем, что трудности неразрывно связаны с процессом обучения, это сможет разорвать замкнутый круг, в котором трудности сразу вызывают чувство некомпетентности, а это в свою
очередь мешает обучению», — уверен ученый.
Исследование французских ученых,
которое было опубликовано в научном издании Journal of Experimental Psychology, должно существенно повлиять на педагогов, родителей и самих учеников — уверен Жан-Клод Круазе: «Люди верят, что способности даются с рождением. Это отношение вряд ли удасться изменить. Однако действительное положение вещей изменить будет возможно, если родители и учителя по другому будут преподавать материал».