Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выращивать детей с умом и сердцем? Что такое активное слушание и для чего


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как выращивать детей с умом и сердцем?
Выпуск № 28

Что такое активное слушание и для чего

За время моего отдыха на природе я успела прочесть и Воннегута "Не мечите бисера...", и очередную книгу Кийосаки "Богатый ребенок, умный ребенок", так что тема предыдущих выпусков меня не отпускает :-). Кийосаки дал красивое определение успеха - это свобода быть самим собой. Эту его книгу всем родителям смело рекомендую.

Сегодня сделаю ход конем, и выполню давно обещанное, поговорим об активном слушании. Термин этот я впервые увидела в книге Гиппенрейтр "Общаться с ребенком. Как?", которую прочла, когда сыну было месяцев 10 и мы с ним проходили первый кризис в отношениях, так называемый "кризис первого года". Я начала активно превращать полученные знания в навыки, и одним из них стало активное слушание. Результаты были прекрасные, и я стала активным пропагандистом этого приема на родительском форуме и среди знакомых. Что меня удивило, многие читавшие Гиппенрейтр искренне считали, что активное слушание применимо только к старшим детям, ну как минимум хорошо говорящим, а некоторые рассказывали, что с их ребенком это не срабатывает. У меня нет под рукой первоисточника, поэтому расскажу, как я понимаю и применяю активное слушание, тем более это очень просто.

Активное слушание в первую очередь это слушание, в данном случае выслушание родителем ребенка. В основе этого приема - стремление понять, а также выражение своей любви к ребенку через готовность выслушать, внимание и уважение к его чувствам. Активное слушание предназначено для помощи ребенку и для поддержания взаимопонимания и доверия между родителем и ребенком. И это ГЛАВНОЕ, техника же активного слушания второстепенна. Приятные для родителя побочные результаты применения этой техники в виде улучшения поведения ребенка - суть следствия. Когда же говорят "У нас активное слушание не работает, ребенок все равно продолжает вести себя негативно", значит, активное слушание пытались использовать для манипуляции ребенком. А любой человек, даже маленький, различает, когда его побуждают высказываться и слушают для того, чтобы понять и помочь, или же для того, чтобы найти его слабое место и использовать в своих интересах. Также дети могут активно протестовать против механического использования техники повторения, которая входит в активное слушание. Техника повторения - это когда слушающий не додумывает сказанное и несказанное ребенком, а просто подтверждает, что он слушает и понимает, и побуждает того развить свою мысль. Делается это повторением сказанного ребенком полностью или частично: "Ребенок - Я не хочу делать это. - Родитель - Ты не хочешь этого делать...".  Но одно дело повторять для того, чтобы ребенок понял, что его слушают и готовы слушать дальше и он может выговориться без боязни упреков, пристыживания, осмеяния, непрошенных советов и прочего (поставьте себя на место человека, которому надо быть просто выслушанным и поймете, чего ребенок не примет и что заставит его замолчать и впредь быть настороже). И другое дело, когда в силу непонимания предназначения этого повторения или в силу душевной усталости и неготовности слушать, родитель повторяет как автомат и при этом думает, что это и есть "активное слушание по-Гиппенрейтр". У Гиппенрейтр кстати в той же книге есть такая картинка, которая наглядно показывает, когда активное слушание стоит применять, а когда нет. На картинке изображены два стакана, символизирующие эмоциональную "загруженность" ребенка и родителя. В ходе активного слушания должно произойти выплескивание избытка эмоций из чаши ребенка в родительскую чашу. Это возможно без ущерба для обоих сторон только в случае, если родительская чаша достаточно пуста, чтобы вместить в себя избыток негативных эмоций ребенка. В противном случае родитель "не учитывает своих пределов", как говорит Лиз Бурбо. И когда из родительской чаши начнет хлестать через край, то может вылиться на ребенка, или пострадать здоровье родителя, если последний любит себя в последнюю очередь. Как обычно, помоги сначала себе, чтобы были силы помогать другим.

Все это можно проиллюстрировать и с точки зрения энергетической, если вспомнить, что кроме физического тела у нас есть и более тонкие, но не менее реальные "тела". Активное слушание побуждает ребенка открыться и излить свои эмоции. Любая эмоция - это энергия с определенной частотой колебания. Когда родитель открыт для эмоций ребенка , то он принимает эти эмоции в себя, и "гасит" их своим более гармоничным колебанием. Это под силу родителю, если он достаточно уравновешен в своем гармоничном состоянии. Если же его самого "болтает" внутренними штормами, а тут еще ребенок дисгармонично колеблется - то лучше им держаться по-отдельности, во избежания дисгармоничного резонанса. Тут уж не до активного слушания - иногда лучше помолчать :-).

Раз уж завернули на эту скользкую для многих тему невидимого, то расскажу, что я видела своими глазами. Недавно мы с сыном увидели рекламный щит одного киевского магазина, где в числе прочего значилось "Фотография ауры". Теперь у меня есть 3 фотографии - мы вместе и каждый по-отдельности. Сын был уставший, и несколько дней повышенно агрессивен и вообще в дурном расположении духа - на фото его аура темно-красного цвета. Моя - яркая желто-золотистая сверху, с пятном ярко-зеленого справа, и оранжевого слева. На совместной фотографии - мы ярко-оранжевые и желто-оранжевые сверху. Не удивительно, что эти дни сын буквально висел на мне, что ему несвойственно обычно.

Итак, я "активно слушаю" просто тем, что слушаю с целью понять и дать ребенку выговориться. А как же быть с совсем малышами, которые еще не говорят или почти не говорят? Я в то время стремилась к озвучиванию того, что сын видел, слышал, ощущал и что его беспокоило. Т.е. если мне было ясно, в чем его проблема -  я ее озвучивала. А если нет - то побуждала обозначить проблему.

Есть вопросы - задавайте, продолжим эту тему. Нет - перейдем к следующей.

 

Желаю успехов в добрых делах,

Татьяна Нестеренко, tnesterenko@list.ru  

 

Если Вам нравится моя рассылка, порекомендуйте ее друзьям:  http://subscribe.ru/catalog/home.child.rastemvmeste

Если нет явного запрета на публикацию Вашего письма, оно может быть опубликовано в рассылке.

Я отвечаю на все письма, которые подразумевают ответ. Если Вы не получили мой ответ в течении 3 дней, это означает одно из двух - Ваше или мое письмо потерялось в дебрях интернета. Напишите еще раз, если к этому времени, что часто бывает, Вы не получите ответ на свой вопрос из другого источника.

Если хотите увидеть свой e-mail в рассылке, указывайте его в теле Вашего письма.

 

Это мои друзья и партнеры:

 

Иван Новичихин,

предприниматель, и просто хороший человек пишет:

в рассылке О развитии бизнеса и жизни вообще http://subscribe.ru/catalog/economics.school.giznibiz

- О жизни людей в нашей стране и не только.
- Политике.
- Экономике.
- Развитии предприятий, выходе из кризиса, определении причин сложившихся ситуаций.
- Проблемах.

У человека всегда есть желание общаться, особенно интересно это делать с единомышленниками, с людьми близкими по духу, взглядам на мир, своими устремлениями, делами.

"Как воспитать в детях здоровое отношение к деньгам", http://subscribe.ru/catalog/home.child.money/

"Мы все желаем своим детям лучшее будущее. Мы хотим видеть их здоровыми, счастливыми, успешными людьми. Но часто ли вы задумываетесь о том, как воспитать их финансово грамотными. Мы должны помочь им избежать наших ошибок. Давайте вместе посмотрим, как научить их правильно распоряжаться деньгами. Должны ли дети иметь деньги? С какого возраста? Как они должны их получать? Как тратить? Вопросов много, они очень важны... Давайте вместе искать ответы."

 

Страна Детство     Родителям, открытым для детей, хотящим и стремящимся жить с детьми в счастливой Стране                                 Детство по её законам естественности, доверия и любви.

"Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители" "...если Вам ЕСТЬ дело до своих детей - вступайте в наш Клуб"

Школа Своего Здоровья и рассылки:

Кто виноват, что ты болен, и что тебе с этим делать?

Как начать получать удовольствие от жизни прямо сейчас.

И ты можешь стать здоровым, удачливым и счастливым!

Как с умом распорядиться своим здоровьем.

Путь к здоровью через болезнь.

Жизнь без боли, жизнь без таблеток

"Каталог наших самых Толковых Рассылок"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное