Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выращивать детей с умом и сердцем? Кому щи жидкие, а кому бриллианты мелкие...


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как выращивать детей с умом и сердцем?
Выпуск № 27

К моему удивлению этот выпуск от 19 июля не попал в архив, и, вероятно, не был разослан подписчикам.

Кому щи жидкие, а кому бриллианты мелкие...

По последним выпускам у меня завязалась переписка с одним интересным человеком, Юрием Поповым. Юрий не согласен с той теоретической базой, которую я подвела под практические советы, и он предложил мне для расширения мировоззрения за рамки взглядов Ю. Мороза и Г. Павленко прочесть роман Курта Воннегута "Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер, или Не мечите бисера перед свиньями". К сожалению, этот лучший по отзывам роман писателя пока не попал мне в руки. Но Юрий по моей просьбе дал свою версию ответа на вопрос, что же говорить детям о деньгах. Советы очень здравые и, что ценно, опробованы на практике. Итак, слушаем Юрия и мои комментарии:

Добрый день, Татьяна.

TN> Как бы Вы ответили на письмо женщины, которая не знает, что сказать ребенку о нехватке денег?
 

Денег может не хватать всегда. Если не брать крайний (но весьма распространенный случай), когда денег не хватает на хлеб, то можно говорить следующее.
1) У нас на то, что ты просишь, сейчас нет денег (возможно в обозримом будущем тоже не будет).
2) Если у ребенка есть возможность (с Вашей точки зрения) чем-то пожертвовать, чтоб получить то, что он хочет, обязательно предложите ему пойти на эту жертву. Важно, чтоб он имел возможность сам решать. На мой взгляд, не следует предлагать жертвовать завтраком или обедом.
3) Можно не избегать говорить ему в случае отказа, что когда он сам будет зарабатывать, то сам сможет ими распоряжаться.
4) Возможность распоряжаться деньгами хороша даже, когда еще не зарабатываешь и даже когда деньги маленькие.
Так что, в пределах Ваших возможностей, выделяйте ему карманные деньги. Это также даст Вам возможность отсекать большое количество его просьб ссылкой на его деньги и решения.
5) Даже, если Вам нечего выделить ему в качестве карманных денег, и совсем туго, Вам следует разделять с ребенком как тяжелое время так и удачи. Любое превышение над обычными доходами должно как-то сказываться на ребенке, повлечь за собой пусть маленькую трату, но на его желания.

Я так понимаю, что практически не противоречу Вашим советам, Татьяна. Исключение - лишь утверждение что нехватка денег ребенком может ощущаться при любом уровне дохода родителей.

Но это меняет интонацию и делает ненужными ссылки на совковость и устаревшее мировозрение.

Дальше начинается самое интересное, что следует говорить как в вопросах о сексе, честно, но только то, о чем спрашивают в данный момент. Уровень восприятия меняется, нет смысла вдаваться в детали, когда ребенок еще не способен понять. Когда становится способен, он уточняет вопрос, если все еще верит Вам.

- Почему у меня нет велосипеда (роликов, кроссовок, пятого тома Гарри Поттера), а у других есть?
- Во-первых, не у всех других (примеры); во-вторых, его родители больше зарабатывают (или у них больше денег).
- А как же вы с папой (с мамой)?
- Мы - меньше. Для того, чтоб мы больше зарабатывали... (дальше должно следовать то, что лично Вы думаете по этому поводу).

Одна из мыслей, которые с детства следует внушить ребенку, о том, что мир равнодушен к справедливости и, поэтому часто несправедлив. Это не означает, что ребенок не должен сам поступать справедливо, но что-то следует принять таким, какое оно есть, и не бороться активно. Мы имеем много примеров несправедливой борьбы за справедливость.

Вот примерно это я "втираю" своему старшему. Младший подрастет, и, если ничего не случится, тоже не избежит "объяснений".

--
Всего доброго,
Юрий mailto:ypopov@horiba.co.ru

 

Да, по поводу "Денег может не хватать всегда" - кому щи жидкие, а кому бриллианты мелкие :-). Бедность или богатство такое же субъективное переживание, как счастье, вне человека они не существуют. Например, в зависимости от внутренней системы мер, оценок, 300уе/мес для одного человека попадут в зону "бедность", для другого - "достаток", для третьего - "недостижимая роскошь". Родителям важно осознать, как у них самих сформировалась эта система оценок, как на нее повлияли их родители, как - их окружение, как - СМИ. Осознать надо для того, чтобы предвидеть развитие этого процесса у ребенка и влиять на него. Если базовую, самую первую шкалу не дадите ребенку Вы и не научите замечать внешние воздействия на нее, то он некритично почерпнет в качестве исходной шкалу оценок из СМИ. А какая шкала навязывается через рупор СМИ? А такая, которая почти всех заставляет чувствовать себя бедными, вечно неудовлетворенными материальными благами, и включаться в бесконечные крысиные бега в гонке потребления. Японцы после Второй мировой поднялись, взяв на вооружение принцип "Дай клиенту то, в чем он нуждается, по оптимальной цене и качеству". Ныне этот принцип устарел, новая экономика зиждется на "Дай клиенту то, о чем сначала заставь его мечтать". Каждые 2-3 года новая модель машины, каждый год - мобилки, каждый сезон - одежды и т.д. Вечно новая вожделенная морковка перед носом у осла, пардон, потребителя, в котором целесообразно поддерживать вечную неудовлетворенность, чтобы он был работящим и не смотрел по сторонам.

А Вы остановитесь и оглядитесь, посмотрите вдумчиво - где лично Ваши желания, а где подсунутая "морковка". Когда сами научитесь различать, то и детей научите, чтобы не выпускать их как слепых котят в жизнь.

Кто еще не читал, рекомендую академическую работу Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием" http://www.kara-murza.ru/manipul.htm и более легкую для чтения книгу о рекламной индустрии глазами рекламщика "99 франков" (тоже есть в сети).

Теперь о важном: "Одна из мыслей, которые с детства следует внушить ребенку, о том, что мир равнодушен к справедливости и, поэтому часто несправедлив". Я понимаю, почему и для чего Вы предлагаете ребенку идею о несправедливости мира. Потому, что Ваш личный опыт говорит о несправедливости, т.е. о том, что плохие поступки не всегда влекут за собой наказание, а хорошие - награду, о том, что хорошие люди страдают, а плохие - наслаждаются. Для того, чтобы ребенок был готов к этому и не строил иллюзий, Вы стремитесь уберечь ребенка от боли и разочарования, и для этого внушаете ему идею о несправедливости мира. Сказки Вам не указ :-).

Вопрос о справедливости или несправедливости мира - один из самых сокровенных. Ответ, который каждый человек дает себе на него, это же и ответ о Боге, об одухотворенности мира или о бездушности гигантского механизма Вселенной. От выбора идеи справедливости или несправедливости мира зависит личный выбор между добром и злом, выбор стремления к гармонии с миром или борьбы. Во все времена люди задавали себе вопрос: "Если Бог есть любовь, то почему в мире есть боль, страдания, зло? Кто несет ответственность за это - Бог, дьявол или сами люди?". Ответы на эти вопросы есть в разных религиях, теориях и у мудрых, просветленных людей. Каждый, по праву рождения человеком обладающий свободной волей, выбирает ответ себе по душе. У родителей двойная ответственность - ответ мы выбираем не только для себя, но и для своего ребенка на долгий период его взросления, пока он будет пожинать плоды нашего выбора.

Я для себя выбрала такой ответ: мир абсолютно справедлив и, сверх того, милостив к человеку. При этом в мире действуют законы, жесткие причинно-следственные связки (возьмешься за горячее - обожжешься, упадешь с высоты - разобьешься, будешь питаться неподходящей телу пищей - заболеешь, и т.п.). И эти законы действуют не зависимо от твоего их знания или нарушения их с умыслом или по оплошности. Для познания этих законов человеку дано с избытком - и разум, и интуиция, и учителя. И само время жизни. Так же нам дано право следовать закону или нарушать его. Следствия этого выбора различны. Когда, напр., родитель учит ребенка пользоваться утюгом, он обязательно должен позволить ребенку немного обжечься, если тот не внимает его словесному предупреждению о последствиях неправильного обращения. Да, ребенку будет больно. Но разве в этом есть несправедливость? Или злой умысел создателя утюга? :-) По аналогии я воспринимаю любую болезнь, несчастный случай или неудачу - как сигнал о том, что я где-то ошиблась, не учла "правила игры", нарушила их. Т.е. как обратную связь о том, что надо учиться.

Поскольку все мы творцы своих миров, то от наших идей зависит, каким этот мир будет. Принятая мной идея о тотальной справедливости воплощается в том, что я вижу, слышу, замечаю справедливость вокруг себя. Во всем, что со мной происходит, я ощущаю любовь и заботу обо мне. Такой мир мне нравится, я ему доверяю и чувствую себя в безопасности. Мне есть с чем сравнивать, ведь много лет назад я смотрела на мир сквозь идею о несправедливости и жесткости мира - и видела вокруг несправедливость и жесткокость. Я убедилась в справедливости поговорки "Что ищешь, то находишь" или "Кто идет по жизни с молотком, везде замечает гвозди". У симоронцев есть такой образ, который наглядно показывает как это работает. Личность человека, как кокон, как упаковка с системой окошек-прорезей, и если кокон в виде решетки - то и небо кажется в клетку.

 

 

До встречи, пишите.

Татьяна Нестеренко tnesterenko@list.ru

Если Вам нравится моя рассылка, порекомендуйте ее друзьям:  http://subscribe.ru/catalog/home.child.rastemvmeste

Если нет явного запрета на публикацию Вашего письма, оно может быть опубликовано в рассылке.

Я отвечаю на все письма, которые подразумевают ответ. Если Вы не получили мой ответ в течении 3 дней, это означает одно из двух - Ваше или мое письмо потерялось в дебрях интернета. Напишите еще раз, если к этому времени, что часто бывает, Вы не получите ответ на свой вопрос из другого источника.

Если хотите увидеть свой e-mail в рассылке, указывайте его в теле Вашего письма.

 

Это мои друзья и партнеры:

 

Иван Новичихин,

предприниматель, и просто хороший человек пишет:

в рассылке О развитии бизнеса и жизни вообще http://subscribe.ru/catalog/economics.school.giznibiz

- О жизни людей в нашей стране и не только.
- Политике.
- Экономике.
- Развитии предприятий, выходе из кризиса, определении причин сложившихся ситуаций.
- Проблемах.

У человека всегда есть желание общаться, особенно интересно это делать с единомышленниками, с людьми близкими по духу, взглядам на мир, своими устремлениями, делами.

"Как воспитать в детях здоровое отношение к деньгам", http://subscribe.ru/catalog/home.child.money/

"Мы все желаем своим детям лучшее будущее. Мы хотим видеть их здоровыми, счастливыми, успешными людьми. Но часто ли вы задумываетесь о том, как воспитать их финансово грамотными. Мы должны помочь им избежать наших ошибок. Давайте вместе посмотрим, как научить их правильно распоряжаться деньгами. Должны ли дети иметь деньги? С какого возраста? Как они должны их получать? Как тратить? Вопросов много, они очень важны... Давайте вместе искать ответы."

 

Страна Детство     Родителям, открытым для детей, хотящим и стремящимся жить с детьми в счастливой Стране                                 Детство по её законам естественности, доверия и любви.

"Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители" "...если Вам ЕСТЬ дело до своих детей - вступайте в наш Клуб"

Школа Своего Здоровья и рассылки:

Кто виноват, что ты болен, и что тебе с этим делать?

Как начать получать удовольствие от жизни прямо сейчас.

И ты можешь стать здоровым, удачливым и счастливым!

Как с умом распорядиться своим здоровьем.

Путь к здоровью через болезнь.

Жизнь без боли, жизнь без таблеток

"Каталог наших самых Толковых Рассылок"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное