1.Статья Лены Даниловой "Рисование и
лепка в 2-3 года"
2. Игра Лены Даниловой "Половинки" - Публикуется
впервые!
Статьи
Лена
Данилова
"Рисование
и лепка в 2-3 года"
Предоставьте ребенку возможность познакомиться с разнообразными
изобразительными материалами. Рисовать можно:
- гуашью,
- акварелью,
- карандашами деревянными или восковыми,
- масляной пастелью,
- фломастерами,
- мелом. Рисовать можно на:
- обычной писчей бумаге,
- плотной бумаге,
- цветной бумаге,
- рифленой бумаге (обойной, например),
- картоне,
- картонных коробках,
- стене в ванной,
- пластмассовом столике,
- асфальте,
- других материалах и предметах.
Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать
постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
1. никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное
по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор,
но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь
из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам;
2. никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще
несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы
будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от
этого занятия;
3. никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не
улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его
неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто
родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка
родственникам и знакомым, как его достижения);
4. никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ,
так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные
изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с
материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет
пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того
или иного предмета или существа;
5. поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть
малыш понимает, что главное – это именно его фантазия;
6. рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не
забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось
очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену;
7. рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать
также;
8. рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в
картинные галереи.
Каким же приемам работы с материалами вы можете обучить своего ребенка?
Работа с красками:
1. правильно держать кисточку;
2. правильно макать ее в краску (не окуная больше, чем надо),
снимать краску с кисточки об край баночки;
3. правильно ставить кисточку на бумагу: ставить только кончик
щетины, не прижимая всю кисточку к бумаге; правильно водить по
бумаге, не царапая ее металлическим чехольчиком;
4. делать на бумаге «пятнышки» (примакивание) и полосочки;
закрашивать часть листа или весь лист;
5. видеть определенные образы в случайных «рисунках» (развиваем
фантазию);
6. смешивать краски на палитре, на листе;
7. делать более светлые оттенки цвета, смешивая нужную краску с
белой краской или с водой;
8. обращать внимание на «поведение» краски на мокром листе, на
цветной бумаге, на рифленой, глянцевой, шершавой бумаге или картоне.
Работа с карандашами, фломастерами, пастелью, мелками:
1. научите малыша правильно держать карандаш (фломастер и пр.)
2. учите его водить карандашом по бумаге, не нажимая сильно и не
прорывая ее,
3. учите малыша рисовать точки, линии, круги, овалы,
4. учите закрашивать фигуры.
Лепка из пластилина:
1. научите малыша отрывать кусочки пластилина от бруска, разминать
его пальчиками,
2. наклеивайте и намазывайте пластилин на бумагу или картон,
3. катайте пластилин по столу, научите скатывать колбаски и шарики,
4. прилепляйте слепленные колбаски на бумагу (просто так и на
нарисованные вами сюжетные картинки – дорожки и пр.),
5. влепляйте в размазанный по картонке пластилин разнообразные
мелкие предметы :
· бусины, бисер, пуговицы,
· скрепки,
· крупу и макаронины,
· палочки, спички, маленькие камушки, скорлупки от орехов, другой
природный материал,
· проволоку, веревочки, кусочки ткани.
6. рисуйте на пластилине спичками, палочками, старыми карандашами,
7. ставьте на пластилине отпечатки крышками от старых фломастеров,
от пузырьков, ключами, другими мелкими предметами, создавая узоры
или простые рисунки.
Это все поможет малышу развить фантазию, научиться владеть разными
приемами работы со всевозможными материалами. Остальное – дело времени.
Игра
"Половинки"
Возраст: 3-5 лет.
Нарисуйте на картоне силуэты домиков (бабочек, листьев или деревьев -
любые изображения, симметричные относительно оси). Разрежьте их по
центру на две части (по оси симметрии). Для домиков можно дополнительно
вырезать из картона окошки, для бабочек – фигурки для украшения
крыльев, для деревьев – изображения плодов (парами – разной формы).
Принцип игры остается у всех вариантов игры один и тот же. Рассмотрим
игру с домиками.
Покажите ребенку половинки домиков, попросите подобрать нужные
половинки друг к другу – собрать домики. Спросите, какая половинка
правая, какая левая.
Попросите ребенка найти самый высокий домик, самый низкий, самый
широкий, самый узкий, одинаковые по высоте и ширине домики.
Попросите ребенка найти одинаковые окошки и поставить их на домики
симметрично («как в зеркале»).
Сделайте домик и поставьте окна несимметрично. Попросите ребенка
найти, где нарушен порядок (симметрия) и восстановить его.
На одном из домиков разместите две-три пары окошек, предложите
ребенку посмотреть на получившуюся картинку. Измените расположение
окошек (ребенок должен отвернуться). Пусть ребенок по памяти
восстановит рисунок.
На одном из домиков разместите две пары окошек, предложите ребенку
посмотреть на получившуюся картинку, снимите все со стола. Пусть
ребенок по памяти восстановит рисунок.