Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лига граждан Ефремова

  Все выпуски  

КЛИО (клуб любителей истории и обществознания): Первый выпуск


Доброго времени суток, дорогие читатели!

*ПРОЛОГ

Собрались мы тут в меру своих сил и способностей выпускать

Интернет-рассылку для вашего внимания. Мы это клуб КЛИО  (Клуб любителей истории и обществознания). Он образован в ноябре 2006 года как общественное движение. Заседания клуба проходят еженедельно. Но общения друг с другом нам показалось недостаточно. И мы решили вынести наши дискуссии на суд широкой Интернет-общественности.

В названии нашей тусовки очевидно главное слово – любители. Любовь это наверно вообще главное слово во всех человеческих языках. Последнее время пришла как бы мода на профессионализм, а слово дилетант воспринимается в основном в негативном контексте. Между тем дилетанты-любители тоже нужны миру и даже бывают полезны.

И хотя глава клуба КЛИО и ведущий этой рассылки Сергей Баранов много лет назад как-то исхитрился получить профессиональное историческое образование, не стоит к этому факту относиться слишком серьёзно. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь...»

Мы исходим из того принципа, что история всё-таки куда в большей степени искусство нежели наука. И творчество и интуиция в ней куда важнее сухого рассудка. Поэтому не так уж важно, какое у человека образование. Легендарный Валентин Пикуль не имел исторического образования, но его дару завидовали чёрной завистью многие мои знакомые историки, доценты и профессора.

По крайней мере, в Древней Греции, этой колыбели современной западной цивилизации, историю считали именно искусством, а не наукой. И была у истории даже своя муза-покровительница Клио.

История имеет дело с таким понятием как время. А что такое время, и каковы его основные свойства, это пока ещё в основном загадка, к которой человечество только подступает. Причём физики здесь, похоже, сумели сделать много больше чем историки.

 

 

 

*Да здравствует 1 сентября – День знаний!*

 

 

Мы приурочили выход первого выпуска нашей рассылки к 1 сентября. Дабы таким образом отдать дань уважения Дню знаний. Рассылка наша предназначена для самого широкого круга читателей. Если вы любите историю не потому, что с её помощью зарабатываете на хлеб, а просто потому, что не можете её не любить, как не можете не дышать, то мы надеемся, наша рассылка будет вам хотя бы иногда интересна. И мы будем очень рады, если вы и сами примете участие в её создании. Если читатели будут писать нам письма со своими вопросами, предложениями и идеями, то мы силами членов клуба, постараемся не оставить без ответа ни одного письма.

При нынешней конкуренции на информационном рынке мы надеемся, нам не грозит, что нас завалят мешками писем. А с другой стороны у ведущего рассылки есть несколько надёжных товарищей, учредителей клуба КЛИО, которые обязательно придут ему на помощь, если нас действительно завалят письмами по самое не балуйся.Так что, если будет, кому отвечать, переписка с читателями станет неотъемлемой рубрикой нашей рассылки.

А основной рубрикой, эдакой «передовой статьёй» будут у нас различные тексты, посвящённые той или иной конкретной исторической проблеме. В следующем выпуске нашей рассылки мы планируем коснуться темы начала I мировой войны. Поскольку, видимо, именно события августа 1914 года нам представляются одними из самых судьбоносных за всю новейшую историю. Затем мы планируем перейти к теме Революции 1917 года в России и нашей Гражданской войне. Ну а после этого очень надеемся, что уже благодарные читатели подкинут нам идей и тем, и мы на виртуальной машине времени отправимся в любую эпоху и в любую страну, в которые только пожелаем. Ну а если читателям будет лень заниматься навигацией, то машина времени наша пойдёт на автопилоте. Типа куда занесёт методом тыка…

Итак, в качестве первой передовицы мы решили привести здесь небольшой отрывок из монографии доктора исторических наук Маргариты Фёдоровны Альбедиль «Индия: Беспредельная мудрость».

Этот отрывок послужит как бы поэтическо-философским эпиграфом к нашим занятиям, которые, будем надеяться, продолжаться долго, и принесут пользу и ведущему рассылки и благодарным читателям подписчикам.

 

 

 

*ДВОЙНАЯ  БЕСКОНЕЧНОСТЬ*

 

 

 

Вальтер Скотт записал в своем дневнике 17 февраля 1828 г. «Вчера за обедом меня преследовало странное чувство, ко­торое я назвал бы ощущением предыдущего существования, — смутное ощущение того, что все, что происходило, было уже не в первый раз». Индиец счел бы это чувство вовсе не стран­ным, а вполне реальным: да, конечно, мы не раз и не два приходим в этот мир в разных обличьях, и потому прошлое — всегда в нас, хотим мы этого или нет, Совершенно индийским по духу кажется высказывание Генриха Гейне: «Кто знает, в теле какого портного находится душа Платона; в теле какого школьно­го учителя — душа Цезаря? Кто знает! Может быть, душа Пифагора находится сейчас в теле бедного ученика, который провалился на экзамене потому, что не смог доказать теорему Пифагора!..»

Восприятие прошлого как находящегося всегда рядом — одна из харак­терных черт индийского духа. Говоря словами М.К. Мамардашвили, для ин­дийцев прошедшее время «впервые сейчас сбывается: сбывающийся смысл прошлого и будущего». Вероятно, нам это понять трудно, так как у нас ситуа­ция совершенно иная. Тот же М.К. Мамардашвили, рассуждая о советском периоде существования нашего государства и отмечая массовую потерю чув­ства реальности и чувства непрерывности традиции, связывал ее не в послед­нюю очередь с тем обстоятельством, что у нас отсекли прошлое и «все загнали в будущее, которое устремилось на нас с чудовищной скоростью, не оставляя времени на живое отношение к современности, на единичность созревания и рождения (редуцировались внутренние поля, дифференциалы, редуцировались до чудовищной плотности, не оставляя никакого зазора для своего простран­ства и времени)... Устремляясь в будущее, общество превращалось в собствен­ное прошлое, непережитое и неразрешившееся, на тысячелетие назад...»

Пожалуй, с точки зрения индийцев, приверженных традиционной куль­туре, бережно хранящей прошлое, мы являем собой курьезный случай людей, движущихся задом наперед, так что наши пред-кн оказываются не перед нами, как подсказывает этимология слова, а где-то позади, а наши потом-ки, кото­рые придут после нас, — перед нами.

Итак, бережное отношение к прошлому — одна из главных характеристик традиционной индийской культуры и психологии. Конечно, и культура, и пси­хология этноса — явления живые, изменчивые, но так или иначе они ощутимо выражают себя во всех без исключения сферах жизни народа, в том числе и в истории. Сегодняшние настроения могут застыть в культуре, а позже воздей­ствовать на общество, оживляя для новых поколений психический и культур­ный опыт старших. Можно соглашаться или нет, но трудно не признать суще­ствование некоего глубинного психологического архетипа или, иными слова­ми, коллективного бессознательного, генетически воспроизводимого в рамках этноса и закрепленного в культуре и традициях народа. Об этом писал один из основателей аналитической психологии К.-Г. Юнг: «Сам мозг рождается с оп­ределенной структурой, работает современным образом, но этот же самый мозг имеет и свою историю, результатом которой сам и является. Естественно, что он функционирует со следами этой истории... и если поискать в основах моз­говой структуры, то можно обнаружить там следы архаического разума».

Индийская традиция это подтверждает. В ней, говоря словами М. Воло­шина, «в прошлом разомкнуты древние звенья», и кажется, что временная бесконечность, отражаясь в глубине прошлого, присутствует в настоящем, соз­давая некую двойную бесконечность.

 

 

 

*Кулинарный подход к духовной пище*

 

 

 

Но честно признаемся, что только ради разговоров об истории и иных гуманитарных науках мы бы рассылку делать не стали. «Передовая статья» у нас будет как бы первым блюдом нашей кухни, «переписку с читателями» будем подавать на второе. И всё это ради того, чтобы самые терпеливые и благодарные наши читатели дождались «десерта» и рискнули его отведать.

Будет у нас ещё и развлекательная рубрика. Мы предлагаем всем желающим сыграть с нами в ролевую стратегическую игру по е-мэйлу в альтернативную историю. Игра эта называется «Эпоха первоначального накопления». Её действие начинается в середине XV века, и по ходу игры события могут далеко уклониться от того, что происходило в реальной истории планеты Земля.

Принять участие в игре на совершенно некоммерческой основе может любой желающий. Причём вступить в игру можно когда угодно и столь же безболезненно в любой момент можно из игры выйти.

Достаточно прислать заявку и сообщить по какому адресу мастеру игры отправлять сообщения. Каждый обмен сообщениями между игроком и мастером игры и будет являться одним ходом в игре. При желании в заявке можно указать место рождения персонажа, за которого вы хотели бы играть и его социальное происхождение. Но этого можно и не делать и оставить выбор персонажа за мастером игры.

Предварительное представление о подобных играх можно получить из статьи «Досуги Его Превосходительства».

http://www.wargames.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1228

 

Приводим текст полностью (с небольшой редакторской правкой), поскольку не у всех подписчиков рассылки, есть возможность легко забираться в сеть.

 *Досуги Его Превосходительства*

 

Ты сам построил храм дневной
И сам зажег огонь вечерний -
Все остальное - дело черни,
Но эта чернь - ребенок твой.
М. Щербаков

 

 

Господа, у меня есть для вас конфиденциальное сообщение. Рискуя жизнью каждую минуту, я пробрался в Имперский Генеральный Штаб. И вот вам сверхсекретная новость: в стратегические игры, как и в ролевые, можно играть без компьютера.

 

Вы говорите - давно известно? Быть того не может. А, настольные баталии? Warhammer, BattleZone, “Эпоха Битв”? Помилуйте, господа, это - тактика. Говоря нашим тайным шифром, wargame.

 

А вот в Имперском Генеральном Штабе занимаются совсем другими делами. Делами, достойными стратега: управлением государством, политикой, определением направлений главных ударов, наконец... Ну да, и битвами тоже. Стратегу иногда дозволено лично покомандовать армией или флотом.

 

Вам никогда не казалось, что на месте Наполеона вы справились бы гораздо лучше? Ведь это же элементарно, не так ли: с Россией надо заключать союз против Англии и в поход на Индию, доделать то, чего не смог Александр Македонский…

 

*Вступление в должность*

 

“Наверное, - спросите вы, - для занятия должности в штабе надо много учиться? Воображению предстают горы книг с правилами, сводные таблицы - что и когда можно приказать...”

 

Все и проще, и сложнее. Перед вступлением в должность вам не вручат объемистый том с правами и обязанностями начинающего правителя. Вы получите только сведения о том, какой властью и какими ресурсами располагаете - войска, деньги... А потом настанет время отдавать приказы. Любые приказы.

 

То есть как - любые? А вот так. Есть одно главное правило, и звучит оно следующим образом: “последствия - за свой счет”. Вы вольны попытаться ввести в Англии коммунизм, предложить парламенту законопроект об уголовной ответственности за рост свыше 6 футов или объявить себя Папой Римским. Что с вами потом станется - другой вопрос. Но приказать вы можете.

 

Никаких ограничений нет. Можно покровительствовать наукам и искусствам, осуществлять религиозные реформы, казнить и миловать. Не забывая о последствиях.

 

Как это выглядит? Очень просто. Как и большинство игр без компьютера, штабная игра не может похвастаться богатой трехмерной графикой и спецэффектами. Люди сидят вокруг стола или даже просто обмениваются электронными письмами. Как и в ролевой игре, есть мастер; он-то и определяет, с помощью тайных каббалистических законов, как отреагировал народ на выступление Цицерона и насколько поднялись цены на хлеб в Гаскони в результате Итальянского похода Суворова.

 

Время от времени начинается война - и на бумаге появляются планы расстановки кораблей и отрядов. Игрок видит и знает только то, что видит и знает полководец. И команды его исполняются не точь-в-точь, а так, как исполнялись бы они в реальном бою.

 

Самое интересное, что игрокам и в самом деле не нужно знать никакой механики. Никаких, знаете, таблиц и формул. Они ведомы только мастеру, да и у него могут оказаться простыми. Конечно, для военного командования небесполезно хоть немного разбираться в тактике соответствующих времен, но - это придет.

 

Учтется все. Игрок может вникать в каждую деталь, вплоть до уставной длины портянок сержанта саперного батальона, или обходиться “общим руководством”. Расчеты могут быть безумно сложны или же элементарно просты. Но ни одно слово игрока не пропадет втуне.

 

*Штабные будни*

 

Вот пример “из жизни”. Пуническая война. Римский консул (игрок) командует армией, высадившейся на Сицилии. Ее ожидает генеральное сражение с войсками Карфагена. Карфаген располагает мощной кавалерией, но войска его не едины: он делит командование с македонским союзником, поскольку о единоначалии им договориться не удалось.

 

Игроки Карфагена и Македонии, расставив свои войска, двигают их к замеченному противнику. Основной кавалерийский корпус заходит справа, дабы ударить во фланг и тыл. Предполагавший такое развитие событий римский консул заранее установил там легион, обращенный фронтом вбок. Этого легиона с позиций карфагенян не видно, и их ожидает неприятный сюрприз; а вся беда - в том, что они оказались чрезмерно предсказуемы. К тому же строй их ломается, потому что скорость хода по дороге и по холмам разная, и не все части одинаково рвутся в бой. Македонская фаланга входит в соприкосновение с римским строем раньше своего соседа - центр доверили держать не самым лучшим солдатам. Италийские союзники, которым приходится выдерживать удар македонян, возможно, бежали бы, но сзади их подпирает римская часть, и они дерутся насмерть.

 

Итак, консул одерживает блистательную победу над превосходящими силами карфагенян и в ознаменование доблести легиона италийских союзников дарует выжившим римское гражданство.

 

А теперь другому игроку - народному трибуну в том же Риме - предстоит думать, о чем ему говорить перед римским народом и сенатом, чтобы консулу это деяние сошло с рук. Хорошо бы, чтоб великий полководец пережил собственный триумф... Да и италийский город, чьими гражданами были легионеры ранее, тоже, скажем так, несколько удивлен... Как я уже говорил, игровая механика для игрока вообще не существует. Никаких “атак” и “защит” - только то, что реально доступно полководцу. Можно выяснить подробно, какое снаряжение носят, скажем, легионеры и велеть всем отныне носить еще и серьгу в ухе (зачем? ну, это другой вопрос). Можно узнать их численность. Но нельзя сравнить их подготовку с подготовкой македонской фаланги - разве что удастся убедить македонян устроить “потешный” бой.

 

И команды отдаются безо всякой механики, так, как их отдал бы персонаж. Например, в разных ситуациях приказы могут быть такими:

 

·  Лучникам выдвинуться вот на этот холм и ждать приказа.

 

·  Кавалерии обойти слева по овражку и постараться атаковать легион с тыла. Если легионеры окажутся готовы к сопротивлению - в бой не вступать, возвращаться. Ввязавшись в бой, действовать по обстановке.

 

·  Провести инспекцию войск в Далмации. Постараться сделать это неожиданно. Особо проверить состояние припасов и соответствие численности отрядов объявленной.

 

·  Постараться найти в Афинах способного стихотворца, окружить его заботой, приблизить и убедить в том, что моя линия приведет Афины к процветанию. Потом подать ему идею написать трагедию о том, что мой политический противник только и жаждет сделать афинских граждан рабами.

 

·  С помощью шпионов постараться выяснить настроение людей: как отреагируют солдаты, если я прикажу им зимовать по ту сторону Дуная?

 

·  Объявить, что мой адмирал пиратствовал без моего согласия, казнить его и послать голову в Рим...

 

Как вы уже поняли, вовсе не гарантировано, что приказ будет исполнен, а тем более - исполнен в точности. Подчиненные воплотят его в жизнь по собственному разумению. Это не привычные нам компьютерные стратегии, где одним движением руки отправляется в бой войско - и приходит точно в назначенный час именно туда, куда посылали... Вполне возможно, что и вам доведется испытать бешенство Наполеона при Ватерлоо, узнавшего, что Груши не выполнил приказа вернуться и упустил пруссаков...

 

А уж чаянья народные - те и вовсе вне нашего контроля.

 

Как видно из этих примеров, роли бывают разные. Античность взята только для примера. И не все предполагают беспрекословное подчинение: даже консулу с сенатом и народом Рима надобно считаться, равно как, скажем, Ллойд Джорджу - с английским парламентом, прессой и так далее. Власть тоже бывает разная: светская, военная, религиозная, финансовая...

 

Я сказал - роли? То есть игра-то - ролевая?

 

Да, игроки получают роли реальных исторических лиц или их аналогов. А то и вовсе такие роли, которых в реальной истории и не было совсем или ничего о них не сохранилось в исторических источниках.  “Отыгрывать” эти роли, как положено в ролевой игре, никто не заставляет. Вы вполне вольны счесть, что Джордж Вашингтон совершенно напрасно пожелал отделения американских колонистов от исторической родины - Британии, и повести совсем иную политику. Вы можете всё, и никто не скажет, что вы “отступили от роли”. Но почему-то сплошь и рядом случается так, что персонажи все равно повторяют “ошибки” своих прототипов...

 

*Пароли и явки*

 

Где творятся такие чудеса? Таких мест много. В нашей стране существует несколько школ штабной игры, с разными системами моделирования. Одна из самых известных - помянутый мною Имперский Генеральный Штаб, возглавляемый известным критиком и специалистом по военной истории Сергеем Переслегиным. Его замечательный роман-исследование о войне Японии со Штатами под названием “Тихоокеанская премьера”, изданный в “Военно-исторической библиотеке”, неплохо иллюстрирует подход Генерального Штаба. Его работы сделали штабные игры весьма серьезным делом. Располагается этот клуб в Санкт-Петербурге. Однако игры клуба - не из самых легких в своем жанре.

 

Есть клубы и в Москве, Казани, других городах. Не все они совершенны и возвышенны, но число их растет. Для того чтобы начать вести несложную игру самому, достаточно раз-другой сыграть. Потом игры обрастут подробностями, правилами...

 

Многие из вас, вероятно, слышали о рекламируемой в Соединенных Штатах игре - Majestic компании Electronic Arts. Хотя ее презентуют как компьютерную, игроку там предстоит по e-mail и обыкновенному телефону договариваться о встречах, расшифровывать и передавать информацию... Это - первый шаг к коммерческому признанию подобных игр. Конечно, здесь о настоящей штабной игре речи пока не идет - только о ее элементах. Однако, как стало известно, в России тоже планируется нечто подобное, и гораздо ближе к теме нашего обзора. ………………………………………………………………………………………….Этот вид хобби только начинает получать широкое признание. Кто знает, возможно, у него большое будущее.

 

Псмит

 

 

 

 

*ЭПИЛОГ*

 

На этом пока больше не смеем отнимать ваше драгоценное время и внимание. Надеемся в скорости прислать следующий выпуск рассылки, в котором о нашей игре мы расскажем подробнее. И начнём размышлять о причинах I Мировой войны.

Да будут счастливы обитатели всех миров!

 

 

Сергей Баранов (Сель)

Глава клуба КЛИО

 

 

PS Да чуть не забыл, а напитки! Надо же виртуальных гостей нашего клуба напоить чем-нибудь веселяще-бодрящим! Для этой цели  мы храним в винных погребах много бочек и бутылок с историческими анекдотами, байками и притчами, которыми можно будет перемежать блюда нашей кухни, для их более гармоничного усвоения.

Вот пока чисто для дегустации – первое что под руку подвернулось:

 Один придворный вельможа как то в Зимнем дворце принялся вышучивать академика Ломоносова, намекая на его происхождение из поморских рыбаков:

- А скажите-ка, господин академик, какая разница между лососем и лососиной?

- Такая же, как между дураком и дурачиной, сударь, - ответил академик.

 

 

 

mailto: klubklio@narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



В избранное