Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


Déjà vu  

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 

Искусство для искусства    Русь  Мате   Дуэль  Порно  Фейерверки   Нейромаркетинг

Анархизм   Shopping  Реклама    Крест   Какао   Гедонизм   Роскошь  Бодхичитта

Перевод  Черносотенство  Гротеск  Зло  Сон  Чтение   Крысолов  Психоделики

Биотехнологии    Евгеника    Ушу   Праздность (Китай)    Шаббат    Катарсис     Аскет

Янтарная комната  Карлик  Берсерки  Палач  Подделка  Любовь (суфизм)      


Культурный империализм    Понятие «культурный империализм» появилось в XIX в. благодаря колониальной политике Британской империи. Начиная с конца XIX., когда появилась империя США, которая стремительно установила политический контроль над некоторыми государствами, американское общество в виде деятельности благотворительных фондов, предпринимает попытки культурного влияния в зарубежных странах. Однако все программы имели под собой идеи взаимопомощи и филантропии. Контекст «холодной войны» обусловил политическую необходимость установления идеологического контроля США над определенными государствами для сохранения их ориентации на демократическое устройство и ликвидацию распространения идей коммунизма.

                                                     Н. А. Цветкова 9 стр.

 

Социализм   Дискуссии о социализме в античности. Еще в XIX в. в связи с распространением марксизма стал дискутироваться вопрос о роли социалистических идей в прошлом опыте человечества. При этом, наряду с проблемой первобытного коммунизма, дебатировалась и проблема социалистических учений в древнем мире. Данных о попытках осуществления преобразований, которые хотя бы и с натяжкой можно было назвать социалистическими, в наших источниках нет, и таких попыток, видимо, и не было. В то же время идеи, более или менее родственные современным социалистическим, появлялись неоднократно.

                                                      А. И. Зайцев 4 стр.

 

Свист    Среди резких, нарушающих покой и размеренность жизни звуков особое место занимает свист—явление, неизменно связываемое в народных представлениях с призывом зла, лиха, нечистой силы. Свистом вызывают ветер для работы мельниц, во время молотьбы, рыбной ловли, мореплавания и просто в жаркую погоду. Для этого в подражание ветру дуют и свистят в нужном направлении. Ср. русскую поговорку моряков свистать по ветер 'свистом вызывать ветер'. Описанный Д. К. Зелениным вятский обычай устраивать свист на могилах покойников совершался во время годового поминовения и назывался свистунья, свистопляска. На месте погребения убитых происходили пляски, которые сопровождались неумолкаемым свистом.

                                               А. А. Плотникова 10 стр.

 

Терроризм   Терроризм при некоторых условиях может выступать маргиналом элитарного сознания. Одиночество, озлобленность, романтическое воображение, комплекс неполноценности и стремление совершить, так называемый, «подвиг Герострата» — все это, плюс особые обстоятельства индивидуальной судьбы порождают террориста. Речь может идти не о люмпенах, нанятых для подготовки и слепого исполнения теракта, а о заказчиках, идейных вдохновителях и сознательных организаторах террора. Нельзя не согласиться с Н.Бердяевым, утверждавшим, что в России — родина анархизма, активисты этого движения были выходцы из элитарного слоя дворянства и интеллигенции. Он писал: «Баре Бакунин, князь Кропоткин, граф Толстой — создатели русского и мирового анархизма».

                                                   Н. Суворов 12 стр.

 

Кинизм   Можно ли сравнивать жизнь и деятельность интеллектуальной элиты конца XX — начала XXI веков с античными полу-чудаками, полу-философами IV — III веков до н. э.? Что может быть общего между эллинизмом и постмодернизмом? Между тем в середине XX века учение киников становится популярным среди европейского студенчества. В киниках видели принципиальных оппозиционеров всякой власти. Миросозерцание кризисной эпохи, каковым являлся XX век, искало и находило аналог в истории культуры.

                                                 Николай Суворов 4 стр.

 

Православие   Византийский культурный тип и православие. Достаточно очевидно на уровне теории, что существует две различные системы конфессиональных разногласий. Первая из них относится к вероучительным тезисам, начиная с filioque; для средневекового образа мыслей сюда же относились обрядовые обыкновения — и до тех пор, пока средневековый образ мыслей оставался собой, функционирование вышеназванной системы могло отличаться изрядной умственной узостью, однако по-своему сохранять последовательность и субъективную добросовестность. Вторая система относится к стилю поведения, телодвижений, сакрального искусства, духовного красноречия молитв, песнопений и проповедей, к требованиям особого вкуса, выработавшегося за века существования православной культурной традиции.

                                              Сергей Аверинцев 18 стр.


В избранное