Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu



 

Чтение   Феномен «чтения» у Пруста и Беньямина. Беньямин указывает на сосуществование двух взаимопроникающих миров: мира бодрствования и мира сна. То, что существует в мире бодрствования, находит не подобие, но соответствие — не в чем бы то ни было, — но в мире сновидений и, таким образом, оказывается замкнутым на самое себя, непроницаемым. Для Пруста именно сосуществование двух в чем-то соответствующих друг другу миров делает возможным чтение как таковое. Между опытом писателя и опытом читателя имеется сущностная аналогия. Чтение не наделяет читателя новым опытом, но дает ему возможность активизировать свою собственную память, сделать действенным то, что оставалось пассивным в течение длительного времени. Прустовское «чтение» может быть охарактеризовано как аллегория письма и как основной метод работы с памятью.
                                                       Ирина Окунева 24 стр.

 

Крысолов    26 июля 1984 года западногерманский городок Гамельн отмечал 700-летие чрезвычайного происшествия: увода городских детей таинственным Крысоловом. В том виде, в каком легенда дошла до нас в пересказе братьев Гримм, она повествует о бродячем музыканте, избавившем Гамельн от нашествия грызунов. Играя на дудочке, он выманил крыс и мышей, повел за собой и утопил в реке Везер. Когда городские власти отказались выдать ему условленную плату, Крысолов снова заиграл на дудочке, увлек гамельнских детей из города и навсегда исчез с ними вместе в толще лесной горы. Некоторые полагают, что потомки этих детей объявились спустя много лет в лесах Трансильвании. Кто такой Крысолов? Откуда его власть над животными и детьми? Чем он действует: гипнозом, искусством? Легенда открыта толкованию, она напрашивается на интерпретацию.

                                                Инесса Малинкович 5 стр.

 

Психоделики    Имеют ли психоделики религиозное значение? Люди, изучающие религию, как правило, считают, что психоделические вещества не имеют к религии отношения. Они согласны с Р.-С. Зенером, который отверг утверждения о религиозном значении мескалина, приведенные Олдосом Хаксли в книге «Двери восприятия». Зенер — римский католик, а доктрина римского католицизма учит, что мистический экстаз — дар благодати, а потому не может быть контролируем человеком. Когда У. Стейса, который считается авторитетом в области философии мистицизма, спросили, подобны ли психоделические переживания мистическим, он ответил: «Вопрос не в том, похожи они на мистические переживания или нет; они суть мистические переживания». Психоделики могут, по-видимому, вызывать религиозные переживания, но менее очевидно, что они могут создать религиозную жизнь.

                                                    Хьюстон Смит 5 стр.

 

Биотехнологии   Мы живем практически в начале золотого века биотехнологии. И по большей мере мы должны этому радоваться. Мы обязаны ей за излечение болезней, продление жизни и облегчение страданий, как психических, так и телесных. И все же, несмотря на эти благодеяния, настоящие и проектируемые, мы уже более чем достаточно видели то, что вызывает у нас тревогу и беспокойство. Наиболее соблазнительная из беспокоящих нас перспектив - использование сил биотехнологии в стремлении к "совершенству", как телесному, так и умственному. Это - глубочайший источник общественного беспокойства, проявляющегося в частности, в опасениях по поводу "человека, играющего роль Бога".

                                                  Леон Р. Касс 27 стр.

 

Биотехнологии   Сценарии "постчеловеческого будущего", которые рисует Фукуяма, выглядят довольно мрачными; при этом некоторые из тенденций такого развития событий уже реализуются. Пути же в это постчеловеческое будущее прокладывает биотехнологическая революция. "Во многих случаях, - отмечает Фукуяма, - медицинские технологии предлагают нам сделки с дьяволом: более продолжительная жизнь, но с пониженными умственными способностями; освобождение от депрессии с одновременным освобождением от творчества. Один из маршрутов в постчеловеческое будущее, который обозначает Фукуяма, - это нейрофармакологический контроль поведения. В основном речь идет о двух чрезвычайно популярных в США препаратах - прозаке и риталине; но весьма интересен и анализ тех социальных сил и интересов, которые подстегивают эту популярность.
                                                      Б.Г. Юдин 21 стр.

 

Евгеника   Анализ идей либеральной евгеники Ю. Хабермасом. Основной аргумент Хабермаса против либеральной евгеники: она на место коммуникативной связи сообщества потомков и предков ставит манипулятивную связь между изготовителем ребенка как продукта биотехнологий и самим ребенком как своеобразным изделием. Причем превращение генетической основы существования отдельного человека из природного дара (случайного результата "природной лотереи" задатков) в изделие другого человека несет в себе угрозу основаниям самоидентичности современного человека. Меняются предпосылки того, что условно обозначается Хабермасом как "этика вида". Хотя, собственно говоря, лишь только после того как человек начинает пытаться поставить под контроль собственную эволюцию и появляется возможность говорить об этическом аспекте видо-пре-образования homo sapiens.

                                                    П. Д. Тищенко 23 стр.


В избранное