Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu



 

Ушу   Существуют по сути два ушу, которые между собой практически не связаны. Традиционные методы ушу, в отличие от гимнастики ушу, непосредственно связаны с раскрытием духовных сил человека. А методики, используемые для этого, во многом повторяют магические приемы древних даосов и магов, например дыхательно-медитативная практика, многократное выполнение комплексов-таолу, некоторые из которых имеют исключительно ритуальный характер. Более того, существуют стили ушу, которые вообще никогда не предназначались для боевого использования и были порождены исключительно народной магической культурой. Они базируются на имитации движений животных, которая в свою очередь связана с широко известными ритуалами мистического перевоплощения в животных.

                                                А. А. Маслов 10 стр. 4 илл.

 

Праздность (Китай)   Темой для возвышенных рассуждений, пришедшей из даосизма, стал сюжет об абсолютном «недеянии» (увэй), понимаемом как способность воздерживаться от действий, которые противоречили бы пути-Дао. «Дао дэ цзин» полон намеков на то, что истинное действие совершается где-то на невидимом, непостижимом уровне, материальный же мир просто не способен воспринять его. Так, великий наставник «действует недеянием и учит молчанием». Под влиянием этого в средневековой культуре возникает тема праздности (сянь) — удивительного ликования души от самого переживания естественности жизни в вечном потоке трансформаций. Даже сам иероглиф «сянь» («праздность» или «отдохновение»), исходя из его написания, можно понять как «любование месяцем, что виден в промежутке между створками ворот». Это нечто большее, чем просто быть незанятым.  

                                                       А. А. Маслов 8 стр.

 

Шаббат   Происхождение и первоначальный характер Шаббата до сих пор остаются в науке предметом дискуссий. Это один из древнейших еврейских праздников, соблюдение которого — одно из главных и, очевидно, древнейших предписаний в иудаизме. В эпоху 2-го Храма запрет работать в Шаббат иногда принимал крайние формы. Так, во время восстания Маккавеев повстанцы не сражались во время Шаббата, что влекло массовую гибель людей, поэтому было принято решение о необходимости защищать жизнь в Шаббат. После разрушения 2-го Храма характер Шаббата меняется: из государственного института, имевшего важное значение в храмовой обрядности, он превращается в домашнее, семейное торжество, не утратив, однако, своей первостепенной значимости. По-видимому, первоначально это был семейный (а еще раньше — родовой) праздник, связанный с культом предков и домашним очагом, сопровождающийся жертвоприношением домашнему духу и умилостивительной жертвой предкам.

                                                       Е. Э. Носенко 12 стр.

 

Катарсис  Теория катарсиса Выготского. Эстетический катарсис, по мнению Выготского, заключается в нейтрализации разнонаправленных эмоций, порожденных противоречием формы и содержания произведения искусства: «...закон эстетической реакции один: она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, которые в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находят свое уничтожение». Получается, что эффект искусства заключается в моделировании потенциально неврозогенной ситуации, что выглядит по крайней мере странно. Вместе с тем Выготский отмечал возможную опасность действия искусства. [...] Если использовать представление о структуре психики Ж. Лакана, то можно сказать, что эффект катарсиса заключается в том, что реальное узнает себя в символическом и вызывает изменения на уровне воображаемого. А действенная настройка воображаемого может быть установлена через вмешательство другого измерения.
                                                    Е.В. Улыбина 19 стр.

 

Аскет, греч. ασκητής - гимнаст, атлет, борец; упражняющийся в чем-л. Первоначально "аскеза" - спортивные упражнения. У пифагорейцев "аскеза" рассматривалась как один из элементов аристократического идеала и образа жизни. Нужна ли современному человеку, активно участвующему в социальной жизни, аскеза? Понимание смысла и предназначения аскезы у Бердяева отлично от традиционных форм: стоицизма, гностицизма и неоплатонизма в философии, буддизма и христианства в религии. Бердяев критикует метафизический и религиозный принцип аскетизма, называя его «ложным аскетизмом», основная ложь которого есть утверждение аскезы как цели и высшей добродетели или истинной святости.

                                               Е.А. Королькова 4 стр.


В избранное