Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китай и Россия, взаимоотношения и история No 13



КИТАЙ И РОССИЯ,
взаимоотношения и история

No 13

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

  1. От автора
  2. Информационный блок. Показатели

 

 

ОТ АВТОРА

Мы делаем небольшую паузу в рассмотрении вопросов истории отношений Китая и России и перейдем к рассмотрению современных тенденций. Исходя из гипотезы, что эти отношения конфликтны по своей геополитической сущности, а также того, что одним из кардинальных способов решения конфликта этносов являются военно-территориальные действия (не понимая под этим именно и только вооруженное столкновение), то и анализ развития этих отношений возможно построить именно в этом ракурсе.

Но если отвлечься от выдвигаемой гипотезы, то отношения между государствами и этносами всегда развиваются по нескольким направлениям, и группировка событий по показателям разработанным для одной из гипотез, не препятствует их осмыслению в другом ракурсе.

Так или иначе, после рассмотрения показателей, предполагаю на регулярной основе перейти к публикации сгруппированных выдержек из материалов СМИ.

Параллельно продолжим публикацию материалов по истории до первых официальных контактов. А после публикации всех показателей (2-3 недели) вернемся к первым контактам Китая и России, в том числе с цитатами малоизвестных и не переиздававшихся материалов XVIII и XIX веков.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. ПОКАЗАТЕЛИ

В целом анализ подготовки государств к войне возможно осуществить по открытым публикациям. Это утверждение базируется на том, что в современном обществе очень велики потоки информации, а средства передачи широкодоступны. В силу этого, наряду с контролем распространения информации, обязательно необходимы мероприятия по предупреждению, для целей сокрытия, негативного восприятия просачивающейся информации. Соответственно применяется ряд мер по освещению скрываемых данных в нужном свете, с необходимым для этого трактованием подробностей и соответствующей отстройкой от возможного правильного восприятия. Кроме того, с использованием заказных статей проводят мониторинг различных потенциальных проблем, законов, действий, заворачивая их в косвенный контекст (например, статья о возможном сценарии развала России по докладу ЦРУ 2001 года, активно раскрученную в 2003 г. как новость). Для этих целей необходимо использовать соответствующие средства информационного воздействия на целевую аудиторию.

Для широких масс это «информирование» строится на следующих принципах: появление этой информации для получателей в других источниках не должно быть неожиданным, сам найденный материал стал неинтересным; в случае изучения опасного материала, действовала «прививка» более ранней и соответственно более «достоверной» информацией; соответственно потребитель все события должен воспринимать на основе версии «официального» источника (в том числе включая «как бы» оппозиционные издания).

Наиболее целесообразное в таком случае – это эмоциональная подача с прицелом на бессознательный уровень. Для этого прекрасно подходит телевидение, но оно не дает необходимого воздействия на высокообразованную часть населения, являющейся наиболее влиятельной в обществе и обеспечивающей формирование мнений окружающих. Эта аудитория более доверяет письменным источникам – газетам и Интернет. В силу того, что практически все издания представлены в Интернет и тем, что подконтрольные государству ресурсы в существенной степени освещают все важные события, ибо заинтересованы в распространении своей версии, уводящей от ненужных мыслей обывателя, то, выбрав несколько наиболее массовых или направленных на специализированную аудиторию источников, можно утверждать, что все ключевые события будут в них представлены.

При анализе конечно нужно помнить, что государства всегда находятся в состоянии соперничества, и не всегда оно приводит к традиционной военной форме: территориальных отчуждений или смене правящего режима.

Для анализа были выбраны следующие источники:

1. Top.Rbc.ru – новостная лента, подающая информацию «синхронизированную» с официальными версиями, отсутствие информации о каком-либо важном событии в данном источнике также является показателем;

2. RbcDaily.ru – аналитический источник, готовящий «прожеванную» и полностью готовую для переваривания информации, коррелирующую с официальной, т.е. то как «глубоко» и «правильно» нужно воспринимать данную информацию и тенденции с некоторой критикой существующей ситуации для повышения достоверности. Чего стоит наименование острова Большой Уссурийский «Медвежьим» в статье о ратификации соглашения с КНР;

3. Lenta.ru – информационный канал, дающий подборку ключевых новостей;

4. Агентство Синьхуа (http://www.russian.xinhuanet.com/) – китайское агентство новостей, дающее официальную информацию по событиям в Китае и мире. К сожалению, доступ к архиву в русскоязычной версии заблокирован;

5. Innopressa.ru и inosmi.ru – переводы статей из иностранных газет и журналов о ситуации в России и мире;

6. Дейта.RU (http://www.deita.ru) – новостной сайт Приморского края, публикующий новости всего Дальневосточного Федерального округа;

7. Regnum.ru – информационное агентство публикующее преимущественно региональные новости.

Кроме того, использовались и другие источники по случайному принципу, анализ которых проводился нерегулярно.

После выбора источников, остается две задачи: определить значимые события и в этих сообщениях отфильтровать закладываемый в них шум и дезинформацию.

Если задача фильтрации для целей настоящего анализа, не пытающегося прогнозировать результаты и соответственно не требующая точных данных, не нуждается в особо глубоком подходе, то задача отбора событий является ключевой. Но из-за различных условий войн универсальных показателей для анализа не существует (например, для Второй Мировой войны, являющейся чисто индустриальной, проводили анализ материальных и промышленных ресурсов, но в тоже время уже тогда анализировались тексты песен, печатных материалов и т.п.), поэтому их необходимо разработать индивидуально для данного случая, включая анализ состояния двух государств. Показатели будут зависеть от двух факторов – способов ведения войны и ожидаемых результатов.

Сейчас в широком смысле могут использоваться два военных подхода соответствующие индустриальной и постиндустриальной эпохе.

Для индустриального подхода характерно использование массовых армий и оружия с максимальной разрушительностью, захват ресурсов, стремление к истреблению живой силы противника. Тезис – уничтожить противника. Примером такой войны является вторая мировая война, война во Вьетнаме, в Чечне (особенно первая компания).

Для постиндустриального подхода характерно использование специализированных групп, высокоточного оружия, информационного воздействия для удара по ключевым позициям, коммуникациям, лицам, в целом прерывание управленческого процесса, либо воздействие на него и перенаправление этого процесса в нужном русле. Тезис – переделать противника под себя. Примером такой войны является холодная война в 1980-90-е годы, недавние войны в Югославии, Афганистане, Ираке, в Грузии и Украине в 2004 г., Киргизии и Узбекистане в 2005 г.

Определить, на данном этапе, какой вид войны будет использован без глубокого анализа военной инфраструктуры практически невозможно. К тому же пример многочисленных войн прошлого столетия (1-я и 2-я мировые, холодная война) и уже современных войн показывает, что применяемые тактические элементы отличаются, иногда кардинальным образом, в начале и в конце войны.

В целом термин постиндустриальная война не точно отражает действительность. Если вспомнить Тухачевского М.Н. «Война как проблема вооруженной борьбы» с его тезисом «Формы войны развиваются в полном соответствии с ростом производительных сил», базирующимся на постулате Ф.Энгельса, что ничто так не зависит от экономических условий как армия и флот. То с учетом современных экономических реалий, скрывающихся под термином «постиндустриальный»...

[…]

 

 

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автор

Андрей Куминов

Эл. почта

askuminov-china@yahoo.com

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Автор оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации не позволяющей идентифицировать отправителя, если явно не указано иное.
2.  
Материалы подготовлены на основе книги автора рассылки, все права защищены (C). Куминов А.С. <<Китай - ...>> - СПб.: 100Аж, 2005 - 352 с. ISBN
5-9900513-2-8
3. 
Цитаты (фрагменты и выдержки) из публикаций других авторов даются с информационно-научной целью и могут рассматриваться как реклама этих работ, при несогласии с этим авторов и правообладателей, публикация цитат из их работ будет прекращена.


В избранное