Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китай и Россия, взаимоотношения и история



КИТАЙ И РОССИЯ,
взаимоотношения и история

No 7

В этом выпуске:

  1. От автора
  2. Информационный блок. История
  3. Аналитика

 

От автора

Продолжаем ознакомление с историей до первых контактов России и Китая. Кроме этого в выпуске приводится краткий обзор (анонс) последующих материалов. В предыдущем выпуске (№4) приводились подборка материалов СМИ по показателю «Население», а в этом выпуске выдержки материалов по аналитике.

 

 

Информационный блок. История

[…]

Таким образом, на момент начала интенсивного взаимодействия с новым Китаем, к тому времени захваченного немногочисленными маньчжурами, русский этнос уже сложился и возможно начал переходить в своем развитии на стадию стабилизации, причем по размаху внутренних процессов получал все большие черты суперэтноса. Этот русский этнос вкратце можно охарактеризовать следующим тезисом – этнос имеет тело и упрямый характер славян, широкую, степную душу и завоевательный дух монголов и культуру, разум европейцев.

Такая смесь позволила выживать в труднейших природных условиях, захватить и удерживать обширнейшие территории, создать памятники культуры мирового уровня, «даже» в европейском восприятии этого смысла и влияния.

В начале XX века, когда уже перешедший в стадию упадка русский суперэтнос создал и все свои ключевые культурные памятники, начали давать знать о себе последние присоединенные народы, особенно запада (европейские) и юга (мусульманские) страны. Кроме того начали активно развиваться образовавшиеся субэтносы дальневосточников и сибиряков, что являлось стимулом к перестройке этнических отношений и обновлению этноса и культуры.

Пассионарный толчок 1917 года прервал тенденцию распада (хотя при этом привел к потере части культуры и территорий) и усилил этнообразующие тенденции. А продолжившаяся ассимиляция на базе русской культуры настолько наполнила энергией новообразовавшийся советский суперэтнос, что его пассионарности хватило, чтобы вынести внутренние разборки элит (20-е и 30-е года XX века) и победить в самой кровавой войне человеческой истории. К сожалению, война серьёзно подорвала человеческий потенциал советского суперэтноса и в конце 80-х, в том числе с внешней помощью, он развалился на субэтносы, бывшие до объединения самостоятельными этносами в состоянии упадка.

Так как объективные условия развития мировых этнографических, экономических и политических процессов не благоприятны для народов бывшего СССР, а именно возрождение европейского суперэтноса после прививки эмигрантами и ассимиляции народов, процесс начавшегося объединения исламских стран, стадия перехода к стабильности китайского суперэтноса после стадии развития. То можно констатировать быстрый упадок культур пост-СССР и захват ареалов этих этносов более активными и сильными соседями.

Интересно, что взрыв пассионарности 1917 года был обусловлен целым рядом причин, часть из которых повторилась в 1980-е г., но не была использована из-за отсутствия достаточного количества пассионариев. Официальная советская точка зрения была не грешила против действительности, заявляя, что сложившиеся к 1900 г. производственные отношения и угнетение рабочего класса вызвали справедливый протест, который направили на революционную борьбу коммунисты и обусловили последующие не менее революционные изменения в обществе.

Если же уточнить эту достаточно абстрактную формулировку до происходивших массовых и индивидуальных психологических процессов, то это выглядело следующим образом.

Сформировавшиеся общественные институты, вкупе с набором традиций, стереотипов, религиозных норм, начального образования, обеспечили высокое закрепощение населения. Продолжительный рабочий день, низкий уровень жизни вызывали повсеместную фрустрацию и неудовлетворенность жизнью, так ярко описанную в произведениях писателей конца XIX – начала XX веков. В то же время крестьянский подход, т.е. по сути феодальное закрепощение, вынуждавшее рабочих держаться за место из-за угрозы голодной смерти, для компактно проживающих с одинаковыми проблемами и потребностями пролетариев, являлось очевидным анахронизмом. Ибо это позволяло любой искусной в массовой психологии руке направлять фрустрированную энергию больших масс людей на любые цели. Чем с успехом и пользовались все расцветшие на этом партии, местные вожаки и просто бандиты при организации различных забастовок, протестов, шествий и восстаний. Кроме этого эта же энергия использовалась государством в многочисленных войнах того времени. Последнее создает иллюзию экспансии этноса в то время, но по сути это являлось признаком переходной стадии, а еще точнее точкой бифуркации двух направлений – ломки существующих традиций либо их консервирование, соответственно, создание нового этноса, либо вымирание существующего.

Анализируя действия большевиков, можно констатировать умелую адаптацию понимания социальных и исторических процессов того времени, восприятие и перенаправление в нужном русле энергии масс, выявление наиболее активной и готовой к действию прослойки общества, формирование идеологии, направленной на снятие психологических запретов (в том числе разрешение насилия), увеличивающей раскрепощение бессознательных желаний и реализацию властных потребностей – к большей индивидуальной свободе6. Таким образом, после слома традиций, стереотипов и общественных институтов была высвобождена колоссальная психическая энергия, которую удалось направить на явные, конкретные и очевидные цели и тем самым, удержав массы под контролем, использовать эту возможность для созидательных целей.

По окончании процесса предварительного формирования нового этноса, появления общественных институтов индивидуального контроля, появилась необходимость фиксации достигнутого, уменьшения затрат на контролирующие органы и снижения взаимного истребления пассионариев. В силу чего начали вводиться новые стереотипы поведения сначала в позитивной форме (Стаханов), а после и ограничительного характера (контра, шпион). Параллельно шло активное возрождение культуры, то что было отметено на начальном этапе революции как мещанство и буржуйские замашки, в последующем начали достаточно активно стали насаждать массам.

Возвращаясь к Китаю, следует отметить то, что влияние монголов на различные этносы, расположенные на территории современной КНР, продолжалось достаточно долго, и все правители захваченных территорий старались от него избавиться. Например, лишь в 1599 году маньчжурский император Тай-цзу<…>

[…]

 

 

Аналитика

<…>Активизация китайских диаспор, китайского капитала на Дальнем Востоке и в Сибири в первую очередь рассматривается как оживление экономического взаимодействия двух соседних стран. Очевидно, что это действительно происходит, вопрос лишь в том: исчерпывается ли всё этим. Экономическое оживление и экономическая зависимость могут быть составляющими одного процесса.

Кроме того, резкий скачок в «культурном» обмене показывает, что активизируется не только экономика.

При такой ситуации недостаточность взаимосвязей Дальнего Востока и Сибири с центральными регионами страны, при общей слабости государства – составляют достаточно редкую возможность реализовать внешние устремления китайского суперэтноса, находящегося на стадии развития. Возможность, которая может не повториться в ближайшей исторической перспективе, в том числе по причине захвата их другими государствами. Так же немаловажным фактором является то, что принимать решение будут те 20-летние юноши 70-х годов, дети китайской революции – которые сейчас составляют костяк 45-55 летних китайских бюрократов, определяющих основную государственную политику в Китае. А пожилые китайцы, обучавшиеся в СССР или еще помнящие дружественное взаимодействие с русскими, их помощь в освобождении Китая от Японии, уходят из активной жизни. <…>

3. На данный момент между КНР и РФ предлагается построить следующие мостовые переходы и дороги, преимущественно предложенные китайской стороной (по годам указано количество сообщений на эту тему в материалах показателя «Коммуникации транспортные»):

-        мост авт. Благовещенск (с. Каникурган) – Хэйхэ, Амурская область:               2003 – 2, 2004 – 6, 2005 – 3;

<…>

-        мост авт. Староцурухайтуй – Хэйшантоу, Читинская область:            2005 – 1;

-        авт. перевал Бетсу-Канас с дорогой на Алтай, Кузбас и Новосибирск, Республика Алтай и Синьцзян-Уйгурский автономный район:          2003 – 1, 2005 – 10.

Дороги к переходам на территории ДВ, реконструируемые <…>:

Действуют следующие наземные погранпереходы РФ и КНР (исключая сообщения речным транспортом и авиационные, например с речным портом Хабаровска или, соответственно, для Приморского края 4 пункта пропуска из 7 действующих):

Железнодорожные переходы:

-        жд. «Гродеково», Пограничный (Гродеково) – Суньфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Приморский край (планируется и автомобильный переход);

-        жд. «Махалино»,  <…>

Автомобильные переходы:

-        <…>

-        авт. «Забайкальск», Забайкальск – Манчжурия, Читинская область;

-        авт. Олочи – Шивэй, Читинская область (бетонный мост);

-        авт. Староцурухайтуй – Хэйшантоу, Читинская область (деревянный мост).

Ледовые дороги (речные паромные переправы):

-        лед. Покровка – Логухэ, Читинская область;

-        лед. Джалинда – Мохэ, Амурская область;

-        лед. Поярково – Сюньке, Амурская область ;

-        лед., паром Благовещенск – Хэйхэ, Амурская область;

-        лед. Ушаково – Хума, Амурская область (рассматривается возможность открытия);

-        лед. Покровка (Бикинский район) – Жоахэ, Хабаровский край;

-        лед. Амурзет и Лобэй, Еврейская автономная область.

Через иностранные государства:

-        авт. «Дорога тысячелетия», Республика Алтай, Монгольская народная Республика и Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР;

-        жд. Наушки – Сухэ-Батор, Республика Бурятия и Монгольская народная республика;

-        жд. Замын-Ууд – Эрлянь, Монгольская народная республика и автономный район Внутренняя Монголия КНР;

-        жд. Достык (Дружба) – Алашанькоу, Казахстан и Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.

Строятся и реконструируются следующие крупные дороги на Дальнем Востоке (по годам указано количество сообщений на эту тему в материалах показателя «Коммуникации транспортные»): <…>

В КНР строятся следующие крупные транспортные магистрали и дороги:

На северо-востоке:

-        жд. Суйфэньхэ – Тумэн – Дайдонг – Далянь;

-        жд. Цинхай – Тибет;

-        жд. Чэнду – Куньмин – Маньчжурия;

-        авт. Хайлар-Маньчжурия.

Автомагистрали «Север-Юг»:

-        Тунцзян (пров. Хэйлунцзян) – Санья (пров. Хайнань);

-        Пекин – Фучжоу (пров. Фуцзянь, Юго- Восточный Китай);

-        Пекин – Чжухай (южная провинция Гуандун);

-        Эрэн-Хото (Внутренняя Монголия) – Хэкоу (юго-западная провинция Юньнань);

-        Чунцин – Чжаньцзян.

Автомагистрали «Восток-Запад»:

-        Суйфэньхэ – Маньчжурия;

-        Даньдун – Лхаса;

-        Циндао – Иньчуань;

-        Ляньюньган (юго-восточная провинция Чжэцзян) – Хоргос (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Северо-Западный Китай);

-        Шанхай – Чэнду;

-        Шанхай – Жуйцзинь;

-        Хэнъян – Куньмин.

 

 

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автор

Андрей Куминов

Эл. почта

askuminov-china@yahoo.com

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Автор оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации не позволяющей идентифицировать отправителя, если явно не указано иное.
2.  
Материалы подготовлены на основе книги автора рассылки, все права защищены (C). Куминов А.С. <<Китай - ...>> - СПб.: 100Аж, 2005 - 352 с. ISBN
5-9900513-2-8
3. 
Цитаты (фрагменты и выдержки) из публикаций других авторов даются с информационно-научной целью и могут рассматриваться как реклама этих работ, при несогласии с этим авторов и правообладателей, публикация цитат из их работ будет прекращена.


В избранное