Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китай и Россия, взаимоотношения и история



КИТАЙ И РОССИЯ,
взаимоотношения и история

No 10

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

  1. От автора
  2. Информационный блок. История
  3. Дополнительные материалы. История Дальнего Востока

 

 

ОТ АВТОРА

В этом выпуске мы заканчиваем рассмотрение предыстории возникновения российско-китайских отношений, но переход к рассмотрению первых контактов целесообразно отложить на некоторое время. Предлагаю начать рассмотрение современных отношений.

Так как в целом эти отношения носят противоречивый характер, то каждый имеет свою точку зрения на тенденции их развития и с той или иной успешностью может ее защищать. Распространенные полюса этих оценок таковы: сейчас наконец-то отношения вышли на равноправную основу и их будущее ничем не омрачено (официальная точка зрения), другая: все плохо, от взаимоотношений с Китаем только вред, мы разбазариваем ресурсы и своими руками возделываем экономическую почву соседней державе (неофициальная в околоофициальных кругах). Автор данной рассылки далек от официальных оценок. Более того вынужден констатировать, что они страдают краткосрочностью и даже некоторой эмоциональной доверчивостью, при этом долговременные тенденции не рассматриваются вовсе.

Из анализа материалов СМИ, опубликованных в моей книге и которые мы частично в этой рассылке будем рассматривать, очерчивается ситуация, при которой конфликт ныне загоняемый вглубь будет усугубляться. Этот конфликт возник не вчера и, как можно будет убедиться на материалах по истории отношений, даже не «позавчера». Кроме того, конфликт имеет системную природу и соответственно неуправляем только на уровне государственных ресурсов. Одним из радикальных и возможных способов его выхода на поверхность являются военные действия, но рассматривать и ожидать эти действия как «военные» в виде столкновения вооруженных сил в постиндустриальную эпоху было бы неправильно. Куда более важны в настоящий момент массовые, информационные, экономические и культурные явления.

В тоже время предлагаемая методика анализа не является догмой, и более того, в ней возможны ошибки. В любом случае следует делать поправку на тенденции СМИ подавать материалы в «устрашающей» форме, что обусловлено как методом их работы и способов получения популярности и привлечения внимания, так уже и укоренившимся в русской культуре стереотипом «желтой угрозы». Угроза не желтая и она вненациональна, хотя ее можно расово локализовать, а это очень «удобный» отличительный признак при невротизации масс, но такой подход непродуктивен и более того саморазрушителен.

Со следующей недели мы начнем рассматривать модель анализа существующих отношений России и Китая (анонс одного из показателей приводился в ранних выпусках), а чуть позже порциями выдержки из материалов СМИ по этим группирующим показателям. Так как они охватывают практически все аспекты взаимоотношений, то на основании этих материалов Вы сможете сделать собственные выводы. Буду рад если они обосновано будут отличаться от моих.

В любом случае буду благодарен за обратную связь. Она может проявляться как в оспаривании, поддержке любых точек зрения по тематике рассылке, так и в предоставлении мне любых материалов по показателям. Официальных и нет, в том числе, тех которыми вы сами являлись свидетелями.

Кроме того, на этой и следующей неделе, в дополнительных материалах, кроме российской истории мы немного рассмотрим и историю Китая. Я планирую привести несколько малоизвестных выдержек из дореволюционных книг. Например из материалов Российской духовной миссии в Пекине о монголах и маньчжурах захватывавших Китай. Следует помнить, что в КНР теперь считают территорию захвативших власть маньчжур своей, также как и монгол. Это например помешало Российской империи в конце XIX в. присоединить «северную» Монголию (МНР), так же как в последующем и СССР не стал инициировать включение МНР в состав союза в качестве республики. Ныне же монголы сменили алфавит с кириллицы на латиницу…

Если подойти с этой точки зрения, то мы с тем же основанием могли бы требовать возвращения Царьграда (кстати во время Крымской войны XIX века пытались) или … того же Пекина как захваченного монголами. Но русский суперэтнос утратил экспансионистский дух, советский разбился на старте, а вот китайский набирает…

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. ИСТОРИЯ

[…]

Возвращаясь к Китаю, следует отметить то, что влияние монголов на различные этносы, расположенные на территории современной КНР, продолжалось достаточно долго, и все правители захваченных территорий старались от него избавиться. Например, лишь в 1599 году маньчжурский император Тай-цзу для того, чтобы окончательно закрепить победу (ассимиляцию) над монголами (а ранее от них освободились южные китайцы) ввел адаптированную монгольскую письменность для маньчжурского языка, в целях окончательного вытеснения монгольского языка, повсеместно применявшегося в Маньчжурии для переписки.

Этот же маньчжурский император захватил Китай, обеспечив ассимиляцию элит Китая с маньчжурами. А последующая подпитка севера Китая южными и приморскими национальностями, талласократическими по духу, обладающими большей активностью, привела в начале и середине XX века к зарождению нового китайского суперэтноса. Этот супертэтнос в середине XX века оформился как государство КНР, которое активно начало заполнять окружающие его геополитические пустоты. Культура нового суперэтноса приняла попытки смены письменности, перетряхнула свою культуру и традиции, активно перерабатывав «внутренние» национальности.

Рассматривая современные геополитические тенденции, следует отметить, что с точки зрения климатических условий Приамурье не является удобной землей для значительной части китайцев, проживающих в субтропиках. Но актуальность этого была верна в XIX-XX веках. Современный дефицит территорий и успехи китайских агрономов, успешно выращивающих под Хабаровском урожаи значительно превосходящие результаты труда российских крестьян – подтверждение изменения значимости этих районов. Перспективы глобального потепления предвещают этим территориям значительные выгоды, как впрочем и всей территории до Урала (со стороны Дальнего Востока), а не урон от него, как остальным мировым территориям.

Упадок пассионарности в России подстегивает претензии на территории и со стороны других государств под различными псевдоисторическими обоснованиями, например, настойчивость Японии в получении оспариваемых ею островов. Так сказать «предложение» рождает спрос.

 

Переходя к истории взаимоотношений России и Китая, следует отметить следующий факт. Н.Г. Спафарий, официальный посол России, и его свита, отправленные в 1675 году в Китай, выполнили ритуал «коу-тоу», означавший, что по китайским традициям Россия официально стала зависимым от империи Цин государством, и что теперь к России мог применяться термин «фань» (варвар). Существует и другая версия, по которой Спафарий отказался кланяться и слушать грамоты на коленях, в силу чего был выпровожен из Китая. Как бы то ни было после Кяхтинского договора переписка России с Китаем стала вестись не между царем и богдыханом, а между Сенатом и Ли-фань-юань – палатой сношений с варварами (правила переписки изменены в 1858 году с Тяньцзинским договором).

 

Таким образом, с точки зрения китайской мифологии, Россия может выглядеть культурной автономией «китайского» этноса, привитого монголами (которых в КНР усиленно считают своими, китайскими), управляемая немцами. Историческая память (вернее мифы) очень крепка, ведь и Россия до сих пор считает себя культурно-психологической наследницей Римской империи («Москва – третий Рим») всего лишь на льстивой речи никому неизвестного монаха. Китай же всегда считал себя центром мира, а современная РФ, образовавшаяся после распада СССР, утратила имевшееся у неё собственное обозначение себя китайским иероглифом «<…>» (страны Э – страны неожиданностей, кстати, на китайском, всего несколько стран в мире обозначаются иероглифом) и в настоящее время не удостаивается такой чести и пишется фонетикой.

Подтверждением этого является и то, что по китайскому историческому мнению китайская цивилизация распространялась до озера Байкал. Такое мнение встречалось и у некоторых русских исследователей в XIX веке, например в подвергшихся позже опале работ Л.И. Мечникова, в его книге про расы, появившиеся вдоль рек и написанной на французском. Интересно, что в современной России продолжаются работы по генетическому обоснованию прибайкальских бурят как автономной нации, не имеющей генетических корней с монголоидами, а больше с корейцами и индейцами Северной Америки. В тоже время обосновываются и генетические истоки русской нации как наследников варягов, что осуществляется вкупе с переписыванием советской точки зрения о Киевской Руси.

Как бы то ни было, китайцы точно также ассимилировались с монголо-татарами, но если их было гораздо больше и представители Золотой орды просто растворились среди них, то ассимиляция со славянами привела некоторых из татар в элиту нового русского этноса, например граф Юсупов. В таком случае, в этой битве «за наследство», победили русские потому, что были более сильны и впитали в себя больше татарских элит.

Перейдем к официальным отношениям – ведь важность договоров и совместных документов базируется на том, что они являются результатом различных стремлений, направлений, интересов и борьбы внутренних групп и обычно отражают достигнутые на момент подписания компромиссы и перевесы сил.<…>

[…]

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ИСТОРИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Мечниковъ Л.И. Цивилизаiя и великiя историческиiя реки. Географическая теорiя развитиiя современныхъ обществъ – 1898 г.

Вь теченiе древняго перiода своей  исторiи  Египетъ занимается построенiемъ   архитектурныхъ   памятниковъ,   Халдея   наблюдаетъ небесныя светила, Ассирiя   тратитъ   силы на военныя предпрiятiя. Индiя предается песнопенiямъ и погружается въ метафизическiя умствованiя. Въ общихъ чертахъ раздъленiе труда между Семитами и Арiйцами на заре исторической жизни человечества представляется именно въ такомъ виде. Изъ различныхъ культурныхъ потоковъ, представляемыхъ перечисленными народами и  составляется  обширное,   общее те­ченiе всемiрной   культуры   человечества.   Несколько иначе   обстояло дело въ Восточной Азiи,   населенной  народами  съ   желтой кожей, съ косопрорезанными глазами,   несмотря   на   все  несходства въ исторiи, языке, физическихъ и психическихъ   характерныхъ   чертахъ, нравахъ и даже въ наружности, составляющими одну гиганскую этнологическую группу, известную подъ именемъ желтой или монгольской расы. Весь культурный элементъ жизни такихъ   разнородныхъ  народностей, какъ напр. Калмыки изъ русскихъ степей, Анналшты Тонкина, Тунгусы Си-бири, Мандшу   съ береговъ   Амура и   Уссури,   обитатели   Фокiэна и Кантона является родомъ изъ   одного   того   же  культурнаго  центра, именно «Страны ста семей». Даже более   если бы  Японiя  не имела возможности заимствовать первые начатки культуры изъ Небесной Имперiи, ей пожалуй, пришлось   бы и до сихъ   поръ  оставаться въ той стадiи мрака и варварства, въ какой   и до   сихъ поръ   находятся Филиппнскiе острова.

По своему громадному протяженiю отъ Каспiйскаго до Желтаго моря и отъ устья реки Камбоджи до озера Байкала, страна занятая китайской культурой превосходитъ все великiе государства древности; я ни мало не преувеличу, если скажу, что въ пределахъ этой страны живетъ приблизительно третья часть всего населенiя земнаго шара. «Сынъ неба, т. е. китайскiй императоръ и до сихъ поръ считаетъ своими подданныыи все народы, измеряющiе время по Пекинскому календарю, хотя бы они давно уже потеряли свою независимость и подчинилиеь какой либо иноземной власти. Для него лично, принадлежность къ китайскому племени значитъ более, нежели все политическiя комбинацiи.

Я уже неоднократно <…> выражалъ свое недоверiе по адресу баснословно древней хронологiи, которую некоторые европейскiе и многiе китайскiе авторы приписываютъ Небесной Имперiи. <…> Весьма многiе серьезные писатели заметили, что чемъ китайская книга более современна темъ моментъ зарожденiя китайской культуры отодвигается ею въ более седую древность. <…>

До настоящаго времени Китай не обладаетъ единымъ нацiональнымъ языкомъ, такъ что обитатели различныхъ кварталовъ одного и того же города не въ состоянiи понимать другъ друга безъ посредства письма (т. е. идеографическаго языка). Даже возникновенiе единства Китая стало возможнымъ лишь благодаря этому послъднему. Вообще, роль идеографическаго письма въ исторiи китайской культуры громадна и историческая роль и значенiе Конфуцiя, въ значительной мере объясняется его иницiаторской ролью въ изобретенiи и организацiи идеографическаго письма. <…>

 

 

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автор

Андрей Куминов

Эл. почта

askuminov-china@yahoo.com

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Автор оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации не позволяющей идентифицировать отправителя, если явно не указано иное.
2.  
Материалы подготовлены на основе книги автора рассылки, все права защищены (C). Куминов А.С. <<Китай - ...>> - СПб.: 100Аж, 2005 - 352 с. ISBN
5-9900513-2-8
3. 
Цитаты (фрагменты и выдержки) из публикаций других авторов даются с информационно-научной целью и могут рассматриваться как реклама этих работ, при несогласии с этим авторов и правообладателей, публикация цитат из их работ будет прекращена.


В избранное