Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Блог Александры Листерман" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Китай и Россия, взаимоотношения и история
Китай и Россия, взаимоотношения и историяN2
В выпуске содержится: 1. Информационный блок. 2. Дополнительные материалы: История отношений и ее «дополнения» Информационный блок. […]Среди всех видов взаимодействий культур, как наиболее радикальный по последствиям для России и наиболее стремительно проходящий, в случае допущения такой формы, следует выделить территориально-военные действия двух государств, выражающих дух этносов. В то же время на предварительной стадии вдоль границ соприкосновения этносов происходит резкая активация взаимоотношений, направление которых является одним из важнейших показателей тенденций развития. Формально современное состояние пограничных отношения России с Китаем можно датировать с 1858 года, когда был подписан договор о разграничении по Приамурью, и 1860 г. – о Южно-Уссурийском крае (Айгунский и Пекинский договора соответственно). Положения этих договоров были «уточнены» договором от 1991 г. между Китаем и СССР о границе по фарватеру, а не по береговому срезу на китайской территории как ранее. А «окончательно» граница по спорным участкам была установлена после «переговоров» октября 2004 г., во время которых были закреплены новые территориальные уступки РФ КНР. Кроме формальных отношений и оценок текущего положения есть исторические тенденции, указывающие дальнейшее развитие. Например, России не удалось удержать фактически освоенную русскими в начале XX века Маньчжурию, с точки зрения китайцев Россия по-прежнему является страной варваров (впрочем, как и другие страны, культуры, окружающие срединную землю). Кроме того, бездарная сдача острова Большой в верховьях Аргуни, Тарабаровых островов и половины Большого Уссурийского острова на Амуре, возле Хабаровска, по соглашению с Китаем о демаркации границы, заключенного 14.10.2004 в обмен на помощь в решении внутренних проблем (разве можно было сделать больший подарок наследникам идей Мао Цзэ-дуна?), лишь явно демонстрирует и так очевидный недостаток пассионарности в России. Тенденция уменьшения пассионарности, невозможности дать ответ на вызов, исторически является симптомом предсмертной агонии этноса, в последующем приводящая к растаскиванию созданных ценностей, их разрушению, вместе с уничтожением (растворением) носителей побежденной культуры. Очевидность тенденции к столкновению русской и китайской культур ни для кого не является секретом уже, по крайней мере, более полувека. Она активно обсуждается в специализированных кругах и за рубежом, но в целом по РФ замалчивается. Началом момента конфронтации являлись 60-е годы XX века, когда вектор на сближение этносов изменился на противоположный – конкуренцию. Еще в 1953 году в Китае вышла книга «Краткая история современного Китая» с картами, в соответствии с которыми китайскими собственно является территории Вьетнама, Кампучии, Тайваня, Монголии, Тибета, часть Индии, Казахстана, Приамурье, Уссурийский край – границы в их значении гипотетического максимума влияния Цинской империи XVIII века. В 1978 г. увидели свет два тома «Истории агрессии царской России в Китае», а в 1979 г. «Истории распространения агрессии царской России». В ответ на это советская историческая наука разразилась плеядой книг, статей и сборников об истории российско-китайских отношений, ибо именно историческое осмысление давало предпосылки для политической линии взаимодействия с массами. Но следует учитывать, что эти китайские труды был направлены на достаточно ограниченную образованную группу носителей идей в китайском обществе, а также служили целям пропаганды и давления на СССР. Вышедший же в 2002 году, в Шанхае, учебник по истории для 8 класса содержащий карты «захватов произведенных царской Россией», служит целям закрепления уже принятой (внедренной) мысли китайской интеллигенцией, трактующей исторические события в форме необходимого «возвращения», а по сути захвата российских территорий, у подрастающего поколения китайской молодежи, чьими руками эта идея и будет превращаться в жизнь. Учитывая, что в 2002 г. этим молодым людям было по 14-15 лет, то. возраст, в котором они смогут быть наиболее полезны для военных целей, 20-21 год, еще не обзаведшиеся скарбом, семьёй, не потерявшие юношеский максимализм и находящиеся на пике физической и психической энергии – получим 2008 год как один из начальных сроков возможного практического воплощения замысла в жизнь. В силу того, что знание истории Дальнего Востока (ДВ) не только мало известно в Зауралье со стороны Востока (т.е. в центральных и западных регионах России), но и на самом ДВ, поэтому полезно освежить основные официальные исторические факты, которые датируют историю российско-китайских отношений с XVI века, так как именно они являются первичным источником для осмысления. Но сначала о чуть более ранней истории.[…]
Дополнительные материалы. История отношений и ее «дополнения» С. Л. Тихвинский. Против фальсификации истории русско-китайских отношений // Документы опровергают – М.: Мысль, 1982.— 511 с. За последнее время в КНР издан ряд книг и статей по истории русско-китайских отношений, проникнутых неприкрытой враждебностью к Советскому государству и в искаженном виде излагающих его внутреннюю и внешнюю политику, его историю. В 1978 г. вышли в свет первых два тома четырехтомной «Истории агрессии царской России в Китае», написанные Юй Шэнъу и др., которые извращают историю России и русско-китайских отношений, несмотря на свою внешне наукообразную форму, они по существу представляют собой, <…> типичный образчик пропагандистских антисоветских писаний. Вышедший в 1979 г. первый том «Истории распространения агрессии царской России», написанный группой сотрудников исторического факультета Пекинского университета, рисует всю историю Русского государства, начиная с царствования Ивана III (вторая половина XV в.), как непрерывную смену одного агрессивного, захватнического акта против соседних государств и народов другим и переносит эту характеристику на Советский Союз. <…> Хотя китайские историки ныне отказываются от некоторых наиболее одиозных положений, пропагандировавшихся ими в годы так называемой «культурной революции» и касавшихся по преимуществу истории Китая и общественно-политической мысли в древности и в средневековье, но ряду важных вопросов а китайской исторической науке и в наши дни отмечается полное совпадение взглядов тех, кто в свое время писал по указке «банды четырех», и тех, кто ныне разоблачает нанесенный ею вред в области общественных наук. […]
Левин А. М. Направление экспансии Юг —М.: Сов. Россия, 1979.— 112 с. В 1953 году в Китае был издан учебник «Краткая история современного Китая» с картой, на которой обозначены территории, входившие, по мнению пекинских руководителей, в состав «Поднебесной», но отторгнутые в прошлом веке империалистическими державами. Карандаш составителя жирным пунктиром очертил огромные пространства, куда вошли: Вьетнам, Лаос, Кампучия, Таиланд, Монголия, Корея, Непал, Сикким, Бутан, Сингапур, Бирма, материковая часть Малайзии, японские острова Рюкю, филиппинский архипелаг Сулу, часть Афганистана, обширные районы Индии, часть Казахстана и других республик Средней Азии, советское Приамурье, Приморье, Сахалин... Пекинская пропаганда пыталась отрицать, что этот учебник распространялся с ведома властей. Но если вспомнить некоторые высказывания Мао Цзэдуна, сделанные им до и после выхода в свет упомянутого учебника, то несложно заметить, сколь неуклюжими и даже наглыми выглядели такие попытки. Вот что говорил «великий кормчий» по этому поводу. В 1936 году в беседе с американским журналистом Эдгаром Сноу он заявил: «Непосредственной задачей Китая является возвращение всех наших территорий, а не только отстаивание нашего суверенитета до Великой Китайской стены». В 1956 году появилось еще одно высказывание Мао на эту тему: «Ни один человек не может сомневаться в том, что через несколько десятилетий мы станем господствующим государством мира». <…> Испокон веков лучшими в Китае считались те правители, которые смогли присоединить к стране больше чужих земель. Их «подвиги» прославлялись в официальных династийных хрониках, Мао Цзэдун и его последователи действовали и действуют в полном соответствии с традициями экспансионизма древних императоров и средневековых мандаринов «Поднебесной». <…>
В. Ф. Бутурлинов и др. О Советско-Китайской границе: Правда и пекинские вымыслы – М.: Воениздат, 1982 – 77 с. <…>Китайское руководство выдвигает территориальные притязания ко всей пограничным государствам, многим из которых они просто отказывают в праве на свою государственность и которые должны, по их мнению, быть просто поглощены «срединным государством». По приблизительному подсчету, общая площадь территорий, на которые претендуют маоисты, составляет 10,4 млн. кв. км, что на 1 млн. кв. км больше территории современного Китая. Еще в 1949 г., когда только победила революция в Китае и была образована Китайская Народная Республика, в стране стали появляться карты, на которых значительные некитайские территории и даже целые государства были обозначены в границах Китая. На протесты руководителей ряда азиатских стран правительству КНР по поводу публикации этих карт премьер Государственного совета КНР Чжоу Эньлай отвечал, что карты старые, гоминьдановекие и что правительство КНР вскоре займется выпуском новых карт. Но это обещание не было выполнено. В Китае издавались новые карты с прежними территориальными притязаниями. В этом отношении весьма характерна «Краткая история современного Китая», вышедшая в свет в 1954 г. В этой книге была помещена карта «китайских территорий, отторгнутых империалистами». К этим территориям был отнесены МНР, Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бирма, Малайзия, Таиланд, часть Индии, японские острова Рюкю, филиппинские острова Сулу. В последующие годы стали появляться карты с территориальными притязаниями и к Советскому Союау. В 1959 г. была составлена «наиболее полная» карта «утерянных» территорий с указанием года, когда была «потеряна» и к кому перешла. На ней, в частности, указано, что район Ташкента якобы был отнят Россией у Китая в 1864 г., левый берег р. Амур и Приморье отошли к ней в 1860 г., остров Сахалин отторгнут Россией и Японией после 1875 г. На этой же карте обозначены территории других стран, на которые имеет притязания Китай. Даже простое перечисление требуемых Пекином территорий показывает, насколько велики аппетиты руководства КИР. Нужно отметить, что маоисты в вопросах территориальных притязаний выступали и выступают на единой платформе с гоминьдановцами, против которых раньше боролись китайские коммунисты. Они требуют, кроме того, включить в этот реестр еще Афганистан, территорию Советского Союза, вплоть до Аральского моря, и некоторые другие территории. Еще в 1936 г. Мао Цзэдун в откровенной беседе с Эдгаром Сноу подчеркнул, что «важнейшей задачей Китая является возвращение всех наших утерянных территорий». А в 1939 г. вышла статья Мао Цзэдуна «Китайская революция и коммунистическая партия Китая», подготовленная в качестве учебного пособия для партийных кадров, обучавшихся в Яньани. В ней также упорно подчеркивалась мысль, что империалистические государства в результате агрессии против Китая отняли значительные территории страны и что после победы революции Бирма, Монголия, государства Индокитая и другие должны «добровольно» воссоединиться с Китаем. Территории, на которые сейчас претендует Пекан, никогда не являлись китайскими. С большинством государств, расположенных на них, Китай поддерживал лишь дипломатические контакты, которые означали равноправные, а не подчиненные отношения между странами. Однако в китайских документах каждый приезд дипломатической миссии рассматривался как признание суверенитета Китая над данной страной. Еще одним своеобразным способом доказать правомочность подобных территориальных притязаний являются ссылки на завоевания этих народов иноземными захватчиками много веков и десятилетий назад. Причем речь идет о завоевательных походах как китайских императоров, так и полководцев, поработивших сам Китай. Так, например, маньчжурский император Канси превозносится за создание цинской империи, рубежи которой «простирались на востоке до Тихого океана, на юге — до островов Южных морей, на западе — до Гималаев, на севере — до Сибири». Особой благосклонностью китайских лидеров пользуется Чингисхан, монгольский завоеватель, войска которого прошли как смерч по территории Северного Китая и Центральной Азии. Китайские лидеры доходят до прямого восхваления аннексии и насильственной ассимиляции народов. Они рассматривают как положительные явления опустошительные походы императоров китайских династий Хань и. Тан, Чингисхана и его преемников, маньчжурских богдыханов, которые сопровождались уничтожением целых племен и народов, разрушением цветущих городов и самобытных цивилизаций. «Нельзя расширение территории считать агрессией, — говорилось в одном из центральных китайских журналов, — а слабые, гибнущие национальности объявлять объектами агрессии, сочувствовать им. Действия сильной нации или государства, направленные на расширение своей территории, соответствуют законам общественного развития своего времени». <…> […]
Куминов Андрей Сергеевич (akuminov@yahoo.com) Автор оставляет за собой право использовать полученные письма без уведомления, если не указано иное, для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации не позволяющей идентифицировать отправителя. |
В избранное | ||