Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китай и Россия, взаимоотношения и история


Китай и Россия, взаимоотношения и история

N1

 

В первом выпуске содержится:

1. Информация о рассылке.

2. Информационный блок: Исторические предпосылки.


Информация о рассылке.

Рассылка "Китай и Россия, взаимоотношения и история" базируется на материалах по истории и современным отношений с Китаем, часть из которых вошла в книгу Куминов А.С. «Китай…».

В рассылке предполагается обобщить исторические данные об отношениях России и Китая с момента первых контактов до настоящего времени. Будет уделено особое внимание взаимодействию этносов. В качестве дополнительных материалов, будут приведены выдержки основных договоров России с Китаем.

Ключевым направлением рассылки будет являться анализ текущих событий при взаимодействии стран, подборка периодики по различным вопросам отражающая динамику развития взаимоотношений.

Подписчикам предлагается участвовать в подборке материалов, собственного видения ситуации, особенно приветствуются материалы дальневосточников и сибиряков.

Предполагается рассмотреть следующий круг вопросов:

Россия и Китай – история
Исторические предпосылки
Отношения до 1851 года
Отношения до 1911 года
Отношения до компании по дискредитации Сталина (до 1956-1961 гг.)
Отношения до развала СССР
Современные отношения
Тенденции
Показатели развития ситуации
Предполагаемые показатели тенденций
Материалы по показателям
Военные
Геополитические
Инфраструктура
Коммуникации транспортные
Консолидация власти
Контроль граждан, контроль иностранцев
Население и демография
Подготовка населения
Промышленное и административное проникновение
Ресурсы и резервы
СМИ
Уступки
Факторы Дальнего Востока
Финансовые потоки
Материалы по демаркации границы в октябре 2004 г.
СМИ Хабаровска и Дальнего Востока
СМИ России
СМИ Китая
Зарубежные СМИ
Анализ

 

Информационный блок.

Россия и Китай – две крупнейшие страны Евразийского материка. Россия уже более 700 лет является пространством, аккумулирующим культурные воздействия Европы и Азии, в том числе экспансии различных государств для собственного развития. Но если вектора развития Европы сейчас в существенной части направлены вовнутрь на интеграцию, а страны Ислама снова находятся на начальной стадии объединения, то развитие Китая идет экстенсивно. В Большом Китае ассимиляция1 различных этносов2 завершена и образовавшийся в начале XIX века китайский суперэтнос3 находится на подъеме. И это определяет основное направление Вызова4 Российскому (советскому) суперэтносу (цивилизации5, культуре6), находящемуся с 1990-х годов в дестабилизационной фазе перехода к стадии упадка, ибо формирование нового советского суперэтноса на основе ассимиляции народов СССР не было завершено, а сам русский этнос утратил заряд пассионарности7 еще в конце XIX века. Положение осложняется тем, что параллельно идет смена экономических отношений (и соответственно формаций8), а именно смена индустриального типа хозяйствования постиндустриальным. Соответственно идет борьба новых элит и перестройка общественных отношений.[…]

*******

1 Ассимиляция (этнографич.) – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания, принятия ценностей доминирующего этноса // Большая советская энциклопедия

2 1. Этнос (по Гумилеву Л.Н.): коллектив особей, противопоставляющий себя всем прочим коллективам. Этнос характеризуется как биологическая единица, таксономически стоящая ниже вида, как populatio, а само этническое деление человечества как один из способов адаптации в ландшафтах не столько в структуре, сколько в поведении. Этнос состоит из смешения двух и более рас первого или второго порядка, а каждая раса входит в состав многих этносов. Этнос с момента возникновения делится на составные части: либо роды и фратрии, либо племена, либо «консорции», сочетание которых практически неповторимо. Это значит, что каждый этнос имеет оригинальную структуру, которая воспринимается людьми как этническая целостность. В тех же случаях, когда структура стирается и этнос находится на грани ассимиляции другими этносами, остается инерция, т.е. традиция. До тех пор пока инерция не иссякнет, люди, принадлежавшие к данному этносу, будут относить себя к нему. Динамичность состояния этноса определяется степенью разнообразия психических складов групп людей, входящих в тот или иной этнос
2. Этнос –­ исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность: самосознания - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований; территории; языка; и культуры. Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии) // Глоссарий.Ру.

3 Суперэтнос (по Гумилеву Л.Н.) – группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе в результате одного пассионарного толчка, взаимосвязанных политически, идеологически, экономически, и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов. Примеры суперэтносов — Западная Европа, Китай, Великая степь.

4 Вызов (по Дж. Тойнби) – проблемы с которыми сталкивается общество в своем жизненном процессе. Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние.

5 Цивилизация (по Дж. Тойнби) – вид общества, отличаемого от «примитивных» обществ. Выделяется 21 цивилизация на основе религозного признака.

6 Культура (по О.Шпенглеру) – это (высокая культура) бодрствование одного-единственного гигантского организма, делающего носителями единообразного языка форм с единообразной историей не только обычай, миф, технику и искусство, но также и воплотившиеся в него народы и сословия.

7 Пассионарность (по Гумилеву Л.Н.) – характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Определяется неравномерностью распределения биохимической энергии живого вещества биосферы, за длительное историческое время отражающегося на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей, называн “пассионарностью” от от лат. слова passio - страсть

8 Формация (по К.Марксу) – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером. В основе формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, образуют сущность данной формации.

 

Куминов Андрей Сергеевич (akuminov@yahoo.com)

Автор оставляет за собой право использовать полученные письма без уведомления, если не указано иное, для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации не позволяющей идентифицировать отправителя.


В избранное